рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)
рабочая программа (3, 4 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".
Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 45.72 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №11»
г. Шарыпово
Согласовано: Председатель МС______________ протокол № ___________ от__________________ | Утверждена приказом директора МБОУ НОШ №11 № _______ от___________ _________________С.А. Лазарева |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Я - исследователь»
(проектная деятельность)
3 класс
Количество часов: 35
Педагог: Шихкеримова А.В.
2018 год
Содержание
1 | Пояснительная записка | стр. |
2 | Содержание курса | стр. |
3 | Перечень УУД обучающихся | стр. |
4 | Тематическое планирование | стр. |
5 | Информативно-методическое обеспечение | стр. |
6 | Используемая литература | стр. |
Пояснительная записка
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по проектной деятельности.
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе и потребностях учащихся. Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Сроки реализации
Данная образовательная программа рассчитана на 2 года обучения и включает в себя основные факты из истории и особенности жизни англоговорящих стран. Занятия проводятся 1 раз в неделю, таким образом, программа рассчитана на 35 часов.
Возраст учащихся
Данная программа предусматривает построение процесса обучения с учащимися 9-10 лет (учащиеся 3 – 4 классов) в группе из 10-15человек.
Тематическая направленность программы – страноведение, Великобритания.
Проблема преподавания иностранных языков в школе в настоящее время актуальна. Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.
К сожалению, в начальной школе отводится недостаточное количество времени на уроках для изучения истории, культуры и традиций страны изучаемого языка.
Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей, но и представляет хорошую возможность для поддержания мотивации учащихся. Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» в форме школьного клуба «Я - исследователь» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Результатом проектной деятельности будет продукт собранной информации о символах, традициях, культуре, праздниках, географическом положении страны Великобритания.
Содержание курса
Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.
При использовании проектной деятельности у учащихся происходит:
1) формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
2) формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
3) формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование);
4) формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
- участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Знакомство с темой
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
Выбор подтемы
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Сбор информации.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт- диски и т.д.).
Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее.
Выбор проекта
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Работа над проектами.
На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы.
Презентация проекта
После завершения работы над проектом школьники представляют свой проект. Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Перечень УУД обучающихся
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметное содержание речи.
Великобритания (география, политическая жизнь, история, символы страны), города, их культурные особенности и достопримечательности. Спорт.
Тематическое планирование 3 класс
№ заня-тия | Тема | Кол-во часов | дата | примечание |
1 | Вводное занятие: понятие «проект». Задачи клуба «Я - исследователь». | 1 | ||
2 | Знакомство с темой – Великобритания (География, символы). Выбор подтемы проекта, этапы работы над проектом. | 1 | ||
3 | Цель проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. | 1 | ||
4 | Сбор информации. Работа с информацией. | 1 | ||
5 | Выбор вида проекта. Составление паспорта проекта. | 1 | ||
6 -7 | Работа над проектом. | 2 | ||
8 | Презентация проекта. | 1 | ||
9 | Знакомство с темой - Англия. Достопримечательности. | 1 | ||
10 | Цель проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. | 1 | ||
11 | Сбор информации. Работа с информацией. | 1 | ||
12 | Выбор вида проекта. Составление паспорта проекта. | 1 | ||
13 - 14 | Работа над проектом. | 2 | ||
15 | Презентация проекта. | 1 | ||
16 | Знакомство с темой - Уэльс. Достопримечательности. | 1 | ||
17 | Цель проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. | 1 | ||
18 | Сбор информации. Работа с информацией. | 1 | ||
19 | Выбор вида проекта. Составление паспорта проекта. | 1 | ||
20 | Работа над проектом. | 1 | ||
21 | Презентация проекта. | 1 | ||
22 | Знакомство с темой - Шотландия. Достопримечательности. | 1 | ||
23 | Цель проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. | 1 | ||
24 | Сбор информации. Работа с информацией. | 1 | ||
25 | Выбор вида проекта. Составление паспорта проекта. | 1 | ||
26 | Работа над проектом. | 1 | ||
27 | Презентация проекта. | 1 | ||
28 | Знакомство с темой – Северная Ирландия. Достопримечательности. | 1 | ||
29 | Цель проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. | 1 | ||
30 | Сбор информации. Работа с информацией. | 1 | ||
31 | Выбор вида проекта. Составление паспорта проекта. | 1 | ||
32 | Работа над проектом. | 1 | ||
33 | Презентация проекта. | 1 | ||
34 | Работа над оформлением долгосрочного общего проекта – книги. | 1 | ||
35 | Обобщающее занятие. | 1 |
Тематическое планирование 4 класс
№ заня-тия | Тема | Кол-во часов | дата | примечание |
1 | Вводное занятие: понятие «проект». Задачи клуба «Я - исследователь». | 1 | ||
2 | Знакомство с темой – Великобритания (География, символы: герб, флаг). Выбор подтемы проекта, этапы работы над проектом. | 1 | ||
3 | Цель проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. | 1 | ||
4 | Сбор информации. Работа с информацией. | 1 | ||
5 | Выбор вида проекта. Составление паспорта проекта. | 1 | ||
6 -7 | Работа над проектом. | 2 | ||
8 | Презентация проекта. | 1 | ||
9 | Знакомство с темой - Англия. История. Символы страны. Королевская семья. | 1 | ||
10 | Цель проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. | 1 | ||
11 | Сбор информации. Работа с информацией. | 1 | ||
12 | Выбор вида проекта. Составление паспорта проекта. | 1 | ||
13 - 14 | Работа над проектом. | 2 | ||
15 | Презентация проекта. | 1 | ||
16 | Знакомство с темой - Уэльс. История, символы страны, спорт. | 1 | ||
17 | Цель проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. | 1 | ||
18 | Сбор информации. Работа с информацией. | 1 | ||
19 | Выбор вида проекта. Составление паспорта проекта. | 1 | ||
20 | Работа над проектом. | 1 | ||
21 | Презентация проекта. | 1 | ||
22 | Знакомство с темой - Шотландия. История, символы страны, национальная одежда, волынка. | 1 | ||
23 | Цель проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. | 1 | ||
24 | Сбор информации. Работа с информацией. | 1 | ||
25 | Выбор вида проекта. Составление паспорта проекта. | 1 | ||
26 | Работа над проектом. | 1 | ||
27 | Презентация проекта. | 1 | ||
28 | Знакомство с темой – Северная Ирландия. История, Символы. Праздник «Самайн». | 1 | ||
29 | Цель проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. | 1 | ||
30 | Сбор информации. Работа с информацией. | 1 | ||
31 | Выбор вида проекта. Составление паспорта проекта. | 1 | ||
32 | Работа над проектом. | 1 | ||
33 | Презентация проекта. | 1 | ||
34 | Работа над оформлением долгосрочного общего проекта – книги. | 1 | ||
35 | Обобщающее занятие. | 1 |
Информативно-методическое обеспечение:
ноутбук, книги библиотеки, ресурсы интернет.
Используемая литература
- М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности:
- Интернет-сайт: www/Trizline/Ru/leem/toy/toy.Htm
- http://stranamasterov.ru/
- www.readabout.info
- http://vip-samodelki.ru
- http://spicami.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности» Направление: Проектная деятельность 1-4 классы
МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности «Основы исследовательскойдеятельности»Направление: Проект...