планирование работы по внеурочной деятельности объединения "Я - исследователь"
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме
Ктп по работе объединения "Я - исследователь" в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-_issledovatel.zip | 16.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: Учить детей проводить исследования.
Задачи: 1.Научить выбирать тему исследования; ставить цели и задачи; составлять план исследовательской работы; проводить опыты и эксперименты.
2. Развивать навыки исследовательского поведения (видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения).
3. Воспитывать в детях терпение, любознательность, интерес к науке, творчеству.
Учить работать в группе, выступать перед аудиторией.
Особенности программы:
- программа «Я – исследователь» рассчитана на детей 7-8 лет;
- программа готовит детей к участию в городских и региональных конкурсах по исследовательской деятельности;
- программа включает теоретические и практические занятия, экскурсии, участие в городских мероприятиях.
Формы и режим занятий:
занятия проводятся в виде теоретических и практических уроков и экскурсий.
Режим:
Занятия проводятся 4 раза в неделю по 45 минут.
Ожидаемые результаты:
основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение детьми новых знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы.
Механизм отслеживания результатов:
- ведение детьми «Тетрадей творческих успехов и достижений».
- тесты на внимание, мышление, творческое воображение.
- итоговые презентации исследовательских работ.
Межпредметные связи.
Подготовка к исследованию и проведение исследовательской работы тесно связано с предметами:
- окружающий мир ( проведение опытов, наблюдений, экспериментов),
- русский язык, литература, риторика (работа со словарями, энциклопедиями, написание докладов, подготовка выступлений, умение выступать перед аудиторией),
- информатика ( работа с компьютером, Интернетом, подготовка презентаций),
- математика (вычисления, измерения, сравнения, подсчёты, схемы, диаграммы).
Учебно-тематическое планирование.
№ | Тема | Сроки | Кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | ||||
Первый год обучения | |||||
1 | Развиваем внимание, память, мышление. | Сентябрь-октябрь-ноябрь | 26 часов | 10 | 16 |
2 | Развиваем навыки исследовательского поведения. | Декабрь-январь-февраль | 22 часа | 10 | 12 |
3 | Учимся нестандартно мыслить ( тренинг креативного мышления). ТРИЗ | Март-апрель-май | 18 часов | 8 | 10 |
Второй год обучения | |||||
4 | Разрабатываем исследования | Сентябрь-октябрь-ноябрь | 26 часов | 10 | 16 |
5 | Проводим эксперименты к исследованиям. | Декабрь-январь-февраль | 22 часа | 10 | 12 |
6 | Презентация исследований | Март-апрель-май | 18 часов | 8 | 10 |
Содержание программы.
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание занятия | Вид занятия, методы, формы. |
Первый год обучения | ||||
1 | Развиваем внимание, память, мышление (26 ч). Что такое внимание? Что такое мышление? Развиваем логическое мышление. Какая бывает память? Развиваем зрительную память. Развиваем тактильную память. Учимся кодировать информацию. Учимся работать с книгой. | 3 3 4 2 3 3 4 4 | Тесты на внимание. Задания на развитие внимания. Тесты на развитие мышление Тесты на развитие памяти. Различные приемы запоминания (мнемотехника, свертывание информации, кодирование) Работа со справочниками, словарями, энциклопедиями. | Тестирование, самоанализ
Фронтальная и индивидуальная работа. Тестирование. Фронтальная, индивидуальная работа. Групповая работа. Библиотечный урок. |
2 | Развиваем навыки исследовательского поведения ( 22 ч ). Умение видеть проблемы. Учимся задавать вопросы. Выдвигаем гипотезы. Даем определения понятиям. Учимся классифицировать. Учимся наблюдать. Познание в действии или как провести эксперимент. Делаем выводы и умозаключения. | 3 2 2 3 3 3 4 2 | Задания и упражнения на развитие умения видеть проблемы. Логическая структура вопроса. Уточняющие и восполняющие вопросы. Игры на постановку вопросов. Что такое гипотеза. Упражнения на обстоятельства. Описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение, обобщение. Структурно-логическая модель. Классификация простая, многоступенчатая, разветвленная. Правила классификации. Задачи на классификацию с явными ошибками. Категории. Парадокс. Упражнения на развитие наблюдательности и внимания. Приборы и приспособления для наблюдения. Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами. Эксперименты с магнитом, лучом света, водой. Умозаключения по аналогии. Метафора и метафоричность. | Беседа, практическая работа Беседа, практическая работа, игра. Беседа, практическая работа. Беседа. Работа в парах. Теоретическое и практическое занятие. Фронтальная и индивидуальная работа. Беседа. Практическое занятие. Беседа, практическая работа. Групповая, индивидуальная работа. Беседа. Фронтальная работа. |
3 | Учимся нестандартно мыслить ( тренинг креативного мышления). ТРИЗ ( 18 ч ). Методы творчества. Шпаргалка изобретателя. Дивергентное и конвергентное мышление в исследовательском поведении. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). | 4 5 4 5 | Мозговая атака. Метод неожиданных идей. Метод фокальных объектов. Морфологический ящик. Типовые приемы устранения технических противоречий. Решение дивергентных задач. Методика конструирования сказок. Сочини рассказ по схеме. Аналогии, преувеличения и преуменьшения. Пиктограммы. Способы и методы решения изобретательских задач. | Беседа, групповая работа, творческая мастерская. Работа в парах, творческая мастерская. Групповая работа, творческая мастерская. Беседа. Фронтальная и групповая работа. |
Второй год обучения | ||||
4 | Разрабатываем исследования ( 26 ч ). Выбираем тему исследования. Определяем цели и задачи исследования. Тренировочные занятия. Выдвигаем гипотезы. Сбор материала. Находим информацию в Интернете. | 5 6 4 6 5 | Какими могут быть темы исследования. Как выбрать тему исследования. Игровая методика проведения самостоятельных исследований. Работа со словами: предположим; допустим; возможно; что, если. Работа по плану: подумать самостоятельно, просмотреть книги по теме Спросить у других людей Просмотреть телематериалы Работа с компьютером. | Групповая и индивидуальная работа. Групповая работа – игра. Беседа. Фронтальная и индивидуальная работа. Индивидуальная работа. Библиотечный урок. Практическая работа. |
5 | Проводим эксперименты к исследованиям ( 22 ч ). Обоснование эксперимента, его цель и суть. Подготовка необходимых предметов, таблиц и схем для фиксирования результатов. Проведение экспериментов. Проведение опытов. Проведение наблюдений. Подведение итогов. | 3 2 5 5 5 2 | План эксперимента. Краткосрочный и долгосрочный эксперимент. Наблюдения и опыты. Описание наблюдения, опыта, эксперимента. Суждения и умозаключения. | Индивидуальная работа. Творческая мастерская. Практическая работа. Экскурсии. Индивидуальная и групповая работа. |
6 | Презентация исследований ( 18 ч ). Подготовка доклада. Подготовка текста для выступления макета, схемы, чертежей. Защита результатов исследования. Итоговое занятие клуба « Я – исследователь». | 6 6 5 1 | Оформление доклада. Схема для текста выступления( основные понятия и их определение, примеры, классификация и парадоксы, ранжирование идей, выводы и умозаключения). Подготовка средств наглядного представления доклада. Речь оратора, мимика, жесты, голос. | Фронтальная и индивидуальная работа. Творческая мастерская. Конкурс. |
Методическое обеспечение программы:
- Карточки с символическим изображением методов исследования;
- Картинки- темы исследований;
- пиктограммы;
- рисунки-силуэты для работы по развитию наблюдательности;
- карточки – памятки для работы по исследовательской деятельности;
- картотека динамических пауз;
- тесты на внимание, развитие памяти, мышление.
Литература.
Для учителя:
Аболин Л.М.,Иванова Н.В.,СибгатуллинаИ.Ф. О восприятии м понимании ребенка. Практикум по психологии. .зань- Рига, 1996.
Безруких М.М., Ефимова С.П. знаете ли вы своего ученика?- М., Просв. 1991.
Воскобойников В.М. как определить и развить способности ребенка., С-П.,Респекс, 1996.
Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. С.- П., Питер,2007.
Дуглас ДЖ. Мейсон, Спенсер Ксавьер Смит. Доктор вашей памяти. М., Диля,- 2006.
Кузнецова Р.М. Габдрахманова Р.Г. Рабочая тетрадь по детовождению. Часть 2.Наб. Челны. – 1999.
Майкл А.Ди Специо Развивающее критическое мышление., М., Астрель,2004.
Матюгин И.Ю. Тактильная память.М., Эйдос,1991.
Матюгин И.Ю. Зрительная память, М., Эйдос, 1993
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М., ТЦ « Сфера», 1996.
Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 1, 2. М., Наука, 1986.
Речевые уроки / под ред. Ладыженской Т.А., М., Просв.,1995.
Савенков А.И. Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль, Академия развития, 2002.
Суперинтеллект. Практикум по развитию IQ. М., Мир книги. 2006.
Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей. Ярославль, Академия развития.2001.
Яруллина Р.М. Рабочая тетрадь по детовождению. Набережные Челны _ 1996.
Для детей:
Энциклопедии, словари, справочники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...
Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"
Программа курса рассчитана на 4 года, 135 часов, предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности"Я-исследователь"
Данный материал можно использовать как вариант составления календарно-тематического планирования по внеурочной деятельности с использованием УУД...
рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)
Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...
Реализация программы внеурочной деятельности "Я - исследователь" как способ развития исследовательской деятельности младших школьников.
В данной статье рассказывается о развитии поисково-исследовательской деятельности младших школьников на конкретных примерах....