Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Жизнь - особенность планеты Земля"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок по теме "Жизнь- особенность планеты Земля" был проведен мною в 3 классе. Данный урок является совершенствованием полученных знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного. на уроке использовалась групповая форма работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план урока по теме "Жизнь -особенность планеты Земля" | 39.24 КБ |
презентация к уроку "Жизнь- особенность планеты Земля" | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Жизнь- особенность планеты Земля».
Цель: Создать условий для понимания значимости жизни на планете Земля.
Задачи:
- Развивать интерес к изучению Земли, как к дому, в котором мы живем, формировать экологическую грамотность.
- Активизировать эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждать у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме, тем самым создать условия для общего развития школьников.
- Формировать умение: воспринимать проблему; выдвигать гипотезу; ориентироваться в пространстве и времени; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками; делать выводы и обобщения.
- Расширять кругозор, развивать эстетический вкус ребенка, способность к конструктивному мышлению с опорой на эмоциональную сферу; развивать умение спорить и доказывать свое мнение в корректной форме; работать над развитием речи.
Оборудование: глобус; маски планет для детей, карточки со словами; фотография планеты Земля - вид из космоса; макеты планет, которые развешаны по классу на потолке; вырезанные комплекты цветов ромашек красного, желтого и серого цвета; презентация по теме.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урока: анализ ситуаций.
Ход урока
I. Организационный момент
- Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны раскрывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку…
- Пять!
II. Вводная беседа
-Учитель: Ребята, Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. Мы отправимся в космос в гости к планетам Солнечной системы. (1 слайд)
- Итак. Вы готовы? Занять всем посадочные места в ракете! Пристегнуть ремни! Полетели! (слайд 2- ракета)
- Посмотрите вокруг, мы с вами в открытом космосе. Какая вокруг красота!(3 слайд) Пока вы любуетесь красотой, подумайте и ответьте мне на такой вопрос «Где живет человек?»
(Ответы учитель закрепляет на доске, начиная с самого маленького места обитания: № дома – название улицы – название города– название страны – планета Земля - Солнечная система - Галактика.)
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на несколько вопросов:
1. Какие планеты есть в Солнечной системе?
2. Чем планета Земля отличается от других планет Солнечной системы?
1. Спектакль с планетами Солнечной системы.
Учитель: Все наши дома, улицы, города, находятся на планете Земля. И сейчас мы отправимся к ней в гости и узнаем, как она живёт. (Слайд 4)
(Дети по очереди выходят на сцену в масках планет)
Планета Земля: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть у себя в гостях. Сейчас я расскажу вам о том, как я живу, о своих делах. А помогут мне мои соседи - планеты. Свободного времени у меня совсем нет - кручусь, верчусь без отдыха день и ночь. Мой родной район - Солнечная система. (5 слайд)
Солнечная система получила свое название в честь яркой звезды Солнце, которое сияет в самом центре системы. Солнце одаривает всех теплом и светом, кто живёт в ее близости. (6 слайд)
В нашем Солнечном районе 9 жителей и у каждого свои особенности.
Планета Меркурий: Давайте знакомиться. Я живу ближе всех к Солнцу, на Первой Кольцевой улице. Зовут меня Меркурий, так назвали в честь римского бога торговли. Я очень энергичный и предприимчивый. (7 слайд)
Планета Венера: На второй Кольцевой улице живу я - Венера, самая яркая планета, прекрасная и загадочная. Именем Венера в Древнем Риме называли богиню красоты и любви. (8 слайд)
Планета Земля: На Третьей Кольцевой улице живу я сама – Земля. Я единственная планета, на которой существует жизнь. Еще меня называют «голубой» планетой, потому что моя поверхность покрыта разными водоемами – большими и маленькими. (9 слайд)
Планета Марс: Позвольте представиться, самый воинственный житель Солнечной системы Марс. Я живу на Четвёртой улице. Из-за красного оттенка римляне назвали меня в честь бога войны Марсом!(10 слайд)
Планета Юпитер: За Марсом живем мы - планеты - великаны. Я - Юпитер. Свое имя я получил в честь главного римского бога - Владыки Вселенной!(11 слайд)
Планета Сатурн: Я живу на Шестой улице. Зовут меня Сатурн. Главное отличие от других моих соседей это то, что вокруг меня вращаются три кольца. (12 слайд)
На Седьмой и Восьмой улицах живут планеты великаны Уран и Нептун. (13 и 14 слайды)
Планета Плутон: Я живу на самой последней, Девятой улице. Я мало известен людям. Мой дом расположен на самом краю нашей системы, поэтому тепла мне достается меньше всех! Люди очень мало знают обо мне. (15 слайд)
Планета Земля: Мы, все планеты, непрерывно вращаемся вокруг Солнца. Каждая из нас движется по своей дороге - орбите много тысяч лет подряд. И чем дальше находится планета от звезды, тем длиннее её улица - орбита.
Планета Меркурий: Самая короткая улица - орбита у меня. Полный круг я пролетаю за 38 земных суток.
Планета Земля: Самая длинная орбита - у Плутона. У него уходит на дорогу 250 земных лет! А я, Земля, свою орбиту пробегаю ровно за год.
Учитель: А ответь нам, пожалуйста, Земля на такой вопрос, не скучно ли тебе одной путешествовать по своей орбите?
Планета Земля: Нет, что вы, мы вовсе не одиноки! Почти у каждой из планет есть спутники. У меня - Луна. У Марса - два спутника - малыша, а у планет – гигантов - целые семейства: по 10 спутников и более. Так что в нашем Солнечном районе довольно много жителей.
Учитель: Скажи нам Земля, в каком городе расположен ваш Солнечный район?
Планета Земля: Наш замечательный город называется Галактика. И таких районов, как мой Солнечный, в нем бесконечное множество. Взгляните на ночное небо, и вы увидите звезды. Это далекие отблески огней моего города. С Земли они кажутся нам крошечными искорками, а на самом деле каждая звезда это громадное Солнце. И у многих из них есть свои планетные семьи.
Учитель: Много ли таких городов на свете?
Планета Земля: Да, таких звездных городов, как моя Галактика, великое множество. До сих пор никто точно не знает, сколько их. Никто не может их сосчитать. И все эти города находятся в стране, которая называется Вселенной. У этой страны нет начала, нет конца. На Земле люди могут облететь свою страну на самолете, объехать на машине, даже обойти пешком. Мою страну Галактика даже мысленно, в воображении невозможно ни обойти, ни объехать - такая она огромная. А теперь нам пора дальше в полет, нам нельзя долго оставаться на месте. До свидания!
Учитель: Ребята, скажите, а откуда мы узнали о внешнем виде планет нашей системы?
(ответы детей)
- 12 апреля весь мир отмечает праздник – день космонавтики. (16 слайд)
- А вы помните, кто первым из людей побывал в космосе? (слайд 17, 18 Гагарин)
- 22 апреля весь мир отмечает еще один праздник – День Земли.
Сегодня мы окунемся в далекое прошлое и узнаем, как возникла Земля.
2. Рассказ ученика из Детской энциклопедии о возникновении Земли во вселенной.
Ученик: Давно, 6-7 млрд. лет назад, в результате взрыва во Вселенной возникло Солнце.
В то время оно мало чем напоминало привычное ласковое светило. Учёные его назвали древним Солнцем. Считается, что его рождение - это не что иное, как вспышка сверхновой звезды. Сильные взрывы на солнце выбросили из космического пространства газовое плазменное облако. Из этого облака возникли планеты, кометы и астероиды Солнечной системы. ( Слайд 19)
Земля как космическое тело окончательно сформировалась около 5 млрд. лет назад. Поверхность Земли начала постепенно остывать. Её поверхность представляла собой бесконечную, однородную серую равнину. Долгое время этот ландшафт оставался безжизненным. На планете господствовали только космический холод и обжигающий ветер. (слайд 20)
Учитель: Скажите, ребята, с каким современным явлением можно сравнить то, что происходило в далеком прошлом на Земле?
Ученик: С извержением вулкана. (слайд 21)
Учитель: Только приблизительно 650 млн. лет назад на Земле появились многоклеточные организмы, и началось массовое заселение Земли.
Учитель: Тогда не было на Земле жизни. А была ли природа?
Ученик: Да, существовала неживая природа – вначале в виде каменной поверхности, гор, потом и в виде воды, воздуха. (слайд 22)
- Земля постепенно остывала. Прошло ещё много времени, и на поверхность Земли обрушились дожди (слайд 23)
- Так постепенно в небе появились тучи, первый земной ветер подхватил их и понёс путешествовать. Потоки воды залили все низменности и образовали “Мировой океан.» (слайд 24)
- После этого прошло много времени, пока Земля приняла более знакомую поверхность. (25 слайд)
Итог: Повторите, в какой последовательности менялся облик Земли. (слайд 26)
- А сейчас посмотрите на современный облик Земли. Посмотрите, какая она прекрасная… (слайд 27)
IV.Физминутка «Инопланетяне».
Выполняем все движения под музыку вместе с инопланетянами.
V. Понятие о живой и неживой природе.
Учитель: Сейчас я загадаю вам загадки:
1.Его зимой и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели (дерево)
2.Неизвестно, где живет,
Налетит - деревья гнет,
Засвистит – по речке дрожь
Озорник, а не уймешь (ветер)
3.По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан (овцы)
4. Красная девица
По небу ходит,
Светит, сверкает,
Всех согревает (солнце)
1. Понятие природы
Учитель: Скажите, как можно назвать одним словом перечисленные предметы?
Ученики: Это природа.
Учитель: Что такое природа?
Ученики: Природа – это то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Природа бывает живая и неживая.
Учитель: Как различить объекты живой и неживой природы?
Ученики: Живая природа – это то, что растет, живет и умирает. Например, животные и растения.
Учитель: Вспомним, какие царства можно отнести к живой природе?
Ученики: Царства растений, животных, грибов, бактерий. (слайд 28, 29, 30 ,31)
Учитель: Неживая природа – это то, что окружает живую природу, но не сделано руками человека.
- А теперь подумайте, куда мы должны отнести человека?
Ученик: Человек – часть живой природы.
Учитель: Давайте повторим все признаки живой природы. (Слайд 32)
- Назовите основные компоненты, влияющие на живую природу.
Ученик: Солнце, движение Земли, атмосфера, вода.
- Давайте посмотрим мини-сценку, где действующие лица Земля, Вода, Воздух.
2. Мини-сценка с участием Земли Воды и Воздуха. ( выходят дети в масках)
Земля: Я – планета Земля больше всех влияю на живую природу. Именно я обеспечиваю смену дня и ночи. Это на мне есть материки и океаны. Без меня не было бы жизни.
Вода: Без меня, воды, не было бы жизни. Ведь живые организмы возникли в воде. И до сих пор все живое нуждается в воде.
Воздух: Это во мне, воздухе нуждается все живое. Без атмосферы никто бы ни выжил.
3. Работа в группах.
Учитель: Ребята, согласны с действующими лицами сценки? Хотите поспорить? До урока мы разделились на группы. Каждая группа поможет “своему” персонажу доказать его значимость для живой природы.
За работу в группах каждый ученик получает фишку определённого цвета, в зависимости от того, как активно работала его группа:
«красная» – отлично, «синяя» – хорошо,
«зелёная» – неполный ответ.
А сейчас давайте вместе придумаем правила, по которым мы будем работать:
- группа работает дружно;
- в каждой группе спикер следит за порядком ;
- слушать внимательно, не перебивать;
- не обижаться на замечания;
- высказывать свое мнение ясно, четко;
- не перебивать друг друга и не злиться;
- прислушиваться к мнению товарища.
4. Рассказ-представление о компонентах неживой природы.
Дети готовят рассказ-представление о “своих” компонентах неживой природы по заданным вопросам. ( Вопросы у каждой группы на парте в конверте)
1 группа- Земля
- Чем отличается Земля от других планет Солнечной системы?
- Как влияет на природу вращение планеты и наклон оси?
- Какое значение имеет притяжение Земли?
2 группа - Вода
- Какого цвета наша планета и почему?
- В каком состоянии вода распространена на Земном шаре?
- Какие компоненты живой природы нуждаются в воде?
3 группа- Воздух
- Как называется воздушный океан?
- От чего защищает воздушная оболочка планету?
- Как атмосфера влияет на температуру у поверхности Земли?
После выступления другие команды могут задать вопросы, если считают ответ неполным.
V. Физкультминутка для глаз. (Слайд 33)
5. Групповое задание.
- Разгадайте кроссворд.(для каждой группы свой кроссворд) Заполните ключевое слово. Расскажите об этом понятии.
1 группа.
1. Ею заполнены моря, озера, реки. (вода)
2. Жаркое время года. (лето)
3. Изображение на бумаге материков, морей, гор…(карта)
4. Название нашей планеты. (Земля)
5. Газообразное состояние воды. (пар)
(ветер)
2 группа.
1. Газообразное состояние воды. (пар)
2. Название нашей планеты. (Земля)
3. Ею заполнены моря, реки и океаны. (вода)
4. Кристаллики воды. (снег)
5. Жаркое время года.(лето)
6. Изображение на бумаге материков, морей, гор ( карта)
7. Холодное время года. (зима)
(планета)
3 группа.
1.Смесь газов на земле. (воздух)
2. Кристаллики воды. (снег)
3. Глыба льда в океане. (айсберг)
4. Твердое состояние воды.(лед)
5. Огромные скопления воды между материками. (океан)
6. Холодное время года.(зима)
(осадки)
Рассказ о ветре, планете, осадках члены команды могут дополнить.
6. Тест-опрос
а) Индивидуальное задание дается ученику на время теста - опроса.
- С опорой на схему расскажи о загрязнении окружающей среды завода или предприятия, которое не пользуется очистными сооружениями.
б) Тестовое задание
- Мы повторили особенности и значение каждого компонента. Теперь вы легко ответите на вопросы.
- Вместо ответа “да” - круг, ответ “нет” – крестик.
1. Существует ли в Солнечной системе планета, на которой, как и на Земле есть жизнь?
2. Может ли существовать живая природа без солнечного тепла?
3. Помогают ли сохранить солнечное тепло вода и воздух?
4. Может ли существовать живая природа без воды?
5. Полезен ли на Земле ветер?
6. Способствует ли атмосфера сохранению жизни на Земле?
в) Взаимопроверка в парах.
На доске табличка с ответами.
+ + О + О О
7. Подведение итогов диспута
- Для жизни на Земле необходимы все компоненты. Отсутствие или загрязнение хотя бы одного приводят к гибели живой природы и человека.
Подсчет фишек, выставление оценок, выявление победителя.
VI. Подведение итогов урока
- В чем вы убедились или убедили своего товарища во время нашего диспута на уроке?
- Что необходимо для жизни человека? (Все компоненты живой и неживой природы)
Все живое нуждается в тепле, воздухе, воде, свете, в круговороте природы.
- Может ли существовать жизнь в других звездных системах?
- Какие условия для этого нужны? ( Слайд 34)
В заключении послушайте стихотворение Я.Акима “Наша планета”. Стихотворение читает ученик наизусть.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
- Какой сделаем вывод? (Нужно беречь все компоненты живой и неживой природы)
VII. Домашнее задание.
Написать мини сочинение на тему «Самая прекрасная планета»
VII. Рефлексия.
- Если вам понравился наш урок, вы прикрепляете на планету красные цветы, если вы считаете, что урок был скучным и неплодотворным, то желтые цветы, а если урок вам совсем не понравился и вы ничего не запомнили, то прикрепите серые цветы.
Всем спасибо! Удачного дня!
Список используемой литературы:
Для педагога:
1. М.В.Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
2 .А.Клепинина. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
3.Е.М.Елизарова. Такие незнакомые и знакомые растения. В-д, «Панорама», 2006 г.
4. А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.
5. «Азбука природы», издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.
Для учащихся:
1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
3. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
4. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
5. Журналы «Юный натуралист».
ЦОР (звук взлетающей ракеты) http://www.nhm.ac/uk/interactive/sounds/main.html
ЭОР презентация - физминутка «Инопланетяне» (по сайту педагога Биляченко Ольги Васильевны, г. Киев, Скандинавской гимназии.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жизнь – особенность планеты Земля.
Солнечная система.
Солнце
Меркурий
Венера
Земля
Марс
Юпитер
Сатурн
Уран
Нептун
Плутон
12 апреля – День Космонавтики .
Первый космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин
Зарождение планеты.
1. Каменистая поверхность. 2. Горы. 3. Вода. 4. Воздух.
Животные.
Бактерии.
Признаки живой природы: Рождение. Питание. Движение. Дыхание. Размножение. Старение. Умирание .
Всем спасибо! Удачного дня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 4 класс, "Как дом вышел из-под земли"
создать условия для уточнения знаний уч-ся об образе жизни, жилищах наших предков; дать представление о различных типах жилищ различных народов...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Презентация к уроку окружающего мира 1 класс "Планета Земля"
Презентация содержит иллюстрированный материал на тему "Планета Земля". 1 класс....
урок окружающего мира 2 класс "голубая планета Земля"
урок по ФГОС...
Проверочная работа по окружающему миру по теме "Наша Родина на планете Земля"
Данный материал поможет учителю организовать проверку по теме "наша Родина на планете Земля" по УМК "Планета знаний" . Также предлагаю таблицу по диагностике данной работы....
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Путешествие по планете». УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления учащихся об планете, ее масштабности; умения показывать на карте мира и глобусы все материки ...
Урок окружающего мира 4 класс "Трудные времена на русской земле"
Урок окружающего мира "Трудные времена на русской земле"...