Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев "Воспитатели". 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: знакомство с произведением Ю. И. Ермолаев «Воспитатели», формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом
Задачи урока
Дидактические:
1. Познакомиться с произведением.
2. Учить понимать главную мысль произведения.
3. Учить реагировать на поступки героев, давать им оценку.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление: умения рассуждать, анализировать и делать выводы при работе с текстом.
2. Развивать интерес к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей через творческое задание.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к учебнику при прочтении рассказа.
Воспитывать культуру общения, доброжелательность и доброту,через анализ произведения
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 04.05.2022 Школа: МКОУ «Потаповская ООШ» Класс: 3 Урок: 4 Время: 10:50-11:30 Кабинет: 2 | Студент: Кистанова Анна Николаевна Группа: 42 Учитель: Кольцова Наталья Сергеевна |
Тема урока: Ю. И. Ермолаев «Воспитатели»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: знакомство с произведением Ю. И. Ермолаев «Воспитатели», формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомиться с произведением.
- Учить понимать главную мысль произведения.
- Учить реагировать на поступки героев, давать им оценку.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление: умения рассуждать, анализировать и делать выводы при работе с текстом.
- Развивать интерес к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей через творческое задание.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к учебнику при прочтении рассказа.
- Воспитывать культуру общения, доброжелательность и доброту,через анализ произведения
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный: слово учителя | Приветствует учащихся, настраивает на работу. - Доброе утро, ребята! Проверьте готовность к уроку. - Покажите мне пальцы вверх, если у вас хорошее настроение и вы готовы к продуктивной работе. - Отлично, приступим. | Приветствуют учителя. | Метапредметные: Л: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: самоопределение к деятельности | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: учебный диалог Словесный: слово учителя Словесный: речевая разминка
| Организует устную разминку. - А сейчас,давайте разомнем наши голосовые связки. Посмотрите на слайд. - Прочитай с чувством радости, возмущения, гордости. Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки. И несут меня не кони, А блестящие коньки. - Прочитаем все вместе медленно и четко. Теперь по рядам. Теперь быстрее читает 2 ряд. 1 и 3 ряд. Все вместе и четко. - Молодцы! - Сегодня нам с вами обязательно понадобятся навыки выразительно чтения и умение верно расставлять интонации - С каким автором мы знакомились на прошлом уроке? - Что вы запомнили о нем?
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? -О чем оно? -Какой главный урок вы извлекли из этого рассказа -Сегодня мы продолжим знакомство с рассказами этого автора. -С каким же мы столкнемся сегодня? Найдите в учебнике. - Как вы думаете, о ком будет говориться в произведении? - Кто такой воспитатель? ВОСПИТАТЕЛЬ - Человек, который воспитывает или воспитал кого-нибудь. Специалист, занимающийся воспитательной работой. Воспитатель детского сада. ВОСПИТАТЕЛЬ - лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. - Какую бы вы картину нарисовали перед чтением данного текста, чтобы был понятен его смысл? - Как вы думаете, в каком жанре должно быть написано произведение? - А вам интересно, верны ли наши предположения? - Хотите узнать, о чем говорится в тексте? | Осуществляют речевую разминку. Ю.И. Ермолаева Свои произведения Ермолаев называл «грустными шутками, забавность которых таит в себе много важного и поучительного». Дети любят писателя за его чувство юмора, умение по - доброму посмеяться над своим героем. «Проговорился» о девочке Ире, которой подарили самого настоящего попугая. Девочка увлеченно занимается попугаем, получившим кличку Чико. Ира научила птицу выговаривать слова и даже мяукать, и мечтала показать его умения друзьям. Девочка, увлеченная попугаем, нехотя выполняла просьбы бабушки - чаще грубила и говорила "отстань", "вот еще" или "мне некогда". Вежливыми нужно быть везде, а не только в школе. «Воспитатели» ВОСПИТАТЕЛЬ - Человек, который воспитывает или воспитал кого-нибудь. Высказывают свою мысль Рассказ Да! | Предметные: знать материал по прошлому произведению Метапредметные: П: поиск и выделение необходимой информации. П:построение речевого высказывания | Презентация, слайд 1-3 |
Постановка учебной задачи | Ф Словесный:учебный диалог Проблемный: определение темы урока | Подводит к постановке учебной задачи. - Попробуйте определить тему урока.. -Какую цель мы поставим сегодня на уроке? -Составим план сегодняшнего урока | «Воспитатели» Познакомиться с произведением «Воспитатели» Составляют план урока План: 1. Познакомиться с произведением. 2. Учиться читать выразительно в соответствии с содержанием текста 3. Поработать самостоятельно. 4. Подвести итоги. | Предметные: уметь определять тему, цель урока Метапредметные: П: поиск и выделение необходимой информации. Р: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | Презентация,слайд 4-6 | |
«Открытие» нового знания детьми (12 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Практический: работа с учебником Словесн: учебный диалог. | Знакомит с биографией автора. - Откройте учебник на странице 181 - Что интересного вы заметили, посмотрев на текст? - Что такое диалог? Докажите. - Предположите, кто может проговориться? Словарная работа. (На слайде записаны слова (в столбик с ударениями), дети стараются пояснить, если они затрудняются, то учитель зачитывает слова в контексте) – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Белокурый – имеющий светло-русые волосы; светловолосый (о человеке). Пригрозить – сопроводить предупреждение угрожающим жестом. Укоризненно – с укоризной, осуждающе. – Прочитайте трудные слова по слогам, целым словом: вто-ро-класс-ни-ки – второклассники тор-жест-вен-но – торжественно до-школь-ни-цы – дошкольницы всхли-пы-ва-ла – всхлипывала съе-жи-лась – съежилась пер-во-класс-ник – первоклассник мно-го-зна-чи-тель-но – многозначительно пе-ре-вос-пи-та-ем – перевоспитаем Динамическая пауза Раз-присели, Два-привстали Три-до потолка достали На четыре-прыгнули А на пять- за парту сели опять Первичное знакомство с текстом. Проводит работу на осознанность текста. - Начнем знакомство с произведением. Кто хочет начать? В ходе чтения я буду вас останавливать и передавать право другому человеку. - Понравилось ли вам произведение? Чем? -Какой это жанр - Верны были наши предположения? - Когда закончили читать, о чем задумались? - Какую словесную картину вы представляли перед глазами, когда ребята читали текст? Отличается ли от той, которую представили перед чтением? - Действительно ли Федю и Костю можно назвать «воспитателями»? – Почему же писатель дал такое название рассказу? – Почему хорошие начинания мальчиков не имели успеха? | Это диалог. - Много тире, а значит идет разговор нескольких лиц. Высказывают свои предположения Читают по слогам Выполняют упражнения Да! Рассказ Высказывание детей Автор смеется, иронизирует, посмеивается над этими мальчиками. Потому что они слишком рано взялись за дело и в каждом ребенке видели обидчика другого; они пытались воспитывать, учить детей, не разобравшись в причине. | Предметные: знать жанры произведений Метапредметные: П: поиск и выделение необходимой информации. П:построение речевого высказывания Личностные: умение определять главную мысль произведения. | Презентация,слайд 7-9 Учебник |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесн: учебный диалог Практич: выборочное чтение П | Проводит выборочное чтение. -Сейчас я буду задавать вопрос,а ваша задача-найти ответ в тексте и прочитать. – Как звали главных героев рассказа? – В каком классе они учились? – Что решили сделать мальчики? – Что делал Вова на скамейке? – Что делала Надя в песочнице? – Почему плакала Маша? – Что сказал мальчикам Вова? – Что сказала Маша Наде? - Какова идея данного текста? - Чему учит данный текст? - Подумайте, какими должны быть люди? - Посмотрите на слайд. Я составила для вас план по рассказу. Верно ли я его выполнила? | Федя и Костя Во втором Перевоспитать дошколят Что-то мастерил Лепила куличики У куклы оторвала коса –Чего вы к ней пристали? – И чего они к нам пристали? Прежде чем кого-то воспитывать, разберись, нуждается ли он в воспитании. - Рассказ учит доброте и отзывчивости, учит стремится к лучшему, делать мир добрее. Учит находить истину, не обвинять никого напрасно. Учит не лезть со своими советами в чужие дела, если не просят. Нарушена хронология. | Предметные: уметь выразительно читать текст. Метапредметные: К:работа в паре | Учебник. Презентация Слайд 10-11 |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: сочинение Словесный:учебный диалог Ф С | Организует самостоятельную работу. Контролирует выполнение работы. - Сейчас я предлагаю вам поразмышлять и написать мини сочинение на тему «Как бы поступил я». - Откройте тетради и запишите тему сочинения. Приступайте к работе. - Заканчиваем работу. Кто хочет поделиться с нами тем, что написал? | Рассказывают свое сочинение | Метапредметные: Р:контроль,коррекция; П:анализ | Презентация:слайд 12 Рабочая тетрадь |
Включение в систему знаний (6 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесн: слово учителя Практическая: пословицы,характеристика героев П | Организует повторение изученного материала. - А теперь вам предстоит работа в паре. -Попробуйте оценить характер героев с точки зрения их поступков в парах. Подберите для каждого героя характеристику. -На слайде таблички с именами героев и характеристикой (белокурый, деловой, отзывчивый, пугливый, рассудительный, осторожный, решительный, дружный, трусливый, хотеть навести порядок в своем дворе, дошкольница, плаксивый, дошкольник). - Обсудите значение пословиц. Подходят ли они к рассказу? Почему вы так решили? | Работают в паре Федя и Костя: отзывчивые, решительные, дружные, хотели навести порядок в своем дворе. Вова: деловой, осторожный, рассудительный, дошкольник. Надя: белокурая девочка, любит печь куличики. Маша: дошкольница, пугливая, трусливая, плаксивая. Высказывают свое мнение. | Метапредметные: П:анализ; П:структурирование знаний; Р:коррекция,оценка; К:планирование учебного сотрудничества; К:работа в паре. | Презентация,слайд 13 |
Рефлексия деятельности (3-5 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный : Учебный диалог Ф | Проводит рефлексию деятельности учащихся. - Итак, ребята, давайте с вами вспомним, с каким произведением мы сегодня познакомились. Кто автор произведения? -Какая главная мысль? - Достигли цели? Оцените себя на уроке лестницей успеха. - Отлично! Спасибо за урок. | «Воспитатели» Ю.И.Ермолаев Прежде чем кого-то воспитывать, разберись, нуждается ли он в воспитании. Высказывают свое мнение | Метапредметные: П: построение речевого высказывания Личностные: самоопределение | Презентация,слайд 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)
Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)
Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части...
Технологическая карта урока литературного чтения «Праздник поэзии», 3 класс, УМК «Школа России»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Праздник поэзии» Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: создание условий для систематизации з...
Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворения И.Токмаковой» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: продолжение работы с произведениями И. Токмаковой; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, память, внимание, воображение. За...
Технологическая карта урока литературного чтения «Литература зарубежных стран» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: знакомство учащихся с новым разделом; формирование представления у учащихся знаний о зарубежной литературе.Задачи урокаДидактические:знать: значения незнакомых слов, зарубежных героев...
Технологическая карта урока литературного чтения «Мы вместе фантазёры!» ( УМК " Школа России", 3 класс)
Тема урока «Мы вместе фантазёры!»Тип урока: урок рефлексияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Н. Н. Носова «Федина задача&raq...