Открытый классный час в 4 классе по теме: "Наш дом - планета Земля"
классный час (4 класс) по теме
Классный час по экологическому воспитанию.
Цель:
1. Развитие экологической этики учащихся.
2. Формирование чувства сопричастности к происходящему вокруг.
3. Воспитание любви к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_klassnyy_chas_v_4_klasse.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ижёвская средняя общеобразовательная школа» Менделеевского района Республики Татарстан
Открытый классный час в 4 классе (апрель).
Тема: «Наш дом – планета Земля».
Учитель: Зиганшина
Зинаида Николаевна.
Тема: «Наш дом – планета Земля».
Цель:
- Развитие экологической этики учащихся.
- Формирование чувства сопричастности к происходящему вокруг.
- Воспитание любви к Родине.
Ход классного часа:
I.Орг. Момент. Сообщение темы и целей классного часа:
На фоне лирической музыки звучит стихотворение С. Смирнова «Есть просто храм…»
Чтец: Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
Учитель:
- Сегодня на классном часе мы будем говорить о нашей Земле;
- постараемся разобраться, хорошо ли ей живётся с нами;
- узнаем много нового об окружающем нас мире;
- подумаем, чем каждый из нас может помочь нашей Земле.
II. Вступительная часть.
Учитель: Ребята, давайте представим, что у нас сегодня не просто гости, а представители международной организации «Гринпис». А кто из вас, ребята, знает, как перевести название этой организации? (Ответы детей).
Вы уже изучаете английский язык и знаете, что «green» означает зелёный, а «peace» - мир. Уважаемые гости, может, кто-то из вас хочет что-то рассказать об этой организации? (Выступление гостей).
Люди, которые входят в эту организацию, борются за «зелёный», чистый мир. Они хотят остановить загрязнение нашей планеты.
30 марта отмечается День защиты Земли. Многие поклонники телесериала «Санта-Барбара», наверняка, помнят, как на нефтепромыслах, которыми владел главный герой, произошла крупная авария. Это случилось в реальной жизни. Именно возле американского города Санта-Барбара в 1969 году произошёл аварийный разлив нефти. От него тогда пострадали многие морские животные и птицы. Это трагическое событие произвело на американцев сильное впечатление. Они решили хотя бы раз в году напоминать людям об отношениях с окружающей средой. Так появилась идея проведения Дня Земли.
22 апреля 1970 года тысячи американцев вышли на улицы городов. Они устраивали митинги и демонстрации в защиту природы, требовали принять новые законы об охране природы, сажали деревья, убирали мусор на улицах, очищали берега рек. Первыми отметили День Земли в США, но постепенно этот проект объединил жителей многих стран, и с каждым годом их становится всё больше и больше.
Начали отмечать День Земли и в России. Кроме того, с 15 апреля по 5 июня у нас ежегодно проводятся специальные дни защиты окружающей среды. (Знакомство).
III. Основная часть.
Учитель: Давайте сегодня поговорим о том, как живётся нашей Земле. Интервью у Земли берёт ученик нашего класса – Гоголев Андрей.
Ученик: В эволюционном плане можно сказать, что люди совсем недавно населили планету Земля. Человек использует множество запасов Земли, но при этом ведёт себя невежественно, самонадеянно и безумно. А может быть, стоит сказать: «Здравствуй, Земля! Как поживаешь?»
Земля: О, прекрасно! Одной половиной на солнце, другой - в темноте.
Ученик: Прости за нескромный вопрос, Земля, а сколько тебе лет?
Земля: Мне 5 миллиардов лет.
Ученик: Даже трудно себе представить, сколько это!
Земля: Да, это трудно объяснить. Давай для простоты представим себе, что 5 миллиардов лет – это 1 час. Так вот, исходя из этого, получается:
0 минут – образовалась планета Земля, то есть я;
10 минут – зародилась первая клетка, возникла жизнь;
30 минут – в океане появились сине –зелёные водоросли, которые производят кислород;
52 минуты – в океане появились маленькие животные – трилобиты;
55 минут – на планете появились большие деревья;
56 минут – в воздух поднялись огромные ящеры;
57 минут – появились динозавры;
58 минут – появились первые звери и птицы;
59 минут – появились первые люди на Земле;
60 минут – появились вы – мои сегодняшние жители.
Сегодня на Земле живёт множество людей. И все хотят чистого воздуха, воды, пищи, крова. Очень трудно быть доброй хозяйкой.
Учитель:
Дорогие ребята, уважаемые гости, никогда ещё так много людей не было обеспокоено состоянием окружающей среды. А ведь каждый живущий на Земле человек может внести свой посильный вклад в дело охраны природы. Причём для этого не обязательно выезжать в лес, к реке, в поле. Ведь человечество пользуется природными ресурсами постоянно и везде. Возьмём , к примеру, домашнее хозяйство – ведь это тоже потребление природных ресурсов и, изменив его в экологическую сторону, каждый из нас способен изменить ситуацию на планете к лучшему, особенно если будет действовать не в одиночку, а сумеет приобщить к своему новому поведению друзей и знакомых.
- А что для этого можно сделать? (Ответы детей).
Ребята, давайте все вместе поможем нашей Земле. Сделаем так, чтобы нашей планете дышалось лучше, чтобы было меньше мусора.
- Ребята, а как можно уменьшить количества мусора на Земле? Ваши идеи. (Учащиеся высказывают свои идеи).
Идеи:
- Организовать субботник по сбору мусора;
- организовать сбор макулатуры и металлолома;
- выпустить листовки о вреде мусора;
-выявлять несанкционированные свалки и сообщать о них экологической службе;
- рассказать младшим школьникам о том, как надо обращаться с мусором.
- А сейчас проведём аукцион под названием «Новая жизнь ненужных вещей». В сказке Алана Милна «Вини-Пух и все-все-все» герой был расстроен из-за подарка? Какой подарок ему подарили друзья? (Ответ учащихся: лопнувший воздушный шарик).
- А как можно использовать этот, на первый взгляд, ненужный предмет?
Дети (примерные ответы):
- Можно наклеить на ножки стула, чтобы он не царапал пол.
- Можно сделать крышку для чего-нибудь (например, для банки сметаны).
- Можно сделать резинку, чтобы завязывать пакеты или косички.
- Можно заклеить что-нибудь.
- Можно изготовить салфетку подо что-нибудь.
- Ученик, предложивший самую оригинальную идею, получит приз.
Тихо звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Чтец:
Ты человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши,
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
Учитель:
Слово «экология» в переводе с греческого означает знание о доме. Человек обитает на нашей старушке-Земле (т.е в нашем общем доме) всего 2 миллиона лет. И только 10 тысяч лет назад, можно сказать, мы шагнули в сторону от звериной тропы – стали выращивать растения, приручать животных, словом, обзавелись собственным сельским хозяйством.
В то далёкое время реки и озёра кишели рыбой, по берегам гнездились утки. Леса были полны дичью. Земля была тучной и урожайной. Но человеку этого было мало, ему всегда хотелось иметь больше: земли, урожая, скота. Оно и понятно, ведь и население росло. Человек научился побеждать сорняки, использовать минеральные удобрения, придумал всякие технические новшества и вначале прошлого столетия изобрёл трактор. С этого всё и началось. Называлось это научно-технической революцией. Но беда вовсе не в научно-техническом прогрессе – изобретай и исследуй на здоровье, только дружи с природой, учись у неё и помогай ей. Многого стоит такая наука! А теперь, как не обидно, признаемся: далеко не все люди спохватились и поменяли жезл победителя на ученическую ручку. Пока это сделали лишь в развитых странах. А Россия… Ей ещё предстоит - и, надеюсь – с вашей, ребята, помощью поладить с природой и возродить леса и пашни, родники и реки. Сегодня, играя и узнавая некоторые тайны природы, мы будем учиться беречь и понимать наш общий дом.
Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на Земле поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.
А сколько нежности в их названиях: маргаритка, незабудка, ветреница.
1. Конкурс «Знаете ли вы названия цветов?»
- Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» -молоко и «актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок.
Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на Земле шёл сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть её и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок – символ надежды. Как этот цветок называется? (Подснежник).
- Её Родина – Персия. Существует поэтическая легенда. Однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только фиолетовая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная… (Сирень).
- В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток-фей и нежных эльфов. Его Родина- Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в XIX в. попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме за три луковицы цветка были куплены два каменных дома. Этот цветок - … (Тюльпан).
- Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царица и ушла. А из её прекрасных глаз покатились слёзы, и только луна была свидетелем того, как эти чистые слёзы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. Как называется этот цветок? (Ландыш).
2. Конкурс «Если вы сбились с дороги»
Человек оказался в лесу один. Не жажда, не голод и холод, как правило, более всего удручают попавшего в беду грибника, туриста, а страх и первобытный ужас, парализующий волю даже сильных людей.
Самое главное в такой ситуации – не волноваться, сесть, расслабиться и обдумать ситуацию. Ведь есть много простых и верных способов ориентирования на незнакомой местности. Итак, уметь ориентироваться – это значит в любое время дня и ночи уверенно и ясно представлять себе, где север, юг, запад и восток, в каком направлении двигаться. Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, солнцу, растениям, птицам?
Итак, я предлагаю вам следующие ситуации, а вы постарайтесь их решить:
- Вы в лесу, немного заблудились, и перед вами муравейник. Поможет ли он вам? (Башня муравейника всегда направлена к югу от дерева или пня).
- Перед вами только сосна и ель. Как ориентироваться? (Смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу).
- Вам стал попадаться подорожник… (Значит, где-то рядом дорога). Индейцы называют подорожник следом белого человека.
- Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягода, где север, где юг? (Самая спелая ягода расположена на южной стороне).
3. Проверка домашнего задания.
- Какие живые существа имеют три сердца? Чем это существо опасно?
(У осьминогов, кальмаров, каракатиц, которые относятся к классу головоногих, три сердца. Одно – гонит кровь по телу, а два других – проталкивают её через жабры. Цвет крови у моллюсков голубой. Темно-голубой в венах. Осьминоги, по последним исследованиям, вполне дружелюбны. Они не высасывают из человека кровь, как считалось раньше. Но надо знать, что осьминоги, даже мелкие, опасны своим ядом. К счастью, они редко и неохотно пускают в ход это оружие).
- Почему у полярной совы все птенцы разного возраста? (У полярной совы старшие птенцы появляются в июне, а младшие – в июле. Большой смысл заключён в этом. Родителям трудно прокормить одновременно всех птенцов. Совы своих птенцов выкармливают по очереди. Самка высиживает только первых, а затем улетает за едой и остальных птенцов высиживает урывками, а старшие птенцы согревают другие яйца. Старшие защищают младших).
- Какая птица как бы кормит своих птенцов собственной кровью? (Учёные изучили состав пищи, срыгиваемой фламинго для кормления птенцов. Оказалось, что ¼ этой пищи состоит из крови родителей. Каким образом это происходит, пока остаётся загадкой).
- Чем опасна китовая акула для человека? (Ничем, она питается планктоном).
- Конкурс «Живые барометры».
Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие лета,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И морозов ранний хлад, опасный винограду.
Вот как сказал великий Пушкин. Последуем совету великого поэта и постараемся тоже стать предсказателями: по сегодняшнему состоянию погоды угадать завтрашнее.
Вопросы:
- Утром туман стелется по воде. (К хорошей погоде).
- Багряные зори. (К ветру).
- Утром на траве роса. (Дождя не будет).
- Вечером с реки поднимается пар. ( К дождю).
- Бледный цвет луны. (К плохой погоде).
- Звёзды ночью сильно мерцают, а с утра тучи… (Днём быть грозе).
- Птицы весной вьют гнёзда на солнечной стороне. (Лето будет холодным).
- Рыба выскакивает из воды. (К дождю).
- Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки. (Ясно, тепло).
- Снег скоро тает и вода бежит дружно – лето будет (дождливое).
6. Викторина «Эрудит».
Учитель:
Вам будут предложены вопросы. Ваша задача – дать ответы на максимальное их количество.
Вопросы:
- Какое растение – лучший медонос? (Липа, гречиха, медуница).
- Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик).
- Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотелом).
- Самые крупные летающие птицы. (Дрофа, лебедь).
- Какая птица самая мелкая? (Колибри).
- Чем гиппопотам отличается от бегемота? (Ничем, одно и то же животное).
- Какую птицу все бьют и называют вором? (Воробей).
- Каких птиц на Земле больше всего? (Кур, воробьёв).
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
- Самая большая змея? (Анаконда).
- Кто сильнее: лев или тигр? (Тигр).
- Какая змея плюётся? (Кобра).
- Где у кузнечика ухо? (На ноге).
- Какого цвета хамелеон? (Разного).
- Сколько ног у паука? (8).
- Какая птица носит название танца? (Чечётка).
- Какое растение носит название глаза птицы? (Вороний глаз).
- Какой зверь после еды чистит зубы, полощет рот водой? (Тигр).
- Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины).
- Что за трава, которую знают слепые? (Крапива).
Учитель:
Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, что , узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит, от нас с вами. Тем более, что в настоящее время многих животных и растений становится всё меньше и меньше и они занесены в Красную книгу.
Показ Красной книги.
Это тема отдельного разговора, отдельного классного часа или урока окружающего мира.
Учитель:
Как можно сохранить исчезающие виды животных и растений? (Ответы детей).
Для того, чтобы сохранить исчезающие виды растений и животных, люди создают заповедники.
Чтец:
«Заповедник» - это слово
Всем и каждому знакомо.
В нём животных охраняют,
Кормят и оберегают.
Запрещают здесь охоту,
Проявляют здесь заботу
О растениях лесных,
Луговых и полевых,
Водоёмов и болот.
Вся природа здесь живёт
Под охраной человека
Много лет от века к веку.
Учитель:
Ребята, давайте представим, что наша планета единственный раз в году заговорила с нами. Что бы она могла нам сказать, что попросить, что пожелать?
Все народы, все люди,
Все, кто верит и любит,
Все, в ком совесть жива,
К вам Земли обращаю слова!
Земля:
Дорогие люди! Я – планета Земля! Мне нужна ваша любовь! Только любите меня так, как я люблю вас. Если вы будете любить меня, то будете и заботиться обо мне и защищать меня. И таким образом вы будете спасать ваш Дом и Дом ваших братьев меньших – животных. Все мы – одна большая семья. Расскажите о моём пожелании вашим друзьям и родным. Помните обо мне, а я буду заботиться о вас и всегда буду вашим Домом.
Учитель:
Дом – это не только то место, где мы живём. Дом – это наше село, наш район, наша республика, страна, планета. А в доме должно быть всегда тепло, светло, чисто, уютно; каждый должен чувствовать себя в доме защищённым.
Чтец: Люби родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Здесь мы с тобой родились,
Живём мы с тобой на ней.
Так будем же люди все вместе
К земле относиться добрей.
IY. Обобщение. Подведение итогов.
Учитель: Сегодня мы ещё раз вспомнили о том, как важно внимательно относиться к нашей планете. Начинается же наше доброе отношение к планете с небольшого уголка – двора, села, города, района. Мы поняли, что тоже можем многое сделать для природы.
Любому приятно получать поздравления ко Дню рождения. Давайте поздравим Землю с праздником.
Земля! Мы поздравляем тебя с днём рождения! Желаем, чтобы над тобой всегда светило яркое солнце, а на тебе росли густые леса, цвели цветы, звонко пели птицы!
А в завершение нашего мероприятия – поздравление Земле в стихах.
Я люблю тебя, Земля, и хочу чтоб ты жила,
Хорошела с каждым годом, плодоносила, цвела.
Берегите, люди, Землю, ведь она у нас одна.
Защитим её все вместе мы как дружная семья.
Будем мусор убирать, не сорить, не обижать!
Y. Орг. завершение урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по окружающему миру на тему: « День Космонавтики. Планета Земля».
Внеклассное занятие по окружающему миру на тему:« День Космонавтики. Планета Земля».2 классЦели: 1. Познакомить ребят с праздником 12 апреля, почему его отмеча...
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Жизнь - особенность планеты Земля"
Урок по теме "Жизнь- особенность планеты Земля" был проведен мною в 3 классе. Данный урок является совершенствованием полученных знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного. на уроке испо...
Открытый классный в 1 классе на тему "Будем добрее!"
Цель: формирование навыков доброжелательного отношения у детей младшего школьного возраста.Задачи:1. Формирование навыков толерантного отношения.2. Разв...
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Открытый урок по окружающему миру по теме " Мы жители планеты Земля", 2 класс "Планета знаний"
Конспект урока и презентация по окружающему миру по теме "Мы жители планеты Земля" для 2 класса УМК "Планета знаний", Данный урок построен по сингапурской системе обучения....
Конспект урока по окружающему миру на тему "Наша маленькая планета Земля"
"Наша маленькая планета Земля"...
Открытый классный час. 3 класс тема Ложь
Сформировать у детей понятие о правде и лжи.Учить детей говорить правду. Воспитывать такие нравственные качества как честность, справедливость....