Классный час "Смотри на мир добрыми глазами"
классный час (3 класс) по теме
Материал содержит конспект занятия. Занятие проходит в виде путешествия. Дети работают по группам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_dobrota_spasyot_mir.rar | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Доброта спасёт мир.
Цель: воспитание высоконравственных людей.
Задачи:
- помочь учащимся стать нравственно совершеннее, чище, помочь сделать свой нравственный выбор;
- содействовать становлению личности, способной самостоятельно выбирать собственную позицию и отдавать себе отчет в том, какую жизнь он предпочитает;
- учить нести полную ответственность за свой выбор;
Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость. Учить учиться самостоятельному выполнению заданий.
Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
В начальном школьном возрасте очень важно научить детей быть человечными, ценить друзей, заботиться о ближних людях.
Цель данного классного часа – формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся на основе примеров и жизненного опыта детей.
Методы проведения – поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).
Актуальность: Суть воспитания мы видим в подготовке человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина, т.е. формировании гражданских, социальных и нравственных качеств личности. Главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в начальном школьном возрасте нужно научить детей ценить друзей, заботиться о ближних людях. Для этого учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.
Форма проведения: педагогическая мастерская
Технология проведения : Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе а) игровые (технологии имитационного моделирования) и коммуникативно – исследовательские технологии. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы. Б) Коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.
Режим работы: 1 этап. Индуктор. Создание эмоционального настроя, включение чувств, создание личного отношения к предмету обсуждения.2 этап. Работа с материалом На этом этапе все виды работы проводятся в 3 формах: индивидуальная форма (самоконструкция), групповая форма (социоконструкция) и общеклассная (социализация).3 этап. Афиширование 4 этап. Рефлексия
Ценность технологии – в наличии разных точек зрения, создание собственного продукта творчества. Итогом мастерской оказываются новые вопросы, над которыми человек размышляет, находится в поиске ответов, формирует собственную культуру мысли, действия.
Оборудование: запись песни М Минкова "Песня о дороге добра”, карандаши, листы бумаги, клей, фломастеры, карточки со словами.
Ход работы:
1 этап. Индуктор. Объявление темы урока
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный классный час. А начнем мы его со знакомого вам мультфильма (песня кота Леопольда «Если добрый ты»)
-Ребята,о каком человеке поет Леопольд ?
-Как вы думаете, о чем пойдет у нас сегодня разговор? Да, доброте.
-С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта? 1 слайд (Выслушиваются ответы детей)
- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.
- Говорят, что доброта бывает нескольких видов.
Самая маленькая доброта – пассивная: человек не ударит слабого, не оборвет робкого, не заденет самолюбия легкоранимого. Не пройдет мимо зла.
Более ценный вид доброты – это такая её стадия, когда добрые чувства не только не разрешают делать зло, но и заставляют его совершать добрые дела. Её хозяевами являются люди, умеющие по-настоящему чувствовать несправедливость, зло. Это уже доброта активная.
2 Этап.Работа с материалом
-Где мы можем найти точное определение слова Доброта? Обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова. 2 слайд
Доброта -это отзывчивость ,душевное расположение к людям ,стремление делать добро другим
-Запишите на карточках, что никогда не сделает добрый человек (работа в группах)
-Добрый человек никогда: не обманет, не обидит, не убьет, не украдет, не ударит, не сделает больно, не бросит в беде ,не оставит без помощи и т.д.
-Ребята, в какой книге написаны все эти слова (в библии, показать ее) 3 слайд
-А что такое библия? Библия – это книга ,содержащая мифы христианской религии.
-В библии написаны так же и притчи. Притча – это рассказ с нравоучением. А теперь прослушайте притчу. 4слайд
Притча о Добре и Зле
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
– Как вы понимаете эти слова? Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?
-А чтобы лучше разобраться в этом, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты 5 слайд
-А чтоб нам не сбиться с пути, возьмём в дорогу карту (6 слайд).
-На чём можно путешествовать? (самолёт, автомобиль, велосипед, пешком….). Чтобы узнать, на чём мы будем путешествовать, отгадайте загадку:
На море, в реке и озёрах
Я плаваю проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен лёгкостью своей.(катер) 7 Слайд
- Итак, мы отправляемся в путешествие. Перед вами лежит карта нашего маршрута. Что же первым встретилось нам на пути? (Остров пословиц) 8 Слайд.
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.
Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы:
Злой не верит, что есть добрый
Добрая слава лежит, а худая бежит
Добрые вести прибавят чести
Доброе слово лечит, злое калечит
Делай другим добро – будешь сам без беды
Живи добрее, будешь всем милее
-Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
(Дети собирают пословицы, проверяют, объясняют смысл этих пословиц) При щелчке слайда 9 соединяются части пословиц.
- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
- Но не только народ сочинят пословицы о доброте. Тему доброты затрагивали и известные во всём мире люди. Автора вы ещё можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте (10 Слайд):
Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. Виктор Мари Гюго
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Толстой Л. Н.
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен
Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Эмерсон У.
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. Бэкон Ф.
Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ. Александр Поуп
-Мы отправляемся в Город доброты (11 Слайд).
Первый шаг к доброте – это доброе слово. Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.
ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО» (12 Слайд).
-Как вы думаете, что труднее: красиво говорить или красиво поступать? Ответить на этот вопрос я вам предлагаю, посмотрев сначала сказку Василия Александровича Сухомлинского «Семь дочерей» (видео –фильм)
Сказка «Семь дочерей» В. Сухомлинский.
Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.
Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.
Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.
Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.
Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
Чем седьмая дочка отличалась от своих сестёр?
Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?
Есть такая притча о Добре и Зле.
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.
Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так Добро отплатило Злу добром за зло.
-Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту. А злые люди всегда одиноки.
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? (13 Слайд).
Учитель показывает самодельные чашечные весы.
- На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь.)
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили или можете сделать в классе, дома, на улице и по капельке положим их на чашу весов с добром.
Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла».
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
-Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину (14 Слайд). Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Физминутка (добрый герой – похлопали в ладоши, злой герой – закрыли глаза руками и присели)
Игра «Сказочный герой – добрый и злой»
Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка , Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина,Папа –Карло
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
- Итак, ребята, наш кораблик причалил к последней пристани под названием «Добрая земля» (15Слайд).
Изготовление коллажа.
Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают.
Первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Сейчас я раздам слова. Вашей команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их на солнце вместо лучиков.
Развязный, аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый ,помогает в беде ,часто ссорится, вспыльчивый,
скромный ,общительный ,ласковый ,веселый ,счастливый ,наглый , внимательный жадный ,крикливый
Солнце дает жизнь на Земле, значит, на Доброй земле должны цвести сады, петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте.
Вторая команда приклеит к дереву корни, на них напишет свои добрые слова ,ведь дерево вырастет сильным только тогда ,когда у него будут добрые(крепкие ) корни .
Третья команда напишет на цветах добрые мысли.
Четвертая команда напишет на плодах добрые поступки
Добрые слова – корни 16слайд
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды
Добрые сердца – сады.(открыть в последнюю очередь )
Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Мне кажется ,что здесь кого –то не хватает .Конечно же нас !!!Наших добрых сердец !!!
Продолжение жизни на картине, на нашей Земле зависит от нас, от того какие поступки будем совершать (подпишите свои «сердца», приклейте на картину)
. Рефлексия.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! 17 слайд
Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. 18 слайд
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
«Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас
Хлебом, живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом.
Давайте воевать за доброту».
Давным - давно жил в Москве добрый доктор Фёдор Петрович Гааз. Он лечил бедных людей, кормил их, помогал им. Он все свои деньги раздал тем, кто очень нуждался в помощи. Зато и любовь к нему бедных людей была велика. Когда Фёдор Петрович умер, его хоронила вся Москва. И на собранные горожанами средства ему поставили памятник. На этом памятнике выбиты слова, которые любил повторять доктор: «Спешите делать добро!»
- Сегодня я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. И приглашаю всех исполнить песню .
Коллективное исполнение песни "Дорогою добра ”
Всего вам доброго! И помните: «Доброта спасёт мир!»
Дополнительный материал.
«Твори добро –
Нет большей радости,
И жизнью жертвуй,
И спеши!
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженной,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой!
Остынь!
Поверь действительно.
Все встанет на свои места,
Ты – сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта!
Будьте же вы у меня сильными, не мстительными, и пусть вашим оружием будет – доброта!
Сейчас мы проведем тест “Добрый ли, я”
Каждый из вас сможет проверить, - какие вы, всегда ли внимательны и добры к окружающим?
У. – давайте рассмотрим бланк ответов
Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”
У. - а теперь вопросы
1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
У. – Теперь давайте посмотрим, как правильно подсчитать баллы
Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.
Результаты:
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добрые глаза человека
Воспитание экологической культуры школьника. Праздник проведен в рамках экологической акции «Покормите птиц зимой»....
КЛАССНЫЙ ЧАС "ЗАГЛЯНИТЕ В МАМИНЫ ГЛАЗА"
РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА КО ДНЮ МАТЕРИ ГООУ «Новокашировская санаторная школа-интернат» Открытое внеклассное мероприятие«Загляните в мамины глаза!»...
Открытый классный час "Загляните в мамины глаза".
Классный час, посвященный популяризации семейных ценностей....
Сценарий "Самые добрые глаза"
Мероприятие для бабушек и дедушка....
План-конспект классного часа "Загляни в мамины глаза"
Мама является для нас самым важным и главным человеком в жизни. На сколько внимательны дети к своим мамам? Возможность узнать....
Классный час на тему: «Добрая воля – добрые дела»
Волонтёры, волонтёрское движение – тема классного часа. В разных уголках мира существует традиция посвящать год какому-то важному событию или явлению. Россия в эт...
Мамины добрые глаза.
Праздник, посвященный дню матери. Концерт прохлдит в актовом зале вместе с мамами. Ребата поют, декламируют стихи, участвуют с мамами в конкурсе, поздравляют мам!...