Авторская программа по здоровьесбережению детей, учащихся начальных классов. "Сохраним здоровье""
методическая разработка (1 класс) по теме
Данная программа посвящена актуальной проблеме в области сохранения здоровья детей в системе специального образования и являеться результатом обобщения опыта работы воспитателя(учителя) с детьми, имеющими ослабленное зрение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_metod_razrab_po_zdorovesb.docx | 154.81 КБ |
Предварительный просмотр:
В помощь воспитателю детских
домов и школ – интернатов
Сохраним здоровье
Автор – составитель Т.И. Баева
Рецензенты Н.А. Наумова, директор Центра социально – правовой защиты детства МРИО, Р.В. Терёхина старший воспитатель Саранской специальной (коррекционной) школы интерната
Методические рекомендации предлагают разнообразный материал для проведения физкультминуток: комплексы развивающих упражнений , пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз. Данная программа предназначена воспитателям, работающим с детьми младшего школьного возроста в образовательных учреждениях интернатного типа на самоподготовке. Взятый материал данной программы согласован и заверен врачом – педиатром Ардатовской специальной (коррекционной) школы – интерната
Додоновой В.А. и врачом – офтальмологом Беловой Н.В.
Рекомендовано к использованию и печати редакционно-издательским советом МРИО. Республика Мордовия. Саранск 2010
От составителя
« Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя.
От здоровья и жизнерадостности воспитанника
зависит их духовная жизнь, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»
В.А Сухомлинский.
Образование как один из ресурсов культуры здоровья человека может быть здоровым образованием, если по всей образовательной деятельности, идёт целенаправленный, системный, здоровьеориентированный процесс.
В образовательных учреждениях интернатного типа процессу сохранения и улучшения здоровья детей уделяется особое внимание, так как дети, поступающие в интернатные учреждения, имеют ослабленное физическое и психологическое здоровье. Работа по сохранению здоровья осуществляется ежедневно и включена во все режимные моменты жизнедеятельности О У. Специальной подготовки требует проведение самоподготовки. Самоподготовка является специфическим режимным моментом в условиях школы – интерната.
Во время самоподготовки рекомендуют проводить различные комплексы физических упражнений для снятия утомляемости детей, психоэмоционального напряжения, повышения работоспособности. Это могут быть физкультурные минутки, физкультурные паузы, музыкальные игры, релаксация и др. Особое внимание следует уделять оптимизации деятельности зрительного анализатора. Во время самоподготовки, вводятся упражнения на улучшение кровообращения в органе зрения, укрепление мышц глаза, снятие зрительного напряжения. Используемые различные упражнения по сохранению здоровья детей в рамках самоподготовки скомпанованы в четыре блока.
Каждый блок в свою очередь состоит из комплексов упражнений, которые рекомендуется проводить последовательно в конкретный день недели с понедельника по пятницу. Комплексы упражнений в каждый блок включены с учетом возрастных и психофизических возможностей детей, поэтому они в каждом классе вводятся поэтапно. В 1 классе можно использовать только 1 блок, во 2 классе – 1 и 2 блоки, в 3 – 1,2,3,а в 4 классе – 1,2,3,4. Блоки можно чередовать, но только после того, как дети изучат и проработают все блоки. В данное методическое пособие вошли комплексы упражнений, описание упражнений и порядок проведения, различные стихи, песни – игры. Пособие может быть использовано воспитателями и педагогами интернатных образовательных учреждений всех видов, и надеемся, будет способствовать дальнейшему внедрению оздоравливающих и здоровьесберегающих технологий в жизнедеятельность школ – интернатов и детских домов.
1 блок.
Понедельник.
1.Организационный момент.
Настрой на работу:
Прозвенел звонок- дружок
Домашнее задание нас выполнять зовет.
Мы все в классе собрались
Подтянулись, потянулись
Все проверили, в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
Для работы все готово
Тихо сели и за дело.
( Продолжительность 3-5 минут)
Выполняется письменное домашнее задание, после выполнения заданий как по русскому языку так и по математике проводиться физкультминутка № II.
II. а) Гимнастика для глаз в картинках.
( Продолжительность 2-3 минуты)
Выполняется задание по чтению.
б) Упражнение для формирования осанки.
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед)
Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь.
( Наклон вперед, выпрямиться, повороты туловища)
Раз, два, три, четыре.
Три, четыре, раз, два.
(Наклон вперед и выпрямиться)
Я хожу с осанкой гордой.
Прямо голову держу,
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте)
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два.
(Повороты туловища)
Я могу и поклониться.
И присесть, и наклониться,
Поворот туда-сюда!
Ох, прямешенька спина!
( Продолжительность 5-7 минут)
Продолжение работы по выполнению домашнего задания.
III. Физкультминутка.
Дружно встали
Раз, два, три
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из - под ладошек.
И направо и еще
Через левое плечо.
( Повторить 2-3 раза)
IV. Далее идет тематическая работа воспитателя и игровая минутка.
Игра « Мы не спорим»
-Льют осенние дожди.( Мы не спорим!)
Ждет весна нас впереди. ( мы не спорим!)
Целый день мели метели.( Спорим, спорим!)
Птицы с юга прилетели( Спорим, спорим!)
Лист кленовый опадает ( Мы не спорим!)
Ландыш белый расцветает( Спорим, спорим!)
В рощи соловьи запели, (Спорим, спорим!)
Яблоки в саду поспели (Мы не спорим!)
Яблок урожай хороший ( Мы не спорим!)
Есть с малюсенький горошек (Мы не спорим!)
Есть размером с чемодан (Спорим, спорим!)
На ветвях цветет бурьян( Спорим, спорим!)
Нам без яблок трудно очень ( Мы не спорим!)
Скоро осень между прочим( Мы не спорим!)
Вторник.
I . Настрой на работу состоит из нескольких физических упражнений:
Стоя возле парты
И.п.- Ноги врозь, руки к плечам.
Подняться на носки, руки вверх, потянуться в и. п.
И.п.- Руки за спиной. Присесть, руки вперед,
Встать в и.п.
И.п.- Руки за спиной.
Отставляя левую ногу на носок влево,
Наклониться влево, правую руку вверх, и.п.
То же в другую сторону.
( Продолжительность 3-5 минут)
Выполнение домашнего задания по письменным предметам.
II. а) Гимнастика для пальчиков.
Раз, два, три, четыре, пять Хлопают в ладоши
Вышли пальчики гулять. Идет поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне:
Этот пальчик самый сильный, правого большого пальца;
Самый толстый и большой; левого большого пальца
Этот пальчик для того, правого указательного пальца
Чтоб показывать его. левого указательного пальца
Этот пальчик самый длинный, правого среднего пальца
И стоит он в середине; левого среднего пальца
Этот пальчик безымянный, правого безымянного пальца
Он избалованный самый. левого безымянного пальца
А мизинчик хоть и мал, правого мизинца
Очень ловок и удал! левого мизинца
Интенсивно растираем кисти рук, а затем встряхиваем их.
б) Гимнастика для глаз.
Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа - налево, затем слева -направо.
Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали - вверх-вниз и вниз- вверх.
Упражнение3. 15 круговых вращательных движений глазами слева - направо.
Упр.4. Тоже самое, но справа - налево.
Упр.5. 15 круговых вращательных движений глазами
вначале в правую сторону, затем в левую сторону,
как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.
( Продолжительность 5-7 минут)
Выполнение дом. задания по устным предметам.
III. а) Повторяется комплекс упражнений для глаз.
б) Упражнение для формирования правильной осанки.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И тихонечко прогнулись.
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.
(Выполняется 2-3 раза)
IV. Далее идет работа по плану воспитателя.
( Беседы, творческие работы, инструктажи)
Среда.
I.Настрой на работу:
-Утром стрекоза проснулась
( потирание глаз)
Потянулась, улыбнулась.
Раз- росой она умылась,
Два- изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На 4 полетела.
У реки остановилась
Над водою закружилась.
(Выполняется 2-3 минуты)
Выполнение домашнего задания по письменным предметам.
II.а)Упражнение для пальчиков « Бабочка»
Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный, средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения-« трепетание пальцев»
Упражнение выполняется 10-15 секунд.
« Рыбка»
Кисть установить ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях ( вправо-влево, вперед-назад, вверх- вниз) на длину вытянутой руки.
Упражнение выполняется 15-20 секунд.
«Аплодисменты»
Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец.
Выполняется 15-20 секунд.
б) Гимнастика для глаз .
« Филин»
Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6.
Упражнение повторить 4-5 раз.
« Метелки» Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз. Можно проговаривать текстом:
Вы, метелки, усталость сметите,
Глазки нам хорошо освежите.
Упражнение повторить 4-5 раз.
Выполнение домашнего задания продолжается.
III. а) Гимнастика для глаз повторяется.
б) Физкультминутка:
Мы немножко отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Нас прогулка в лес ждет.
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их все лучи согрели.
Чудеса у нас на свете,
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали
Великанами все стали.
( Продолжительность 5-7 минут, повторить 2-3 раза )
Работа продолжается.
- Песенка – игра « У оленя»
У оленя дом большой. (Ладони над головой, изображая рога оленя)
Он глядит в свое окошко. (Пальцы соединяются в окошечко)
Зайка по лесу бежит ( Бег на месте)
В дверь к нему стучится. (показывая руками дверь)
Стук, стук- дверь открой, (Стук в дверь)
Там в лесу охотник злой. (Показывая назад , за плечо)
Зайка, зайка забегай, (Показывая зайчика, бег на месте)
Лапку подавай. ( Правая рука кладется в левую, как-бы хлопая)
- Работа по плану воспитателя.
Игровая минутка. Игра « Тик- так»
Воспитатель. У кого есть дома часы с кукушкой? А как они устроены?
Сейчас мы представим себя такими часами.
По команде «Тик!»-щелкаем пальцами правой руки;
«Так!»- щелкаем пальцами левой руки;
«Бум!»- соединяем ладоши над головой в хлопке;
« Ку-ку!»- делаем два щелчка обеими руками одновременно.
Постепенно ритм убыстряется, задача детей внимательно следить за словами ведущего, а не за тем, что он показывает.
Четверг.
I.Настрой на работу.
В класс мы дружненько вошли.
К парте своей все подошли.
Книжки, тетрадки и карандаши
Ждут с нами встречи
И рады они.
Снова работать, снова писать.
Все вместе и дружно
будем домашнее задание выполнять.
Чтоб успешно работалось нам
На носочках потянулись
Раз- нагнулись, два- нагнулись.
Как пружинки все присели
И за парты тихо сели.
(Продолжительность 3-5 минут)
Выполнение письменных заданий.
II. а) Физкультминутка для глаз.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.(поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, ( посмотреть влево- вправо)
Ах, как солнце высоко.( посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем,( закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим.
Вверх по радуге пройдем, (посмотреть по дуге вверх вправо и вверх влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, ( посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.( зажмурить глаза, открыть и поморгать )
б) Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять-
Побежали мы гулять.
Раз- нагнулись, разогнулись.
Два- присели, встали, сели.
Покружились и опять,
Пора дело начинать.
( Повторяется 2-3 раза)
Продолжается работа по выполнению письменного домашнего задания.
III. Повторить гимнастику для глаз 2-3 раза
Начинается работа по выполнению устных домашних заданий.
IV.Физкультминутка:
Скачет лягушонок, (хлопок в ладоши)
Ква-ква-ква! (прыжки на месте)
Плавает утенок,(хлопок в ладоши)
Кря-кря-кря! (руки к груди и в стороны)
Прыгает козленок,( хлопок в ладоши)
Ме-ме-ме! (руки на поясе, наклон вперед)
А за ним ягненок,( хлопок в ладоши)
Бе-бе-бе!( приседание)
Вот мы на зарядке ( хлопок в ладоши)
Раз-два- три! ( прыжки на месте)
Утром на площадке,( хлопок на месте)
Раз- два- три! (прыжки на месте)
Все вокруг стараются( хлопок на месте)
Спортом занимаются!( ходьба на месте)
(Повторить 2 раза.)
Продолжительность 5-7 минут.
V.Работа воспитателя с использованием игровых минуток.
Игра «Эхо»
( Произносить последний слог прихлопывая, кто ошибется-выходит)
-Собирайся детвора! Ра-ра!
Начинается игра! Ра-ра!
Бей в ладоши веселей! Лей-лей!
Да ладошек не жалей! Лей-лей!
Сколько времени сейчас? Час-час!
Сколько будет через час? Час-час!
И неправда, будет два! Два-два!
Думай, думай голова! Ва-ва!
Как поет в селе петух? Ух-ух!
Да не филин, а петух? Ух-ух!
Вы уверены, что так? Так-так!
А на самом деле как? Как-как!
Сколько будет дважды два? Два-два!
Ходит кругом голова! Ва-ва!
Это ухо или нос? (держится за ухо) Нос-нос!
Или может сена воз? Воз-воз!
Это локоть или глаз? (показывает локоть) Глаз-глаз!
А вот это, что у нас? ( показывает на рот) Нас-нас!
Вы хорошие всегда? Да-да!
Или только иногда? Да-да!
Не устали отвечать? Чать-чать!
Разрешаю помолчать! ( все молчат)
Пятница.
- Организационный момент.
Настрой на работу:
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем домашнее задание выполнять.
Лень с себя прогоним быстро,
Раз, два, три, четыре, пять.
Отряхнулись, потянулись,
Повернулись и тогда
Тихо сели на свои места.
Продолжительность3-5 минут.
(Выполнение письменного домашнего задания)
II. а) Пальчиковая гимнастика. ( можно проводить сидя)
Вот помощники мои, ( смотрим на раскрытые ладони)
Их, как хочешь поверни:
И вот эдак, и вот так, (потираем руками)
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять. (хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять.(встряхиваем кистями)
Постучали, (стучим по столу)
Повертели (круговые движения кистью)
И работать захотели. ( потираем руки)
б) Гимнастика для глаз.
Спал цветок ( Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелки и против нее)
И вдруг проснулся, ( поморгать глазами)
Больше спать не захотел,( руки поднять вверх, вдох. Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся,( руки в стороны, выдох)
Взвился вверх и полетел. ( потрясти кистями, посмотреть вправо- влево)
( Продолжительность 5-7 минут)
Продолжение работы по выполнению домашнего задания.
III. а) Повторение физкультминутки для глаз.
б) Физкультминутка в стихах:
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки.
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали.
Вы резвиться не устали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий театрализованного представления для учащихся начальных классов "Сохраним леса и травы зелеными, а зверей - живыми!"
В последние годы в России пылают многочисленные пожары. Природные пожары редко происходят по естественным причинам. Большинство их во...
Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»
Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...
Авторская программа по внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления "В здоровом теле - здоровый дух"
Программа внеурочной деятельности начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО составлена с учетом спекцифики и возможностей работы в начальных классах нашей школы № 143. Она состои...
ПРОГРАММА по валеологии для учащихся начальной школы «Моё здоровье».
Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Не подлежит сомнению факт, что самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим т...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе (30 ч) «ГНОМ (Гуманитарное Научное Образование Малышей)» учителя начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ СОШ№ 16 г. Балаково Саратовской области Образцовой Людмилы Николаевны
Программа «ГНОМ» предназначена для подготовки будущих первоклассников к школе. Программа поможет учителям начальных классов профессионально и грамотно организовать работу с детьми в течени...
Программа внеурочной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) начального общего образования по спортивно – оздоровительному направлению «Доктор Здоровья»
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специали...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Азбука здоровья»(коррекционно-развивающие занятия)
Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" Программа расчитана на 3 года(2 часа в неделю).Программа написана для учащихся 1-3 классов....