Гражданско-правовое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность
классный час (1 класс) на тему

Задачей гражданско-правовова воспитания является формирование  у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, толерантности , способности у успешной социализации в обществе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Гражданско-правовое воспитание 140.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гражданско-правовое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность Учитель начальных классов Багирова С.В.

Слайд 2

Гражданско-правовое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти Плутарх

Слайд 3

В соответствии с требованиями ФГОС на ступени начального общего образования в процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школьников, должны решаться следующие задачи: воспитание личности, осознающую достоинства человека, терпимость; формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем; воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения; формировать уважительное отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь; формировать гражданственную позицию ученика: « Я - россиянин » ; развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного села, города, других народов

Слайд 4

Ведущие принципы принцип системности (содержание программы как совокупность взаимосвязанных компонентов, процесс обучения и воспитания организуется в соответствии с проблемой развития школы; с использованием внутри предметных и межпредметных связей; ); принцип последовательности – работа над реализацией проекта осуществляется в соответствии с планом действий и графиком работы; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; принцип преемственности (между классами школы: 1‑5-9, содержание программ учебных, элективных курсов, аспектов воспитательной работы определяется для разных возрастов учащихся, развивающих и углубляющих знания, умения, опыт гражданско-правовой культуры ); принцип наглядности (наглядные средства могут быть использованы в различных дидактических целях: для закрепления правовых знаний, как зрительная опора в объяснении педагога, как самостоятельный источник информации); принцип диалога (внимательное отношение к мнению каждого участника занятий); принцип научности (соответствие подобранного материала достижениям современной науки); принцип связи с жизнью (с личным опытом учащихся, предполагает обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений и установок). принцип непрерывности – воспитание и обучение гражданско-правовой культуры школьников осуществляется поэтапно; этапы должны быть логично взаимосвязаны друг с другом.

Слайд 5

Классификация часов гражданско-правового воспитания в зависимости от характера деятельности учащихся: информационно-ознакомительные; игровые (аукцион, презентация); дискуссионные (разброс мнений); оценочные (игры-соревнования, поле чудес).

Слайд 6

Тематика классных часов по классам: ПЕРВЫЙ КЛАСС Права ребенка. Все дети имеют равные права. Твои права и обязанности. Твое здоровье охраняет государство. Загадки из сундучка (правила учения). Нет ничего дороже жизни. Всякие истории о важных дядях и тетях или как сказать: «Нет!» (тренинг) Путешествие по сказкам. (Какие права сказочных героев нарушены). Мы отдыхаем. Конкурс рисунков «Права детей». 2.Государственная символика. Если скажем слово «Родина»… Символы России. Символы Республики Татарстан. 3.Правила для учащихся. Правила школьной жизни. Для чего ходят в школу. Оценка. Путешествие в страну вежливости.

Слайд 7

ВТОРОЙ КЛАСС Права ребенка. Знакомство с Конвенцией о правах ребенка Что человеку нужно, чтобы жить (право на жизнь, твои потребности). Каждый имеет право на любовь и заботу со стороны близких. Главные права и обязанности ребенка (игра «Ромашка»). Государственная символика. Наша Родина – Россия. Что такое конституция. Для чего нужны флаг и герб страны. Гимн – торжественная песня. Самый главный человек в стране. Правила для учащихся. Устав школы: «Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики!» Перемена! Перемена! (практическое занятие). Правила дружной игры (практическое занятие).

Слайд 8

ТРЕТИЙ КЛАСС Права ребенка. Документы ООН о правах ребенка. (Конвенция, Декларация). История налоговой системы. Права и обязанности налогоплательщика» Любовь к Родине начинается с любви к матери (праздник) «Твои права и обязанности» игра Что? Где? Когда? Нарисуй и расскажи «Я о людях расскажу» (Я и общество) беседа рассуждение. «Что такое мир». Правила для учащихся. Права и культура поведения (Не навреди!). Разброс мнений «А нужны ли правила!?» Закон для нас. Закон внутри нас. Государственная символика. Россия – священная наша держава… Государственный флаг в истории России. Откуда пришел герб.

Слайд 9

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС Права ребенка. Конвенция о правах ребенка – главный детский документ. Декларация прав ребенка. Всеобщая декларация прав человека. Самое главное право всех людей. Разброс мнений. Обязанности и права – неразлучные друзья. (Без обязанностей нет прав). Уважай права тех, кто рядом. Разброс мнений «Что значит уважать человека» Закон и беззаконие. Анализ правовых ситуаций. Путешествие в страну «Конституция» (права россиян). Человек неученый, что топор неточеный (право на образование). Без труда не выловишь и рыбку из пруда (о праве на труд). Правовой словарик (поле чудес). Правила для учащихся. Школьные правила безопасного поведения. О вреде сквернословия. Разброс мнений: что такое общественное место и как там нужно себя вести. Государственная символика. Урок России. Государственный гимн. Флаг и герб современной России. Листаем словарь: игровой час. Символика нашего города.

Слайд 10

Целью системы гражданско-правового воспитания и образования, по нашему убеждению, является формирование совокупности гражданских свойств личности, к которым мы относим: · Гражданственность – наличие у выпускника системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его настоящее и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам. · Гражданская активность – накопление опыта реальных социально значимых дел, участия в социальных проектах. · Гражданско-правовая компетентность , позволяющая личности свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы.

Слайд 11

Модель выпускника является конечным продуктом воспитательной и образовательной деятельности и должна представлять собой: · гражданина, знающего и уважающего законы России и способного использовать их; · личность, способную критически мыслить, искать пути рационального решения, уметь выходить из конфликтных ситуаций, руководствуясь этическими нормами и нормами права; · человека коммуникабельного, толерантного, способного адаптироваться к новым жизненным условиям, работать в различных социальных группах.

Слайд 12

Гражданско-правовое воспитание представляет собой важный процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней положительных человеческих качеств и гражданских ценностей, к которым мы относим: - самоопределение личности; - уважение прав и свобод; - уважение человеческого достоинства; - уважение к институтам гражданского общества; - уважение к нормам и правилам современной демократии; - справедливость; - равенство человека перед законом; - общественное благо; - уважение к национальным традициям; - ценность политического многообразия; - патриотизм; - готовность к разумному компромиссу; - толерантность; - правдивость.

Слайд 13

Серия уроков гражданско-правового воспитания: 1 класс Окружающий мир 1. «Я и мой мир» урок-знакомство; 2. «Наша страна – Россия» урок - презентация; 3. «Дом, в котором ты живешь» урок-ролевая игра. Изобразительное искусство 4. Нарисуй и расскажи «Флаг России»; 5. «Мы граждане России» раскраска Литературное чтение 6. Речевая разминка «Мы Россияне». 7. «Родной край» урок – беседа.

Слайд 14

2 класс Окружающий мир Родина – что это значит. Из истории нашей Родины. Как Русь начиналась. Мы граждане России. Изобразительное искусство Рисование на тему: «Мои друзья на границе» Рисование с натуры «Цветы нашей Родины» Технология 6. Народные игрушки. Литературное чтение 7. Татарская сказка «Три сестры» В.Солоухин «Деревья».

Слайд 15

3 класс Окружающий мир 1. «Где и когда ты живешь?» (Человек – член общества. Россия – наша Родина. Символика России); 2. Красная книга России. (Красная книга России, её значение); 3. «Во что верили славяне»; 4. «Как называли нашу Родину в разные времена». Изобразительное искусство «Наследие предков: памятники архитектуры»; Литературное чтение 1. Басни Эзопа, И.А. Крылова (внутри текстовая мораль в басне); 2. К.Г. Паустовский «Кот – ворюга»; 3. М. Пришвин «Моя Родина». Русский язык Изложение с элементами сочинения «Что же дорогое?».

Слайд 16

4 класс 1. «Символы российского государства» урок –беседа по предмету Окружающий мир. 2. Урок – диспут по технологии «Что значит быть счастливым в своей стране». 3. Час доверительного разговора на уроке математике «Я человек и гражданин»; 4. Интересные факты из газет и журналов о моей стране «Это интересно»; 5. Доверительная беседа на уроке музыки «Мои мечты, мои желания» 6. Ролевая игра на литературном чтении «Что такое права и свобода»

Слайд 17

Ожидаемые результаты реализации программы: обеспечение соблюдения прав человека; повышение общественного правосознания и гражданско-правовой культуры школьников; снижение уровня правонарушений в среде учащихся; активизация общественного участия в управлении образовательным процессом; углубление процессов демократизации общества, упрочение институтов гражданского общества.

Слайд 18

Требования к уровню реализации программы К концу изучения программы учащиеся должны: знать: название страны, государственных символов России, правовых документов (конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека, конституция РФ), свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения; понимать: назначение правовых документов, свою роль в обществе, правила социального общежития и правовой культуры, значение терминов – герб, гражданин, достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, право на личную неприкосновенность, наказание, обязанность, ответственность, потребность, права, право на жизнь, право на имя и гражданство, право на образование, преступление, равноправие граждан, ребенок, семья; применять: закон, правила в конкретной практической ситуации; придерживается жизненной позиции, принятой в обществе; анализирует ситуации, делает положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; изменяет жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе; соблюдает дисциплину; проявляет любознательность, терпимость к участникам общения, активно предлагает и принимает помощь от других участников общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности.

В настоящее время экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике....

Аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»

Приводится  краткая  аннотация  к  программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в  начальной  школе»...

Доклад" Патриотическое воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности"

Доклад освещает работу учителя по патриотическому воспитанию по ФГОС.Важно воспитывать детей патриотами своей Родины в урочное и внеурочное время.Создание проектов,участие в различных видах деятельнос...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для меня, как классного руководителя ...

духовно-нравственное воспитание в единстве урочной и внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися...

Воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности «Музей в твоем классе»

Я использую в своей работе программу по внеурочной деятельности УМК «Перспективная начальная школа» художественно–эстетического направления – «Музей в твоём классе»...

Патриотическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности

Проблема патриотического воспитания, становление гражданского общества, устойчивое внимание государства и общества к ней подтверждается появлением новой Государственной программы «Патриотическое...