программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
рабочая программа по теме
Социальное направление. Возраст обучающихся: 7-11 лет. Срок реализации: 4 года. Программа разработана на основе програввы О.Хухлаевой "Тропинка к своему Я". Актуальность программ обусловлена возрастание требований к коммуникативному взаимодействию и толерантности членов общества, степени ответственности и свободе личностного выдора, самоактуализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 275 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Тропинка к своему Я»
Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1-4 классы)
Количество часов - 135
Составитель Игнатьева Галина Викторовна
Программа разработана на основе программы О.В.Хухлаевой
«Тропинка к своему Я».
I. Пояснительная записка
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во взаимодействие с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.
Курс «Тропинка к своему Я» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Программа разработана в соответствии с документами:
- Федеральный Закон «Об образовании РФ»
- Международная конвенция «О правах ребенка» 1989г.
- «Всеобщая декларация прав человека».
- Гражданский кодекс РФ.
- «Основы законодательства РФ о культуре»
- Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
Актуальность. В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития- эмоциональной, познавательной, регулятивной).
Программа «Тропинка к своему Я» имеет социальное направление и предназначена для детей в возрасте 7 – 11 лет. Курс рассчитан на 135 часов (1 класс-33ч, 2 класс- 34 ч, 3 класс- 34 ч, 4 класс – 34ч). Программа предусматривает оказание помощи детям в преодолении страхов, агрессии, способствует личностному развитию обучающихся.
Программа курса разработана на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я». (Уроки психологии в начальной школе, М: Генезис, 2004г.).
Основная цель программы: формирование позитивного отношения к себе и школе, профилактика школьной дезадаптации.
Основные задачи:
- Формирование психологического здоровья.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Формирование позитивногя отношение к своему «Я».
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
- Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.
- Развитие навыков социального поведения.
- Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.
- Создание возможностей для самовыражения.
- Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
- Развитие способности ребенка к сопереживанию.
- Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.
- Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
- Развитие познавательной мотивации.
- Раскрытие творческого потенциала.
В программе прослеживаются межпредметные связи:
- с уроками русского языка и литературы: составление устных и письменных рассказов о персонажах прочитанных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), участие в первых пробах письма(сочинение сказок, забавных историй и т.д.
- с уроками музыки: анализ музыкальных образов героев;
- с уроками изобразительного искусства: использование красок для передачи своего отношения к героям произведений;
- с уроками окружающего мира: наблюдение за изменениями в природе.
Методы и приемы, используемые на занятиях: комментирование, анализ содержания произведения, изобразительная деятельность (рисование, раскрашивание), игровые приемы
речевая деятельность.
Формы занятий:
- групповые занятия
- тренинговые упражнения
- ролевые и ситуационные игры
- занятия с использованием художественных средств выразительности
- дискуссии
Принципы реализации программы курса:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса
1 класс
Регулятивные УУД:
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с
помощью учителя
учиться исследовать свои качества и свои особенности
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
учиться наблюдать
моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
учиться работать в паре и в группе
выполнять различные роли
слушать и понимать речь других ребят
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
2 класс
Регулятивные УУД:
учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников
учиться прогнозировать последствия своих поступков
определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя
учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
делать выводы в результате совместной работы в группе
учиться графически оформлять изучаемый материал
моделировать различные ситуации
усваивать разные способы запоминания информации
Коммуникативные УУД:
учиться позитивно проявлять себя в общении
учиться договариваться и приходить к общему решению
учиться понимать эмоции и поступки других людей
овладевать способами позитивного разрешения конфликтов
3 - 4 класс
Регулятивные УУД:
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
извлекать необходимую информацию из текста
определять и формулировать цель в совместной работе
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
обогатить представление о собственных возможностях и способностях
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
учиться контролировать свою речь и поступки
учиться толерантному отношению к другому мнению
учиться самостоятельно решать проблемы в общении
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
формулировать своё собственное мнение и позицию
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
К концу обучения курса учащиеся получат возможность:
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения в обществе, семье, со сверстниками; - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии; - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
- основные способы психологического взаимодействия между людьми; - приемы повышения собственной самооценки; - осознание своего места в мире и обществе; |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели - налаживать контакт с людьми; -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; - находить свое место в школьной жизни; |
-получать удовольствие от процесса познания -преодолевать возникающие в школе трудности - психологически справляться с неудачами; -осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние; -взаимодействовать с учителем и свертниками; - адекватно анализировать собственные проблемы; |
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. - знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития | - полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем; - приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов; | - полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения; - полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; - через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления; |
Режим занятий. Программа реализуется в форме кружка, включена в план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 35-40 минут.
Планируемые результаты реализации программы
В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• установка на здоровый образ жизни;
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Таблица тематического распределения количества часов
курса «Тропинка к своему Я»:
№ п/п | Разделы, темы | Рабочая программа по классам | ||||
Рабочая программа | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||
1 | Я-школьник | 15 | 15 | - | - | - |
2 | Мои чувства | 18 | 18 | - | - | - |
3 | Вспомним чувства | 4 | - | 4 | - | - |
4 | Чем люди отличаются друг от друга? | 15 | - | 15 | - | - |
5 | Какой я? – Какой ты? | 15 | - | 15 | - | - |
6 | Я – фантазер. | 8 | - | - | 8 | - |
7 | Я и моя школа. | 5 | - | - | 5 | - |
8 | Я и мои родители. | 5 | - | - | 5 | - |
9 | Я и мои друзья. | 9 | - | - | 9 | - |
10 | Что такое сотрудничество? | 7 | - | - | 7 | - |
11 | Кто я? Мои силы, мои возможности. | 13 | - | - | - | 14 |
12 | Я расту, я изменяюсь. | 4 | - | - | - | 3 |
13 | Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? | 6 | - | - | - | 6 |
14 | Хочу вырасти интеллигентным человеком что для этого нужно? | 5 | - | - | - | 5 |
15 | Хочу вырасти свободным человеком что для этого нужно? | 6 | - | - | - | 6 |
VI. Содержание курса «Тропинка к своему Я»
1 класс (33 часа)
Тема 1. Я — школьник.
- Знакомство. Введение в мир психологии.
- Как зовут ребят моего класса?
- Зачем мне нужно ходить в школу?
- Мой класс.
- Какие ребята в моем классе?
- Мои друзья в классе.
- Мои успехи в школе.
- Моя учебная сила.
Тема 2. Мои чувства.
- Радость. Что такое мимика?
- Радость. Как ее доставить другому человеку?
- Жесты.
- Радость можно передать прикосновением.
- Радость можно подарить взглядом.
- Грусть.
- Страх.
- Страх. Его относительность.
- Как справится со страхом.
- Страх и как его преодолеть.
- Гнев. С какими чувствами он дружит?
- Может ли гнев принести пользу?
- Обида.
- Разные чувства.
2 класс (34 часа)
Тема 1. Вспомним чувства.
Тема 2. Чем люди отличаются друг от друга.
- Люди отличаются друг от друга своими качествами.
- Хорошие качества людей.
- Самое важное хорошее качество.
- Кто такой сердечный человек?
- Кто такой доброжелательный человек?
- Трудно ли быть доброжелательным человеком?
- Я желаю добра ребятам в классе.
- Очищаю свое сердце.
- Какие качества нам нравятся в друг друге?
- Какими качествами мы отличаемся?
- Люди отличаются друг от друга своими качествами.
- В каждом человеке есть светлые и темные качества.
Тема 3. Какой Я — Какой Ты?
- Какой Я?
- Какой Ты?
- Трудности второклассника в школе, дома, на улице.
- Школьные трудности.
- Домашние трудности.
3 класс (34 часа)
Тема 1. Я — фантазер.
- Я – третьеклассник.
- Кого можно назвать фантазером?
- Я умею фантазировать!
- Мои сны.
- Я умею сочинять!
- Фантазии и ложь.
Тема 2. Я и моя школа.
- Я и моя школа.
- Что такое лень?
- Я и мой учитель.
- Как справляться с «немогучками».
Тема 3. Я и мои родители.
- Я и мои родители.
- Я умею просить прощение.
- Почему родители наказывают детей?
Тема 4. Я и мои друзья.
- Настоящий друг.
- Умею ли я дружить?
- Трудности в отношениях с друзьями.
- Ссора и драка.
Тема 5. Что такое сотрудничество?
- Что такое сотрудничество?
- Я умею понимать другого.
- Я умею договариваться с людьми.
- Мы умеем действовать сообща.
- Что такое коллективная работа?
4 класс (34 часа)
Тема 1. Кто я? Мои силы, мои возможности.
- Мое лето.
- Кто я?
- Какой я – большой или маленький?
- Мои способности.
- Мой выбор, мой путь.
- Мой внутренний мир.
- Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.
- Кого я могу впустить в свой внутренний мир?
- Что значит верить?
Тема 2. Я расту, я изменяюсь.
- Мое детство.
- Я изменяюсь.
Тема 3. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?
- Мое будущее.
- Хочу вырасти здоровым человеком.
Тема 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком, что для этого нужно?
- Кто такой интеллигентный человек?
- Хочу вырасти интеллигентным человеком.
- Что такое идеальное Я?
Тема 5. Хочу вырасти свободным человеком, что для этого нужно?
- Кто такой свободный человек?
- Права и обязанности школьника.
- Что такое право на уважение?
- Права и обязанности.
- Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.
- Как разрешить конфликты мирным путем
Тематическое планирование
Первый класс
Раздел 1. Мои чувства.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Универсальные учебные действия (УУД) |
1. | Знакомство. Введение в мир психологии | 1 | Познакомиться с новым предметом, учителем и одно- классниками. Познакомиться с понятиями «мимика», «жесты», «эмоции», «чувства». Описывать свои чувства и состояние и сравнивать их с чувствами партнёров по общению. Осваивать правила общения со сверстниками. | Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками (РУУД) Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха, гнева (ПУУД) Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах (КУУД) |
2. | Радость. Что такое мимика | 1 | ||
3. | Радость. Как её доставить другому человеку. | 1 | ||
4. | Жесты. | 1 | ||
5. | Радость можно передать прикосновением | 1 | ||
6. | Радость можно подарить взглядом | 1 | ||
7. | Страх. | 1 | ||
8 | Страх. Его относительность | 1 | ||
9. | Как справиться со страхом. | 1 | ||
10 | Гнев. С какими чувствами он дружит? | 1 | ||
11 | Как справиться с гневом? | 1 | ||
12. | Может ли гнев принести пользу? | 1 | ||
13. | Разные чувства. | 2 |
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга
14 | Качества людей | 1 | Познакомиться с понятием «качества людей» Анализировать свои поступки и поступки других людей и учиться объяснять их с помощью учителя. Работать с пословицами о лучших человеческих качествах. | Извлекать с с помощью учителя необходимую информацию из текста сказки (РУУД) Учиться исследовать свои качества и свои особенности (ПУУД) Учиться работать в парах (КУУД) |
15 | Люди отличаются друг от друга своими качествами | 2 | ||
16 | В каждом человеке есть «светлые» и «тёмные» качества | 1 | ||
17 | Как мы видим друг друга | 2 |
Раздел 3. Какой Я – какой Ты?
18 | Какой Я? | 2 | Описывать своё настроение. Учиться правильно выражать свои чувства в общении с другими людьми. | Уметь оценивать свой результат с помощью учителя (РУУД) Учиться находить положительные качества у себя и у других людей (ПУУД) Учиться договариваться и уважать разные мнения (КУУД) |
19 | Мой автопортрет | 1 | ||
20 | Моё настроение | 1 | ||
21 | Какой ты? | 2 | ||
22 | Я и другие | 2 |
Раздел 4. Трудности первоклассника
23 | Трудности первоклассника в школе, дома, на улице. | 1 | Осваивать правила поведения в разных ситуациях: в школе, дома, на улице, в общественных местах. Работать с иллюстрациями. Находить необходимую информацию. Моделировать ситуацию. | Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их (РУУД) Учиться рассуждать, строить логические умозаключения (ПУУД) Уметь договариваться и приходить к общему решению (КУУД) |
24 | Школьные трудности | 1 | ||
25 | Домашние трудности | 1 |
Третий класс
Раздел 1. Я – фантазёр.
1. | Я - третьеклассник | 1 | Угадывать партнёра по описанию его качеств. Угадывать и описывать ситуацию по её пластическому представлению. Придумывать невероятные истории по заданию учителя и обсуждать их в группе. | Строить речевое высказывание в устной форме (РУУД) Осознавать ценность умения фантазировать (ПУУД) Учиться выполнять разные роли (КУУД) |
2 | Кого можно назвать фантазёром? | 1 | ||
3 | Я умею фантазировать | 2 | ||
4 | Мои сны | 1 | ||
5 | Я умею сочинять | 1 | ||
6 | Мои мечты | 2 | ||
7 | Фантазии и ложь | 2 |
Раздел 2. Я и моя школа.
8 | Я и моя школа | 2 | Участвовать в учебной игре о правилах поведения в школе. Моделировать ситуацию по заданию учителя и обсуждать её. | Учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников (РУУД) Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией (КУУД) |
9 | Я и мой учитель | 2 | ||
10 | Я и мои одноклассники | 2 | ||
11 | Что такое лень? | 1 | ||
12 | Как справиться с «Немогучками»? | 2 |
Раздел 3. Я и мои родители.
13 | Я и мои родители | 1 | Познакомиться с историей своей семьи. Участвовать в групповой работе по составлению родословной. Обсуждать и анализировать полученный результат. Участвовать в беседе «Почему родители наказывают детей?» | Извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, фото, рисунок) (РУУД) Учиться графически оформлять изучаемый материал (ПУУД) |
14 | «Урок мудрости» (уважение к старшим) | 1 | ||
15 | Я умею просить прощения | 1 | Овладевать способами разрешения конфликтов с родителями (КУУД) | |
16 | Почему родители наказывают детей? | 2 |
Раздел 4. Я и мои друзья.
17 | Настоящий друг | 2 | Выполнять различные роли в играх. Передавать черты характера через выразительные движения и позы. Участвовать в беседе о дружбе. Анализировать полученный результат. | Учиться прогнозировать последствия своих поступков (РУУД) Осознавать качества настоящего друга (ПУУД) Учиться понимать эмоции и поступки других людей (КУУД) |
18 | Умею ли я дружить? | 1 | ||
19 | Трудности в отношениях с друзьями | 1 | ||
20 | Я и мои «колючки» | 1 | ||
22 | Ссора и драка | 2 | ||
23 | Что такое одиночество? | 1 | ||
24 | Итоговое занятие | 1 |
Четвёртый класс
Раздел 1. Кто я? Мои силы, мои возможности.
1 | Моё лето | 1 | Познакомиться с понятием «способности». Исследовать свои способности и возможности в различных видах деятельности. Участвовать в составлении и обсуждении устных рассказов о лете и конкурсе рисунков с последующим обсуждением. Исполнять различные роли. Моделировать и анализировать ситуации. | Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях (РУУД) Обогатить представления о собственных возможностях и способностях (ПУУД) Учиться самостоятельно решать проблемы общения (КУУД) |
2 | Кто я? | 2 | ||
3 | Какой я? Большой или маленький? | 1 | ||
4 | Мои способности | 1 | ||
5 | Мой выбор, мой путь | 1 | ||
6 | Мой внутренний мир | 1 | ||
7 | Кто в ответе за мой внутренний мир? | 1 | ||
8 | Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. | 1 | ||
9 | Кого я могу впустить в свой внутренний мир? | 1 | ||
10 | Что значит верить? | 1 |
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь.
11 | Моё детство | 1 | Выполнять различные роли. Отгадывать по заданию учителя главного героя сказок по описанию. Участвовать в беседе. Моделировать различные жизненные ситуации. | Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит (РУУД) Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения (ПУУД) Формулировать своё собственное мнение и позицию (КУУД) |
12 | Нужно ли человеку изменяться? | 2 | ||
13 | Я расту, я изменяюсь | 2 |
Раздел 3. Моё будущее.
14 | Моё будущее | 2 | Познакомиться с понятием «жизненный выбор». Обсуждать возможные варианты будущего. Обсуждать правила ЗОЖ. Раскрывать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья | Планировать цели и пути самоизменения (РУУД) Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости (ПУУД) При работе в группе учитывать мнение товарищей (КУУД) |
15 | Кем бы я хотел стать? | 1 | ||
16 | Хочу вырасти здоровым человеком. | 2 |
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком. Что для этого нужно? .
17 | Кто такой интеллигентный человек? | 1 | Познакомиться с понятиями «интеллигентный человек», «идеал» Участвовать в беседе. Моделировать ситуации, где необходимы согласие, взаимопомощь, личная ответственность. | Соотносить результат с целью и оценивать его (РУУД) Учиться моделировать новый образ на основе личного опыта (ПУУД) Учиться формулировать собственное понимание смысла текста сказки (КУУД) |
18 | Хочу вырасти интеллигентным человеком. | 1 | ||
19 | Что такое идеальное «Я»? | 1 |
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком. Что для этого нужно?
20 | Кто такой свободный человек? | 1 | Произносить заданную фразу с разными интонациями Составлять устные сочинения на заданную тему. Участвовать в беседе о правах и обязанностях человека. Обсуждать описанные в тексте ситуации и строить предположения о том, как могут поступать герои. | Осознавать, что свобода не может быть безграничной (РУУД) Учиться находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию (ПУУД) Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей (КУУД) |
21 | Права и обязанности школьника | 1 | ||
22 | Что такое «право на уважение»? | 1 | ||
23 | Права и обязанности | 1 | ||
24 | Нарушение прав других людей может привести к конфликтам | 2 | ||
25 | Как разрешить конфликты мирным путём? | 2 | ||
26 | Итоговое занятие | 1 |
Методическое обеспечение программы
Направление | Формы организации | Методы и приемы | Дидактический материал, инструменты |
Социальное | Беседа тренинговые занятия рассказ | Словесные Наглядные практические Метод проекта | Краски, карандаши, альбом, мультимедийный проектор и презентации, ПК, Интернет, магнитофон, методические материалы для сказок, игр и упражнений, цветная бумага |
Литература:
- Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. – 280 с.
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2003г.-168с.
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2004г.-168с.
- Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-208 с.
- Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 класса/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-248 с.
- Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2004.-176 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. – 160с.
- Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (урок...

Программа внеурочной проектной деятельности "Я - частица своей страны"
Программа по внеурочной проектной деятельности "Я - частица своей страны" содержит учебно-тематическое планирование и работу над социальными проектами....

«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край»
«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край» (программа патриотического воспитания младших школьников)....

Программа внеурочной деятельности ПОДАРОК СВОИМИ РУКАМИ
Программа создана для развития творческих способностей обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"
Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Чудеса своими руками" 4 класс
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса своими руками"
Данная программа внеурочной деятельности по курсу «Чудеса своими руками» во 2 классе нацелена на оптимальное общее развитие каждого ребёнка и в со...