"Умей, знай, при пожаре всем помогай!"
классный час (3 класс) по теме
Устный журнало пользе и вреде огня для человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal_umey_znay_pri_pozhare_vsem_pomogay.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал
УМЕЙ, ЗНАЙ, ПРИ ПОЖАРЕ ВСЕМ ПОМОГАЙ
Финиковская Валентина Евгеньевна, учитель начальных классов
______________________________________________________________________________
Цель: систематизировать знания учащихся о пожаре, об основных причинах возникновения
пожаров в повседневной жизни.
Задачи: показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную;
расширить представления обучающихся об опасностях, связанных с огнём;
воспитывать людей, ориентированных на лучшие нравственные качества: мужество,
находчивость, самоотверженность.
Я сильнее всего и страшнее всего,
И все любят меня, и все губят меня.
Ход мероприятия
Учитель: Эпиграфом нашего устного журнала я выбрала загадку. Сегодня мы пролистаем страницы и вспомним, когда огонь нам помогает, а когда действительно становится врагом.
Тема выбрана не случайно. Огонь – это страшная сила. И часто сам человек бывает виновником пожаров. В 2010 году в России произошло 176 тысяч пожаров, на которых погибли более 12 тысяч человек. В нашем городке – 1 пожар. Пожарная служба тщательно следит за безопасностью городка. Но наша судьба в наших руках. Мы должны уметь в любой ситуации защитить своё здоровье и жизнь и оказать помощь нуждающимся.
Предлагаем посмотреть сценку из жизни первобытного племени.
СТРАНИЦА 1.
Сцена 1 «Появление огня в жизни человека»
(Пещера. В кругу сидят члены племени. Звучит фонограмма сильного дождя)
Женщина: Сегодня ветер особенно зол. В небе твориться что-то страшное. Я слышала, как в лесу за рекой раздался сильный удар. Оттуда повалил едкий туман, и новый непонятный свет разлился вокруг. Он и сейчас всё ширится.
Вождь: Однажды я уже видел такой отсвет. Это, что красный зверь напал на деревья и теперь борется с ними. Он победит, но не надо боятся. Нас защитит река. Красный зверь не сможет её перепрыгнуть.
Женщина: Кажется, ветер успокоился. Всё стихло. Ой, как хочется есть. Ведь из-за грозы мужчины давно не охотились.
Вождь: Пойдём туда, где лежат мёртвые деревья. Попробуем добыть себе пропитание.
(Люди двигаются на сцене)
Мальчик (нагибается над опалённой птицей): Птица! Должно быть, она упала вместе с деревом. Перья исчезли, тушка почернела, она стала такая некрасивая. Зато вкусно пахнет. (Вонзает в тушку зубы) Какое вкусное мясо! (Все ищут добычу. Вождь делит. Едят)
Женщина: Как хорошо иметь маленького красного зверя у себя в пещере! Я пыталась его принести на ветке, но он умер по дороге. Должно быть, его всё время нужно кормить сухой травой или хворостом.
Мальчик: Мама, я попробую принести (Уходит. Все ложатся отдыхать)
Девочка: Как сыро и холодно в нашей пещере. Я не могу уснуть. Так хочется согреться.
Женщина: Потерпи, доченька, ты скоро привыкнешь к холод.
Девочка: К нему нельзя привыкнуть. Он пробирает меня до костей.
(Вбегает мальчик с горящей веткой)
Мальчик: Люди! Я принёс красного зверя. О, Вождь! Ты мудр. Позволь сказать дерзкое слово.
Вождь: Говори, сегодня ты – победитель.
Мальчик: По дороге я встретил двух мальчиков из соседнего племени. Они замёрзли и голодны. Разреши мне открыть им тайну Огня.
Вождь: Разрешаю. Поделись огнём, мальчик, и наши враги станут друзьями.
(Мальчик отламывает веточку и уносит).
Учитель: О каком красном звере шла речь?
- Где добыли огонь первобытные люди?
- Почему обгорелая птица показалась мальчику вкуснее?
- Почему было холодно девочке?
А ещё огнём отпугивали диких животных и освещали путь в темноте. Сейчас посмотрите фрагмент урока в первобытной школе.
Сцена 2 «Огонь – учитель и друг»
(Идёт урок в первобытной школе. Старейшина и дети)
Старейшина: дети, будьте готовы к тому, что жизнь человека сурова, полна лишений и постоянных опасностей. Наше спасение в учении у природы: у растений, у воды, у животных, у земли, у огня.
- Расскажите, чему вы научились у огня?
Девочка 1: Моя мама для хранения орехов и зерна сплела из гибких ветвей сосуд. Но воду в него наливать нельзя. Мама обмазала сосуд глиной и поставила поближе к огню, чтобы он просох. Огонь сжёг прутья, но мама не расстроилась, потому что сосуд из глины был ещё лучше. Он крепкий и лёгкий.
Девочка 2: Мой старший брат – охотник. Однажды он уснул возле большого костра. А когда проснулся, увидел, как в огне какой-то камень раскалился и вдруг потёк. Из него вытек огненный ручеёк, потом застыл и превратился в тяжёлую тёмную полоску. Полоска не ломалась, только плющилась под каменным молотком и меняла форму. Брат стал плавить все камни. «Растаявшими» камнями он заполнял углубления в земле в форме топоров и наконечников для копий. Оружие получалось прочнее каменного.
Старейшина: Вот видите, дети, что может сделать наблюдательный человек. Скоро мы выйдем из лесов и пещер, и наша жизнь станет лучше и легче.
Учитель: Скажите, ребята, о каких изобретениях человечества шла речь в этой сценке?
Дети: С помощью огня стали обжигать посуду из глины и плавить металлы.
СТРАНИЦА 2 «ПИЩА ОГНЯ»
Викторина.
- Как называется пища огня? (Топливо)
- Какой вид топлива самый распространённый и древний? (Дрова)
- Во что превратилась бы наша планета Земля, если бы транспорт и промышленность обслуживались только дровами? (В пустыню)
- Как называется твёрдое блестящее горючее вещество, которое служит людям как топливо, и этим помогает сохранить лес на Земле? (Каменный уголь)
- Как называется рыхлое, мягкое горючее вещество коричневато-бурого цвета? (Торф)
- Какое жидкое топливо, добываемое из недр земли, в старину называли «горным маслом»? (Нефть)
Учитель: В старину, чтобы добыть нефть, в узкий душный колодец на верёвке спускали рабочего. Он, копая землю, пел. Как только голос смолкал – значит товарищу плохо, он потерял сознание. Его тащили наверх, приводили в чувство, потом снова спускали. 150 лет назад отставной полковник Новосельцев изобрёл специальные механизмы для бурения скважин.
- Какое горючее вещество, называемое «невидимым топливом», является частым спутником нефти? (Газ)
- Газ – прекрасный помощник, но он требует внимательного и уважительного к себе отношения. При утечке газа человек может отравиться и погибнуть, а если он случайно зажёг спичку – от его дома после взрыва не останется даже стен. Если вы почувствовали запах газа, нужно позвонить по телефону – 04.
СТРАНИЦА 3 «ЗАГАДОЧНАЯ»
- В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт. (Печка)
- На улице столбом,
В избе скатертью. (Дым)
- Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может – два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. (Огонь)
- Это тёмный – тёмный дом,
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр.(Спичечный коробок и спички)
СТРАНИЦА 4 «ИГРОВАЯ»
Учитель: Я буду читать стихотворение, а вы передавать по кругу шар. Тот, к кому попадает шар, должен сказать последнее слово стихотворной строчки и передать шар другому.
Этот шар в руках недаром
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром,
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет злой пожар.
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в … квартире?
Дыма столб поднялся вдруг
Кто не выключил … утюг?
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками … играл?
Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил бельё над … газом?
Столб огня чердак объял
Кто там спички … зажигал?
Побежал пожар во двор
Это кто там жёг … костёр?
Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жёг … траву?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые … предметы?
Помни каждый гражданин
Этот номер …01
Дым увидел – не зевай
И пожарных … вызывай!
СТРАНИЦА 5 «ПРАКТИЧЕСКАЯ»
Учитель: Огонь с древнейших времён играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этому служат пословицы, поговорки, загадки и т.д.
Игра «Кто больше знает пословиц про огонь»
Огонь не вода- схватит, не выплывешь.
Воры обкрадут, стены останутся, а огонь в разор разорит.
Огню да воде бог волю дал.
Нет дыма без огня.
Огнём вода ключом кипит, а водою и огонь заливают.
Огонь маслом заливать, лишь огня прибавлять.
Огня маслом не утушить, а жажды солью не утолить.
Огонь под полой далеко не унесёшь.
Огонь чистит, вода моет.
С огнём, с водой, с ветром не дружись, а с землёю дружись.
Учитель: Огонь может быть человеку другом, а может – врагом, и тогда надо знать, как правильно себя вести. Этому учит наша викторина.
Вопрос 1. Что делать, если загорелась ваша квартира?
Ответ: Позвонить по 01, потом вывести детей и престарелых и только затем тушить пожар своими средствами.
Вопрос 2. Что делать, если загорелся телевизор?
Ответ: Его надо сразу отключить от сети, а затем набросить плотное одеяло. Потом тушить водой через верхние вентиляционные отверстия стенки (стоять сбоку). Если кинескоп взорвётся, то опасен ядовитый дым. В этом помещении нельзя находиться.
Вопрос 3:Какие средства могут помочь вам в загоревшейся квартире, если нет огнетушителя?
Ответ: Плотная ткань, лучше мокрая, вода.
Вопрос 4: Почему во время пожара нельзя открывать окна?
Ответ: С притоком кислорода огонь вспыхивает сильнее.
Вопрос 5: Что опаснее на пожаре – огонь или дым?
Ответ: Дым. Хватит несколько глотков, чтобы потерять сознание и отравиться продуктами горения различной синтетики.
Вопрос 6: Как нужно передвигаться по задымлённым коридорам?
Ответ: На четвереньках или ползком, так как внизу меньше дыма.
Вопрос 7: Как нужно дышать в задымлённой квартире?
Ответ: Через мокрую ткань. Если есть возможность, нужно защитить лёгкие противогазом или респиратором.
(Практические занятия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Час общения "О пожаре знаю все"
материал в архивном файле содержит презентацию и приложения для организации часа общения по данной теме...
Конспект занятия "Что я знаю о пожаре"
Занятие на закрепление правил пожарной безопасности, работа по развитию речи по данной теме, воспитание уважительного отношения к труду пожарных....
«О пожаре знаю всё и не допущу его!» Викторина
Викторина: «Учусь безопасности». Можно ипользовать на классном часе...
Классный час в начальной школе «О пожаре знаю все и не допущу его»
Классный час в начальной школе «О пожаре знаю все и не допущу его» Цели: пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; познакомить с причинами возникновения пожаров; система...
Классный час: "Что мы знаем о пожаре"
Классный час во 2 классе: "Что мы знаем о пожаре"...
СЕМЕЙНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПИКНИК. УМЕЮ ПОМОГАТЬ.
Презентация....
Конспект урока « Пожар. Что я знаю о пожаре?»
Конспект урока по окруающему миру.2 класс Тип урока: изучение нового материала Тема: « Пожар. Что я знаю о пожаре?»Цель: знакомство детей с основными правилами п...