мастер класс
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы классного руководителя
Мы все мечтаем о хорошей школе, о том, чтобы обучение в такой школе было успешным и радостным для ребенка. И огромная неоценимая роль в этом отводится классному руководителю. От того, как будет чувствовать ребенок себя в школе, будет зависеть и успешность его образования, а значит, возможность найти свое место в нашем прекрасном мире. Самому ребенку войти в самостоятельную жизнь трудно. Научить, направить, помочь, посоветовать может классный руководитель. Это он – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно-нравственных ценностей
Мой ребенок шагает в большой мир, не забывая, что он личность, часть общества, радость и благо своей семьи. На схеме - это основные направления моей воспитательной работы – индивидуализация, самоуправление, семья.
Фундаментом работы по воспитанию и развитию школьника считаю индивидуализацию. Формы и методы индивидуальной работы с учащимися различны.
- Это наблюдения в классе, на переменах, в играх, во внеклассной деятельности;
- рисуночные методики "Нарисуй человека", "Несуществующее животное", "Метод пиктограмм";
- анкетирование на разные темы с целью познания учащихся “Кто твой друг, подруга? Твое любимое занятие после школы? Какие книги ты любишь читать? Как отдыхаешь во время каникул? Какое добро ты сделал в своей жизни? Как воспитываешь себя?”;
- индивидуальные беседы с учащимися - “Посекретничаем?”;
- коллективные беседы или “Поговорим начистоту”: “Какие черты характера в человеке нравятся, какие не нравятся?”, “Какую роль играет в жизни человека его одежда, внешний вид?”, “Культура мира. Человек среди людей”, “Я отвечаю за свои поступки”, “Настоящий мальчишка, какой он?” и др.; “Поезд настроения”; классные часы.
Изучение особенностей каждого ученика помогает найти ключик к сердцу моих воспитанников и раскрыть их как личность.
Хотим поделиться с вами своими находками.
Упражнение “Снежинка” можно предложить как детям, так и родителям в 1-м классе.
- Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
- Сложите лист пополам.
- Оторвите правый верхний уголок.
- Опять сложите лист пополам.
- Снова оторвите правый верхний уголок.
Продолжите, пока будет возможно. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые. Нашли? А почему? Как вы думаете? Одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая. Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Об этом я веду разговор и с детьми и с родителями, учу их быть терпимыми к недостаткам других.
Передо мной мои первоклассники. Первые встречи и первые трудности: дети такие разные. Почему так нелегко моим первоклассникам? В чем причина, что один из их беспечно бросает портфель, другая до сих пор не нашла себе подругу, а третий сидит как мышка, вжавшись в парту? На помощь приходит “Поезд настроения”. Он каждое утро встречает моих учеников. В окошко глядят фотографии учеников. Ребята вставляют в свое окошко кружок такого цвета, с каким настроением они пришли в школу. По окончании учебных занятий, ученики могут изменить цвет кружка в зависимости от настроения. Это помогает мне подойти индивидуально к каждому, вызывает на откровенность.
Помогают и принципы классного руководителя, рожденные самой жизнью:
- Хочу, чтобы школа стала для детей школой успеха. Постараюсь все сделать для этого.
- Хочу, чтобы меня любили. Поэтому буду относится к детям так, как бы хотела, чтоб они ко мне относились.
- Так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому позволю детям учить меня.
- Иногда мне нужно, чтобы они меня поняли и приняли. Поэтому буду стараться понимать и принимать детей.
- Я - человек и склонна ошибаться. Поэтому буду терпелива к ошибкам детей.
- Почти всему, что знаю, я научилась на собственном опыте. Поэтому позволю детям приобретать собственный опыт.
- Черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности у ребенка.
- Не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли. Поэтому буду стараться смягчить удар.
- Чувствую страх, когда беззащитна. Поэтому буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.
«В каких проявлениях любви нуждаются дети».
- Было бы неправильно оставить все так, как есть. Мы обратились к ошибкам семейного воспитания, а теперь давайте рассмотрим наши достоинства, которых, я убеждена, намного больше. Сейчас вы поработаете в группах. - Возьмите на столах небольшие листы бумаги с нарисованными на них солнышками.
- В центре круга напишите свое имя. Теперь на каждом из лучиков запишите ответ на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?» (Например, улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего ребенка, зная как это важно для него).
- Обсудите ваши достоинства в группе, сравните, найдите общие и запишите на лучиках большого солнышка, все ваши достоинства.
- Давайте поделимся вашими находками со всеми. На доске нарисовано общее солнышко. Это вы своим теплом согреваете своих детей. Как же называются ваши лучи? Начинает первая группа. Она прикрепляет к солнышку лучики, следующая группа продолжает, и так, пока на доске не будут помещены все ваши проявления родительской любви к своему ребенку.
Избегаем повторов.
- Обмен впечатлениями.
- У нас с вами получился насыщенный разговор, проделана огромная работа, в конце которой мне бы хотелось предложить вам закончить следующие предложения:
В процессе сегодняшнего совместного обучения я сделал для себя такой вывод, …
Мне не понравилось…
Родители свободно высказываются по поводу возникших впечатлений и того опыта, который они приобрели в процессе обучения.
МАСТЕР-КЛАСС
в рамках августовского совещания
Тема: «Формы и методы работы классного руководителя»
Август, 2011 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Технологическая карта мастер-класса в 4-5 классе в соответствии с требованиями ФГОС в классе с детьми умеренной и сложной структурой дефекта "Ангел - хранитель домашнего очага"
Классный час для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей....
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...