Человек живёт в обществе.
классный час (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченко, И.В.Потапов «Окружающий мир» 3 класс, Москва «Просвещение», 1997 г.
«Человек живёт в обществе»
Подготовила учитель начальных классов
государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Альметьевской специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы № 19 VIII-го вида» Гирфанова С.А.
Раздел 1: Знаешь ли ты себя?
Раздел 2: Правила поведения:
1. Правила хорошего тона.
2. Умеешь ли ты разговаривать?
3. Зачем снимать шапку?
4. Зачем снимать перчатку?
Цели:
- познакомить школьников с основными правилами поведения в общественных местах; манерами приветствия и другими нормами этикета;
- воспитание культуры взаимоотношений;
- развитие навыков правильного поведения в обществе.
Оборудование: слова-карточки (весёлым, спокойным, угрюмым, неразговорчивым, капризным. У меня нет друзей; один, но очень любимый друг. Люблю читать; не люблю читать. Люблю смотреть телевизор; не люблю смотреть телевизор. Больше люблю прогулки и весёлые игры. Люблю заниматься …,; занимаюсь с неохотой….) для составления автопортрета.
Ход классного часа.
Человек живёт не один. Вокруг него работают, учатся, отдыхают другие люди.
Человек живёт в обществе, в коллективе. Твой класс – небольшой коллектив. Вы вместе учитесь, трудитесь, проводите свободное время. Ваша школа – коллектив побольше. Вы дружите не только с ребятами своего класса, но и других классов: ходите вместе в театры и кино, ездите по городу, убираете школьную территорию.
Семья тоже коллектив. А в коллективе, настоящем и дружном, все равны. Они поровну делят между собой домашние дела и заботы. И дети тоже в меру своих сил участвуют в домашних делах.
Определите что значит в семье все равны?:
- детям разрешают смотреть телевизор, как взрослым;
- поровну делят сладости и подарки;
- большие помогают маленьким делить разные «детские» дела;
- каждый берёт на себя дела другого.
Раздел 1: Знаешь ли ты себя?
Взрослый человек много знает, а ты только учишься понимать мир. Познание мира нужно начинать с себя. Знаешь ли ты себя?
Каждый день ты смотришь в зеркало. Знаешь, что у тебя голубые глаза, светлые волосы, ямочки на щеках. А что ещё ты можешь рассказать о себе?
Расскажи, каким ты бываешь чаще:
(можно подготовить карточки-слова)
- Весёлым? Спокойным? Угрюмым? Неразговорчивым? Капризным?
- Чем ты любишь заниматься, а что делаешь с неохотой?
- Много ли у тебя друзей? Или только один, но очень любимый друг?
- Как ты проводишь воскресный день любишь ли ты читать, смотреть телевизор или больше любишь прогулки и весёлые игры?
- Постарайся найти то, что отличает тебя от других людей во внешнем виде, характере, поведении.
Вывод: если портрет получился полным и интересным, значит, ты хорошо знаешь себя, а если нет – будь к себе внимательным.
Раздел 2: Правила поведения.
1.Правила хорошего тона.
Как вы думаете, зачем нужны правила хорошего тона, почему культура человека связана с выполнением определённых правил поведения?
Ты уже знаешь, что жизнь человека протекает среди людей и каждый из нас как-то связан с множеством других людей. Даже кратковременная поездка человека в транспорте связывает его с другими пассажирами. Будет ли жизнь людей спокойной и неопасной, если каждый, не считаясь с другими, придумает для себя собственные правила поведения? Конечно, нет!
С возникновением общества создавались и постепенно укреплялись нормы поведения, обязательные для всех.
Одни правила предупреждали: «так делать нельзя, потому что это вредит людям и разрушает общество», не укради», «не убей», «не обмани», «не завидуй», «не делай другому того, что не желаешь себе».
Другие правила показывали, как проявить вежливость, любовь, внимание: «помоги ближнему» «поделись последним», «выручи из беды», «радуйся успехам другого».
Конечно, с развитием общества одни правила забылись, другие изменились, возникли новые, более современные.
Можно разыграть сценки:»В автобусе», «За обедом», «В раздевалке», «В очереди» и т.п.
2. Умеешь ли ты разговаривать?
«Конечно, умею. И уже давно», - скажешь ты. И всё же давай поговорим о том, что нужно для того, чтобы беседа с другими людьми доставляла всем участникам удовольствие, а не огорчила.
Какие ты знаешь правила общения, которые помогут тебе сделать разговор приятным и полезным?
3. Зачем снимать шапку?
Лет тысячу назад жить было намного опаснее, чем теперь. По дорогам скитались бездомные бродяги, в лесах укрывались разбойники. Люди постоянно ходили вооружёнными. А уезжая из дома в дальний путь, надевали на себя кольчугу, тяжёлые латы, голову прятали под железный шлем.
Но вот на пути дом, где живёт добрый человек. Переступая порог, рыцарь снимает шлем и несёт его в руке.
«Я тебя не опасаюсь, - говорит он этим жестом хозяину, - видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю. Ты хороший человек…»
Суровые эти времена прошли. В любой дом люди вступают теперь без опаски. Но обычай при входе в комнату снимать шапку остался. Остался потому, что это хороший обычай. Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошёл…
4. Зачем снимать перчатку?
Сняв перчатку, человек показывает встречному, что в его ладони не спрятано оружие. Да и, кроме того, в железной рыцарской рукавице не так-то легко было дружески пожать протянутую руку.
Я сейчас ты снимаешь перчатку из внимания к товарищу, ведь ты надел её для того, чтобы предохранить пальцы и ладонь от холода и грязи. Зачем же заставлять её касаться? Лучше дай ему пожать твою дружескую руку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"
Эссе на тему " Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"...
Права человека в обществе
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.Цели урока:Довести до сознания детей мысли о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами; обобщить знания учеников о личных правах человека; поз...
Урок окружающего мира в 4 классе "Права человека в обществе"
В ходе урока использовано 20 слайдов, помогающих довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён правами. Используя игровые ситуации, применить полученные знания на практ...
права человека в обществе
урок в 4 классе окружающий мир...
Рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) для базового уровня 4 класса
разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федера...
Классный час "права человека в обществе"
на данном классном часе ребята знакомятся с Декларацией о правах детей...
Окружающий мир. Человек и общество
Урок окружающего мира, 4 класс, система развивающего обучения Л.В.Занкова. Представлен конспект урока и презентация к уроку....