Программный материал воспитательной работы "Планета добра"
методическая разработка по теме
В методическом материале подробно расписана работа с родителями и детьми по предупреждению негативных проявлений, воспитание основ поведенческих навыков . Работа с детьми и родителями описывается с 1-го по 9 класс включительно. Особенность представленных материалов в ступенчатости воспитательных воздействий всех специалистов школы, что даёт возможность создания системы воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_shevlyakova_t.v._.doc | 253 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
За долголетний период работы в школе мне посчастливилось быть классным руководителем, как в начальных классах, так и в среднем звене средней общеобразовательной школы и специальной коррекционной школы 7 вида. Контингент учащихся очень разный, всё чаще встречаются дети осложненного поведения. Поэтому эффективно организовать воспитательные воздействия на детей становится всё сложнее. Суть же моей работы можно охарактеризовать строками стихотворения:
Тихонько в душу загляну,
Все передвину, переставлю...
А может, все, как есть оставлю?
Лишь пыль сотру,
Цветы поставлю
И окна настежь распахну.
И так моя работа: что-то убрать, что-то подкорректировать и помочь каждому ребёнку.
Основные задачи как классного руководителя определяю коротко для каждого ребёнка: раскрыть возможности; содействовать развитию; создать условия.
В специальной школе 7 вида дети учатся очень разные. Сейчас в моём классе 12 человек учащихся первой ступени обучения. У всех детей наблюдаются те или иные нарушения психолого-физических процессов. Это - слабое здоровье, родовые травмы, и как следствие задержка психического развития и осложненное поведение уже в раннем возрасте. Поэтому работа с такими детьми ведётся системно и кропотливо.
Уже в первом классе главнейшей целью деятельности ставлю: воспитание основ поведенческих навыков и общей культуры.
Для организации эффективного учебно-воспитательного процесса в становлении личности ребёнка привлекаю разных специалистов школы. Считаю, что необходимо поддерживать равновесие между реальными возможностями ребенка и объемом воздействий. Это своего рода весы, где есть такая зависимость:
воздействие
возможности ребенка = объем воздействия
При увеличении объема воздействий возможности принять их ребенком будут падать, а при уменьшении воздействий по законам индивидуального развития он будет находить условия компенсации вне школы. Если начертить график, то он будет в виде кривой линии: недогрузка; период равновесия; перегрузка. Получится некая картина работы и её влияние на формирование личности.
1 период - недогрузка; ребенок не дополучает учебно-воспитательных воздействий;
2 период - равновесие; ребенок принимает воздействия, идет процессобогащения, т.е. целенаправленное развитие.
3 период - перезагрузка; ребенок не может принять наши воздействия. Это вызывает сопротивление, уход, равнодушие и происходит отклонение от условной нормы.
Чтобы не произошло отклонение, надо поддерживать оптимальную нагрузку, что и даст нам возможность формирования адекватной личности. Значит, нужна диагностика, мониторинг, коррекция.
В рамках моей работы в классе школы это выглядит так: включение ребенка в единое образовательное пространство.
Достижение эффективности воспитательной работы осуществляем через:
I. Взаимодействие социальных групп в структуре школы
( А- администрация; К – классный руководитель; Д-дети; Р - родители; П- психолог; С- социальный педагог ).
Вся работа осуществляется в «тройках». Эту технологию считаю наиболее удачной и эффективной.
Д Р Д С Р С Д А Р П
К К К К К
Работа строится по организации образовательно-воспитательного пространства: обучение, учение, воспитание, контроль. Участие классного руководителя в организации работы в «тройках» является важной. По мере необходимости классным руководителем и специалистами ведётся системная профилактическая работа с детьми класса.
II. Приёмы педагогической техники управления классом, поддержания дисциплины и внимания.
1. Считаю одной из находок в системе воспитательной работы ступенчатое педагогическое сопровождение трудных учащихся в течение нескольких лет. Суть заключается в том, что на каждом возрастном этапе выделяется группа учащихся (или же один ученик) с одинаковой проблемой в воспитании. И в течение года ведётся работа по привитию норм и развитию личностных качеств. С этой целью проводятся систематические игры, беседы, тренинги.
В классе КРО за период обучения в начальном звене проработаны
следующие темы групповых занятий:
- «Я познаю себя» - 1 класс
- «Развитие ответственности и самоконтроля»- 2 класс
- «Конфликт. Кто в этом виноват?» - 3 класс
- «Общение младших подростков» - 4 класс
И получился класс без ссор, дети занимаются в оптимальной зоне, отрицательных эмоций к школе не испытывают, тревожность в норме, пропусков уроков нет. Небольшие вспышки легко гасятся. И в 5 классе эти дети не создают проблемы. Лишь один ребенок попал в «группу риска» из-за нарушения взаимоотношений в социально неблагополучной семье.
2. Приём «Обратная связь»
Работа с детьми осложненного поведения направлена осознание недопустимости асоциального поведения и поиск конструктивного выхода из ситуации. Ведётся работа индивидуально, с группой (классом). Индивидуально через рефлексию поступка и собеседование по плану. Этот, разработанный мною, план беседы подводит ребенка к желанию изменить поведение:
- Что произошло? Что ты чувствуешь?
- Как ты к этому относишься?
- В чем ты, по-твоему, был прав?
- Кто был не прав? В чем?
- Как можно было поступить?
- Чтобы ты изменил сейчас?
- Как ты при этом себя чувствуешь?
- Что тебе хочется сделать?
- Что тебе мешает так поступить?
- Чем я могу помочь?
Такая работа требует терпения, понимания и принятия ребёнка таким, какой он есть. Так, в 6 классе у меня был ученик, который хулигански нарушал дисциплину прямо на уроках. Он мог разбросать вещи, встать пробежать по классу, зацепить кого-то из ребят и прочее. С ним мы постоянно проводили рефлексии( держали обратную связь) . Однажды он признался, что хотел бы вести себя хорошо, да только ничего не получается, т.к. у него появляется сильное раздражение. Тогда было согласование с администрацией школы и школьным психологом о временном щадящем режиме именно для этого ученика. И как только он сообщал классному руководителю о появившейся проблеме, то с урока можно было выйти и отдохнуть в коридоре школы или же пойти в комнату психологической разгрузки. Пропущенные уроки же он должен был выполнить сам (или с помощью ребят или взрослых). Доверительные отношения и совместное решение проблемы привело к хорошему результату. Мальчик стал вести себя лучше, уроки не пропускал.
Темы индивидуальных бесед
-Как быть внимательным.
- Осознание своего поведения.
- Уважение и подчинение.
- Путь к развитию и путь к гибели.
- Как помочь самому себе учиться.
- Опасности на улице.
- Осторожно, школа!
- Как взять ответственность на себя.
- Как анализировать себя и свою жизнь.
-Закон возмездия «Что посеешь, то и пожнешь» (вместе с родителями)
В пятом классе было два ребёнка, которые имели глубокую педагогическую запущенность и большие проблемы в знаниях. На уроках они могли прыгать, сидеть под партой, выкрикивать. Эта проблема была тоже решена при помощи поэтапной ступенчатой работы.
- Начало всему - ежедневные консультации классного руководителя со школьным психологом по правильному выбору действий учителя на уроках и после.
- Выяснение пробелов в знаниях учащихся по предметам, беседы с учителями-предметниками о возможности их реабилитации.
- Разработка индивидуального учебного плана для каждого из этих учащихся по основным проблемным предметам.
- Ежедневная «обратная» связь классного руководителя с учеником по проблемам.
- Составление учеником плана самовоспитания на день, затем на два. Неделю, на четверть.
- Ведение ежедневника « Мои удачи и успехи».
- На уроках с целью повышения самооценки и локализации асоциальных проявлений давались просьбы и поручения (помочь учителю записать число, раздать карточки, повесить таблицу, собрать мел….; посильные индивидуальные задания; набор заданий на перфокартах – выполнение любых заданий по выбору).
- На каждом уроке присутствовали задания на внимания, на развитие памяти.
Обязательное условие успешности - подмечать любые положительные проявления воспитанника, похвала.
III. Организация тематических классных часов и часов общения.
Групповые беседы ведутся со всем классом (это беседы, самоанализ, тематические классные часы по культуре поведения, упражнения ).
Есть результат: у 64% детей положительная динамика. Большего эффекта можно достигнуть, если работа пойдет в течение нескольких лет. Такой опыт ступенчатой работы с группой есть.
Например: Второй класс. Очень трудный в социальном, интеллектуальном и поведенческом плане, имеет опыт несистематической работы в первом классе:
- класс «Учусь владеть собой»
Профилактическая работа с детьми «группы риска» 2-е классы.
- Как быть внимательным? (на уроке)
- Как слушать и слышать учителя
- Тренируем свою память
- Тренируем свой мозг
- Как жить, не ссорясь с друзьями
- Конфликт. Кто прав, кто виноват?
- класс «Уроки правильного общения »
4 класс «Ответственность за себя »
Профилактическая работа с детьми «группы риска» 4-е классы.
Опасные места в школе
- Хорошее и плохое в жизни
- Почему я не умею думать.
- Учимся учиться (трудные ситуации)
- Учимся управлять чувствами:
- Меняем гнев на милость
- Саморегуляция. Похвали меня!
- Кто есть кто? (Как стать лучше)
На классных часах и часах общения дети свободно идут на
контакт, адекватно оценивают себя, серьезно относятся к рефлексии и находят конструктивный способ решения. Дети самостоятельно ежедневно делают уборку класса, участвуют в школьных делах (трудовой десант, конкурсы, художественная самодеятельность). В неделю детской книги приготовили для малышей сказку и поставили на перемене в коридоре. Любят они классные часы, часы общения между собой и с родителями.
Совместные беседы детей и родителей:
- Как мы понимаем друг друга?
- Отклонение в поведении. Что это?
- Как мы думаем?
- Цель и пути достижения?
- Как понять, правильно ли я поступил?
- Слова, мысли, чувства, поведение.
Последний час общения «Мы такие разные, но одна семья! Все ребята классные: и он, и ты, и я» запомнится ребятам и родителям надолго. Они увидели друг друга другими.
Мы подошли к тому, что сама жизнь уже диктует изменить работу с
родителями.
IV. Организация родительского клуба в классе.
В течение нескольких лет организую работу родительского клуба (1 раз в месяц) «Маленькие дети - большие проблемы». На занятиях бывают от 1 до 7 человек, иногда вместе отец и мать. Мы используем активные формы: игра, тренинговые упражнения, групповая работа, обсуждение. Темы работы клуба выбирают сами родители. В самом начале учебного года мы озвучиваем проблемы и интересующие нас вопросы и составляем план работы клуба. В течение года темы могут меняться.
Темы занятий родительского клуба «Маленькие дети - большие проблемы»:
Трудности обучения.
Гиперактивный ребенок.
Медлительные дети.
Трудности подросткового периода.
Капризный ребенок.
Ваш ребенок учится в КРО.
Ваш ребенок левша.
Трудности социального неблагополучия.
Интеллект наших детей.
Дети и свобода.
Взаимоотношение родителей и детей.
- Игры с гиперактивными детьми.
- Уважение и подчинение.
На занятия клуба приглашаем психолога, социального педагога и специалистов города по разным вопросам.
V. Родительские собрания
Помимо традиционной работе в трудном пятом классе проводились тематические собрания ( с приглашением психолога):
«Любим ли мы своих детей» (собеседование),
«Мы и они. Одинаковые или разные».
Тренинг «Родительское собрание» (Что ждут от родительского собрания
учителя и родители).
Это обеспечило доверие учителю, обсуждение проблем на равных и заинтересовало родителей. В 6 классе посещение собраний 50 и более процентов.
Мы оказываем родителям и индивидуальную помощь, которая не сводится к консультациям по запросу. Так мама подростка из «группы риска» была на встрече с психологом 8 раз в течение месяца. Мы беседовали о сыне и его друзьях, о непослушании и помощи, работали с литературой, искали ответы, как поступить в тех случаях, когда жизнь трещит по швам.
Начинаем практиковать и семейные консультации. Начинаем с
индивидуальной работы с каждым членом семьи и заканчиваем разговором в
семейном кругу.
Применяем на практике эффективную форму работы «Семья семье», когда благополучные семьи (родители) приглашают к себе и ходят сами в гости к семьям с проблемами и помогают им справиться с трудностями.
VI. Особенности организации внеурочного времени детей.
Серьезно подхожу к определению содержания работы с детьми. При планировании мероприятий очень важно учитывать пожелания детей, их интересы. Сначала определяем, по каким направлениям ребята хотели бы работать. Для этого в первом классе проводила следующую работу.
- Учащиеся получают лист, на котором изображены геометрические фигуры, а рядом подписаны виды деятельности. Ребенок выбирает ту геометрическую фигуру, каким видом деятельности он хотел бы заниматься.
- Далее учащиеся объединяются в группы, в зависимости от того, какую геометрическую фигуру они выбрали.
- Каждая группа получает следующий лист, на котором виды деятельности конкретизируются. Дети выбирают, чем конкретно они будут заниматься.
- Эта деятельность становится поручением ребенка на определенное время, например на четверть.
Результат деятельности как классного руководителя- воспитательная программа
Программа воспитания «Планета добра» разработана в силу специфических особенностей классного коллектива. В данной программе отражена последовательная (ступенчатая) деятельность классного руководителя, характеризующаяся переходом от декларативного постулата «ребёнок – субъект воспитания» к методически обеспеченной системе саморазвития личности, как помощи ребёнку в самостоятельном решении своих жизненных проблем, в преодолении трудностей общения, досуга, обучения, помощи в самоопределении, самоорганизации и самореабилитации.
Основная цель программы:
Становление духовно-нравственной личности с активной гражданской позицией.
Задачи:
- Изучение особенностей каждого воспитанника.
- Развитие толерантности, формирование уважения к законам.
- Оказание помощи и поддержки в преодолении личностных трудностей воспитанников.
- Формирование нравственных качеств на основе досуговой деятельности.
- Организация совместной значимой деятельности трёх равных субъектов: педагог-родитель-ребёнок.
- Формирование критического отношения к социально вредным привычкам (алкоголь, наркомания и др.) и умения противостоять давлению.
Направления деятельности
1. Внутриклассные мероприятия
Это ежедневный кропотливый труд, позволяющий видеть ребёнка, его проблемы, ориентироваться на его интересы и потребности.
- ежедневное общение до уроков, во время уроков и после уроков;
- организационные мероприятия;
- сплочение коллектива, классные часы;
- учебная работа;
- проведение бесед ПДД, ОБЖ, ЗОЖ;
- экскурсии, поездки, встречи.
2. Участие в общешкольных мероприятиях
Это позволяет определить место в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, даёт возможность увидеть свои сильные стороны, тянуться за более сильными классами, почувствовать свой успех, способствует формированию чувства коллективизма.
- участие в неделях и месячниках;
- дежурство, выпуск газеты;
- соревнования;
- выполнение плана-задания организации «Парус»
3. Внеклассная и внешкольная деятельность
Познание себя, своего «я», своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил:
- кружки, секции в школе, а также в спортивных и досуговых центрах;
- смотры, соревнования, конкурсы;
- выставки, клубы по интересам;
- поездки, экскурсии;
- профориентационная работа.
4. Тематические классные часы
Классные часы формируют навыки общения, умение высказывать свою точку зрения, вырабатывают потребность иметь свою точку зрения по разным вопросам:
- развитие учебных навыков;
- общение и познание себя среди других;
- расширение кругозора;
- профилактика и охрана здоровья;
- культура поведения;
- формирование положительных качеств личности и патриотизма.
5. Работа с родителями.
Равноправное дружеское общение родителей, классного руководителя и ребёнка, основанное на позитиве, сделает процесс воспитания приятным и продуктивным. Это поможет улучшить взаимоотношение детей и родителей, укрепит любовь друг к другу. В основу диалога с родителями надо ставить похвалу ребёнка.
- часы общения;
- интеллектуальные игры;
- походы и соревнования;
- собеседования;
- тематические родительские собрания;
- групповые встречи по проблемам;
- индивидуальные встречи.
6. Индивидуальная работа.
В повседневной жизни возникает достаточно много ситуаций, касающихся взаимоотношений со сверстниками, родителями и учителями, которые конструктивно можно решить, только учитывая возрастные и индивидуальные особенности подростка. Это будет способствовать формированию чувства собственного достоинства, доверия, честности, умению найти правильное решение и задуматься над проблемой.
- Беседа
- Рисунки
- Поручения
- Помощь учителю
7. Работа со специалистами.
Есть дети, по тем или иным причинам, требующие повышенного внимания. Между тем каждый ребёнок уникален и каждому необходимо понимание его классным руководителем. В этом поможет педагог-психолог при систематическом взаимодействии с классом.
- Диагностика
- Профилактическая работа
- Занятия и тренинги
- Индивидуальное консультирование
- Помощь в решении ситуаций «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-родитель»
Взаимодействие с социальным педагогом и правоохранительными органами обеспечат соблюдение прав детей и раннюю профилактику правонарушений.
8. Работа с педагогами-предметниками будет способствовать расширению интереса к учебным предметам и установлению взаимопонимания и заинтересованности в повышении успешности учеников.
- организация собеседования с педагогами, встреч с родителями;
- выяснение причин затруднений по предмету и оказание помощи;
- учёт индивидуальных особенностей на уроках;
9. Анализ проведённой работы.
Работа может быть разбита на этапы, части и каждый должен быть качественно проанализирован.
- достижение поставленных целей;
- эффективность проделанной работы;
- ошибки, трудности и их причины;
- коррекция запланированной работы на следующем этапе;
- определение целей последующей работы.
Основной принцип – деятельность, в центре которой как наивысшая ценность – личность ребёнка.
Программа состоит из 5 разделов, соответствующих классам (5 – 9 кл). Деление на разделы основано на психофизических особенностях данных детей подросткового возраста. Работа строится поступенчато, т.е. решение задачи растягивается на несколько этапов, и на каждом новом этапе добавляется новая задача, решение которой продолжается на следующих этапах. Такая система работы оправдана уровнем готовности детей к предметному обучению и воспитанностью.
5 класс - Переходный период от начальной школы к средней.
6 класс - Я в этом мире, в своём коллективе.
7 класс - Взросление. Самостоятельность и ответственность.
8 класс - Воля и саморегуляция.
9 класс - Выпускник. Самоопределение и характер.
5 класс
Переходный период от начальной школы к средней.
Цель работы:
Объединение детей в классный коллектив.
Задачи:
- Изучение особенностей каждого ученика.
- Переключение внимания учащихся с недисциплинированности на успешность.
- Организация совместной деятельности трёх равных субъектов: педагог, родитель, ребёнок.
- Организация дополнительной учебной помощи.
Предполагаемый результат:
- Большинство детей включится в учебный процесс.
- Положительные отзывы о детях педагогов-предметников.
- Проявление познавательной активности отдельных учащихся.
- Активное участие родителей в занятиях, классных собраниях, в школьной жизни ребёнка.
- Навыки общения в группе, принятие друг друга.
Основное содержание работы по направлениям
Внутриклассные мероприятия | Тематические классные часы | Работа с родителями | Работа со специалистами | Участие в общешкольных мероприятиях |
1. Встреча с учениками «Давайте познакомимся» | 1. Я-пятиклассник (о правилах поведения).
| 1. Родительские собрания один раз в четверть. Темы:
| 1. Адаптация (социальный педагог, психолог, учителя-предметники) | 1. Командир и его команда (экипаж, название, девиз, песня) |
2. «Я за знаниями иду» (ежедневная проверка готовности к уроку – школьные принадлежности) | 2. Час общения «Права и обязанности школьника | 2. Диагностика психо-эмоционального здоровья (по Люшеру) – педагог-психолог | 2. «Поработаем на славу!» (уборка территории школы) | |
3. Дневник мой - друг мой. (ежедневная проверка дневников, выставление оценок, записи «Чем я могу вас порадовать») | 3. Улица полна неожиданностей | 3. Выявление детей с трудностями в поведении и организация работы с семьями (соц. педагог) | 3. «Если хочешь быть здоров!» (спортивные соревнования в День Здоровья) | |
4. Организационная работа. «Парус» – подростковая школьная организация. Актив. Внешний вид. Права и обязанности. Дежурство. | 4. Если весело живётся (подвижные игры) | 4. Если хочешь быть здоров (мед. сестра) | 4. «Кто дежурные - мы дежурные» (дежурство по школе) | |
5. Рефлексия. «Расскажи нам о себе». «Горячий стул» (ежедневно по желанию). | 5. Тормоза желаний (саморегуляция) | 2. Создание инициативной группы помощи классному руководителю | 5. Учебная мотивация (педагог-психолог, классный руководитель) | 5. Участие в праздниках «Мы тоже бригантинцы!» |
6. «Я и мы» (принадлежность к коллективу, роль. Социометрия). | 6. «Хвалилки» (самооценка и оценка) | 3. Диагностика «Знаю ли я своего ребёнка?» (1 раз в четверть). К концу года – характеристика. | 6. Анализ познавательной деятельности (отношение к школе и учителям) |
Внутриклассные мероприятия | Тематические классные часы | Работа с родителями | Работа со специалистами | Участие в общешкольных мероприятиях |
7. «Расскажи мне обо мне». Оценка воспитанности. | 7. «Что даёт человеку спорт?» (диспут) 8. Мои достоинства и недостатки (взросление) 9. «Я и другие» (как ты относишься к людям и как люди относятся к тебе) | 4. Индивидуальны встречи с классным руководителем и учителями 2 раз в месяц 5. Тренинги:
(какими словами мы провожаем и встречаем детей, ласковые слова) | 7. Тренинги: - Ответственность за себя - Ответственность за другого - Я расту | |
8. Саморегуляция (механизмы осознания поступка) – психолог | ||||
9. Самопознание. Что такое откровенность (соц. педагог, педагог-психолог) | ||||
8. Отчётность за поручение. «Как я справился с поручением» | 10. Нравственные пороки человека (ювенальная служба) | |||
11. Права и обязанности школьника (хочу-могу-надо) – организаторы воспитательной работы |
6 класс
Я в этом мире, в своём коллективе.
Цель работы:
Создание условий для комфортного общения.
Задачи:
- Помочь детям осознать ответственность за себя и свои поступки.
- Научить отличать дружбу от поддержки и подражания, продолжить формирование культуры чувства дружбы и товарищества.
- Сформировать желание знать больше и повысить школьную мотивацию детей.
Предполагаемый результат:
- У учащихся сформировано умение рефлексировать своё поведение, признавать и осознавать неправильность своего поступка, находить с помощью педагога конструктивный способ действия.
- Учащиеся принимают другого таким, какой он есть и выстраивают с ним отношения.
- Не отрицают правила поведения, осознают свои «дурные» привычки, постепенно отказываются от них и проявляют интерес к выработке полезных привычек.
- По желанию принимают участие в общешкольных мероприятиях, понимают важность урока и дисциплины, позволяющей понимать материал.
Основное содержание работы по направлениям
Внутриклассные мероприятия | Тематические классные часы | Работа с родителями | Работа со специалистами | Участие в общешкольных мероприятиях |
1. Правила поведения школьника | 1. Я живу среди людей | 1. Праздник семейного пирога (общение) | 1. Учимся устанавливать контакт и строить отношения (психолог) | 1. «Зелёный десант» |
2. «Формирование классного самоуправления» | 2. Мой внутренний мир | 2. «Мы такие разные, но одна семья…» (час общения с родителями) | 2. Зеркало души. В здоровом теле – здоровый дух. Профилактика вредных привычек. (медработник) | 2. Конкурс газет «С днём рождения, округ!» |
3. «Библиотечные часы» | 3. О чём плачут животные? (театр одного актёра) | 3. Классные родительские собрания 1 раз в четверть | 3. День инспектора «Моё свободное время» | 3. Смотр «Созвездие талантов» |
4. «Я – личность» | 4. Я – гражданин России | 4. Этическая беседа «Воспитание ребёнка в радостном упоении жизнью» | 4. Как сказать «нет» в ситуации отказа (педагог-психолог, врач-нарколог) | 4. Игра-путешествие «Остров открытий» |
5. Участие в олимпиадах | 5. Армия во все времена армия. Судьба России – моя судьба. | 5. Выставка семейных поделок | 5. Профилактика кризисных ситуаций (лекторий) инспектор ОДН | 5. Игра «Мы – юнармейцы» |
6. Кем быть в этом мире профессий? | 6. Я славлю руки матери | 6. «Рецепты» хорошего тона (общение с детьми) | 6. Разведка добрых дел «Их именами названы улицы нашего города» | |
7. «Что мы читаем» (вести из библиотеки) | 7. Шуты и шутки (день смеха) | 7. Праздник наших достижений. | ||
8 Игровой практикум «Давайте познакомимся» (учебные заведения нашего города) | 8. По пословице жизнь строится | |||
9. Психологическая игра «Выбор профессий» | 9. Мой друг – моё второе «я» |
7 класс
Взросление. Самостоятельность и ответственность.
Цель работы:
Формирование культуры умственного труда, ответственности за свою деятельность и поступки.
Задачи:
- Научиться брать ответственность на себя за процесс и результат коллективной работы.
- Установить с родителями отношения доверия, взаимопонимания и взаимоуважения.
- Принимать активное участие в общешкольных и классных мероприятиях для личностного развития.
- Развивать силу воли и самоконтроль при работе на уроке.
Предполагаемый результат:
- Активное участие во внутриклассной и общешкольной деятельности.
- Критическое отношение к себе.
- Терпимость, чуткость, ответственность в отношениях друг с другом.
- Заинтересованность в месте класса (экипажа), среди других классов школы.
- Положительные результаты профилактической работы в отказе от вредных привычек.
- Увлечение физкультурой и спортом.
Основное содержание работы по направлениям
Внутриклассные мероприятия | Тематические классные часы | Работа с родителями | Работа со специалистами | Участие в общешкольных мероприятиях |
1. На пороге взросления (час раздумий и размышлений) | 1. Дисциплина и свобода (не мешает ли дисциплина свободе) | «Снежная кутерьма» (спортивные соревнования) | 1. Эмоции, как ими управлять (педагог-психолог) | Осенний бал «Чудеса природы» |
2. Режим работы и выбор поручений по интересу. Кто есть кто? | 2. Какой он, мой класс (круглый стол) | 2. Родительские собрания:
(воспитание в детях чувства такта, чести, достоинства; утверждение духовных ценностей в жизни семьи) | 2. Карта интересов. Предпрофильная диагностика (педагог-психолог) | 2. Малые олимпийские игры |
3. Как сберечь свою жизнь (ПДД, опасные ситуации – инструктаж) | 3. Профессии наших родителей | 3. Индивидуальные консультации по проблемам | 3. Патриот, герой, защитник живут рядом | |
4. «День бантика» (праздник смеха и шуток) | 4. Час общения «Радость человеческого общения» (с элементами игрового тренинга) | 4. Коррекционная работа (педагог-психолог) | 4. Игра «Снежный патруль» | |
5.Самосовершенствование(диагностика с последующим собеседованием) | 5. Профилактика «дурных» привычек. Нет безвредного табака. | 5. Итоговое собрание «Есть седьмой» | 5. Смотр строя и песни «Парни, парни, это в наших силах…» | |
6. Край родной – Югра (поездка в музей народов севера) | 6. Экология души – нравственная чистота 7. Поймите и помогите (час общения с учителями) 8. Что такое добро | 3. Поход «Родные просторы» 4. Поговорим о нас «Личное пространство» (практическое занятие) | 6. Встречи с родителями на занятиях клуба «Маленькие дети – большие проблемы» (1 раз в месяц) | 6. «Низко голову склоняем перед подвигом твоим» (поздравление ветеранов ВОВ, концертная программа) |
«Взросление» – путь к цели через самоорганизацию | 5. Им нужна ваша помощь 6. Взаимодействие со взрослым сыном | 7. «С любовью к дому школьному» (создание цветочных клумб) |
8 класс
Воля и саморегуляция.
Проблема:
Недостаточное развитие умения контролировать свои действия и повышенное эмоциональное реагирование на ситуацию.
Цель работы:
Воспитание толерантного, свободного человека, ответственного за последствия любых своих действий, живущего в гармонии с окружающим миром.
Задачи:
- Помочь осознать необходимость самоконтроля в чувствах и действиях.
- Организовать работу по восполнению «пробелов» в знаниях; убедить родителей в необходимости оказания детям постоянной учебной помощи.
- Стимулировать участие детей в общешкольной и классной жизни, общественно-полезной работе, занятость в кружках, привлекать к участию в подготовке и проведении классных часов и часов общения.
- Продолжить работу по развитию интереса к интеллектуальному труду.
Предполагаемый результат:
- Заинтересованный учебными успехами человек, имеющий адекватную самооценку и реально соотносящий желания и возможности, с хорошей рефлексией своих чувств, мыслей, поступков.
- Способный корректировать свою деятельность и приобщившийся к участию в общешкольной жизни, понимающий красоту и добро.
Основное содержание работы по направлениям
Внутриклассные мероприятия | Тематические классные часы | Работа с родителями | Работа со специалистами | Участие в общешкольных мероприятиях |
1. «Улица полна неожиданностей» (ценность человеческой жизни, экстремальный ситуации, правоохранительный органы, милиция РФ) | 1.»Самый классный класс». | 1. «Дети и родители, узнать себя хотите ли?» (общее собрание детей, родителей. Анкетирование.) | 1. Мои проблемы (активная деятельность в решении личных проблем) – психолог | 1. День знаний |
2. Как не мешать самому себе добиваться успеха. | 2. Рефлексия поступка (социальный педагог, педагог-психолог) | 2. День здоровья (спортивные соревнования) | ||
3. Экологическая викторина | 2. Им 14! Будем рядом. (особенности общения с подростками) | 3. Причины ослабления здоровья «Иммунитет» – медработник | 3. Осенний марафон | |
2. Кружево клумб (уход за цветами) | 4. Общение «Расскажи мне обо мне» | 3. Час общения. Праздник семейного пирога (национальные блюда) | 4. Семейные консультации (социальный педагог, педагог-психолог) | 4. Санитарно-гигиеническая акция «Уют» (создание уголка, озеленение кабинетов) |
3. Деловая игра по профориентации «У меня растут года…» | 5. Моё поведение (тест «Умею ли я хорошо вести себя») | 4. Формирование у подростков способности к обдумыванию поступков, своего поведения (просвещение) | 5. Анкетирование и собеседование «Летний отдых» (социальный педагог, классный руководитель) | 5. Участие в эстетическом месячнике «Музыкальная россыпь» |
4. Новый учебный год – новые заботы (организация мероприятий, обсуждение плана, работа актива, дежурство) | 6. Практическое занятие «Этикет для меня» | 5. Организация значимой деятельности родителей и учеников (общение) -Чайная церемония -Мужчина на поверке (соревнования отцов и сыновей) -День взаимного благодарения (8 марта) -КВН | 6. Учимся управлять эмоциями (классный руководитель, педагог-психолог) | 6. Смотр строя и песни |
7. День здоровья (ко Дню защитников Отечества) | ||||
Внутриклассные мероприятия | Тематические классные часы | Работа с родителями | Работа со специалистами | Участие в общешкольных мероприятиях |
5. Участие в конкурсе на самый классный класс | 7. «Мой класс и я» (Что я думаю о моём классе? Каждый сам за себя или дружная семья? Анкетирование) | 8. Тепло семейного очага (подготовка семейных портретов, сочинений, участие в викторине и конкурсах) | ||
6. Участие в конкурсе «Школа будущего» | 8. «Об этом, товарищ, не помнить нельзя…» (ко дню защитников Отечества) | 9. Встречи с семьями «А как у вас?» | ||
7. Мини-викторина «Добрые молодцы» | 9. Семья в моей жизни | 10. Неделя детской книги «Сказка для маленьких» | ||
8. Озорной Мавраль (объединение марта и февраля, игровое занятие с родителями) | 10. Профилактика. Безобидно ли курение? (статистические таблицы) | 11. День весеннего благодарения | ||
9. Познание себя или предсказание судьбы (инд. и по группам по желанию учащихся)
- Какой работой ты будешь заниматься | 11. Профилактика. Устойчивость отрицательного отношения к наркотическим веществам, токсическим веществам и алкоголю. |
9 класс
Выпускник средней школы.
Самоопределение и характер.
Цель работы:
Воспитание здоровой личности с позитивным восприятием мира, которая адекватно оценивает ситуацию, контролирует себя и понимает последствия поступков.
Задачи:
- Воспитание гражданской ответственности и уважения к истории и культуре России, любви к родному городу и школе.
- Поддержка стремления к здоровому образу жизни, развитие чувства непринятия вредных привычек и отрицательного отношения к правонарушениях.
Предполагаемый результат:
Дружный, весёлый коллектив, где уважают каждого и поддерживают его. Ученики ответственно относятся к учебному труду, самообслуживанию и активно участвуют во всех школьных и классных мероприятиях. Нет пропусков уроков без уважительной причины. Достаточно высокая мотивация, интерес к интеллектуальному труду.
Основное содержание работы по направлениям
Внутриклассные мероприятия | Тематические классные часы | Работа с родителями | Работа со специалистами | Участие в общешкольных мероприятиях |
1.Работа по самоуправлению в классе | Часы общения: Слушаю-слышу
- Умеете ли вы постоять за правду? | Классные собрания: | 1. Ценностные ориентации. (психолог) | 1. Здравствуй, школа – дом родной! |
2. Познание себя (в шутку и всерьёз). Индивид-я и групповая коррекция на основе результатов клас. часов (Работа с дневником «Я готовлюсь к взрослой жизни») | 1. Экзамен-это серьёзно. | 2. Автопортрет (псих.) | 2. Поздравление учителей «Мы вас уважаем» | |
2. Как создавать гармонию отношений с подростком. | 3. Состояние личности, | 3. Дни здоровья (спортивные соревнования) | ||
3. Что значит быть родителем (дискуссия по решению конф. Ситуаций) | 4. Кто я? (по Д.Ризо). Диагностика типологий (психолог) | 4. Дежурство и выпуск газет | ||
3. Вечера вопросов и ответов
| Поведение -Умеете ли вы контролировать себя? -Умеете ли вы решать свои проблемы? | 4. Организация помощи детям в период подготовки к экзаменам. | 5. Встречи с мед. работниками: -Наследственность. -Как было решено, кем мне быть? | 5. Помощь в организации, приглашение на классные часы и вечера вопросов и ответов |
Помоги себе учиться (способности, таланты, одарённости) -Моя сигнальная система -Как у меня с фантазией и ручными навыками? -Мои возможности в изучении литературы -Может я талант? -Какой я читатель? Какой математик? | 5. Игры для проигравших или 33 несчастья а) дети и родители -деструктивность личности (тест) -извлекайте уроки (не везёт, в долгий ящик, гнев, твёрдый характер) -уверенность в правоте, надежда на понимание, невыполнение обещаний | 6.Встреча с социальным педагогом молодёжного бюро по трудоустройству: -Есть местечко для меня |
| |
| ||||
8. Цветы в подарок (выращивание цветов и уход за клумбами) | ||||
Внутриклассные мероприятия | Тематические классные часы | Работа с родителями | Работа со специалистами | Участие в общешкольных мероприятиях |
-От чего мы страдаем? (упрямство; боюсь себя; ты мне, я тебе; неоправданные надежды -Учимся быть самим собой, но принятым другими (комплименты, быль-небылица, зависть, мои желания, оптимизм, терпение или бессилие) -Чтобы победить (самоедство, начни сейчас, удача, боль и страх; остановись, пока не поздно) -Жизнь прекрасна! (волнуйся в меру действий, умей извлекать хорошее или выгоду, радуйся) -Вот я какой! (какой у меня характер, как я использую свободное время, как у меня с чувством юмора) | -Мои трудности при подготовке к экзаменам (с учителями-предм-ми) -Профориентационная работа а) Профессии нашего города | -риск ради риска, уверенность в своей правоте, время на примирение | 7. Индивидуальные и групповые консультации по трудным вопросам | |
б) родители
-изменитесь сами, другие изменятся вокруг вас | 9. Кто кого? (уборка территории школы от опавших листьев) | |||
б) Мои склонности (мой выбор, что я знаю об этой профессии) | в) выпускной -Жизнь прекрасна! Девятый позади! | 10. Художественная самодеятельность «Как же без нас?» | ||
в) Экскурсии на предприятие (через соц. педагога) Возможно устройство на работу через через бюро по трудоустройству | 11. Экзамены! Экзамены! Экзамены! | |||
Г) Выбор пути (учёба в школе, в училище, работа и т.д.) | 12. Выпускной вечер |
Заключение
И так, в сопровождении ребенка общий язык между всеми субъектами воспитательного процесса. Выстраиваем систему взаимодействия и понимаем, что по окончании начального звена ребенку должно быть интересно и комфортно в школе, подростку - хорошо в кругу сверстников, старший школьник в этих условиях вырабатывает свое мнение и будет самостоятельным.
А чтобы понять суть проблем в психическом развитии и становлении личности давайте ответим на вопросы С.Л. Рубинштейна
- Что хочет человек? (потребности)
- Что может человек? (способности)
- Что он есть (характер) Добавляю ещё вопрос
- А что чувствует человек? (эмоции его внутреннего мира)
Таким образом, схема развития личности, по-нашему, выглядит как цепочка, конечным звеном которой есть созидание.
Чувства направленность характер способности
При положительных эмоциях мы развиваем положительную направленность, положительные черты характера и способности тогда будут направлены на созидание (внутреннее - самого себя и внешнее - для других).
Использованная литература
- Научно-методические журналы «Классный руководитель».
- Настольная книга классного руководителя. 5, 6, 7, 8 классы. Авторы-составители Лунина Е.И., Щепурёва Н.С. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002г.
- Сборник классных часов и родительских собраний. Диденко Т.И. Методика работы с учащимися. 5 класс. Ростов-на-Дону. Феникс, 2002 г.
- Классные часы в средней школе. Сгибнева Е.П. Практическое пособие. Айрис Пресс. Москва, 2005 г.
- Из чего сделаны дети. Касаткина Е.А. «Физкультура и спорт». Москва, 1997 г.
- Профориентология. Теория и практика. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Москва, Академический проект. Екатеринбург. Деловая книга, 2004 г.
- С подростком каждый день. Залунина Л.М. Полезные советы для родителей. «Питер», Санкт-Петербург, 2004 г.
- Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. 8-11 классы. Шмид В.Р. Творческий центр, Москва, 2005 г.
- Психология личности, или как полюбить себя и других. Потёмкина О.Ф., Потёмкина Е.В. АСТ-ПРЕСС КНИГА. Москва, 2005 г.
- Школа сотрудничества. Автор идеи Адамский А.И. Редактор Хилтунен Е.А. Практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем. «Первое сентября», Москва, 2000 г.
- Методические рекомендации по адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную школу. Еженедельник пятиклассника. Сперанская Н.И. Издательство Тюменского государственного Университета. Тюмень, 2001 г
8 класс
9 класс
7 класс
6 класс
5 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути и средства эффективного изучения программного материала на уроках окружающего мира (из опыта работы)
Материал содержит сведения о различных способах знакомства с текстовым материалом учебника для эффективной работы на уроке....
Формирование универсальных учебных действий через усвоение программного материала и внеурочной деятельности
Презентация к выступлению на РМО учителей начальных классов...
« Организация коррекционно-развивающей работы и её роль в усвоении учащимися 1 «г» класса программного материала»
Коррекционная работа с учащимися, на мой взгляд – трудоемкое но, в конце концов, результативное занятие. Эта работа опирается на дифференци...
Конспект урока по физической культуре. Вид программного материала: легкая атлетика. Тема: «Обучение бегу».
P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект урока по физической культуреВид программного материала: легкая атлетикаТема: «Обучение бегу».Контингент обучающихся: 3 класс специальной (коррекционной) школ...
« Совершенствование и активизация методов и форм в построении учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения - основа усвоения программного материала» (муниципальный семинар учителей КРО)
Данная разработка содержит: план муниципального семинара, выступление учителя начальных классов «Методы обучения и воспитания детей с ЗПР. Особенности их применения в коррекционно-педагогическом ...