Музейные посиделки
методическая разработка (4 класс) на тему
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию. Проводится в школьном музее. Дети знакомятся с местным фольклором и обычаями, с творчеством мастеров декоративно-прикладного искусства старины и современности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posidelki.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейные посиделки.
(Посиделки проводятся в школьном музее деревни В-Алабуга. Во время проведения мероприятия ведущая использует для показа экспонаты музея, которые относятся к разделам: фольклор, крестьянский быт, народное творчество.)
(Звучит тихая напевная русская народная мелодия. Взрослые и дети проходят и рассаживаются за столы, которые накрыты для чаепития. На столах угощение: блюда русской народной кухни.)
Хозяюшка (ведущая): Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в горницу, усаживайтесь за столы. Гость на гость – хозяину радость. Красному гостю – красное место. Будьте как дома. Спасибо, что пришли на посиделки.
В давние времена в каждом селе были свои посиделки.
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод!
И играли как! В горелки!
В фанты! Да все игры хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Не была исключением и наша деревня В – Алабуга. Долгими зимними вечерами или после летнего трудового дня собирались наши земляки, чтобы себя показать да и на других посмотреть. Посиделки бывали двух видов: с работой и без. Работа – прядение шерсти, шитье, вязание, вышивка. Такие посиделки проводились в специально снятом доме. Парни и девушки приносили разное угощение. Пели и плясали под гармонику или балалайку до самого утра так, что многие теряли свой голос. На вечерке могла присутствовать какая – нибудь «баушка», которая развлекала молодежь сказками, или «дедушка», повествовавший «про старину». На посиделках пели любимые песни, частушки, рассказывали шутки – прибаутки. Так веселей было работать, быстрее проходил вечер. Издавна ведется: «Веселье и труд рядом живут». Молодые учились у старших житейской мудрости.
(Дети вспоминают пословицы о труде и отдыхе)
- Для кого труд – радость, для того жизнь – счастье.
- Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто.
- Была бы охота, наладится любая работа.
- Кому работа в тягость, тот не знает радость.
- Беседа коротает дорогу, песня – работу.
- Без отдыха и конь не скачет.
- Без труда и отдыха нет.
Хозяюшка: Молодежь на таких посиделках учились мастерству у взрослых. Девочке дарили детскую прялку (показ экспонатов школьного музея) ее родители, чтобы приучалась к работе. Большую прялку, красиво расписанную, преподносили выходящей замуж девушке.
(Конкурс среди девочек «Клубок»: кто быстрее смотает нить в клубок.)
Хозяюшка: Прядут женщины и девушки пряжу и поют песни про свое житье – бытье нелегкое.
(Песня в исполнении взрослой вокальной группы «Я с двенадцати годов»)
Хозяюшка: А теперь прошу отгадать народные загадки. (Отгадки – экспонаты музея дети показывают сами)
* Утка в море – хвост на заборе. (Ковш)
* Весится, болтается – всяк за него хватается. (Рукомойник)
* Сверху - дыра, снизу – дыра, в середке – огонь да вода. (Самовар)
* Маленький, горбатенький, все поле пробежал,
Домой прискакал и весь год пролежал. (Серп)
* Плывет пароход, то назад, то вперед,
Остановишь – горе: продырявишь море. (Утюг)
* Рогат, да не бык, хватает, а не сыт.
Людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват)
* Зверек с вершок, а хвост семь верст. (Игла с ниткой)
Хозяюшка: Великая труженица – игла. Она в умелых руках и шьет, и вышивает, и кружева плетет.
(Дети читают стихи об игле)
1-я девочка. Игла – барыня, княгиня.
Весь мир нарядила,
Нарядила, обшила,
Сама нагая ходила.
2–я девочка. Она тонка да длинна,
Одноуха, остра,
Одноуха, остра,
Всему миру красна.
3-я девочка. А я тычу – потычу!
В носик стальной,
В носик стальной –
Хвостик льняной.
4-я девочка. Хвостик нитяной
Тяну – тяну за собой,
Сквозь холст он проходит,
Конец себе находит.
Хозяюшка: А вы знаете, что кружева появились еще в XI веке в Венеции. Они были очень красивы. Но наши мастерицы тоже умели плести иголкой кружева.
Девочка. Как волшебно звучат слова:
Это русские кружева.
Будто могут красу сберечь,
Ниспадая с прекрасных плеч.
Ткут наряд неземных цариц
Пальцы тонкие кружевниц,
Словно в каждый стежок вплели
Нити радости и любви. (Т. Федорова)
Хозяюшка: Славились наши женщины и вышиванием.
(Демонстрация экспонатов музея: вышивка, кружева.)
Хозяюшка: Вышивкой украшали одежду, предметы быта.
Девочка. Краски радуги и небес,
Колдовство неземных чудес –
Все способно для нас сотворить
Ткань, игла и цветная нить.
Здесь пылают цветы весны,
Все стежки красотой полны.
Этот мир нас учат любить
Ткань, игла и цветная нить. (Т. Федорова)
Хозяюшка: Это искусство передается по наследству из поколения в поколение, как и песни народные, в которых отражается и горе и радость.
(Песня «Сронила колечко»)
1–ый ребенок. И летом, и зимою,
И в зной, и в холода
Поет село родное
И песен череда
Летит, как птичья стая,
Над родиной моей,
И в сердце льдинки тают,
И на душе светлей.
2-ой ребенок. В широких песнях русских
На все найдешь ответ.
В них радости и грусти
Конца и края нет.
Раздольны, словно нивы,
Протяжны, как река,
Плывут неторопливо
Сквозь годы и века.
3-ий ребенок. Без умолку, без устали,
В жару и в холода
Родные песни русские
Звучат во мне всегда. (С. Лукашин)
Хозяюшка: Почти в каждой деревенской избе ставились кросны – ткацкий станок, на котором мастерицы ткали половики, холсты, скатерти, полотенца, грубое сукно.
(Демонстрация экспонатов музея).
Хозяюшка: Особое внимание хочу уделить мастерству изготовления скатертей – филеек. Это чисто курганское производство – выкладные скатерти. Для окраски филеек и других тканей использовали естественные красители: отвар пижмы, свеклы, лука и др.
(Демонстрация экспонатов музея)
Хозяюшка: А какие были мастера плести туеса и корзины из бересты, украшать свои дома деревянными резными узорами, расписывать посуду.
Ребенок. Древний промысел не забыт –
Украшать жилище и быт.
До сих пор у каждой избы
Чудеса российской резьбы.
До сих пор плетут пояски,
В деревнях в ходу туески,
Кружевные над домом венцы
Точат ложки, шкатулки, ларцы.
И как прежде рисуют по ним
Жаром лета, лучом золотым. (Т.Федорова)
Хозяюшка: Из ивовых прутьев плели мордушки, которыми наши рыбаки ловили в Алабуге рыбу.
(Конкурс для мальчиков «Рыбаки»: кто больше «поймает» рыбы – забросит игрушечные рыбки в мордушку)
Хозяюшка: Еще один экспонат нашего музея достоин внимания: колыбелька. Посмотришь на нее сразу вспомнишь колыбельные.
Ночь пришла, темноту привела…
Замолчал петушок, затрещал сверчок…
Вышла маменька, закрыла ставеньки.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке…
Детки спят по люлечкам,
Спят, поспят…
Всему миру спать велят!
Девочка: Баю, баю, баю, бай,
Ты, собачка, не лай,
Петушок, не кричи,
Мою куколку не буди.
(Девочки поют колыбельную, укачивая своих кукол и кладут их в колыбельку)
Хозяюшка: Успокоить ребенка и повеселить его могли и прибаутки.
(Хозяюшка и ее подруга – женщина, разыгрывают диалог)
- Заинька, беленький где ты был?
- На меленке.
- Что делал?
- Мучку молол.
- Где мучка?
- Миколка украл.
- Где Миколка?
- В церковь ушел.
- Где церковь?
- Водой снесло.
- Где вода?
- Быки выпили.
- Где быки?
- Под гору ушли.
- Где гора?
- Черви выточили.
- Где черви?
- Во тальник ушли.
- Где тальник?
- Девки выломали.
- Где девки?
- В замуж ушли.
- Где мужья?
- Все умерли.
- Где гробы?
- Все прогнили у попа в мешке
На загорбышке.
Хозяюшка: Любили ребята очень и всякие небылицы рассказывать.
Ребенок. У дяди Егора часы говорят,
Собачка на печке потявкивает,
Медведь на печи отрывается,
А барин на печи обувается,
Господинова жена лепешки пекла,
А кот толстой сухари толчет…
Хозяюшка: Знали они и много разных закличек.
Ребенок. Солнышко, солнышко,
Выгляни на бревнышко,
Твои дети на пече
На холодном кирпиче,
Они есть хотят,
Они пить хотят.
Хозяюшка: Посиделки и вечерки были наполнены не только работой, но и весельем. Были вечерки, на которых только веселились. Были они как многолюдными, так и малочисленными:
За рекой вечерочки:
Двадцать две девчоночки,
А нас восемь. Ничего,
Сидим тоже весело.
(Дети встают в две шеренги: девочки напротив мальчиков.)
Хозяюшка: Как у нашего соседа
Весела была беседа!
А у нас на весь двор
Еще лучше разговор.
1-й ребенок. Утки – в дудки.
2-й ребенок. Кошки – в ложки.
3-й ребенок. Тараканы – в барабаны.
4-й ребенок. Чайки – в балалайки.
5-й ребенок. Кукушки - в колотушки.
6-й ребенок. А веселые скворцы
Заиграли в бубенцы!
Мальчики (хором): Девочки – беляночки,
Где вы набелилися?
Девочки (хором): Мы вчера коров доили,
Молоком умылися.
(Песня-танец «Ой вставала я ранешенько»)
Хозяюшка: Какие же посиделки без любимых частушек!
(Каждому гостю раздаются слова частушек. Взрослые поют частушки, гости участвуют тоже.)
Хозяюшка: На посиделках парни часто высматривали девушек – будущих невест. Затевались
хороводы.
(Дети исполняют песню-танец «В хороводе были мы»)
Хозяюшка: Вот какие мастера и мастерицы жили и живут у нас в деревне В – Алабуга. Они умели не только хорошо работать, но и веселиться от души. Замечательная наша земля зауральская, замечательные и люди – наши земляки.
(Дети читают стихи зауральских поэтов)
1-й ребенок. Не Вологда, не Ладога –
мне всех милей Алабуга,
Где над рекой склоняются
седые тальники.
А где яры кончаются,
дома в реке качаются
Деревни по названию
Алабуги - реки. (И. Белоусов)
2-й ребенок. Деревенька с добрым нравом…
На другие не похожа,
Хоть пройди во все края,
Эта малая и все же
С детства родина моя. (И. Белоусов)
3-й ребенок. Здесь родные все улочки,
Все родные кругом,
И поля бесконечные,
И родительский дом. (З. Вильцева)
4-й ребенок. Величаво горды тополя,
Трепет жизни торопит их ввысь.
Как прекрасна родная земля,
На которой мы все родились! (Л. Михасева)
5-й ребенок. Я люблю родные поля
И простые цветы на лугу.
Дорогая навеки земля,
Я предать тебя не смогу. (Л. Черепанова)
6-й ребенок Зауралье, вольный край России,
Край лесов и золотых полей,
В мире нет земли тебя красивей,
Края нет, чтоб сердцу был милей. (А. Меньщиков)
7-й ребенок: Родимая, родная сторона!
Мой край берез и край озерной сини…
Ты – Родина! А Родина одна,
Ты маленькая капелька России! (Ф. Баскакова)
Хозяюшка: Спасибо вам, гости дорогие за песни и хороводы.
Гость: Играть – не уставать, не ушло бы дело!
Хозяюшка: Гость доволен – хозяин рад.
Гостю почет…
Все (хором) Хозяину – честь!
Хозяюшка: А теперь милости прошу чайку душистого отведать.
(Чаепитие.)
Литература.
1. Краеведческий сборник «Станица на Тоболе». Составители: М.И.Хлызов, Н.Н. Жильцова и др., 2002 г.
2. Ю. Агафонов (автор-составитель). Сборник конкурсных работ «Я люблю тебя жизнь!». «Зауралье». Курган. 2005 г.
3. Учебное пособие для учителей и учащихся «Фольклор и литература Зауралья». Курган, 2000 г.
4. «Дошкольное воспитание». №6 / 2008 г.
5. «Дошкольное воспитание». №2 / 1991 г.
6. «Дошкольное воспитание». №8 / 1989 г.
7. «Дошкольное воспитание». № 12 / 1993 г.
8. Материалы из собрания народного фольклора музея В-Алабугской НОШ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Музейно-литературный клуб "Филипок"
В презентации представлена программа, цель, задачи, структура музейно-литературного клуба "Филипок", созданного на базе моего 2 класса и музея истории образования г.Великие Луки. Клуб создан в 2007 г...
Музейный урок "«Жизнь и деятельность Н.Ф. Ватутина"
Музейный урок для учащихся начальных классов....
Интегрированный урок по музейной педагогике и изобразительному искусству для учащихся 3 класса: " В мастерской художника - живописца. Краски".
Конспект урока разработан в системе интегрированного курса занятий музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" и изобразительного искусства. Материалы урока могут быть испол...
Урок литературного чтения во 2 классе Природа для поэта – любимая и живая Ю. Коваль «Три сойки» Поход в Музейный Дом А. Дюрер «Заяц» УМК «Перспективная начальная школа»
Урок литературного чтения во 2 классе Природа для поэта – любимая и живаяЮ. Коваль «Три сойки»Поход в Музейный Дом А. Дюрер «Заяц» УМК «Перспективная начальная школа»...
Музейная педагогика
Тест...
Конспект интегрированного урока в 1 классе (предметные области: обучение грамоте, риторика, музейная педагогика, ИЗО) (возраст:6,6 - 7 лет) «Мир железной дороги»
Данный материал знакомит детей с железнодорожными профессиями и транспортом, развивает социокультурные компетенции и художественно творческие способности детей средствами ИКТ...
Музейные уроки в Краеведческом музее как один из видов «музейной педагогики»
laquo;Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями»....