воспитательая система класса
методическая разработка по теме
Цель воспитательной системы-создание дружного коллектива с навыками самоуправления, поэтапное создание условий для развития личности на каждом возрастном этапе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_klassa.doc3_.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА.
Цели для перспективного развития коллектива:
- создание дружного классного коллектива с навыками самоуправления
-воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения
-самостоятельность детей в учебном процессе и других видах деятельности
- сознательная постановка обучающимися цели достижения успехов и регуляция поведения и деятельности
Задачи:
1. Формирование общения и доброжелательных отношений в коллективе.
2. Совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения детей.
3. Развитие умений и навыков умственного труда.
4. Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду.
5. Воспитание эстетической культуры.
6. Физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирование навыков санитарно-гигиенической культуры.
7. Развитие самостоятельности.
8. Интеллектуальный и личностный рост обучающихся.
Чтобы найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления системного образования и воспитания в начальном классе я поставила цель воспитательной системы –
поэтапное создание условий для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения.
Строить воспитательную систему нужно, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную.
Нельзя также и забывать об актуальной для современной школы проблеме взаимодействия семьи и школы.
Чтобы повысить уровень воспитанности младших школьников, сформировать положительную мотивацию к учению, необходимо не только хорошо знать своих воспитанников, но и договориться о содержании требований, разделить между семьей и школой "сферы влияния". Очень важно при этом помнить об этике поведения учителя: эта работа требует осторожности, деликатности и учета особенностей каждой конкретной семьи.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются "индивидуальность", "самостоятельность", "доброта", "творчество", "активность", "коллектив", которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его "духа", а затем превратились в ценностные личности каждого ребенка.
Главное средство воспитания - заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, делать добро. Я верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни небольшого классного коллектива стали нравственные нормы - заповеди:
• Старайся делать добро!
• Бойся обидеть человека!
• Люби и прощай людей!
• Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
• Познай мир и себя!
• Стремись найти свою цель в жизни!
• Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
• Лучше отдай свое, чем возьми чужое!
Каждый обучающийся живет в своей семейке. Еженедельно у него происходит смена поручений. Дети не только оказывают помощь учителю, но и проводят беседы с одноклассниками, стараются быть лучше. Помогают при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий.
Успешная работа с семьями обучающихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, большую индивидуальную работу педагога с семьями. Показателем доверительных отношений являются встречи по инициативе родителей, когда нет повода для особых тревог, а родители все-таки приходят в школу.
Воспитательная система класса"Я и окружающий мир"
Классный руководитель Лохина Елена Анатольевна
Пояснительная записка
«Благодаря восприятию прекрасного в
природе и искусстве, человек открывает
прекрасное в самом себе».
В.А.Сухомлинский
Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить, не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов.
Ежегодно, мы педагоги сталкиваемся с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Поэтому возникла необходимость создание воспитательной системы класса учеников начальных классов. Система поможет развить у обучающихся младшего школьного возраста навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, с взрослыми. В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.
Воспитательная система – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития.
Воспитательная система «Я и окружающий мир» составлена для обучающихся 1-4 классов.
1 класс «Познай себя».
2 класс «Я, семья и школа».
3 класс «Я и окружающий мир».
4 класс «Я и мой край».
Она ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей данного возраста.
Воспитательная система большое внимание уделяет здоровью детского коллектива в рамках программы «Мой выбор. Полезные привычки». Для успешной реализации воспитательной системы проводится интеграция с внешкольными учреждениями дополнительного образования. Вся эта система работы позволит построить модель ученика начальных классов.
Цели воспитательной системы «Я и окружающий мир»:
Создать условия для выявления и самореализации творческих возможностей личности.
Сформировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, умеющей жить в коллективе.
Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, развивать их ум, сохранять и укреплять здоровье.
Развивать творческий потенциал личности младшего школьника.
Задачи:
Осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребёнка в процессе адаптации к школьному обучению.
Организовать учебную деятельность в сочетании с игрой, трудом и общественными делами.
Развивать познавательные интересы детей, способствующие становлению качественно новых по содержанию познавательных процессов.
Организовать учебную работу школьника как деятельность, ориентирующую его на познание самого себя.
Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу.
Развивать познавательный интерес к культурному наследию России и малой родине – родному городу.
Ожидаемые результаты:
Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника.
Овладение навыками нового вида деятельности – учения.
Изменение самого ученика, его развитие как результат учебной деятельности.
Формирование базовых учебных способностей.
Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Построение модели ученика начальных классов.
Взаимосвязь участников воспитательной системы.
Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса.
Направление "Я и моё воспитание"
Главные идеи:
Принятие обучающимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.
Предъявление нравственных требований к себе и своему поведению.
Воспитание нравственной культуры.
Осознание обучающимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства.
Главная цель:
Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях.
Задачи воспитания:
Создать условия для проявления обучающимися нравственных знаний, умений.
Знакомить обучающихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений.
Изучать с обучающимися нравственные традиции их семей.
Развивать у обучающихся потребность в совершенствовании нравственных поступков.
Способность приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.
Формы внеклассной работы:
- Тематические классные часы.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города.
- Изучение нравственного наследия.
- Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, родителей.
Направление "Я и моё здоровье"
Главные идеи:
Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека.
Экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здорового смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведений и поступках.
Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, с целью ежедневного оздоровления своего организма.
Стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремление к достижению невозможного.
Задачи воспитания:
Создать условия для формирования у обучающихся культуры сохранения собственного здоровья.
Учить детей рациональному правильному питанию.
Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
Способствовать стремлению детей понять окружающий мир и анализировать свои отношения к ним.
Содержание воспитательной работы:
Изучение отношения родителей обучающихся к данной проблеме в школе и дома.
Изучить состояния физического здоровья обучающихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья.
Изучение спортивных интересов обучающихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом.
Контроль результативности занятий физкультурой и спортом.
Демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом.
Поощрение родителей обучающихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении.
«Здоровье в наших руках» - в столовую всем классом.
Формы внеклассной работы:
- Беседы, дискуссии, игры связанные с физкультурой и спортом.
- Спортивные соревнования в школе, городе.
Направление "Я и моё творчество"
Главные идеи:
Формирование культуры общения обучающихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
Воспитание стремления обучающихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.
Главная цель:
Создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за её пределами.
Задачи воспитания:
Формирование у обучающихся культурного общения.
Развивать способности обучающихся в самых различных видах деятельности.
Использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей обучающихся.
Вовлекать обучающихся в различные кружки, секции с учётом интересов и потребностей обучающихся.
Стимулировать активное участие обучающихся в различных видах досуговой деятельности.
Воспитывать справедливое отношение обучающихся к способностям и талантам сверстников.
Воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели.
Оказывать помощь обучающимся и их родителям в выборе кружков, секций для занятий досуговой деятельностью.
Представлять родителям информацию об участии ребёнка в жизни класса и школы, демонстрировать достижения.
Содержание воспитательной работы:
Изучение интересов обучающихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса.
Изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов обучающихся.
Учёт индивидуальных возможностей обучающихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий.
Поддержка инициативы и творческих начинаний обучающихся, их стремления к общению и совместному досугу.
Соблюдение нравственных тенденций и правовых норм в организации досуговой деятельности обучающихся.
Соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.
Формы внеклассной работы:
- Проведение праздников.
- Конкурсы юных талантов.
- Чествование именинников.
Направление "Я и моя семья"
Главные идеи:
Семья – основа будущего благополучия человека, уверенность в завтрашнем дне;
Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки;
Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связи с отчим домом и семьёй.
Главная цель:
Осознание обучающимися значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи воспитания:
Влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
Создание условий для эффективного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся;
Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в определённых семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие органы;
Создать условия для духовного общения детей и родителей.
Содержание воспитательной работы:
Создание банка данных о семьях обучающихся ;
Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях обучающихся;
Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
Создания благополучной среды общения «учитель – ученик – родитель»;
Просвещение родителей по вопросам психологии, педагогики и воспитания обучающихся;
Организация и проведение совместного досуга обучающихся и родителей.
Привлечение родителей к активному участию в жизни школы, в жизни классного коллектива;
Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.
Формы внеклассной работы:
- Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи («Откуда пришла моя фамилия», «Моя дружная семья», «Кем были мои прадеды?», «Наш семейный альбом», «Моя семья – чудесное место для жизни», «Реклама семейных праздников», «Мастерим мы, мастерят родители, бабушки, дедушки»).
- Спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья».
- Праздники – Первое сентября, День согласия и примирения, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта.
- Анкетирование родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы.
Направление "Я и мои знания"
Главные идеи:
Обучающиеся должны осознавать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего.
Интеллектуальные возможности – это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей.
Воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремление к совершенствованию себя.
Здоровый интеллект – это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.
Главная цель:
Осознание обучающимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи воспитания:
Создавать условия для становления, развития и совершенствования знаний, обучающихся средствами воспитательной работы.
Поощрять инициативу и стремление обучающихся в повышении уровня знаний.
Давать обучающимся проявлять свои знания в школе и за её пределами.
Формы внеклассной работы:
- Интеллектуальные марафоны в классе, в школе.
- Кружки по интересам в классе и в школе.
- Творческие конкурсы: на лучшую поздравительную открытку к празднику, лучшую поделку к Новому году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.
Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...
Статья:"Совместная работа воспитателя ГПД класса «особый» ребенок с родителями".
Совместная работа воспитателя ГПД класса «особый» ребенок с родителями....
Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея
Опыт создания модели воспитательной системы класса в практике воспитателя начальной школы. Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы выбрана ко...
План мероприятий на учебный год для воспитателя начальных классов для детей с ОВЗ
План мероприятий на учебный год для воспитателя начальных классов для детей с ОВЗ позволяет воспитателю максимально подробно изложить порядок действий н...
Конспект урока литературного чтения "Ю. Ермолаев «Воспитатели" (3 класс)
Цели деятельности учителя: - создание условий для ознакомления учащихся с произведением Ю. Ермолаева «Воспитатели.Планируемые результатыПредметные:- знать о жизни и творчестве Ю.Ермолаева; содер...
Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев "Воспитатели". 3 класс УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с произведением Ю. И. Ермолаев «Воспитатели», формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказомЗад...
Технологическая карта по уроку литературного чтения "Ю.Ермолаев "Воспитатели" 3 класс, УМК: Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности обучающихся в процессе анализа рассказа «Воспитатели» Юрия Ермолаева.текст.Задачи:Дидак...