рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Шихкеримова Александра Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".

Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа45.72 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №11»

г. Шарыпово

Согласовано:

Председатель МС______________

       протокол № ___________

       от__________________

Утверждена приказом

директора  МБОУ НОШ №11

№ _______ от___________

_________________С.А. Лазарева

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Я - исследователь»

(проектная деятельность)

3 класс

Количество часов: 35

Педагог:  Шихкеримова А.В.

2018 год

Содержание

1

Пояснительная записка

стр.

2

Содержание курса

стр.

3

Перечень УУД обучающихся

стр.

4

Тематическое планирование

стр.

5

Информативно-методическое обеспечение

стр.

6

Используемая литература

стр.

Пояснительная записка

   Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по проектной деятельности.

   Программа  курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

     Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

    Ее актуальность основывается на интересе и потребностях учащихся. Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

    Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

 Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы.

   Сроки реализации

   Данная образовательная программа рассчитана на 2 года обучения и включает в себя  основные факты из истории и особенности жизни англоговорящих стран. Занятия проводятся 1 раз в неделю, таким образом, программа рассчитана на 35 часов.

   Возраст учащихся

   Данная программа предусматривает построение процесса обучения с учащимися 9-10 лет (учащиеся 3 – 4 классов) в группе из 10-15человек.

   Тематическая направленность программы – страноведение, Великобритания.

   Проблема преподавания иностранных языков в школе в настоящее время актуальна. Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.

   К сожалению, в начальной школе отводится недостаточное количество времени на уроках для изучения истории, культуры и традиций страны изучаемого языка.

    Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей, но и представляет хорошую возможность для поддержания мотивации учащихся. Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков.

   Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

   Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

   Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

   Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

  В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

   Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» в форме школьного клуба «Я - исследователь» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

   Результатом проектной деятельности будет продукт собранной информации о символах, традициях, культуре, праздниках, географическом положении страны Великобритания.

Содержание курса

   Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.

   При использовании проектной деятельности у учащихся происходит:

1) формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);

2) формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;

3) формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация,

хранение, использование);

4) формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

   Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

    Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.
  • участвовать в работе конференций, чтений.

   Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:        

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Знакомство с темой

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

Выбор подтемы

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

         Сбор информации.

        Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт- диски и т.д.).

Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее.

Выбор проекта

         После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

    Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

  Работа над проектами.

   На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы.

            Презентация проекта

   После завершения работы над проектом школьники представляют свой проект. Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы.

   Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

   Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

    Технологии, методики:

- уровневая дифференциация;

- проблемное обучение;

- моделирующая деятельность;

- поисковая деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

   В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

Перечень УУД обучающихся

   Личностные универсальные учебные действия

   У выпускника будут сформированы:

 - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

 - ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

 - способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

 - основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

   Выпускник получит возможность для формирования:

 - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

 - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

 - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

 - адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

  - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

 - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

    Регулятивные универсальные учебные действия

   Выпускник научится:

 - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

 - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

 - итоговый и пошаговый контроль по результату;

 - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

 - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

 - различать способ и результат действия.

   Выпускник получит возможность научиться:

 - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

 - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

   Познавательные универсальные учебные действия

   Выпускник научится:

 - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

 - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

 - строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

 - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

 - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

   Выпускник получит возможность научиться:

 - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

 - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

 - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

 - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

 - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

 - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

   Коммуникативные универсальные учебные действия

   Выпускник научится:

 - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

 - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

 - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - формулировать собственное мнение и позицию;

 - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 - задавать вопросы;

 - использовать речь для регуляции своего действия;

 - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

   Выпускник получит возможность научиться:

 - учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

 - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

 - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

 - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

 - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

 - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметное содержание речи.

Великобритания (география, политическая жизнь, история, символы страны), города, их культурные особенности и достопримечательности. Спорт.

Тематическое планирование 3 класс

№ заня-тия

Тема

Кол-во часов

дата

примечание

1

Вводное занятие: понятие «проект». Задачи клуба «Я - исследователь».

1

2

Знакомство с темой – Великобритания (География, символы). Выбор подтемы проекта, этапы работы над проектом.

1

3

Цель проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации.

1

4

Сбор информации. Работа с информацией.

1

5

Выбор вида проекта. Составление паспорта проекта.

1

6 -7

Работа над проектом.

2

8

Презентация проекта.

1

9

Знакомство с темой - Англия. Достопримечательности.

1

10

Цель проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации.

1

11

Сбор информации. Работа с информацией.

1

12

Выбор вида проекта. Составление паспорта проекта.

1

13 - 14

Работа над проектом.

2

15

Презентация проекта.

1

16

Знакомство с темой - Уэльс. Достопримечательности.

1

17

Цель проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации.

1

18

Сбор информации. Работа с информацией.

1

19

Выбор вида проекта. Составление паспорта проекта.

1

20

Работа над проектом.

1

21

Презентация проекта.

1

22

Знакомство с темой - Шотландия. Достопримечательности.

1

23

Цель проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации.

1

24

Сбор информации. Работа с информацией.

1

25

Выбор вида проекта. Составление паспорта проекта.

1

26

Работа над проектом.

1

27

Презентация проекта.

1

28

Знакомство с темой – Северная Ирландия. Достопримечательности.

1

29

Цель проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации.

1

30

Сбор информации. Работа с информацией.

1

31

Выбор вида проекта. Составление паспорта проекта.

1

32

Работа над проектом.

1

33

Презентация проекта.

1

34

Работа над оформлением долгосрочного общего проекта – книги.

1

35

Обобщающее занятие.

1

Тематическое планирование 4 класс

№ заня-тия

Тема

Кол-во часов

дата

примечание

1

Вводное занятие: понятие «проект». Задачи клуба «Я - исследователь».

1

2

Знакомство с темой – Великобритания (География, символы: герб, флаг). Выбор подтемы проекта, этапы работы над проектом.

1

3

Цель проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации.

1

4

Сбор информации. Работа с информацией.

1

5

Выбор вида проекта. Составление паспорта проекта.

1

6 -7

Работа над проектом.

2

8

Презентация проекта.

1

9

Знакомство с темой - Англия. История. Символы страны. Королевская семья.

1

10

Цель проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации.

1

11

Сбор информации. Работа с информацией.

1

12

Выбор вида проекта. Составление паспорта проекта.

1

13 - 14

Работа над проектом.

2

15

Презентация проекта.

1

16

Знакомство с темой - Уэльс. История, символы страны, спорт.

1

17

Цель проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации.

1

18

Сбор информации. Работа с информацией.

1

19

Выбор вида проекта. Составление паспорта проекта.

1

20

Работа над проектом.

1

21

Презентация проекта.

1

22

Знакомство с темой - Шотландия. История, символы страны, национальная одежда, волынка.

1

23

Цель проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации.

1

24

Сбор информации. Работа с информацией.

1

25

Выбор вида проекта. Составление паспорта проекта.

1

26

Работа над проектом.

1

27

Презентация проекта.

1

28

Знакомство с темой – Северная Ирландия. История, Символы. Праздник «Самайн».

1

29

Цель проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации.

1

30

Сбор информации. Работа с информацией.

1

31

Выбор вида проекта. Составление паспорта проекта.

1

32

Работа над проектом.

1

33

Презентация проекта.

1

34

Работа над оформлением долгосрочного общего проекта – книги.

1

35

Обобщающее занятие.

1

Информативно-методическое обеспечение:

ноутбук, книги библиотеки, ресурсы интернет.

Используемая литература

  1. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности:

  1. Интернет-сайт: www/Trizline/Ru/leem/toy/toy.Htm
  2. http://stranamasterov.ru/
  3. www.readabout.info
  4. http://vip-samodelki.ru
  5. http://spicami.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности» Направление: Проектная деятельность 1-4 классы

МБОУ «Красногвардейская СОШ №1»      РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАвнеурочной деятельности «Основы исследовательскойдеятельности»Направление: Проект...