Творческий отчет "В здоровом теле здоровый дух"
методическая разработка (4 класс) по теме
Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.
Моя задача как учителя - найти формы и методы работы, которые позволят сохранить и улучшить здоровье детей, сформировать у них основы ценносного отношения к здоровью.
В моей работе представлены этапы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Цель исследовательской деятельности: создание оптимальных условий для реализации комплексной системы по оздоровлению учащихся и формированию здорового образа жизни.
Данное исследование может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchet_zdorove.docx | 199.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Алтайская средняя общеобразовательная школа №1
имени П.К. Коршунова
Алтайского района Алтайского края
Скулинец Наталья Александровна
учитель начальных классов
Творческий отчет
Тема: «В здоровом теле здоровый дух»
с. Алтайское
2011-2012 г.
Аннотация к материалу:
Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Практика показывает, что формирование здорового образа жизни раннего детства является фундаментом здоровья в зрелом возрасте.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью.
Проблема здоровья неотделима от проблемы человека: она возникает вместе с человеком и видоизменяется соответственно движению человеческой культуры. Каждый человек заинтересован в своем благополучии и счастье. Достичь их можно в первую очередь постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, следуя правилам здорового образа жизни.
Важно также постоянное повышение знаний о мире и о себе, своем месте и роли в окружающей среде, совершенствование своих духовных и физических возможностей и обеспечение социального благополучия (морального и материального).
Для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, душевного и социального благополучия.
У ребенка самым значимым событием является начало обучения в школе. Это, безусловно, радостное событие, но есть у этой радости и другая сторона.
1.Интенсификация учебного процесса:
- объем учебных программ, их информационное насыщение
- учебный стресс, который снижает иммунную систему и способствует заболеваемости детей
- существенное увеличение учебной нагрузки и приготовление домашнего задания
2.Гиподинамия и гипоксия:
- учебная деятельность
- телевизор
- компьютер
3.Ухудшение питания
4.Пассивный отдых и редкое пребывание на свежем воздухе
5.Факторы социального риска
6.Факторы экологического риска
К сожалению, год за годом здоровье школьников ухудшается.
Как видите, тема очень актуальная.
Поэтому целью современного образования является обеспечение здоровье сберегающего эффекта. Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего - семья, родители, затем - школа, учителя.
В моей работе представлены этапы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Цель исследовательской деятельности: создание оптимальных условий для реализации комплексной системы по оздоровлению учащихся и формированию здорового образа жизни.
Данное исследование может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в классе.
Использование материала:
Материал может быть использован учителями начальных классов и родителями, как на разных этапах урока, так и во внеурочной деятельности.
Краткая характеристика материала (план)
- Актуальность реализации здоровьесберегающих технологий
- Структура системной работы по формированию культуры здорового и
безопасного образа жизни на ступени начального общего образования
- Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях
2.2 Типы и классификация здоровьесберегающих технологий
- Модель программы здоровьесберегающей организации учебного
процесса в школе
3.1 Критерии здоровьесбережения на уроке
3.2 План практических занятий 1- 4 классы
3.3 Проекты по здоровьесбережению
3.4 Тематика классных часов
3.5 Дополнительные образовательные услуги
- Просветительская работа с родителями
- Результативность (факторы успешности опыта)
- Список литературы
- Приложения
Пояснительная записка
Актуальность
Мое кредо: «Здоровый ребенок – успешный ребенок»
Я, Скулинец Наталья Александровна, учитель начальных классов.
Преподавательской деятельностью занимаюсь 24 года. Имею высшую квалификационную категорию. Тема по самообразованию «Особенности личностно-ориентированного обучения младших школьников». Личностно- ориентированные технологии базируются на основе активизации деятельности учащихся и повышении активности учебного процесса.
Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или легким и радостным? Поддержат его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом, или заставят выживать, изворачиваться, страдать? Во многом зависит от классного руководителя, от того насколько он широко владеет информацией об особенностях младшего школьного возраста и использует эту информацию в учебной и воспитательной работе.
Чтобы сделать процесс обучения личностно - ориентированным нужно: признать право каждого ребенка на индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их. Мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь раскрыться ребёнку, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность. Всегда в беседе с ребенком использую открытый взгляд, улыбку, одобрение, подбадривание. Улыбка передаёт наши мысли, отношения и чувства к ребёнку. Ведь она идёт только от доброго сердца, служит поддержкой, поощрением, вдохновением и успокоением тому, к кому она обращена. Думаю, что ученик в таких условиях будет развиваться как личность.
К.Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.
Как организовать деятельность классного коллектива?
Каждый ребенок - индивидуальность. Его психологические задатки, природные силы, особенности мировосприятия заложены природой. Поэтому при составлении плана воспитательной работы нужно видеть перед собой своих детей, учитывать их индивидуальные особенности интересы.
У учащихся начальных классов не достаточно развито умение самоуправления, поэтому данная задача, я думаю, актуальна на протяжение всей начальной ступени школы. Моя задача как учителя - найти формы и методы работы, которые позволят сохранить и улучшить здоровье детей, сформировать у них основы ценностного отношения к здоровью.
Основная задача программы «Здоровье» - формирование представления о ценности собственного здоровья, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Содержание
Добрый день!
Ну, а что это значит?
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день принесёт и удачу,
И здоровье, и радость нам всем!
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них - здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. Исследования показывают, что дети, приходящие в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются (к выпускным классам % соотношение вырастает наполовину).
Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков.
Здоровье человека зависит от:
• образа жизни
• состояния окружающей среды
• наследственной программы
• возможностей медицины.
Поэтому одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных.
Важной идеей ФГОС НОО
- гарантия охраны и укрепления физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся.
Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся.
Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых:
- физическое
- психическое
- духовное
- социальное здоровье.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков: (направлений)
- создание здоровьесберегающей инфраструктуры
- рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся
- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы
- реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
Каждое направление - это определенный перечень видов деятельности по выполнению поставленных задач.
Основная задача школы - дать необходимое образование, но не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся состояний переутомления. Поэтому работа по здоровьесбережению является приоритетным направлением деятельности нашей школы.
- Здоровье человека определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков
- Здоровье - это ресурс, который обеспечивает человеку продуктивную индивидуальную социально-профессиональную жизнь
- Здоровье - это уровень, до которого индивид способен реализовать стремление и удовлетворять потребности, а также изменить среду или предотвратить ее неблагоприятное влияние
- Здоровье-это право каждого».
Передо мной, как перед учителем, ежедневно, ежеурочно, стоят вопросы:
- как сохранить и укрепить здоровье ребенка
- как научить детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье.
Приоритетным направлением воспитательной работы в классе является
Направление «Здоровье»
- использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека
- помочь ребенку осознать себя как часть природы
- воспитание понимания ответственности перед обществом за сохранение своего здоровья.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Здоровья»:
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья
- сформировать понятие о здоровом образе жизни, который включает в себя физическое совершенство, психическое здоровье, социальную безопасность, основы экономических знаний, правила гигиены и др.
- обучение родителей сохранению здоровья детей, организации жизни школьника.
Основные моменты деятельности классного руководителя
- сотрудничество с медицинским работником школы, с Алтайской районной больницей с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса
- сотрудничество с родителями в рамках обозначенной проблемы
- сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую работу с учащимися и их родителями
- организация школьной жизни детей: режим учебных занятий, интенсивность учебной нагрузки, эмоциональный климат в классе
Приоритетные направления «Здоровья» в работе с классным коллективом:
- психическое и физическое здоровье
- традиции и обычаи семьи по сохранению здоровья
- гигиена и ее значение в жизни человека
- культура сохранения собственного здоровья
- ответственность за здоровье других людей
- гармония души и тела, режим дня и здоровье
- воля и ее значение в сохранении здоровья
- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Компоненты:
1. Учет состояния здоровья детей
- Анализ медицинских карт учащихся
- Определение групп здоровья
- Учет посещаемости занятий
- Анкетирование учащихся и их родителей
- Контроль за санитарно-гигиеническими условиями и режимом работы класса
- Учет возрастных условий учащихся
2. Оздоровление
- Лечебная физкультура (дополнительные уроки в классах, массаж для детей с нарушением осанки по предписанию врача)
- Витаминотерапия (дети принимают витаминный напиток и витамины)
- Аэрофитотерапия (ингаляции с травами и эфирными маслами)
- Работает школьный кабинет здоровья
- Школьный оздоровительный лагерь
Закаливание: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
- летнее купание
- загар
- обтирание теплой и холодной водой
3. ЗОЖ (здоровый образ жизни)
- Уроки здоровья (1 раз в месяц)
- Профилактика наркомании, курения, алкоголизма
- Родительские лектории
- Выпуск стенгазет
- Проведение недели здоровья
- Программа «Ослепительная улыбка на всю жизнь» (работа проводится совместно с врачами – стоматологами с целью формирования у детей личной ответственности за свое здоровье)
- Дидактические игры
- Уроки музыки, вокальные группы
- Экскурсии, туристические походы
- Экологические десанты
4. Движение
- Физическая зарядка (ежедневно перед первым уроком)
- Спортивные, игровые, музыкальные перемены, позволяющие снять мышечное и эмоциональное напряжение
- Физкультурные паузы
- Спортивные праздники: «Веселые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья», «День бегуна»
- Хореография, ритмика
- Спортивный час, прогулки
- Спортивные секции
5. Диагностика
- Банк данных о состоянии здоровья учеников начальной школы
- Медико-педагогический консилиум
Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе.
Задачи:
- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья
- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения
- учить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром
- воспитание культуры здоровья
- развитие творческих способностей
- мотивация на здоровый образ жизни
- учить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
- внедрение инновационных педагогических технологий
- принятие участия в научно-практических конференциях.
Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включая ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления.
Это достигается использованием:
- игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игры);
- драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;
- подвижных игр на переменах;
- наглядности;
- занимательных упражнений;
- фантазирования;
- творческого характера домашних заданий (составить задачу, например, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).
Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.
У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является чередование различных видов учебной деятельности:
- опрос учащихся
- письмо
- чтение
- слушание
- рассказ
- рассматривание наглядных пособий
- ответы на вопросы
- решение задач
Норма 4-7 видов за урок
Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся:
- метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия);
- активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);
- методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка).
Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
Проведение физкультурных минуток:
- расслабление кистей рук
- массаж пальцев перед письмом
- дыхательная гимнастика
- предупреждение утомления глаз
Недостаток двигательной активности - одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьника. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной
системы.
Требования:
- они должны быть разнообразны;
- проводятся на начальном этапе утомления;
- предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
- «Хороший смех дарит здоровье»
- Мажорность урока
- Эмоциональная мотивация в начале урока
- Создание ситуации успеха
Экологическое пространство:
- проветривание помещений
- наличие аквариума с рыбками
- озеленение кабинета
- освещение кабинета
Каждый рабочий день в классе начинаем с гимнастики, которая длится около пяти минут. Основное рабочее место ребёнка в школе - парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, затеканию ног. Для избежания таких последствий каждые две недели пересаживаю ребят с одной парты на другую, с ряда на другой ряд. Провожу гимнастику для глаз. Стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей от урока. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устаёт рука - устаёт ребёнок.
Поэтому использую различные движения, имитацию действий рук, массаж пальцев. Использование скороговорок с движениями руками в такт.
Дыхательная гимнастика повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.
Также проводятся уроки с применением физкультурных средств – мяч с шипами, массажный еж. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи.
Лучший их источник – растения, наши друзья и помощники. В озеленении класса помощь оказывают как дети, так и родители. В начале учебного года проводится операция «Мой цветок». Кроме этого решается воспитательная задача привлечения детей к уходу за растениями, тем самым приучаются бережному отношению к ним, получая основы экологического воспитания.
Ежемесячно на классных часах затрагивается тема здоровья. Ребята разучивают роли персонажей литературных произведений, читают произведения и обсуждают их. Активное участие принимают в акциях, проводимых в школе, рисуют плакаты, составляют кроссворды о спорте. Уч-ся моего класса самостоятельно готовят и показывают мини-уроки, мини-сценки, готовят презентации.
Развитие речевых способностей ребенка напрямую связанно с развитием его кисти. Для этого применима простая палочка. Держа ее в руках, поочередно передвигая кулачки вверх, читает предложение, загадку, стихотворение.
Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового и нравственного воспитания. Учитываю в работе показания медработника школы, который ведет разъяснительную работу с родителями по сохранению здоровья ребёнка.
Совместно с детьми разработано множество практических заданий по классам.
Практические задания
Важно, чтобы учащиеся с первых ступеней обучения усваивали элементарные знания, обладали некоторыми умениями и навыками самопознания и саморегуляции, составления и осуществления собственных программ здоровьесбережения, оздоровление окружающей среды; сотрудничали с учителями и родителями самопознанию оздоровительного эффекта любого школьного мероприятия.
1. Задания для I - II классов:
1. Опишите расположение нашей школы в селе. Определите, на каком расстоянии она находится от автомобильных дорог, предприятий, магазинов. По санитарно-гигиеническим нормам от границ школы до дороги должно быть не менее 25 м, до магазинов и предприятий -50 м, до жилых домов – 10. Соответствует ли расположение нашей школы этим нормам?
2. Подсчитайте количество деревьев и кустарников, произрастающих на пришкольной территории. Определите, сколько деревьев и кустарников на одного человека (обучающегося или работающего в школе).
3. Известно, что одно дерево средней величины за сутки восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Достаточно ли на территории нашей школы растений для восстановления кислорода в воздухе?
4. Изучите степень запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории. Для этого соберите листья растений на разных участках. Сравните их запыленные поверхности. Сделайте вывод.
5. Определите, какое количество пыли способны задержать зеленые насаждения школы. Для подсчета вам даются справочные сведения: на листовой поверхности осины оседает 23 кг пыли, на рябине – 34 кг, на березе – 10 кг. Сделайте вывод о роли зеленых насаждений в улучшении условий окружающей среды. Определите возможности своего участия в озеленении школьной территории, двора или улицы, сформулируйте конкретные предложения.
6. Оцените чистоту здания школы и пришкольной территории. Как вы участвуете в уборке кабинетов, коридоров, окрестностей школы?
2. Задания для III классов:
1. Осмотрите свой дом: экономно ли ведется хозяйство? Как расходуются вода, электричество, тепло? Много ли отходов и отбросов? Куда их выбрасывают?
2. Можете ли вы назвать себя настоящими хозяевами? Как вы заботитесь о своем доме? Как вы понимаете слова «Дом и человек – друзья, от чистоты каждого человека зависит чистота общего дома - планеты?»
3. Тем, у кого есть садовый или огородный участок, необходимо задуматься над выбором удобрений, средств защиты урожая от вредителей. Как это осуществляется в вашем хозяйстве?
4. Есть ли у вашей семьи любимые места отдыха на природе? Все ли там благополучно? Что вы можете сделать, чтобы исправить их нездоровое состояние?
5. Определите, соответствует ли озеленение ваших дворов следующим правилам:
- детская площадка должна быть наполовину затенена деревьями кустарниками
- площадка для сушки белья должна быть открыта солнцу и ветру
- вблизи здания должны быть высажены кустарники, а поодаль – высокие деревья.
Объясните, почему должны быть соблюдены эти правила.
6. Расскажите, как вы с родителями участвуете в озеленении, уборке, украшении своего двора и подъездов.
3. Задания для IV классов:
1. Составьте план школьной территории и ее окрестностей. Нанесите на план ближайшие к нашей школе места свалки бытовых отходов.
2. Выявите источники этих отходов.
3. Каким способом уничтожается этот мусор?
4. Влияют ли и как влияют эти свалки на прилегающую территорию?
5. Пронаблюдайте и оцените состояние мест расположения мусорных контейнеров в ваших дворах, наличие урн вдоль улиц. Как часто их очищают? Достаточно ли этих мер для соблюдения санитарно-гигиенических норм?
6. Узнайте численность населения нашего села. Если каждый человек выбрасывает примерно 1 кг мусора в сутки (условно), то, сколько выкидывается мусора каждый день в нашем селе?
___ человек * 1кг = ___кг в день
В году 365 дней. Сколько килограммов мусора выкидывается в нашем селе за год?
___ кг в день * 365 дней = ___кг в год
Сделайте вывод.
7. Пронаблюдайте, как часто осуществляется уборка улиц нашего села. Определите возможности своего участия в соблюдении чистоты родного села. Сформулируйте конкретные предложения.
Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого - этапы проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания, развивающей личность человека.
Все это несет в себе большой учебный и воспитательный потенциал: стимулирует индивидуальность учащихся, стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.
Так при реализации проекта «Я и мое здоровье» были организованы творческие группы по интересам. Каждая группа выбрала валеологический проект из нескольких вариантов (предлагаемые темы мини-проектов: «Мысли о здоровье», «Движение - жизнь», «Фотовыставка здоровья», Азбука здоровья»).
С помощью учителя и родителей выполняли работу коллективно.
Для реализации проекта необходимо соблюдать следующие этапы:
- этап - погружение в проект (мотивация, целеполагание).
- этап - организация деятельности, планирующая разработку проекта.
- этап - осуществление деятельности (информационно-оперативный, выполнение проекта).
- этап - презентация результатов (рефлексивно-оценочный, подведение итогов)
На занятии по защите проектов, цель которого - сплочение участников проектной деятельности, выделила такие задачи:
- способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей;
- воспитывать привычку соблюдать режим дня, потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями;
- применять формы закаливания организма, используя природные факторы.
На заключительном этапе ребята сами оценили результаты защиты мини-проектов по номинациям, используя индивидуальные карточки и выбрали
- «самый оригинальный проект»
- «самый интеллектуальный проект»
- «самый спортивный проект»
- «самый любознательный проект».
Также оценили свое отношение к выполнению творческого проекта. Большинство детей отметили, что выполнение проекта было приятным, интересным, нужным, полезным. Больше всего понравились этапы выполнения и оформления проекта, презентация проекта.
На другом занятии выделили с детьми компоненты здоровья человека и установили их взаимосвязь. Получилась такая схема:
отказ от вредных привычек
закаливание и оздоровление
рациональное питание
выбор одежды
ЗДОРОВЬЕ
движение
режим дня
положительные эмоции
чистота тела, жилища и продуктов питания
На следующем занятии путешествовали с детьми по городу Здоровейску, где
побывали в гостях у «Успеваек», пообщались с доктором Чистюлькиным, заглянули к веселым поварятам.
На занятии «Закаливание и оздоровление организма» выделили и изучили действия природных факторов оздоровления. При совместном обсуждении и моделировании получилась такая схема:
солнце
ароматы
воздух
Природные факторы оздоровления
продукты питания
вода
растения
целебные свойства
Организм человека находится в постоянной и тесной связи с внешней средой. На него обрушиваются резкие колебания температуры воздуха, его влажности, скорости ветра. При помощи специальных мероприятий можно повысить устойчивость организма к вредным воздействиям внешней среды, даже к таким, как возбудители инфекционных заболеваний.
Закаливанием называют получение организмом физической стойкости для сопротивления болезням.
Совместное построение схемы:
Купание в водоеме
Принятие ванн
Загорание
прогулка
Обтирание и обливание
босохождение
Формы
Формы закаливания
закаливания
Обязательно совместно обсуждаем правила закаливания и фиксируем их:
- Психологический настрой.
Прежде чем начинать закаливание, необходимо решить для себя: нужно это мне, справлюсь ли я? Нужно настроить себя на принятие процедур.
- Постепенность.
Следует постепенно увеличивать время пребывания на солнце и свежем воздухе, купания в водоеме. При закаливании водой - постепенно уменьшать ее температуру. Таким образом, организм будет привыкать к воздействию природных факторов.
- Систематичность.
Это значит заниматься закаливанием обязательно каждый день, не отлынивать, не переносить нагрузку на другой день.
- Комплексность.
Лучше использовать все факторы закаливания - солнце, свежий воздух и водные процедуры.
- Индивидуальность.
Подбор процедур закаливания должен быть индивидуальным, т.е. учитывать особенности твоего организма, его восприимчивость. Здесь большую помощь окажут родители.
Начинать закаливание в состоянии практического здоровья, без простуды и недомогания.
- Получение удовольствия.
Результатом твоего закаливания должны быть не только стойкость к болезням, но и бодрость, хорошее настроение, работоспособность. От любой процедуры старайся получить максимум удовольствия.
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье.
Пропаганда здорового образа жизни через сотрудничество с родителями - одно из лучших средств. Родители - мои помощники в воспитании. Вместе мы проводим прогулки в лес, походы, спортивные праздники, поездки, что приносит бодрость и здоровье, сплачивает детей и родителей.
Предлагаю к рассмотрению следующие варианты проектов.
Проекты:
Выделяют основные этапы работы:
- целеполагание – выявление наиболее актуальной и посильной задачи на определенный отрезок времени
- разработка проекта - составление плана деятельности по достижению намеченной цели
- выполнение проекта – конкретное дело либо ряд практических шагов к намеченной цели
- подведение итогов выполнения проекта и определение задач для новых проектов.
В ходе проекта ребенок придумывает эмблему, выбирает тему и цель проекта, определяет: какие книги он прочитает, к кому обратится за советом и т.д. Данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.
Выполняя проекты, ребенок делает маленькие шаги к культуре здоровья, приобретает навыки здоровьетворческой деятельности.
«Мысли о здоровье»
Цель проекта: составить своеобразную копилку пословиц, поговорок, высказываний, афоризмов о здоровье и здоровом образе жизни.
Проект выполняется коллективно. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с литературными источниками. Собранный материал может быть оформлен в виде стенда, помещен в классный уголок здоровья.
Работу по данному проекту можно расширить и составить «Книгу о здоровье». Дети дополняют ее стихами, загадками, песнями, частушками, ребусами которые находят в детских книгах, журналах, а также сочиняют сами. Детьми были созданы следующие разделы книги: «Лекарственные растения», «Что любят и не любят наши зубы», «Советы доктора» и др.
Сказки «Здоровье»
Дети выбирают из различных литературных источников сказки, например,
К. Чуковского «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. Организуются сказочные утренники «Секреты здоровья», «Друзья Мойдодыра».
Следующая часть работы – сочинение собственных сказок или придание известным сказкам оттенка. Например, дети рассказывают, как дед, бабка, внучка, жучка, кошка и мышка делали каждое утро зарядку и без труда вытянули репку и т.п. Учащиеся по очереди представляют свои сказки. Можно оформить классную «Книгу сказок о здоровье», газету «Сказочное путешествие в страну Здоровья» и др.
«Мой дом – мой друг»
Детям предлагается совершить своеобразную экскурсию по собственному дому и оценить, каковы в нем условия для поддержания здоровья.
Начинается экскурсия с рабочего места: определяется соответствие высоты стола и стула росту ребенка, порядок на столе, освещенность. Рассматривается соблюдение режима проветривания комнаты, поддержание чистоты. В ванной комнате предусматривается наличие необходимых туалетных принадлежностей – личного полотенца, зубной щетки, расчески и др. И конечно, оценивается безопасность в доме: исправность электроприборов, водопроводных кранов и т.д.
По итогам экскурсии ребенок заполняет таблицу
Мой дом | Первая экскурсия | Вторая экскурсия (через две недели) |
Мое рабочее место |
|
|
Освещение рабочего места |
|
|
Спортзал в комнате |
|
|
Мое участие в поддержании чистоты |
|
|
Туалетные принадлежности |
|
|
Безопасность |
|
|
Оценка производится по пятибалльной системе.
Можно предложить детям оформить у себя дома «Уголок хорошего настроения», где их будут окружать любимые игрушки, книжки, поделки, рисунки, сюрпризы от мамы и папы.
В результате подобной работы учащиеся осознают необходимость оздоровления своего дома, воспринимают его как одухотворенное пространство, как друга, который всегда защитит их и позаботится о них.
«Делу – время, потехе – час»
Цель проекта – научить правильно распределять рабочее и свободное время, составлять свой режим дня. Проект выполняется индивидуально. Предлагается оценить свое умение в организации рабочего времени на уроке, для приготовления домашних заданий. Ребенок вместе с родителями составляет варианты режима дня (с учетом выполнения творческих работ, чтения книг, прогулок, посещения кино, театра, выставок и т.д.). В течение некоторого времени (например, месяц) ученик проверяет эффективность выбранного им варианта режима дня, отмечает плюсы и минусы своей жизни, какие качества помог выработать, какие трудности пришлось преодолеть и т.д.
Затем может быть организована творческая работа – выделяются общие направления в режиме дня (утренний туалет, занятия в школе, приготовление уроков и т.д.), к ним подбираются рисунки – делается красочное оформление кадров для рисованного фильма, плаката для стенда, книжки – раскладушки и т.д.
«Начни с зарядки»
Цель проекта – зарядить себя. Ребенок вместе с родителями составляет комплекс упражнений для утренней гимнастики на каждую неделю месяца для работы всех групп мышц. Выполняют эти упражнения всей семьей.
Второй этап – дети показывают свои комплексы упражнений, оцениваются наиболее понравившиеся детям упражнения для выполнения утренней гимнастики всем классом, для уроков физкультуры, для физминуток на уроках.
«Пить и курить – здоровью вредить»
Дети, работая в группах, находят сведения о влиянии алкоголя, курения и наркотиков на здоровье человека, конкретные данные об их вреде для детского организма. Срисовывают плакаты, призывающие к борьбе с этими явлениями. Пишут сочинения.
Следующий этап – организуется устный журнал или любое другое мероприятие по данной актуальной теме, например утренник «Что такое хорошо, а что такое плохо».
«Фотовыставка здоровья»
Проект для начинающих фотографов. Дети в группах выполняют творческую работу – составляют альбом, газету, плакат и т.д., куда помещают фотографии из газет и журналов, а также собственные фото, на которых дети и взрослые занимаются оздоровлением (ходят на лыжах, собирают лекарственные травы, обливаются холодной водой и т.п.).
Придумывают серьезные и забавные подписи к фотографиям, стихи, афоризмы. Затем проводится защита (представление) каждой группой своей работы, например: «Чудесный календарь», «От экологии природы - к экологии души», «О чем рассказала рябинка» «Мы в столовой», «Полезно - вредно».
«Профессия»
Перед детьми ставится цель: узнать о профессиях, т.е. связанных со здоровьем, его восстановлением, развитием, сохранением. Сюда можно отнести профессии врача, фармацевта, массажиста, тренера спортивной секции и др. Проводится встречи с людьми этих профессий. Второй этап – защита профессии. Учащиеся, работая в группах, представляют доказательства выбранной ими профессии: рассказы, фото, рисунки и т.д. Группа учеников – экспертов должна предложить вопросы, примеры, ставящие под сомнение выдвинутые утверждения. Также проводятся классные часы с приглашением специалистов в медицинской области.
«Спорт»
Цель проекта – придумать особенности проведения спортивных соревнований.
«Веселые старты»
«Папа, мама, я - спортивная семья»
«Самый сильный, самый смелый»
«Соревнование лыжников»
«День бегуна»
«День прыгуна».
«Зов джунглей» и др.
«Азбука здоровья»
Цель проекта – как можно больше узнать о витаминах (откуда они берутся, как были открыты, на какие группы делятся, в каких продуктах содержатся, за какие процессы в организме отвечают и т.д.).
Следующий этап – творческая презентация витаминов. Это может быть утренник, устный журнал, игра «Светофор Здоровья», «Зачем нужны прививки». «Как нужно питаться» и др. Дети выполняют творческие работы по оформлению собранного материала. Также можно проводить интегрированные уроки по здоровьесбережению.
«Зеленая аптека»
Цель проекта - познакомить детей с целебными растениями, их свойствами, правилами сбора и хранения. Выяснить, какие из них растут в данной местности.
Второй этап – составить и оформить «Рецепты здоровья» по использованию лекарственных растений. Можно организовать утренник с театрализованным представлением, фитобаром, чтением стихов, песен, разгадыванием загадок, ребусов о лекарственных растениях и др. Например: «Лесной календарь», «Цветочные защитники», «Помоги себе сам», «Лесные доктора» и др.
Слайд
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.
Ребята подготовили умные мысли философов о здоровье:
«Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам»
И. Брехман
«Здоровье и ум – два блага в жизни»
Менандр
«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно»
Л. Толстой
«Здоровому всё здорово» Пословица
«Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут»
Ж. Лабрюйер
«Первое богатство – это здоровье»
Р. Эмерсон
«Надо, чтобы ум был здравым в теле здоровом»
Ювенал
«Здоровье – это единственная драгоценность»
Монтень
«Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы»
Карлейль Томас
«Здоровье - всему голова»
Михаил Александрович Шолохов
«Здоровье - это главное жизненное благо»
Корчак Януш
«Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье»
Генрих Гейне
«Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, и характер развивается во всем своем могуществе»
Герберт Спенсер
«Здоровье не ценят, пока не приходит болезнь»
Томас Фуллер
В таблице представлена тематика классных часов.
№ | Тема | Цели | Приемы |
1 | Что такое здоровье? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? | Дать понятие здоровью как главному фактору долголетия человека | Беседа |
2 | Для чего нужен режим дня? | Дать представление о значимости режима дня в жизни младшего школьника | Сочинение сказок, разыгрывание сценок |
3 | Делу время – потехе час | Показать значение правильного отдыха в организации учебного труда школьника | Обсуждение пословиц на тему «Работа отдых», их выучивание |
4 | Почему рано вставать полезно для здоровья | Показать важность правильной организации сна для успешной учебы. Воспитание чувства прекрасного от общения с природой | Чтение стихов об утре. Беседа о красоте природы в утренние часы |
5 | Зачем нужно умываться? Как это делать правильно? | Показать значение гигиенических процедур для сохранения бодрости на весь день | Создаем агит-листки |
6 | Что полезно и что вредно для зубов? | Показать значение сохранения здоровья зубов с раннего возраста. Привитие основных гигиенических навыков | Опыты. Викторина «Мои зубы» |
7 | Почему устают глаза? | Показать значение сохранения зрения с раннего возраста. Привитие основных гигиенических навыков | Полезные советы |
8 | Осанка и здоровье | Показать значение сохранения правильной осанки в целях профилактики сколиоза | Практическое занятие |
9 | Питание и здоровье | Показать значение правильного питания для сохранения здоровья школьника | Рисуем полезные продукты |
10 | Питание и здоровье | Практическое занятие | Создаем агит-листки. Игра «Этикет» |
11 | Движение – это жизнь | Показать значение подвижного образа жизни в сохранении здоровья человека | Веселые старты |
Работа по здоровьесбережению продолжается и после уроков. Дополнительные образовательные услуги в режиме работы
- Дом культуры
- Спортивная школа
- Школа искусств
- ДОУ
- ДЮЦ
- Кружки
Успех воспитания заложен в триединстве: учитель – ученик – родитель. И хотя в этом триумвирате родитель стоит на последнем месте, он играет далеко не последнюю роль.
Специфика работы с родителями в моем классе определяется тем, что состав родителей класса разнообразный. Есть семьи, в которых ребенку уделяется должное внимание, но таких семей не так много. Некоторые родители интересуются делами класса, оказывают посильную помощь.
Исходя из особенностей учащихся младшего школьного возраста, для родителей планируются и проводятся родительские собрания на разные темы, например: «Режим дня школьника», «Давайте играть», «Ответственность у младших школьников», «Как готовить домашнее задание», «Роль семьи в воспитании ребенка» и др.
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно - ориентированном образовании.
Какие здоровье сберегающие образовательные технологии использую в работе с родителями?
Консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, освещаю эти вопросы так же и на родительских собраниях; папки-передвижки; личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы); анкетирование; совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей; обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы); выпуск газет и др. формы работы.
Результативность
Обобщая опыт работы по реализации здоровьесберегающих технологий обучения, я отметила следующие параметры результативности:
- снижение заболеваемости среди обучающихся
- повышение качества обучаемости
- создание сплочённого коллектива учащихся
- личностный рост учащихся
- принятие учащимися здорового образа жизни к осознанной необходимости.
Очень много внедряю в своей работе инновационных и экспериментальных форм работы, но не с позиции слепого копирования, а с позиции здоровья ребёнка. Проанализировав свою работу, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Здоровым быть здорово!»
Показателем успешности является положительная динамика здоровья обучающихся во всех его проявлениях, активное участие детей в различных мероприятиях, а ожидаемыми результатами от реализации Программы могут стать такие изменения в образовательном процессе, как
- составление паспортов здоровья
- разработка новых физкультурно-образовательных технологий и методики адаптивной физической культуры
- совершенствование мониторинга состояния здоровья и заболеваемости обучающихся
- рост качества образования и мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья
- увеличение доли обучающихся, охваченных системой дополнительного образования
- повышение уровня физической подготовленности обучающихся
- снижение заболеваемости школьников, количества психоэмоциональных расстройств
- модернизация материально-технической базы школы.
Школа имеет статус базовой по развитию физической культуры и спорта.
В течение 17 лет – 1места в районной спартакиаде школьников, 2 года – призовые места.
Мои дети являются победителями как школьных, так и муниципальных соревнований.
Являются участниками и победителями таких мероприятий, как «День здоровья», «Спортивный праздник», «День прыгуна», «Зимние виды спорта», «Моя спортивная семья», праздник «Нет наркотикам»
Награждены грамотами и медалями: Ненашева Евгения, Горн Александра, Сарайкин Никита, Тостов Иван, Пахомов Егор, Казанцев Александр и многие
другие дети.
Я и родители являемся личным примером для детей. Участвуем с детьми в соревнованиях, спортивных конкурсах, туристических походах, поездках и т.д.
На протяжении пяти лет в нашей школе работает кружок «Чемпион», руководителем которого являюсь я. Занятия проходят один раз в неделю, с первого класса. Планирование курса происходит совместно с детьми и родителями. Я считаю, что у нашего кружка интересное будущее. Планируем продолжить работу, вовлекая большее количество учащихся и родителей, активней используя образовательные возможности социального окружения.
Работа кружка «Чемпион» сплотила детей и учителя, детей и взрослых и привела к высоким результатам взаимопонимания.
Я познакомила вас с элементами работы по здоровьесбережению для учащихся и надеюсь, что мой опыт хотя бы немного поможет вам вырастить здоровых ребят. Ведь главный результат этой работы – не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или выращенный цветок, а развития у младших школьников мотивационных основ сохранения и улучшения своего физического и духовного здоровья.
Организуя деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаём для детей условия, способствующие развитию у младших школьников навыков укреплять и сохранять здоровье детей, но и учим их тому, как быть здоровыми.
Заключение
Здоровье – бесценное достижение не только каждого человека, но и всего общества. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
В образовательных учреждениях следует не только укреплять и сохранять здоровье детей, но и учить их тому, как быть здоровыми. Деятельность педагогов и медицинского персонала образовательных учреждений в этом направлении следует считать оздоровительно-образовательной работой, которая является комплексом оздоровительных мер. Кроме того, ребенка следует вовлекать в деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья, т.е. в здравотворческую деятельность. Результатом такой работы должна быть личная культура здоровья ребенка, которую следует понимать как часть культуры личности.
Семья является своеобразным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности. Родители должны пропагандировать здоровый образ жизни на своем примере, проводя больше времени со своими детьми на детских площадках, ходить на стадионы, участвовать в различных соревнованиях, кататься на велосипедах, коньках, бегать на лыжах, ходить в туристические походы, заниматься закаливающими процедурами. Тогда у малыша с самого детства сложится мнение, что заниматься физкультурой это замечательно, очень интересно, а главное – полезно, ребенок не попадает под влияние уличной среды, у него не остается времени на приобретение вредных привычек. Он все свое свободное время будет посвящать своему любимому занятию – физкультуре.
У нас не хватает спортивных площадок во дворах, мало пригодны детские площадки для спортивных игр, но сейчас правительство РФ активно занимается этой проблемой, и я надеюсь, что в скором будущем она исчезнет.
Литература
Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.- N1.- С.114 -117.
Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-N4.-С.61-65.
Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей.
С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.- N2.- С.171-187.
Битом Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. - СПб, 1998г. 2. СП 2.4.2. 782-99
«Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях»
Скурихин И.М., Интерциков В.А. «Как правильно питаться» Москва, Агропромиздат, 1987г.
Стан В.В. «Формирование здорового образа жизни у детей» Москва, ОАО «Московские учебники» 2006г.
Сухарев А.Г. «Гигиена детей и подростков», Москва, Медицина 1988г.
Приложения /Диск/
- Презентация «В здоровом теле здоровый дух»
- Проект «Правила гигиены»
- Проект «Охрана здоровья и жизни»
- Проект «Охрана здоровья и жизни»
«Разговор о правильном питании», «Личная гигиена»
- «Зов джунглей» спортивный праздник
- Методические разработки «Охрана здоровья»
- Сценарий праздника «За здоровьем в страну Витаминию»
- Гимнастика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов...
Творческий проект "В здоровом теле - здоровый дух"
Творческий проект внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению...
Урок ."Строение тела человека. В здоровом теле, здоровый дух.»"
УМК "Школа России",Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....
Час здоровья «В здоровом теле – здоровый дух».
Это конспект занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Первые шаги к здоровью». Занятие проведено в 4 классе с детьми с УО (И...
ПРАЗДНИК ЗДОРОВЬЯ «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»
Внеклассное мероприятие для начальной школы"...
Беседа о здоровье "В здоровом теле здоровый дух"
Беседа о здоровье "В здоровом теле здоровый дух"...