Программный материал воспитательной работы "Планета добра"
методическая разработка по теме

В методическом  материале подробно расписана работа с родителями и детьми по предупреждению негативных проявлений, воспитание основ поведенческих навыков . Работа  с детьми и родителями описывается с 1-го по 9 класс включительно. Особенность представленных материалов в ступенчатости воспитательных воздействий всех специалистов школы, что даёт возможность создания системы воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_shevlyakova_t.v._.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

      За долголетний период работы в школе мне посчастливилось быть классным руководителем, как в начальных классах, так и  в среднем звене средней общеобразовательной школы и специальной коррекционной школы 7 вида. Контингент учащихся очень разный, всё чаще встречаются дети осложненного поведения.  Поэтому  эффективно организовать воспитательные воздействия на детей становится всё сложнее. Суть же моей работы можно охарактеризовать строками стихотворения:

Тихонько в душу загляну,

Все передвину, переставлю...

А может, все, как есть оставлю?

Лишь пыль сотру,

Цветы поставлю

 И окна настежь распахну.    

     И так моя работа: что-то убрать, что-то подкорректировать и помочь каждому ребёнку.

    Основные задачи как классного руководителя определяю коротко для каждого ребёнка: раскрыть возможности; содействовать развитию; создать условия.

    В специальной школе 7 вида дети учатся очень разные. Сейчас в моём классе 12 человек учащихся первой ступени обучения. У всех детей наблюдаются те или иные нарушения психолого-физических процессов. Это - слабое здоровье, родовые травмы,  и как следствие задержка психического развития и осложненное поведение уже в раннем возрасте. Поэтому работа с такими детьми ведётся системно и кропотливо.

     Уже в первом классе главнейшей целью деятельности ставлю: воспитание основ поведенческих навыков и общей культуры.

  Для организации эффективного  учебно-воспитательного  процесса    в становлении личности ребёнка привлекаю  разных    специалистов школы. Считаю, что  необходимо   поддерживать   равновесие   между   реальными   возможностями ребенка и объемом воздействий. Это своего рода весы, где есть такая зависимость:

воздействие

возможности ребенка  = объем воздействия

     При увеличении объема воздействий возможности принять их ребенком будут падать, а при уменьшении воздействий по законам индивидуального развития он будет находить условия компенсации вне школы. Если начертить график, то он будет в виде кривой линии: недогрузка; период равновесия; перегрузка. Получится   некая  картина   работы   и   её   влияние   на  формирование личности.

1  период  - недогрузка;   ребенок   не   дополучает   учебно-воспитательных воздействий;

2 период - равновесие; ребенок    принимает воздействия, идет процессобогащения, т.е. целенаправленное развитие.

3 период - перезагрузка; ребенок не может принять наши воздействия. Это вызывает  сопротивление,   уход,   равнодушие   и   происходит  отклонение   от условной нормы.

  Чтобы не произошло отклонение, надо поддерживать оптимальную нагрузку, что и даст нам возможность формирования адекватной личности. Значит, нужна диагностика, мониторинг, коррекция.

    В рамках моей работы в классе школы это выглядит так: включение ребенка в единое образовательное пространство.

   Достижение эффективности воспитательной  работы осуществляем через:

I. Взаимодействие социальных групп в структуре школы

 ( А- администрация; К – классный руководитель; Д-дети; Р - родители; П- психолог;                             С- социальный педагог ).

   Вся работа  осуществляется в «тройках». Эту технологию  считаю наиболее удачной и эффективной.

Д      Р                        Д       С                           Р      С                              Д        А                    Р        П          

                                                                                   

    К                                 К                                     К                                         К                               К

    Работа строится по организации образовательно-воспитательного пространства: обучение, учение, воспитание, контроль. Участие классного руководителя в организации работы в «тройках» является важной. По мере необходимости классным руководителем и специалистами ведётся системная профилактическая работа с детьми класса.

II. Приёмы педагогической техники управления классом, поддержания дисциплины и внимания.

1. Считаю одной из находок в системе воспитательной работы ступенчатое педагогическое сопровождение трудных учащихся в течение нескольких лет. Суть заключается в том, что на каждом возрастном этапе выделяется группа учащихся (или же один ученик) с одинаковой проблемой в воспитании. И в течение года ведётся работа по привитию норм и развитию личностных  качеств. С этой целью проводятся систематические игры, беседы, тренинги.

  В  классе КРО за период обучения в начальном звене проработаны
следующие темы групповых занятий:

  1. «Я познаю себя» - 1 класс
  2. «Развитие ответственности и самоконтроля»- 2 класс
  3. «Конфликт. Кто в этом виноват?» - 3 класс
  4. «Общение младших подростков» - 4 класс

  И получился класс без ссор, дети занимаются в оптимальной зоне, отрицательных эмоций к школе не испытывают, тревожность в норме, пропусков уроков нет. Небольшие вспышки легко гасятся. И в 5 классе эти дети не создают проблемы. Лишь один ребенок попал в «группу риска» из-за нарушения взаимоотношений в социально неблагополучной семье.

2. Приём «Обратная связь»

Работа с детьми осложненного поведения направлена осознание недопустимости асоциального  поведения и поиск конструктивного выхода из ситуации. Ведётся работа индивидуально, с группой (классом). Индивидуально через рефлексию поступка и собеседование по плану. Этот, разработанный мною, план беседы подводит ребенка к желанию изменить поведение:

  1. Что произошло? Что ты чувствуешь?
  2. Как ты к этому относишься?
  3. В чем ты, по-твоему, был прав?
  4. Кто был не прав? В чем?
  5. Как можно было поступить?
  6. Чтобы ты изменил сейчас?
  7. Как ты при этом себя чувствуешь?
  8. Что тебе хочется сделать?
  9. Что тебе мешает так поступить?
  10. Чем я могу помочь?

    Такая работа требует терпения, понимания и принятия ребёнка таким, какой он есть. Так, в 6 классе у меня был ученик, который хулигански нарушал дисциплину прямо на уроках. Он мог разбросать вещи, встать пробежать по классу, зацепить кого-то из ребят и прочее. С ним мы постоянно проводили рефлексии( держали обратную связь) . Однажды он признался, что хотел бы вести себя хорошо, да только ничего не получается, т.к.  у   него появляется сильное раздражение. Тогда было согласование с администрацией школы и школьным психологом о временном щадящем режиме именно для этого ученика. И как только  он сообщал  классному руководителю о появившейся проблеме, то с урока можно было выйти и отдохнуть в коридоре школы или же пойти в комнату психологической разгрузки. Пропущенные уроки же он должен был выполнить сам (или с помощью ребят или взрослых). Доверительные отношения и совместное решение проблемы привело к хорошему результату. Мальчик стал вести себя лучше, уроки не пропускал.

Темы индивидуальных бесед

-Как быть внимательным.

  1. Осознание своего поведения.
  2. Уважение и подчинение.
  3. Путь к развитию и путь к гибели.
  4. Как помочь самому себе учиться.
  5. Опасности на улице.
  6. Осторожно, школа!
  7. Как взять ответственность на себя.
  8. Как анализировать себя и свою жизнь.

-Закон возмездия «Что посеешь, то и пожнешь» (вместе с родителями)

    В пятом классе было два ребёнка, которые имели глубокую педагогическую запущенность и большие проблемы в знаниях. На уроках они могли прыгать, сидеть под партой, выкрикивать. Эта проблема была тоже решена при помощи поэтапной ступенчатой работы.

  1. Начало всему - ежедневные консультации классного руководителя со школьным психологом по правильному выбору действий учителя на уроках и  после.
  2. Выяснение пробелов в знаниях учащихся по предметам, беседы с учителями-предметниками о возможности их реабилитации.
  3. Разработка индивидуального учебного плана для каждого из этих учащихся по основным проблемным предметам.
  4. Ежедневная «обратная» связь классного руководителя с учеником по проблемам.
  5. Составление учеником плана самовоспитания на день, затем на два. Неделю, на четверть.
  6. Ведение ежедневника « Мои удачи и  успехи».
  7. На уроках с целью повышения самооценки и локализации асоциальных проявлений давались просьбы и поручения (помочь учителю записать число, раздать карточки, повесить таблицу, собрать мел….; посильные индивидуальные задания;   набор заданий на перфокартах – выполнение любых заданий по выбору).
  8. На каждом уроке присутствовали задания на внимания, на развитие памяти.

  Обязательное условие успешности - подмечать любые положительные  проявления воспитанника, похвала.

III. Организация тематических классных часов и часов общения.                

        Групповые беседы ведутся со всем классом (это беседы, самоанализ, тематические классные часы по культуре поведения, упражнения ).

   Есть результат: у 64% детей положительная динамика. Большего эффекта можно достигнуть, если работа пойдет в течение нескольких лет. Такой опыт ступенчатой работы с группой есть.

Например: Второй    класс.    Очень   трудный    в    социальном,    интеллектуальном    и поведенческом плане, имеет опыт несистематической работы в первом классе:

  1. класс «Учусь владеть собой»

Профилактическая работа с детьми «группы риска» 2-е классы.

  1. Как быть внимательным? (на уроке)
  2. Как слушать и слышать учителя
  3. Тренируем свою память
  4. Тренируем свой мозг
  5. Как  жить, не ссорясь с друзьями
  6. Конфликт. Кто прав, кто виноват?

  1. класс «Уроки правильного общения »

4 класс «Ответственность за себя »

Профилактическая работа с детьми «группы риска» 4-е классы.

Опасные места в школе

  1. Хорошее и плохое в жизни
  2. Почему я не умею думать.
  3. Учимся учиться (трудные ситуации)
  4. Учимся управлять чувствами:
  1. Меняем гнев на милость
  2. Саморегуляция. Похвали меня!
  3. Кто есть кто? (Как стать лучше)

   На классных часах и часах общения дети свободно идут на
контакт, адекватно оценивают себя, серьезно относятся к рефлексии и находят конструктивный способ решения.        Дети самостоятельно ежедневно делают уборку класса, участвуют в школьных делах (трудовой десант, конкурсы, художественная самодеятельность). В неделю детской книги приготовили для малышей сказку и поставили  на перемене в коридоре. Любят они классные часы, часы общения между собой и с родителями.

Совместные беседы детей и родителей:

  1. Как мы понимаем друг друга?
  2. Отклонение в поведении. Что это?
  3. Как мы думаем?
  4. Цель и пути достижения?
  5. Как понять, правильно ли я поступил?
  6. Слова, мысли, чувства, поведение.

     Последний час общения «Мы такие разные, но одна семья! Все ребята классные: и он, и ты, и я» запомнится ребятам и родителям надолго. Они увидели друг друга другими.

   Мы подошли  к тому, что  сама жизнь уже диктует изменить работу  с
родителями.        

    IV. Организация родительского клуба в классе.

    В течение нескольких лет организую работу родительского клуба (1 раз в месяц) «Маленькие дети - большие проблемы». На занятиях бывают от 1 до 7 человек, иногда вместе отец и мать. Мы используем активные формы: игра, тренинговые упражнения, групповая работа, обсуждение. Темы работы клуба выбирают сами родители. В самом начале учебного года мы озвучиваем проблемы и интересующие нас вопросы и составляем план работы клуба. В течение года темы могут меняться.

        Темы занятий  родительского клуба «Маленькие дети - большие проблемы»:

Трудности обучения.

Гиперактивный ребенок.

Медлительные дети.

Трудности подросткового периода.

Капризный ребенок.

Ваш ребенок учится в КРО.

Ваш ребенок левша.

Трудности социального неблагополучия.

Интеллект наших детей.

Дети и свобода.

Взаимоотношение родителей и детей.

  1. Игры с гиперактивными детьми.
  2. Уважение и подчинение.

    На занятия клуба приглашаем психолога, социального педагога и специалистов города по разным вопросам.

V.   Родительские собрания

  Помимо традиционной работе  в трудном пятом классе  проводились тематические собрания ( с приглашением психолога):

«Любим ли мы своих детей» (собеседование),

«Мы и они. Одинаковые или разные».

Тренинг «Родительское собрание» (Что ждут от родительского собрания

учителя и родители). 

    Это обеспечило доверие учителю, обсуждение проблем на равных и заинтересовало родителей. В 6 классе посещение собраний 50 и более процентов.

   Мы оказываем родителям и индивидуальную помощь, которая не сводится к консультациям по запросу.   Так мама подростка из «группы риска» была на встрече с психологом 8 раз в течение месяца. Мы беседовали о сыне и его друзьях, о непослушании и помощи, работали с литературой, искали ответы, как поступить в тех случаях, когда  жизнь трещит по швам.

      Начинаем     практиковать    и    семейные     консультации.     Начинаем     с
индивидуальной работы с каждым членом семьи и заканчиваем разговором в
семейном кругу.

    Применяем на практике эффективную форму работы  «Семья семье», когда благополучные семьи (родители) приглашают к себе и ходят сами в гости к семьям с проблемами и помогают им справиться с трудностями.

VI. Особенности организации внеурочного времени детей.

    Серьезно подхожу к определению содержания работы с детьми. При планировании мероприятий очень важно учитывать пожелания детей, их интересы. Сначала определяем, по каким направлениям ребята хотели бы работать. Для этого в первом классе проводила следующую работу.

  1. Учащиеся получают лист, на котором изображены геометрические фигуры, а рядом подписаны виды деятельности. Ребенок выбирает ту геометрическую фигуру, каким видом деятельности он хотел бы заниматься.
  2. Далее учащиеся объединяются в группы, в зависимости от того, какую геометрическую фигуру они выбрали.
  3. Каждая группа получает следующий лист, на котором виды деятельности конкретизируются. Дети выбирают, чем конкретно они будут заниматься.
  4. Эта деятельность становится поручением ребенка на определенное время, например на четверть.

Результат деятельности как классного руководителя- воспитательная программа

    Программа воспитания «Планета добра» разработана в силу специфических особенностей классного коллектива. В данной программе отражена последовательная (ступенчатая) деятельность классного руководителя, характеризующаяся переходом от декларативного постулата «ребёнок – субъект воспитания» к методически обеспеченной системе саморазвития личности, как помощи ребёнку в самостоятельном решении своих жизненных проблем, в преодолении трудностей общения, досуга, обучения, помощи в самоопределении, самоорганизации и самореабилитации.

   

     Основная цель программы:

     Становление духовно-нравственной личности с активной гражданской   позицией.

     Задачи:

  1. Изучение особенностей каждого воспитанника.
  2. Развитие толерантности, формирование уважения к законам.
  3. Оказание помощи и поддержки в преодолении личностных трудностей воспитанников.
  4. Формирование нравственных качеств на основе досуговой деятельности.
  5. Организация совместной значимой деятельности трёх равных субъектов: педагог-родитель-ребёнок.
  6. Формирование критического отношения к социально вредным привычкам (алкоголь, наркомания и др.) и умения противостоять давлению.

Направления деятельности

1.  Внутриклассные мероприятия

     Это ежедневный кропотливый труд, позволяющий видеть ребёнка, его проблемы, ориентироваться на его интересы и потребности.

  1. ежедневное общение до уроков, во время уроков и после уроков;
  2. организационные мероприятия;
  3. сплочение коллектива, классные часы;
  4. учебная работа;
  5. проведение бесед ПДД, ОБЖ, ЗОЖ;
  6. экскурсии, поездки, встречи.

2.  Участие в общешкольных мероприятиях

     Это позволяет определить место в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, даёт возможность увидеть свои сильные стороны, тянуться за более сильными классами, почувствовать свой успех, способствует формированию чувства коллективизма.

  1. участие в неделях и месячниках;
  2. дежурство, выпуск газеты;
  3. соревнования;
  4. выполнение плана-задания организации «Парус»

3.  Внеклассная и внешкольная деятельность

     Познание себя, своего «я», своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил:

  1. кружки, секции в школе, а также  в спортивных и досуговых центрах;
  1. смотры, соревнования, конкурсы;
  2. выставки, клубы по интересам;
  3. поездки, экскурсии;
  4. профориентационная работа.

4. Тематические классные часы

    Классные часы формируют навыки общения, умение высказывать свою точку зрения, вырабатывают потребность иметь свою точку зрения по разным вопросам:

  1. развитие учебных навыков;
  2. общение и познание себя среди других;
  3. расширение кругозора;
  4. профилактика и охрана здоровья;
  5. культура поведения;
  6. формирование положительных качеств личности и патриотизма.

5. Работа с родителями.

    Равноправное дружеское общение родителей, классного руководителя и ребёнка, основанное на позитиве, сделает процесс воспитания приятным и продуктивным. Это поможет улучшить взаимоотношение детей и родителей, укрепит любовь друг к другу. В основу диалога с родителями надо ставить похвалу ребёнка.

  1. часы общения;
  2. интеллектуальные игры;
  3. походы и соревнования;
  4. собеседования;
  5. тематические родительские собрания;
  6. групповые встречи по проблемам;
  7. индивидуальные встречи.

6. Индивидуальная работа.

    В повседневной жизни возникает достаточно много ситуаций, касающихся взаимоотношений  со сверстниками, родителями и учителями, которые конструктивно можно решить, только учитывая возрастные и индивидуальные особенности подростка. Это будет способствовать формированию чувства собственного достоинства, доверия, честности, умению найти правильное решение и задуматься над проблемой.

  1. Беседа  
  2. Рисунки
  3. Поручения
  4. Помощь учителю

7. Работа со специалистами.

    Есть дети, по тем или иным причинам, требующие повышенного внимания. Между тем каждый ребёнок уникален и каждому необходимо понимание его классным руководителем. В этом поможет педагог-психолог при систематическом взаимодействии с классом.

  1. Диагностика
  2. Профилактическая работа
  3. Занятия и тренинги
  4. Индивидуальное консультирование
  5. Помощь в решении ситуаций «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-родитель»

Взаимодействие с социальным педагогом и правоохранительными органами обеспечат соблюдение прав детей и раннюю профилактику правонарушений.

8. Работа с педагогами-предметниками будет способствовать расширению интереса к учебным предметам и установлению взаимопонимания и заинтересованности в повышении успешности учеников.

  1. организация собеседования с педагогами, встреч с родителями;
  2. выяснение причин затруднений по предмету и оказание помощи;
  3. учёт индивидуальных особенностей на уроках;

9. Анализ проведённой работы.

    Работа может быть разбита на этапы, части и каждый должен быть качественно проанализирован.

  1. достижение поставленных целей;
  2. эффективность проделанной работы;
  3. ошибки, трудности и их причины;
  4. коррекция запланированной работы на следующем этапе;
  5. определение целей последующей работы.

Основной принцип – деятельность, в центре которой как наивысшая ценность – личность ребёнка.

    Программа состоит из 5 разделов, соответствующих классам (5 – 9 кл). Деление на разделы основано на психофизических особенностях данных детей подросткового возраста. Работа строится поступенчато, т.е. решение задачи растягивается на несколько этапов, и на каждом новом этапе добавляется новая задача, решение которой продолжается на следующих этапах. Такая система работы оправдана уровнем готовности детей к предметному обучению и воспитанностью.

 

   

5 класс - Переходный период от начальной школы к средней.  

6 класс - Я в этом мире, в своём коллективе.

7 класс - Взросление. Самостоятельность и ответственность.

8 класс - Воля и саморегуляция.

9 класс - Выпускник. Самоопределение и характер.

           

5 класс

Переходный период от начальной школы к средней.

Цель работы:

Объединение детей в классный коллектив.

     Задачи:

  1. Изучение особенностей каждого ученика.
  2. Переключение внимания учащихся с недисциплинированности на успешность.
  3.  Организация совместной деятельности трёх равных субъектов: педагог, родитель, ребёнок.
  4. Организация дополнительной учебной помощи.

Предполагаемый результат:

  1. Большинство детей включится в учебный процесс.
  2. Положительные отзывы о детях педагогов-предметников.
  3. Проявление познавательной активности отдельных учащихся.
  4. Активное участие родителей в занятиях, классных собраниях, в школьной жизни ребёнка.
  5. Навыки общения в группе, принятие друг друга.

                                                   Основное содержание работы по направлениям

Внутриклассные мероприятия

Тематические

классные часы

Работа

 с родителями

Работа

со специалистами

Участие в общешкольных мероприятиях

1. Встреча с учениками «Давайте познакомимся»

1. Я-пятиклассник (о правилах поведения).

   

1. Родительские собрания один  раз в четверть.

Темы:

  1. «Похвали меня, мама» (организация работы детей дома)
  2. Что такое отклоняющееся поведение.
  3. Пугающая действительность (профилактика наркомании)
  4. Групповая работа по проблемам (1 раз в месяц)

1. Адаптация (социальный педагог, психолог, учителя-предметники)

1. Командир и его команда

(экипаж, название, девиз, песня)

2. «Я за знаниями иду»

(ежедневная проверка готовности к уроку – школьные принадлежности)

2. Час общения «Права и обязанности школьника

2. Диагностика

психо-эмоционального здоровья (по Люшеру) – педагог-психолог

2. «Поработаем на славу!» (уборка территории школы)

3. Дневник мой - друг мой. (ежедневная проверка дневников, выставление оценок, записи «Чем я могу вас порадовать»)

3. Улица полна неожиданностей

3. Выявление детей с трудностями в поведении и организация работы с семьями (соц. педагог)

3. «Если хочешь быть здоров!»

 (спортивные соревнования в День Здоровья)

4. Организационная работа. «Парус» – подростковая школьная организация. Актив. Внешний вид. Права и обязанности. Дежурство.

4. Если весело живётся (подвижные игры)

4. Если хочешь быть здоров (мед. сестра)

4.  «Кто дежурные - мы дежурные» (дежурство по школе)

5. Рефлексия. «Расскажи нам о себе». «Горячий стул» (ежедневно по желанию).

5. Тормоза  желаний (саморегуляция)

2. Создание инициативной группы помощи классному руководителю

5. Учебная мотивация (педагог-психолог, классный руководитель)

5.  Участие в праздниках «Мы тоже бригантинцы!»

6. «Я и мы» (принадлежность к коллективу, роль. Социометрия).

6. «Хвалилки» (самооценка и оценка)

3. Диагностика «Знаю ли я своего ребёнка?» (1 раз в четверть). К концу года – характеристика.

6. Анализ познавательной деятельности (отношение к школе и учителям)

Внутриклассные мероприятия

Тематические

классные часы

Работа

 с родителями

Работа

со специалистами

Участие в общешкольных мероприятиях

7. «Расскажи мне обо мне». Оценка воспитанности.

7. «Что даёт человеку спорт?»   (диспут)


8. Мои достоинства и недостатки (взросление)


9. «Я и другие» (как ты относишься к людям и как люди относятся к тебе)

4. Индивидуальны встречи с классным руководителем и учителями 2 раз в месяц


5. Тренинги:

  1. Как мы общаемся с детьми;
  2. Проявление  любви;
  3. Учитель и родитель

(какими словами мы провожаем и встречаем детей, ласковые слова)

7. Тренинги:

- Ответственность за себя

- Ответственность за другого

- Я расту

8. Саморегуляция (механизмы осознания поступка) – психолог

9. Самопознание. Что такое откровенность (соц. педагог, педагог-психолог)

8. Отчётность за поручение. «Как я справился с поручением»

10. Нравственные пороки человека (ювенальная служба)

11. Права и обязанности школьника (хочу-могу-надо) – организаторы воспитательной работы

6 класс

Я в этом мире, в своём коллективе.

Цель работы:

Создание условий для комфортного общения.

     Задачи:

  1. Помочь детям  осознать ответственность за себя и свои поступки.
  2. Научить отличать дружбу от поддержки и подражания, продолжить формирование культуры чувства дружбы и товарищества.
  3. Сформировать желание знать больше и повысить школьную мотивацию детей.

     Предполагаемый результат:

  1. У учащихся сформировано умение рефлексировать своё поведение, признавать и осознавать  неправильность своего поступка, находить с помощью педагога конструктивный способ действия.
  2. Учащиеся принимают другого таким, какой он есть  и выстраивают с ним отношения.
  3. Не отрицают правила поведения, осознают свои «дурные» привычки, постепенно отказываются от них и проявляют интерес к выработке полезных привычек.
  4. По желанию принимают участие в общешкольных мероприятиях, понимают важность урока и дисциплины, позволяющей понимать материал.

                                                     Основное содержание работы по направлениям

Внутриклассные мероприятия

Тематические

классные часы

Работа

 с родителями

Работа

со специалистами

Участие в общешкольных мероприятиях

1. Правила поведения школьника

1. Я живу среди людей

1. Праздник семейного пирога (общение)

1. Учимся устанавливать контакт и строить отношения (психолог)

1. «Зелёный десант»

2. «Формирование классного самоуправления»

2. Мой внутренний мир

2. «Мы такие разные, но одна семья…» (час общения с родителями)

2. Зеркало души.  В здоровом теле – здоровый дух.  Профилактика вредных привычек. (медработник)

2. Конкурс газет «С днём рождения, округ!»

3. «Библиотечные часы»

3. О чём плачут животные? (театр одного актёра)

3. Классные родительские собрания 1 раз в четверть

3. День инспектора

«Моё свободное время»

3. Смотр

«Созвездие талантов»

4. «Я – личность»

4. Я – гражданин России

4. Этическая беседа «Воспитание ребёнка в радостном упоении жизнью»

4. Как сказать  «нет» в ситуации отказа (педагог-психолог, врач-нарколог)

4.  Игра-путешествие «Остров открытий»

5. Участие в олимпиадах

5. Армия во все времена армия.

    Судьба России – моя судьба.

5. Выставка семейных поделок

5. Профилактика кризисных ситуаций (лекторий) инспектор ОДН

5. Игра

«Мы –   юнармейцы»

6. Кем быть в этом мире профессий?

6. Я славлю руки матери

6. «Рецепты» хорошего тона

 (общение с детьми)

6. Разведка  добрых дел

«Их именами названы улицы нашего города»

7. «Что мы читаем» (вести из библиотеки)

7. Шуты и шутки (день смеха)

7. Праздник наших достижений.

8 Игровой практикум  «Давайте познакомимся» (учебные заведения нашего города)

8. По пословице жизнь строится

9.  Психологическая игра «Выбор профессий»

9. Мой друг – моё второе «я»

7 класс

Взросление. Самостоятельность и ответственность.

   Цель работы:

   Формирование культуры умственного труда, ответственности за свою деятельность и поступки.

     Задачи:

  1. Научиться брать ответственность на себя за процесс и результат коллективной работы.
  2. Установить с родителями отношения доверия, взаимопонимания и взаимоуважения.
  3. Принимать активное участие в общешкольных и классных мероприятиях для личностного развития.
  4. Развивать силу воли и самоконтроль при работе на уроке.

Предполагаемый результат:

  1. Активное участие во внутриклассной и общешкольной деятельности.
  2. Критическое отношение к себе.
  3. Терпимость, чуткость, ответственность в отношениях друг с другом.
  4. Заинтересованность в месте класса (экипажа), среди других классов школы.
  5. Положительные результаты  профилактической работы в отказе от вредных привычек.
  6. Увлечение физкультурой и спортом.

                                                                                          Основное содержание работы по направлениям

Внутриклассные мероприятия

Тематические

классные часы

Работа

 с родителями

Работа

со специалистами

Участие в общешкольных мероприятиях

1. На пороге взросления (час раздумий и размышлений)

1. Дисциплина и свобода (не мешает ли дисциплина свободе)

«Снежная кутерьма» (спортивные соревнования)

1. Эмоции, как ими управлять (педагог-психолог)

Осенний бал «Чудеса природы»

2. Режим работы и выбор поручений по интересу. Кто есть кто?

2. Какой он, мой класс (круглый стол)

2. Родительские собрания:

  1. Каково на дому, таково самому.
  2. Загадки закрытой двери.
  3. Простые нормы элементарной порядочности

(воспитание в детях чувства такта, чести, достоинства; утверждение духовных ценностей в жизни семьи)

2. Карта интересов. Предпрофильная диагностика (педагог-психолог)

2. Малые олимпийские игры

3. Как сберечь свою жизнь (ПДД, опасные ситуации – инструктаж)

3. Профессии наших родителей

3. Индивидуальные консультации по проблемам

3. Патриот, герой, защитник  живут рядом

4. «День бантика» (праздник смеха и шуток)

4. Час общения «Радость человеческого общения» (с элементами игрового тренинга)

4. Коррекционная работа (педагог-психолог)

4. Игра «Снежный патруль»

5.Самосовершенствование(диагностика с последующим собеседованием)

5. Профилактика «дурных» привычек. Нет безвредного табака.

5. Итоговое собрание «Есть седьмой»

5. Смотр строя и песни «Парни, парни, это в наших силах…»

6. Край родной – Югра (поездка в музей народов севера)

6. Экология души – нравственная чистота

7. Поймите и помогите (час общения с учителями)

8. Что такое добро

3. Поход «Родные просторы»

4. Поговорим о нас «Личное пространство» (практическое занятие)

6. Встречи с родителями на занятиях клуба «Маленькие дети – большие проблемы» (1 раз в месяц)

6. «Низко голову склоняем перед подвигом твоим» (поздравление ветеранов ВОВ, концертная программа)

«Взросление» – путь к цели через самоорганизацию

5. Им нужна ваша помощь

6. Взаимодействие  со взрослым сыном

7. «С любовью к дому школьному» (создание цветочных клумб)

8 класс

Воля и саморегуляция.

   Проблема:

   Недостаточное развитие умения контролировать свои действия и повышенное эмоциональное реагирование на ситуацию.

   Цель работы:

   Воспитание толерантного, свободного человека, ответственного за последствия любых своих действий, живущего в гармонии с окружающим миром.

     Задачи:

  1. Помочь осознать необходимость самоконтроля в чувствах и действиях.
  2. Организовать работу по восполнению «пробелов» в знаниях; убедить родителей в необходимости оказания детям постоянной учебной помощи.
  3. Стимулировать участие детей в общешкольной и классной жизни, общественно-полезной работе, занятость в кружках, привлекать к участию в подготовке и проведении классных часов и часов общения.
  4. Продолжить работу по развитию интереса к интеллектуальному труду.

       Предполагаемый  результат:

  1. Заинтересованный учебными успехами человек, имеющий адекватную самооценку и реально соотносящий желания и возможности, с хорошей рефлексией своих чувств, мыслей, поступков.
  2.  Способный корректировать свою деятельность и приобщившийся к участию в общешкольной жизни, понимающий красоту и добро.

             Основное содержание работы по направлениям

Внутриклассные мероприятия

Тематические

классные часы

Работа

 с родителями

Работа

со специалистами

Участие в общешкольных мероприятиях

1. «Улица полна неожиданностей» (ценность человеческой жизни, экстремальный ситуации, правоохранительный органы, милиция РФ)

1.»Самый классный класс».

1. «Дети и родители, узнать себя хотите ли?»

(общее собрание детей, родителей. Анкетирование.)

1. Мои проблемы  (активная деятельность в решении личных проблем) – психолог

1. День знаний

2. Как не мешать самому себе добиваться успеха.

2. Рефлексия поступка (социальный педагог, педагог-психолог)

2. День здоровья (спортивные соревнования)

3. Экологическая викторина

2. Им 14! Будем рядом. (особенности общения с подростками)

3. Причины ослабления здоровья «Иммунитет» – медработник

3. Осенний марафон

2. Кружево клумб (уход за цветами)

4. Общение «Расскажи мне обо мне»

3. Час общения. Праздник семейного пирога (национальные блюда)

4. Семейные консультации (социальный педагог, педагог-психолог)

4. Санитарно-гигиеническая акция «Уют» (создание уголка, озеленение кабинетов)

3. Деловая игра по профориентации

 «У меня растут года…»

5. Моё поведение (тест «Умею ли я хорошо вести себя»)

4. Формирование у подростков способности к обдумыванию поступков, своего поведения (просвещение)

5. Анкетирование и собеседование «Летний отдых» (социальный педагог, классный руководитель)

5. Участие в эстетическом месячнике «Музыкальная россыпь»

4. Новый учебный год – новые заботы (организация мероприятий, обсуждение плана, работа актива, дежурство)

6. Практическое занятие «Этикет для меня»

5. Организация значимой деятельности родителей и учеников (общение)

-Чайная церемония

-Мужчина на поверке (соревнования отцов и сыновей)

-День взаимного благодарения (8 марта)

-КВН

6. Учимся управлять эмоциями (классный руководитель, педагог-психолог)

6. Смотр строя и песни

7. День здоровья (ко Дню защитников Отечества)

Внутриклассные мероприятия

Тематические

классные часы

Работа

 с родителями

Работа

со специалистами

Участие в общешкольных мероприятиях

5. Участие в конкурсе на самый классный класс

7. «Мой класс и я» (Что я думаю о моём классе? Каждый сам за себя или дружная семья? Анкетирование)

8. Тепло семейного очага (подготовка семейных портретов, сочинений, участие в викторине и конкурсах)

6. Участие в конкурсе «Школа будущего»

8. «Об этом, товарищ, не помнить нельзя…» (ко дню защитников Отечества)

9. Встречи с семьями «А как у вас?»

7. Мини-викторина «Добрые молодцы»

9. Семья в моей жизни

10. Неделя детской книги «Сказка для маленьких»

8. Озорной Мавраль (объединение марта и февраля, игровое занятие с родителями)

10. Профилактика. Безобидно ли курение? (статистические таблицы)

11. День весеннего благодарения

9. Познание себя или предсказание судьбы (инд. и по группам по желанию учащихся)

  1. Как изменится твоя внешность?
  2. Каким высоким ты станешь? Можно ли повлиять на рост?
  3. Какой у тебя будет вес?
  4. Как изменится твоя личность?
  5. Какой выбрать вид спорта?

-     Какой работой ты будешь заниматься

11. Профилактика. Устойчивость отрицательного отношения к наркотическим веществам, токсическим веществам и алкоголю.

9 класс

Выпускник средней школы.

 Самоопределение и характер.

Цель работы:

                      Воспитание здоровой личности с позитивным восприятием мира, которая адекватно оценивает ситуацию, контролирует себя и понимает последствия поступков.

                     Задачи:

  1. Воспитание гражданской ответственности и уважения к истории и культуре России, любви к родному городу и школе.
  2. Поддержка стремления к здоровому образу жизни, развитие чувства непринятия вредных привычек и отрицательного отношения к правонарушениях.

             

                 Предполагаемый результат:

Дружный, весёлый коллектив, где уважают каждого и поддерживают его. Ученики ответственно относятся к учебному труду, самообслуживанию и активно участвуют во всех школьных и классных мероприятиях. Нет пропусков уроков без уважительной причины. Достаточно высокая  мотивация, интерес к интеллектуальному труду.

               Основное содержание работы по направлениям

Внутриклассные мероприятия

Тематические

классные часы

Работа

 с родителями

Работа

со специалистами

Участие в общешкольных мероприятиях

1.Работа по самоуправлению в классе

 Часы общения:

Слушаю-слышу

  1. Умеете ли вы слушать?
  2. Умеете ли вы выслушивать правду?

- Умеете ли вы постоять за правду?

Классные собрания:

1. Ценностные ориентации. (психолог)

1. Здравствуй, школа – дом родной!

2. Познание себя (в шутку и всерьёз). Индивид-я  и групповая коррекция на основе результатов клас. часов (Работа с  дневником «Я готовлюсь к взрослой жизни»)

1. Экзамен-это серьёзно.

2. Автопортрет (псих.)

2. Поздравление учителей «Мы вас уважаем»

2. Как создавать гармонию отношений с подростком.

3. Состояние личности,

3. Дни здоровья (спортивные соревнования)

3. Что значит быть родителем (дискуссия по решению конф. Ситуаций)

4. Кто я? (по Д.Ризо). Диагностика типологий (психолог)

4. Дежурство и выпуск газет

3. Вечера вопросов и ответов

  1. Талант (талант и вундеркинды)
  2. Что можно увидеть в зеркале?
  3. Что такое национальность? Как ты относишься к другим людям?
  4. Родственники. Почему ты любишь родителей? Почему нужно дорожить родственниками?

Поведение

-Умеете ли вы контролировать себя?

-Умеете ли вы решать свои проблемы?

4. Организация помощи детям в период подготовки к экзаменам.

5. Встречи с мед. работниками:

-Наследственность.

-Как было решено, кем мне быть?

5. Помощь в организации, приглашение на классные часы и вечера вопросов и ответов

Помоги себе учиться

(способности, таланты, одарённости)

-Моя сигнальная система

-Как у меня с фантазией и ручными навыками?

-Мои возможности в изучении литературы

-Может я талант?

-Какой я читатель? Какой математик?

5. Игры для проигравших

или 33 несчастья

а) дети и родители

-деструктивность личности (тест)

-извлекайте уроки (не везёт, в долгий ящик, гнев, твёрдый характер)

-уверенность в правоте, надежда на понимание, невыполнение обещаний

6.Встреча с социальным педагогом молодёжного бюро по трудоустройству:

-Есть местечко для меня

  1. Спортивные соревнования с 9б классом

  1. Участие в рейдах и плаваньях «Паруса»


8. Цветы в подарок (выращивание цветов и уход за клумбами)

Внутриклассные мероприятия

Тематические

классные часы

Работа

 с родителями

Работа

со специалистами

Участие в общешкольных мероприятиях

-От чего мы страдаем? (упрямство; боюсь себя; ты мне, я тебе; неоправданные надежды

-Учимся быть самим собой, но принятым другими (комплименты, быль-небылица, зависть, мои желания, оптимизм, терпение или бессилие)

-Чтобы победить (самоедство, начни сейчас, удача, боль и страх; остановись, пока не поздно)

-Жизнь прекрасна! (волнуйся в меру действий, умей извлекать хорошее или выгоду, радуйся)

-Вот я какой! (какой у меня характер, как я использую свободное время, как у меня с чувством юмора)

-Мои трудности при подготовке к экзаменам (с учителями-предм-ми)

-Профориентационная работа

а) Профессии нашего города

-риск ради риска, уверенность в своей правоте, время на примирение

7. Индивидуальные и групповые консультации по трудным вопросам

б) родители

  1. сильная рука, опёка, попустительство

-изменитесь сами, другие изменятся вокруг вас

9. Кто кого? (уборка территории школы от опавших листьев)

б) Мои склонности (мой выбор, что я знаю об этой профессии)

в) выпускной

-Жизнь прекрасна!  Девятый позади!

10. Художественная самодеятельность «Как же без нас?»

в) Экскурсии на предприятие (через соц. педагога) Возможно устройство на работу через через бюро по трудоустройству

11. Экзамены! Экзамены! Экзамены!

Г) Выбор пути (учёба в школе, в училище, работа и т.д.)

12. Выпускной вечер

Заключение

И так, в сопровождении ребенка  общий язык между всеми субъектами воспитательного процесса. Выстраиваем систему взаимодействия и понимаем, что по окончании начального звена ребенку должно быть интересно и комфортно в  школе, подростку - хорошо в кругу сверстников, старший школьник в этих условиях вырабатывает свое мнение и будет самостоятельным.

А чтобы понять суть проблем в психическом развитии и становлении личности давайте ответим на вопросы С.Л. Рубинштейна

  1. Что хочет человек? (потребности)
  2. Что может человек? (способности)
  3. Что он есть (характер) Добавляю ещё вопрос
  4. А что чувствует человек? (эмоции его внутреннего мира)

Таким образом, схема развития личности, по-нашему, выглядит как цепочка, конечным звеном которой есть созидание.

Чувства направленность характер способности

  При положительных эмоциях мы развиваем положительную направленность, положительные черты характера и способности тогда будут направлены на созидание (внутреннее - самого себя и внешнее - для других).

Использованная литература

  1. Научно-методические журналы «Классный руководитель».
  2. Настольная книга классного руководителя. 5, 6, 7, 8 классы. Авторы-составители Лунина Е.И., Щепурёва Н.С. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002г.
  3. Сборник классных часов и родительских собраний. Диденко Т.И. Методика работы с учащимися. 5 класс. Ростов-на-Дону. Феникс, 2002 г.
  4. Классные часы в средней школе. Сгибнева Е.П. Практическое пособие. Айрис Пресс. Москва, 2005 г.
  5. Из чего сделаны дети. Касаткина Е.А. «Физкультура и спорт». Москва, 1997 г.
  6. Профориентология. Теория и практика. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Москва, Академический проект. Екатеринбург. Деловая книга, 2004 г.
  7. С подростком каждый день. Залунина Л.М. Полезные советы для родителей. «Питер», Санкт-Петербург, 2004 г.
  8. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. 8-11 классы. Шмид В.Р. Творческий центр, Москва, 2005 г.
  9. Психология личности, или как полюбить себя и других. Потёмкина О.Ф., Потёмкина Е.В. АСТ-ПРЕСС КНИГА. Москва, 2005 г.
  10. Школа сотрудничества. Автор идеи Адамский А.И. Редактор Хилтунен Е.А. Практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем. «Первое сентября», Москва, 2000 г.
  11. Методические рекомендации по адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную школу. Еженедельник пятиклассника. Сперанская Н.И. Издательство Тюменского государственного Университета. Тюмень, 2001 г

8 класс

9 класс

7 класс

6 класс

5 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути и средства эффективного изучения программного материала на уроках окружающего мира (из опыта работы)

Материал содержит сведения о различных способах знакомства с текстовым материалом учебника для эффективной работы на уроке....

« Организация коррекционно-развивающей работы и её роль в усвоении учащимися 1 «г» класса программного материала»

Коррекционная работа с учащимися, на мой взгляд – трудоемкое но, в конце концов, результативное занятие. Эта работа опирается на дифференци...

Конспект урока по физической культуре. Вид программного материала: легкая атлетика. Тема: «Обучение бегу».

P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект урока по физической культуреВид программного материала: легкая атлетикаТема: «Обучение бегу».Контингент обучающихся: 3 класс специальной (коррекционной) школ...

« Совершенствование и активизация методов и форм в построении учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения - основа усвоения программного материала» (муниципальный семинар учителей КРО)

Данная разработка содержит: план муниципального семинара, выступление учителя начальных классов «Методы обучения и воспитания детей с ЗПР. Особенности их применения в коррекционно-педагогическом ...