Интеллектуальный марафон для учеников 3-4 классов на тему: «Берегите, люди, лес!»
методическая разработка (4 класс) по теме

Кривобокова Татьяна Анатольевна
Цели мероприятия: • дать детям представление о роли леса в жизни человека; • объяснить причины и последствия неосторожного обращения с огнём; • сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара; •предупреждать баловство с вызовом по телефону пожарных; •развивать речь, мышление, воображение, воспитывать уважение к одноклассникам в ходе мероприятия; •формировать чувство самосохранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Берегите, люди, лес!64.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Место проведения: класс, актовый зал школы.

Оборудование:

1) Учебная презентация;

2) Жетоны для 2-ух команд;

3) Фонограммы песен: Серёга «Чёрный бумер», Руслана «Дикие танцы», «Берегите лес» -  слова Ф. Лисичкина, музыка И.Другова;

4) Два телефона;

5) Листы формата А3, цветные маркеры, карандаши.

6) 6 воздушных шаров.

7) Дипломы, грамоты.

Ход мероприятия.

1) Создание эмоциональной заинтересованности класса.

Звучит музыка (Серёга «Чёрный бумер»). Вбегают два мальчиша – плохиша. (Одеты в спортивные костюмы и кеды, на голове кепки на бок)

1-й – «Чем бы нам с тобой заняться?»

2-й – «Что бы такого плохого сделать?»

1-й – «О! Я, кажется, придумал!»  (Достает из кармана спичечный коробок.)

Давай-ка мы с тобою костерчик разведем!

2-й – «Вот здорово! Давай!» (Достают спички, пытаются зажечь.)

Появляется учитель.

Учитель: «Ой, что это вы делаете?»

(Мальчик от неожиданности роняет коробок.)

1-й – «Что это вы кричите? Пожар что ли?»

Учитель: «Не появись я вовремя – пожара не миновать!»

2-й – «Ой, ой, ой! Из-за какой-то малюсенькой спички?»

Учитель:

- А вы послушайте стихотворение! (Выходят подготовленные ученики.)

Девочка:

Ростом спичка – невеличка.

Не смотрите, что мала,

Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья.

Что с огнем шутить нельзя!

Мальчик:

Сережка дома был один,

Нашел он где-то спички.

Решил устроить он костер,

Да только плохо вышло.

Девочка:

Сгорела кукла и кровать,

Сережка дымом отравился.

Зачем же спички в руки брать?

Костер в квартире разжигать?

Да лучше книгу почитать

И маме сказку рассказать.

1-й – «Ух, ты! А мы и не знали, что маленькая спичка может быть большой хулиганкой!»

Учитель:

- А ведь причиной пожара может стать не только спичка. Сегодня вы увидите и узнаете много полезного и интересного о мерах безопасности и правилах поведения при пожаре. (слайд 1)

Мальчиши - плохиши: «Ладно уже, останемся! Вдруг пригодится!» (садятся в зал).

2) Беседа о роли леса в жизни человека.

Учитель:

- Ребята, скажите, где может возникнуть пожар? (Дома, на улице.)

- А если мы с вами пойдём в поход и забудем про  костёр, где будет пожар? (В  лесу.)

-  Из-за чего пожар бывает в помещении?  (Из-за забытого включенного утюга; непотушенной сигареты; старой печки и т.д.) (слайды 2,3,4,5)

- А  в лесу? (Из-за костра, сильного ветра и т.д.)  (слайды 6,7)

- Дети, а как называется наш населённый пункт? (Посёлок Сосновка.)

- Почему? (Нас окружают бугры и леса, на которых растут сосны и ели.)

- Скажите, какое место лес занимает в нашей жизни? В жизни зверей? (Мы ходим с родителями за грибами; на пикники с друзьями; купаться на речку.)

- Давайте порассуждаем, что произойдёт, если в нашей Сосновке исчезнут леса? ( Нам негде будет отдыхать; не будет образовываться новый кислород и т.д.)

 - А жизнь людей изменится? Каким образом? (Животные погибнут от голода; им негде будет жить)

- Что бы этого не произошло, мы сегодня поговорим о правилах поведения человека в лесу.

3) Причины и последствия лесных пожаров.

Ученик:

Огонь наш друг, но не всегда.

Бывает от него беда.

Спички тоже брать опасно,

Это всем должно быть ясно!

Учитель:

- А теперь, ребята, я приглашаю вас поучаствовать в интеллектуальном марафоне «Берегите, люди, лес!»

- Сейчас наши мальчиши - плохиши пройдут по рядам и каждый из вас вынет из мешочков  жетоны. Те, у кого жетоны из синей бумаги, будут в 1-ой команде, у кого из оранжевой – во 2-ой команде.        

4) Интеллектуальный марафон «Берегите, люди, лес!». Конкурсное соревнование команд класса.

Конкурс 1.

Учитель:

-  Итак, в первом конкурсе команды должны  придумать себе название, девиз и нарисовать общую эмблему на своих жетонах. А наших мальчишек – озорников мы попросим быть в жюри!

-  Команды на сцену! Поприветствуйте друг друга! (Команда «Защитники леса», девиз – «Лес в обиду не дадим и огонь мы победим».)

- За это задание команды получают по 5 баллов каждая!

- Прошу участников команд занять свои места.          

Конкурс 2. (Выходят двое подготовленных учеников)

Ученица:

Если где-то задымится,

Если где-то загорится,

По тревоге как один

Позвоним мы «01».

Ученик:

Мы ближайшему району

Сообщим по телефону -

Где горит и что горит

И кто об этом говорит!

Учитель:

- Следующий конкурс называется «Приём звонка».

Ученик:

Помощь придет в срок,

Если сделать правильно звонок.

Нужный номер наберите,

И как это сделать покажите.

Учитель:

- Участники команд по очереди должны подбежать к телефону и правильно позвонить в 01. За каждый правильный звонок участники получают по 6 баллов!

Музыкальная пауза.

Учитель:

- А сейчас музыкальная пауза. Участники исполнят песню «Берегите лес!»

1 куплет.

Чтоб веселее и здоровее

Жил человек – 2 раза.

Чтобы весною птицей лесною

Пел человек – 2 раза.

Припев:

Берегите русский лес:

Он источник всех чудес.

Чтобы повсюду зазеленели

Сосны, вязы, клены, ели.

Берегите лес – 3 раза.

2 куплет.

Белке, кунице, зайцу, лисице

Лес – дом родной . (2 раза)

Птице и зверю хочется верить

В мир и покой .  (2 раза)

Припев.

Учитель:

- Ребята, Пожар в лесу чаще всего возникает по вине человека – это и неосторожное обращение с огнем, и непогашенный костер, и брошенная спичка или сигарета, и детская шалость. Иногда причиной возникновения пожара может служить молния, но такие случаи довольно редки. Внимание, команды! Что же необходимо знать, что бы не допустить лесного пожара? За каждый верный ответ команде начисляется по 3 балла! (Нельзя разводить костёр под деревьями, где много сухой травы или близко расположены сухие пни и т.д.)

- Скажите, а часто вы отдыхаете в лесу, ходите в поход с друзьями? А костёр вы разводите, что бы согреться вечером? Так как же правильно подготовить место для костра на природе? За каждый правильный ответ – 5 баллов! (место для костра надо расчистить от травы и лопатой выкопать небольшую ямку)

- Что никогда нельзя использовать  при разведении костра? (ветки с сухой листвой, потому что от костра будут разлетаться целые тлеющие листья)

- Можно ли оставлять костёр без присмотра? ( никогда)

- А как правильно потушить костёр после себя в лесу? ( залить водой и присыпать землёй)

- Как быть, если пожар в лесу всё же начался? (Если костёр маленький, залить его водой или набросить куртку)

- А если своими силами не удаётся справиться? (Скорее уйти из  леса и позвонить в 01)

- Кто же, дети, тушит пожары, первым оказывается на месте пожара? (пожарные)

Конкурс 3.

Учитель:

- Пожарные – люди сильные. Вот и мы сейчас проверим силу ваших команд. Я приглашаю на сцену трёх участников от каждой команды. Остальные участники считают вслух, а вы надуваете шары. Когда счёт до 8 закончится, мы проверим, у кого они больше. Команда победителей получит по 4 балла!

Учитель:

- Ребята, в 2010 году из-за сухого и жаркого лета горели не только леса по всей стране, но и торфяные болота!

Явление это очень страшное и очень опасное. Едкий дым врезается в глаза, очень трудно дышать. Во время горения торфа, огонь часто уходит под землю, где выжигает целые участки, образуя пустоты. Провалиться в такое пекло проще простого, последствия обычно плачевные. Двигаясь в таких условиях, необходимо прощупывать перед собой дорогу длинным шестом, так же, как при перемещении по болоту.

- В нашем посёлке есть торфяные болота? (Нет) Но эта информация для вас будет не лишней.

Конкурс 4.

Учитель:

- А сейчас конкурс рисунков. За 7 минут командам необходимо нарисовать рисунок – плакат, призывающий людей не оставлять в лесу  непотушенные  костры. Задание оценивается в 10 баллов!

- Рисунки готовы, просим представителей от команд представить свои работы.

Музыкальная пауза.

Учитель:

- Девочки нашего класса приготовили для вас танец огня! (под музыку Русланы «Дикие танцы»)

Конкурс 5.

Учитель:

- Многие детские поэты и писатели сочинили произведения, рассказывающие о неосторожном обращении людей и животных с огнём. Давайте же их вспомним. За каждый правильный ответ – 4 балла. (С. Маршак  “Рассказ о неизвестном герое”, “Кошкин дом”, “Пожар”; Л. Толстой  “Пожарные собаки”;  Б. Житков  “Пожар в море”.  (слайд 8)

Конкурс 6.

Учитель:

- Скажите, ребята, а кто первым приезжает на место пожара? (Пожарные)  

- С помощью чего пожарные борются с огнём? (с помощью воды, песка, огнетушителя)

- Верно, а теперь конкурс на наблюдательность!  Внимание на экран! Составьте новые слова, используя буквы слова «огнетушитель». На это задание вам 3 минуты. (слайд 9)

- Команды готовы? Проверяем!

- Команде, назвавшей последнее слово,  в копилку 6 баллов, второй команде 3 балла.

Конкурс 7.

Учитель:

- И последний конкурс нашего интеллектуального марафона - «Отгадай загадку». Внимание на экран! (слайд 10)  Загадки я читаю по очереди каждой команде. Соперники молчат. Если команда не называет отгадку, право ответа переходит к другой команде.

Серое сукно тянется в окно,
Вьется, взвивается,
В небо устремляется. (дым)

- Я не сам по себе,

А сильнее всего

И страшнее всего.
И все любят меня и

Все губят меня. (огонь)

В бумажном домике

Проживают гномики.
Уж такие добряки –

Раздают всем огоньки. (спички)

Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает (свеча)

- Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри. Не жди, не стой,
А залей его…    (водой)

- Если младшие сестрички,
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те…  (отнять)

5) Подведение итогов. Награждение победителей.

- Ну вот, ребята, наш интеллектуальный марафон «Берегите, люди, лес!» подошёл к концу. И пока жюри готовится назвать команду – победителя, я хочу прочитать отрывок из стихотворения Э. Леоновой «Каменный лес» (слайд 11):

Берегите лес  от огня,

Берегите от равнодушия.

Вдруг не будет нового дня

И погибнет мир от бездушия.

- Все вы сегодня активно участвовали в мероприятии и я уверена, запомнили, как уберечь себя, свой дом  и окружающую среду от пожара! (Команда победителей получает дипломы, вторая команда награждается похвальными  грамотами за участие.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Берегите, люди, лес!» Кривобокова Т.А. МБОУ Сосновская СОШ № 1» Тамбовская область, р.п. Сосновка

Слайд 2

Неисправность электрических приборов Причины пожара

Слайд 3

Забывчивость (забыл выключить) Костер в лесу Причины пожара

Слайд 4

Искра (печь, камин) Причины пожара

Слайд 5

Легковоспламеняющиеся предметы Керосин, бензин, газ Причины пожара

Слайд 6

Спички Курение Причины пожара

Слайд 7

Но самые главные виновники пожара – люди

Слайд 8

Литература по теме: С. Маршак “ Рассказ о неизвестном герое”, “ Кошкин дом”, “Пожар”; Л. Толстой “ Пожарные собаки”, “Пожар”; Б. Житков “ Пожар в море”, “Дым”, “Пожар”; Е. Пермяк “ Как огонь воду замуж взял”.

Слайд 9

Конкурс № 1 Составьте новые слова, используя буквы слова «огнетушитель» ель гон гот нет туш уши шут енот гель гнет гони лего лето нить ноги тело тент тень(и) тушь(и) шить шути отель тонет тушит шутит нетель шинель

Слайд 10

Конкурс №2 «Отгадай загадку» - Серое сукно тянется в окно, Вьется, взвивается, В небо устремляется. - Я не сам по себе, А сильнее всего И страшнее всего. И все любят меня и Все губят меня. - В бумажном домике Проживают гномики. Уж такие добряки – Раздают всем огоньки. - Таять может, да не лед. Не фонарь, а свет дает - Выпал на пол уголек, Деревянный пол зажег. Не смотри. Не жди, не стой, А залей его… - Если младшие сестрички, Зажигают дома спички, Что ты должен предпринять? Сразу спички те Дым, огонь, спички, свеча водой отнять

Слайд 11

Берегите лес от огня, Берегите от равнодушия. Вдруг не будет нового дня И погибнет мир от бездушия. Э. Леонова Помни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон по теме "Война 1812 года"

Интеллектуальный марафон по теме "Война 1812 года"...

Конспект по виду деятельности "Беседа" на тему: «Берегите, люди, эту красоту...» (по рассказу донского писателя Романа Кумова «Бессмертники»)

"Беседа" на тему:  «Берегите, люди, эту красоту...»(по рассказу донского писателя Романа Кумова «Бессмертники»)...

Презентация Исследовательская работа ученика 3 класса на тему " Почему люди врут?"

Презентация Исследовательская работа ученика 3 класса на тему "Почему люди врут?".Вопросы для исследования:1. Неужели все врут?2.Зачем люди врут?3. Причины лжи.4.Кто врет больше?5.Можно ли распознать ...

Презентация команды на Всероссийском интеллектуальном марафоне учеников-занковцев в г. Самаре

Представление команды в форме выступления агитбригады с музыкальными и видео вставками....

Урок математики. Тема: « Движение. На интеллектуальный марафон в Сочи»

Цель: дать определение понятия «движение» через метапредмет (движение).Задачи: - закрепить знания, полученные на уроке через решение проектных задач;- формировать универсальные учебные действия ...

Олимпиадные задания 2 класс на тему: интеллектуальный марафон в начальной школе.

Олимпиадные задания  2 класс на тему: интеллектуальный марафон в начальной школе....

Интеллектуальный марафон Тема: «Не зарывай свои таланты»

Вам открыть секрет придётся,Тот умён, кто разберётся.1) способствовать проявлению индивидуальности каждого учащегося, раскрытию многогранности своих интересов;2) содействовать развитию творческих спос...