Авторская программа "Я, родители и дети".
материал (2 класс) по теме
Это программа совместной деятельности учителя, родителей и классного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_roditeli_i_deti.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 п. Клетня
« Я, родители и дети».
Авторская программа на тему «Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе!»
Составитель программы
Дёмина Ирина Александровна учитель начальных классов
средней общеобразовательной школы №2 п. Клетня Брянской области
п. Клетня 2011год
Введение. Актуальность проблемы.
Великий драматург сказал:
Семья – это точка опоры
Нет семьи - растет сорная трава
Под названием “перекати-поле”.
Виктор Розов
Меня всегда волновал вопрос о создании родительского коллектива, о совместном досуге родителей и детей, о часе общения с родителями моих учеников, о форме, месте проведения родительских собраний, чтобы было интересно в первую очередь родителям, моим ученикам и мне. И нашла выход - нетрадиционные формы работы. С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением возникла идея в разработке программы .
Ведущая идея программы - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.Меня, как классного руководителя эта работа увлекла. Поэтому и в школе №2, в начальных классах, я стала внедрять в свою практику проведение нетрадиционных форм работы с родителями. Я в 1-х классе провожу собрания в форме семейной гостиной под названием “Рождение родительско -ученической семьи”. Я сама люблю это собрание. Здесь раскрываются все: родители, дети и я. И как пройдет эта первая встреча, так и будем совместно работать 4 года в начальной школе. Церемония рождения родительско -ученической семьи проходит очень почетно и торжественно. Педагогическая культура родителей и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Поэтому я решила разработать программу для сплочения учителя, родителей и детей.
Свою программу я назвала « Я, родители и дети» ( ЯРД).
Программа ориентирована на реализацию основных направлений развития системы родительско – ученического коллектива. В содержании этой программы заложена идея дополнения «ответственности учителя, родителей и учеников». При разработке программы были поставлены следующие цели:
- Способствовать сплочению родительского и классного коллективов
- Повысить уровень педагогической культуры родителей.
- Повысить чувство ответственности за воспитание детей.
- создание условий для развития младших школьников через организацию сотрудничества семьи и школы
Для достижения поставленных целей я перед собой поставила следующие задачи:
- образование единой воспитательной среды, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания;
-формирование целостного разностороннего представления о воспитании;
-обучение родителей методам воспитания в семье и за её пределами;
-воспитание разносторонней личности ученика;
-выработка ответственности за собственное благополучие и благополучие близких и родных;
-становление начального опыта совместной деятельности учителя, родителей и детей.
Совместная воспитательная деятельность позволяют прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера:
*понимание жизни как высшей ценности;
*человек как ценность всего смысла познания;
*ответственность учителя и родителей за воспитание детей.
Средствами моей программы «Я, родители и дети» можно формировать следующие ключевые компетентности :
-компетентность в области общественно – политической деятельности , патриотическое воспитание ( реализация прав и обязанностей гражданина);
-компетентность в учебно- познавательной деятельности ( совместный поиск и получение информации из различных источников, умение её анализировать, применять на практике );
-компетенция в нравственном и правовом воспитании ;
- компетенция в области этического и эстетического воспитания.
Особое значение совместного воспитания родителей и учителя приобретает воспитание во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, целью которого является объединение общих интересов. Предпочтение отдаётся нетрадиционным формам деятельности :походам, исследовательской деятельности , творческим отчётам , викторинам и т. п.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности учителя и родителей на воспитание разносторонней личности.
Приоритетными в моей программе « Я, родители и дети » становятся следующие принципы:
* Принцип комплексного подхода.
-работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий классного руководителя, родителей и детей
-ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа.
* Принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.
*Принцип целостности воспитывающей среды, взаимосвязи природных, социальных и культурных процессов и традиций в семье, школе, городе, стране.
*Принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).
Благодаря совместной деятельности процесс воспитания должен быть простым и ненавязчивым,но при этом научно обоснованным.
Программа “Я, родители и дети ” призвана объединить усилия школы и семьи в воспитании подрастающего поколения. Общение с детьми и их родителями предполагает модель, направленную на результативное взаимодействие.
Модель взаимодействия
“АДМИНИСТРАЦИЯ- РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК – ПЕДАГОГ”
Срок реализации программы 1 год. Участниками программы являются коллектив родителей и детей (любой воспитанник в возрасте от 6 до 10 лет), а также педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящие к реализации целей и задач программы “Я. Родители и дети ”. С целью укрепления контакта внутри семьи к участию в программе предполагается привлечь три поколения семьи (бабушка, дедушка - мама, папа – ребенок).
Программа предполагает тесное взаимодействие педагогов, воспитанников и их родителей и имеет трехуровневую структуру.
Первый уровень
“Забота о ребенке”.
Сопровождение этого уровня ориентировано на те семьи, которые озабочены развитием, воспитанием, обучением детей.
Второй уровень
“Просветительский”.
Сопровождение этого уровня ориентировано на две основные категории семей: семьи, в которых родители ощущают дефицит психолого-педагогических знаний, и семьи с детьми школьного возраста, где доминантой родительского поведения является отстраненность.
Третий уровень
“Реориентационный”.
Сопровождение этого уровня ориентировано на индивидуальное и семейное консультирование, также психологический тренинг для родителей. Цель третьего уровня - реориентация родительского поведения.
Для выполнения задач программы “Я, родители и дети ” необходимо выделить основные направления организации взаимодействия семьи и учреждения:
1. Направление “Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей” предполагает:
проведение исследования с целью изучения как родительских запросов в отношении дополнительных образовательных услуг, так и установок родителей на нравственное и эстетическое развитие детей;
для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации;
изучение семьи воспитанника для того, чтобы ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Методы изучения: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.
2. Направление « Формирование у родителей понимания к школьному образовательно-воспитательному пространству, предполагает:
- определение совместных действий, объединение усилий по воспитанию и образованию ребенка;
- непосредственное включение родителей в процесс образования и воспитания детей в творческих объединениях:
- присутствие родителей на занятиях;
- периодическое выполнение ими “семейных заданий”;
- обсуждение проблем, связанных с воспитанием детей.
- родители выступают как субъекты целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.
3. Направление “Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми” предполагает:
- сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей;
проведение совместных с детьми досуговых мероприятий, на которых родители являются как активными участниками шоу-программ, так и благодарными зрителями;
4. Направление “Психолого-педагогическое просвещение семьи” предполагает:
- создание “просвещенной культуры” родителей и создание максимально благоприятных условий отношений союза, единства педагога и родителей - важный исток качества знаний и развития ребенка.
5. Направление “Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми” предполагает:
- сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей;
проведение совместных с детьми досуговых мероприятий, на которых родители являются как активными участниками шоу-программ, так и благодарными зрителями;
5. Направление “Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности” предполагает:
- подведение итогов взаимодействия и сотрудничества, эффективности индивидуальной и коллективной работы с родителями;
- выяснение организационных проблем существующих в творческих коллективах и как их преодолеть, своевременно внеся коррективы;
- определение качеств, которые стремятся родители воспитать в своих детях, какими методами они
предпочитают пользоваться, какие трудности испытывают; - непосредственное участие в разработке и принятии решений по дальнейшему развитию учреждения.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Что изменится | Каким образом фиксирую, замеряю |
|
|
|
|
Система реализации программы:
Моя программа позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня, как классного руководителя, обеспечивая СОРАЗВИТИЕ в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования учащихся.
Совместная деятельность может считаться системной, если выделяются «ключевые» дела. «Ключевые» дела , проекты- это совместная деятельность учителя, родителей и детей.
Под совместными проектами я подразумеваю учебно – познавательную деятельность, результаты которой должны быть осязаемыми, т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая –результат, готовый к внедрению.
Жизнеспособность моей программы заключается в возможности применения другими педагогами в других условиях с возможными изменениями в концептуальной основе системы.
В построении своей программы я использовала разные направления воспитательной деятельности :нравственное и правовое , этическое и эстетическое ,патриотическое и экологическое, здоровый образ жизни.
Формы работы с родителями – как традиционные ( родительские собрания , индивидуальные консультации , посещение на дому ) , так и нетрадиционные ( тематические консультации , родительские чтения , родительские вечера ).
Эффективность моей программы обеспечивается: четким планированием;
адекватной оценкой имеющихся ресурсов и возможностей; актуальностью совместной деятельности воспитательного и образовательного процесса:школьников, учителя и родителей.
Концепция желаемого состояния программы разработана с учётом актуальных задач стоящих передо мной по теме повышения родительской компетенции в воспитании детей. Программа является , в первую очередь, как ответ на объективные нужды и потребности моих учеников и родителей.
Основное содержание программы « Я, родители и дети».
Вид деятельности | Месяц | Направления деятельности | |
работа с коллективом учащихся | работа с родителями | ||
Проект «Россиянин». Формирование осознанного отношения к ценностям Отечества: его прошлому, настоящему и будущему. Формирование чувства собственного достоинства, самостоятельности, начиная с умения использовать свои школьные права, выполнять школьные обязанности. | сентябрь | 1. Классный час: 2. Анкетирование учащихся по 3. Праздник Знаний. 4. «Занятия Светофора 5. Знакомство с Уставом 6. «Не забудет никто никогда 7. Конкурс рисунка «Моя | 1. Операция «Занятость», 2. Ознакомление с УДО 3. Формирование 4. Планирование работы. |
Октябрь | 1. Классный час. «Я ученик. 2. Поздравительный концерт 3. Выставка рисунков. «У 4. «На часы я погляжу, что вам 5. Беседа «какого ты рода, 6. «Край родной, навек 7. Классный час «Культура | Конференция «Как помочь ребенку в приготовлении уроков, развить его внимание, память, аккуратность». | |
Ноябрь | 1. Посещение картинной 2. Классный час «Культура 3. Русская сказка. Народное 4. Праздничный концерт, | 1. Родительское собрание 2. Анкетирование на |
Работа с учителями | |||
Беседа с учителем музыки. | Декабрь | 1. Классный час «Мой 2. Выставка рисунков «Мой 3. Классный час «Культура 4. Народные традиции 5. «Новогодняя фантазия». 6. Посещение елки. | Тестирование «Я и моя семья». Нетрадиционное собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских интересов младших школьников». Анкетирование по теме собрания. |
Беседа с учителем ИЗО | Январь | Беседа по предупреждению дтт , техника безопасности игр на свежем воздухе; использование внеурочного времени; безопасность на водоёмах. 1. Классный час «О коляде». «Раз 2.Беседа «Русские праздники зимы». 3. Выставка рисунков «Русский костюм». 4. Классный час «Зимние 5.Подготовка творческого дела «Праздник первой оценки». 6. Лыжная прогулка. | «Круглый стол». Поговорим о дружбе. Микроисследование « Народные традиции» Творческое дело «Праздник первой оценки». Поход в зимний лес. |
Беседа с библиотекарем | Февраль | 1. Беседа у книжной полки 2. Выставка рисунков 3. Классный час «Культура 4. Игра «Приходите ко мне в 5. Рыцарский турнир. Анкетирование по теме «Культура поведения» | Нетрадиционное собрание «Конференция отцов» Творческое дело «Рыцарский турнир» |
Беседа с учителем музыки | Март | 1. Утренник «Мама дорогая». 3.Классный час «Масленица широкая». 2. «Приходи, весна, с 3.Кл. час «Легко ли быть белой вороной» | Родительское собрание «Воспитание ненасилием в семье» Анкетирование к родительскому собранию. |
Беседа с учителем ИЗО Консультация с библиотекарем. | Апрель Май | 1. КВН «Эти забавные животные» 2.Светлый Выставка работ 3. Выставка рисунков 4. Просмотр кинофильма ( К ДНЮ космонавтики), конкурс рисунков «Мир фантастики». 5. Классный час «Пасха». Анкетирование к КВН 1.Встреча с малолетним узником Образцовой П.И. посвященная дню Победы. 2. Классный час «Культура 3. Фотоальбом «Вот и стали...» 4. Прощание со2 классом. | 1. Родительское собрание 2. Операция «Семья» 1. Родительское собрание 2. Прощание со 2 классом. Анкетирование к родительскому собранию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по курсу "Подготовка руки к письму" (для детей дошкольного возраста)
Программа предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста по подготовке руки к письму. На занятиях ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фигурки, раскрашивая и штри...
Авторская программа по здоровьесбережению детей, учащихся начальных классов. "Сохраним здоровье""
Данная программа посвящена актуальной проблеме в области сохранения здоровья детей в системе специального образования и являеться результатом обобщения опыта работы воспитателя(учителя) с детьми, имею...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе (30 ч) «ГНОМ (Гуманитарное Научное Образование Малышей)» учителя начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ СОШ№ 16 г. Балаково Саратовской области Образцовой Людмилы Николаевны
Программа «ГНОМ» предназначена для подготовки будущих первоклассников к школе. Программа поможет учителям начальных классов профессионально и грамотно организовать работу с детьми в течени...
Авторская программа для подготовки детей к школе АБВГДейка
Программу писала сама. Являюсь и автором и разработчиком....
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»
Основной целью программы является успешная подготовка детей к школе, которая занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Шк...
Презентация авторской программы "Воспитание нравственности у детей на библейских сюжетах"(здесь же творческие работы детей)
Презентация...
Анонс авторской программы «Родители – помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»
Программа «Родители – помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся» является составной частью программы по внеурочной деятельности "Я-исследователь". ...