"Быть волшебником".
методическая разработка (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия.
Сказкотерапия – это форма познания и лечения души, как и любая другая психотерапия. Сказкотерапия исследует сказки как форму существования и проявления психических процессов и создает сказки, благотворно влияющие на психику.
Сказкотерапия концентрирует свое внимание на сюжетности психических процессов, то есть на происходящих с душою историях. Эти истории архетипичны, то есть универсальны для людей любых культур и времен. Сказкотерапия исходит из того, что бессознательное развивается и проявляет себя по определенным схемам, количество возможных вариантов которых довольно ограничено и познаваемо. Эти схемы очень удобно изучать в форме сказок. В этом смысле Сказкотерапия является формой глубинной психотерапии, хотя по своей доступности и универсальности она вполне применима для задач “поверхностных” и “текущих”.
Стоит только сказать «Жили-были» или «В некотором царстве – в некотором государстве», как уже ясно, что начинается сказка.
А что такого в этих простеньких словах? – В них заключена таинственная формула, безотказно формирующая пространственный интерес на протяжении тысячелетий, задолго до появления модного ныне нейро-лингвистического программирования. И вряд ли случайность, что одна из самых первых книг родоначальников НЛП называется вовсе по-сказочному: «Из лягушек в принцы»!
Многовековая народная мудрость богаче любой авторской теории, а сказкотерапия базируется на неисчерпаемом богатстве этой мудрости и безбрежном потенциале психологических возможностей.
Простой пример: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая…» Почему-то ни слова о том, как ее поливали, пололи и т.д. Знаете, почему? Эта репка САМА ВЫРОСЛА. И сказка говорит о том, что стоит лишь начать дело, как оно пойдет, и удача непременно улыбнется! – На казенном языке это называлось бы стимулированием труда методом моделирования причинно-следственных связей. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни. И, заметьте, всегда счастливый конец! Слушатель всегда сопричастен с происходящим, он может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета, отзываясь на них душой. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
Причем происходит все легко и просто, можно сказать – играючи. Вы скажете: «Зачем же в таком случае нужен психолог, раз сказка все делает сама?» Ну, например, чтобы задавать вопросы, ответы на которые человек «достает из себя», – потому что их каждый знает сам, только не знает о том, что знает. Психолога, видимо, можно сравнить с живым инструментом, который может сориентировать, показать направление, но не стоит требовать, чтобы он прошел Ваш путь за Вас.
Вы можете сделать сказку помощником в воспитании и обучении детей, в познании себя, во взаимопонимании с окружающими.
Быть волшебником.
(Игровое занятие для учащихся начальной школы)
Задачи:
- помочь школьникам научиться лучше понимать других людей: одноклассников, друзей, окружающих;
- прививать учащимся этические нормы поведения в обществе, общения друг с другом.
1 . Приветствие.
- Здравствуйте, ребята, я рада встрече с вами.
- Ребята, что я сейчас сделала?
-А как можно приветствовать человека без слов? Как?
-А теперь каждый из вас выйдет из- за парты и поприветствует кого хочет.
-А теперь повернитесь к гостям и поприветствуйте их.
2. Введение в тему.
Учитель. Сегодня мы с вами попробуем стать волшебниками.
Учитель. В произведениях какого литературного жанра вы встречаете больше всего волшебства, загадочности?
(ответы детей)
Учитель. Людей, которые творят волшебство, называют волшебниками. А что делают волшебники.
(волшебники- помогают героям, совершают добрые поступки.)
Учитель. Получается, что добро- это практически синоним волшебства. А значит, и мы с вами можем быть волшебниками, если будем развивать в себе хорошие качества и совершать добрые поступки. Народная мудрость гласит: «Доброта- это солнце». Как вы понимаете это выражение?
3. Терапевтическая сказка «Звёздная страна».
А)Вводный комментарий.
Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. А попасть в сказку нам помогут вот эти волшебные бусинки. Сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас. И вы выберите ту бусинку, которая вам больше понравится. Берегите эту бусинку, чтобы потом благодаря ей вернуться назад. А теперь, когда все выбрали, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза и подумайте о том, что есть доброго и хорошего в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождём всех.
Итак, мы с вами попали в сказочную страну и сейчас послушаем одну историю.
Сказка «Звёздная страна».
В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь совсем крохотные звездочки, жили и средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки точь в точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.
Но однажды пролетал над Звездной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич и закипела в нем зависть. Как же так, думает: любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо.
И задумал Пакость Пакостьевич свое злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что, мол, в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше.
“А что же нужно для этого сделать?” - поинтересовались звездочки.
“Все очень просто, нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены”, - учил со знанием дела Пакость Пакостьевич.
Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.
- Эй, ты, - крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. - Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля, какая... Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи... ха-ха-ха...
Кто-то подхватил, кто-то промолчал... Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.
- Эй, громадина, - крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. Вот разъелась... Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха ха...
Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.
- Ой, не могу... Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.
От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью. И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну.
Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люська. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. “Что же делать?” - думала Люська. “Может быть подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас, немедленно, иначе может быть поздно. И она на свой страх и риск начала действовать...
Люська стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.
- Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.
И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.
- Ура! Получилось. Добрые слова помогают - ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.
- Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.
Потом Люська заговорила с крошечной звездочкой Ютой.
- Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.
И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за одной как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде.
А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды.
- А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?
Вопросы для обсуждения:
- Итак, вы прослушали удивительную историю. О чём она?
- Чему учит эта сказка? Пригодится ли она в жизни?
4.Психотерапевтические упражнения:
История эта напоминает о том, что все мы разные. У каждого свое тело, своя форма, а чем мы наполним эту форму, любовью или нелю бовью к себе и окружающим зависит от каждого из нас. Выискивая в себе или в другом человеке только недостатки, промахи и ошибки, мы тем самым подталкиваем человека к тому, чтобы он стал еще хуже, потерял, веру в свои собственные силы, стремление к добрым поступ кам. И наоборот, подчеркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать еще лучше.
Сказка учит, что нельзя безоглядно доверять всем подряд, помнить, что в мире есть и добро и зло, что порой с молчаливого нашего согла сия кто-то творит ужасные дела. В жизни бывают такие ситуаций, ко гда самый обыкновенный человек должен взять на себя ответствен ность за изменение этой ситуации. А порой не стоит торопиться что-то менять, нужно терпимее относиться друг к другу. И еще многому другому учит эта сказка.
А теперь возьмите бусинку в левую ладошку, сожмите в кулачке, закройте глаза, приложите бусинку к сердцу и подумайте о том, какой опыт каждый из вас возьмет с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого че ловека. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпели во подождём каждого.
А) Бусинка.
Итак, ребята, мы с вами вернулись из сказочного путешествия. Бусинки мы сейчас нанижем на одну общую нитку и завяжем её концы. Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Какие разные бусинки! Так и мы с вами все разные. Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но в то же время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному.
Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплочённые и дружные.
Б) Солнышко.
(на доске рисунок солнышка и слова: теплота, забота, честность, взаимопомощь, злоба, ненависть и др.)
Учитель. Солнышко посылает вам волшебные лучики. Вы должны выбрать и записать на лучиках те качества, которыми должны обладать ребята нашего класса, чтобы наш класс стал дружным.
Теперь ваша задача – вырабатывать в себе эти качества, и делиться ими с теми, кто рядом с вами.
В) Ожерелье.
К нашему занятию добрая фея передала волшебный клубок. От этого клубка мы отрезали нить. Возьмите эту нить и сделайте себе ожерелье. У нас в классах часто ссорятся и мальчики и девочки. А так хочется, чтобы у нас в классе мальчики дружили с девочками. Давайте объменяемся пожеланиями друг с другом, привязывая ниточки к ожерелью одноклассника. Теперь мы будем лучше понимать себя, девочки- мальчиков, а мальчики – девочек. Пусть волшебное ожерелье будет нам напоминать как мы должны относиться друг к другу.
Г) Лепка из пластилина «Страх».
-Мы возвращаемся из Волшебной страны на Землю. В сказочной стране нечего бояться, а на Земле нас очень часто преследуют страхи. Но даже страх можно взять в свои руки. Возьмите пластилин и вылепите свой страх, то чего мы боимся.
- А теперь давайте возьмём свой страх в руки и бросим его в воду!!! Пусть страх утонет и нам не будет страшно на нашей планете Земля.
ИТОГ.
Ребята, будьте волшебниками - не забывайте про волшебные слова и добрые поступки. Посмотрите ещё раз на символ нашего классного часа - Волшебное солнце. Пусть оно ещё раз коснётся всех вас своими лучами и поможет всем нам быть добрее и творить волшебство в нашем сложном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый классный час по теме: «И я могу быть волшебником»
Открытый классный час по теме: «И я могу быть волшебником» подготовлен Копниной Е. В., учителем нач. школы МОУ СОШ № 23 г. Дзержинска Нижегородской областиДанное мероприятие поможет провести кла...
классный час "Я могу быть волшебником"
Классный час для младших школьников «Я могу быть волшебником»Задачи:- формирование ценностных ориентаций, повышение статуса нравственности в поведении и отнош...
Сценарий утренника "Я хочу быть волшебником!"
Разработка утренника во 2 классе....
План-конспект классного часа в 3 классе по теме: «И я могу быть волшебником»
При подготовке классного часа "И я могу быть волшебником" я ставила перед собой задачи:1. познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями;2. сформировать потребность в совершении добры...
Статья «Учитель начальных классов должен быть волшебником...»
Первый учитель.Он есть в жизни каждого...Каким внутренним богатством, душевной щедростью, безмерной преданностью своему делу, любовью к детям должен обладать человек, выбравший профессию учителя!В мои...
Внеклассное занятие на тему «Я могу быть волшебником» ( 1 класс ).
Внеклассное занятие на тему «Я могу быть волшебником» ( 1 класс )....
Тема занятия: И я могу быть волшебником.
Занятие внеурочной деятельности по курсу "Путешествие в страну Этикета"...