Воспитательная система "Мы вместе"
материал по теме
В работе представлены материалы по внеклассной работе. Выделены этапы воспитательной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema._my_vmeste..doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27»
Воспитательная система
класса
«Мы вместе»
Год создания 2008 г
Срок реализации 2008-2012 г
Автор –составитель: Захарычева Наталья Владимировна,
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Дзержинск 2008 г
Введение
Мне нужно только одно,
чтобы совместная деятельность
доставляла ребенку удовольствие,
была бы его потребностью.
С. Соловейчик
Концепция модернизации российского образования подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколений россиян - самая острая проблема школы, семьи, государства.
Совершенно очевидно, что на вопрос, только ли семья может обеспечить воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, ответ однозначен - «нет».
Семья и общеобразовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей: для полноценного развития ребёнка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон.
Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой культуры. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания Человека, гражданина России, способного взять на себя ответственность за свою судьбу, города, Отечества.
В этих условиях школа не может переложить вину за сложившуюся ситуацию на родителей, порой формально решая проблемы нравственного воспитания. Необходимо искать новые подходы в организации сотрудничества с ними, менять содержание и формы взаимодействия с семьёй. Классный руководитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Изменения же в установках неизбежно влекут за собой поиск новых форм взаимодействия школы и семьи.
По мнению Караковского В.А. воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем - наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентированное взаимодействие семьи и школы, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, его личностного роста, становление его личности в школьные годы.
Разработала свою воспитательную систему «Мы вместе!», так как результативность учебно-воспитательного процесса может быть обеспечена через организацию взаимодействия семьи и школы.
Классный руководитель, родители, обучающийся являются основными компонентами школы как воспитательной системы.
Характер взаимоотношений между субъектами основан на доверии, взаимной ответственности, сотрудничестве.
Цель воспитательной системы:
создание условий для развития младших школьников через организацию сотрудничества семьи и школы.
Задачи:
1. Психолого-педагогическое изучение каждого ребенка и его семьи с
целью определения его склонностей, способностей и возможностей в
процессе адаптации к школьному обучению.
2. Создание детско-взрослой общности с целью социализации
ученика.
3. Целенаправленное обучение коллективной и групповой
деятельности для развития коммуникативных способностей.
4. Приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи,
школы, города.
5. Вовлечение обучающихся и их родителей в социальное
проектирование.
Приоритетными в моей воспитательной системе «Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся как средство формирования личности ребёнка» становятся следующие принципы:
Принцип комплексного подхода.
-работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога-психолога, учителей-предметников, педагога-организатора, социального педагога.
-ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа.
Принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет
общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.
Принцип целостности воспитывающей среды, взаимосвязи природных, социальных и культурных процессов и традиций в семье, школе, городе, стране.
Принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).
Общность - первое условие воспитания детей. Что даёт?
- воспитывает мировоззрение
- способствует взрослению
- формирует отношение к культурным ценностям
- формирует культуру досуга
- способствует развитию способностей, новой культуры мышления
- даёт возможность проявляться инициативам.
Ведущими идеями, которые легли в основу данной воспитательной системы классного коллектива, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства, основоположниками которых были ученые - педагоги В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский.
В своей работе руководствуюсь «Десятью заповедями воспитания».
(по В.А.Караковскому)
Главная цель воспитания - счастливый человек.
Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.
Воспитание без уважения - подавление.
Мерой воспитанности является интеллигентность - антипод хамству, невежеству.
Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.
Развивай в себе незаурядность.
Не будь занудой, не ной и не паникуй.
Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
Ценности, наиболее значимые для меня, как классного руководителя:
- добро, семья, Родина, взаимоуважение. Основополагающим для меня,
как классного руководителя, в воспитательной системе является принцип
семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности,
уважительности, уравновешенности, улыбчивости. (И.Г.Абрамова, РГПУ
им Герцена, С.-Петербург)
Основные положения воспитательной системы:
Индивидуальный подход в воспитании и обучении.
Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, администрацией, педагогом-организатором, социальным педагогом, школьным библиотекарем.
Системность в работе.
Воспитательная система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и классного руководителя, обеспечивая СОРАЗВИТИЕ в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования учащихся.
Деятельность в классном коллективе может считаться системной, если выделяются «ключевые» дела.
«Ключевыми» делами класса можем считать создание фотоархива класса «Это - мы и мы - вместе», коллективных, классно-семейных, индивидуальных проектов, регулярные походы в театр, подготовку к
праздникам, в которых в равной степени принимают участие дети и родители. Под совместными проектами подразумевается учебно- познавательная деятельность, результаты которой должны быть осязаемыми, т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - результат, готовый к внедрению.
Наработанные материалы по итогам реализации воспитательной системы будут систематизированы и опубликованы в качестве методических материалов для классных руководителей школы, а также в педагогических изданиях.
В построении воспитательной системы можно выделить четыре этапа.
1 этап – проектирование детско-взрослой общности.
« Я теперь школьник» 2008/2009 учебный год, 1 класс.
Цель: -обеспечение ребёнку психологического комфорта, признания в коллективе через создание детско- взрослой общности классного коллектива.
Задачи:
1.Изучение психолого-педагогических особенностей ребенка, его семьи.
2.Создание социального портрета ученика, его родителей.
3.Реализация системы работы классного руководителя через функции педагогического просвещения.
Воспитательная работа на этом этапе была направлена на обеспечению
ребёнку психологической безопасности и комфорта, признания в коллективе сверстников и взрослых. На основе психолого — педагогических
наблюдений, анкетирования родителей, рекомендаций школьного психолога
создаётся образовательное пространство с целью адаптации младшего школьника.
В ходе групповой работы на родительском собрании с целью изучения семьи ребёнка были выявлены ожидания родителей по взаимодействию семьи и школы. Родители считают, что:
- ребёнок будет находиться под присмотром классного руководителя;
- ребёнок получит необходимый уровень знаний;
- ребёнку помогут раскрыться, он будет успешным;
- школа научит ребёнка предъявлять себя, и самое главное, - научит ответственности и самоконтролю.
На основе анкетирования и личного общения был создан обобщённый портрет современного родителя:
Родитель- соратник, партнёр.
Родитель- оценщик (оценивает всё, начиная от методики и заканчивая цветом стен в коридоре).
Родитель- избиратель (находится в ситуации выбора школы, учителя, программы, вида деятельности и т.д.)
Родитель- проводник идей в реализации успешности ребёнка.
Совместная деятельность классного руководителя, родителей, детей по созданию комфортной атмосферы получила название «я теперь школьник». На активизацию этой совместной работы направлена моя деятельность.
Принципы выстраивания отношений.
Классный руководитель
.
Ученик Родитель
Взаимодействие
Взаимная ответственность
Доверие
Сотрудничество
Сопереживание
Содружество
Сотворчество
Первая составная часть такого взаимодействия- информационное педагогическое обеспечение родителей, то есть реализация функции педагогического просвещения.
Вторая составная часть взаимодействия педагога с родителями -педагогическое корректирование семейного воспитания (той стороны, которая касается отношения к ребёнку). Корректирование производится с позиции профессиональной необходимости, диктуемой ходом воспитательного процесса. Всё, что скажет классный руководитель, относительно необходимых изменений, должно истекать из воспитательных целей , из блага ребёнка ,как растущей и развивающейся личности. Коррекция семейного воспитания становится коррекцией личности родителей, но, разумеется, мера эта различна, а иногда равна нулю.
Как утверждает известный педагог С.Соловейчик, сотрудничество — одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве и можно воспитать человека для человека. Вот то поле, на котором дальние, и ближние цели сходятся, совпадают- поле сотрудничества с людьми.
Сотрудничество родителей, школы и детей, организация совместной работы, классно-семейное проектирование становится реальностью. В слове «сотрудник» хороший корень: труд. «Труд и должен быть основной формой воспитания. Сотрудничать - значит «разделять труд».
Единое воспитательное поле создаётся, если родители приобщаются к
реальной практической жизнедеятельности детей в школе, проживая вместе с детьми определённые ценностные отношения.
Третья составная часть взаимодействия педагога и родителей -практическая совместная работа детей, родителей, которую организует классный руководитель (праздники, игры., концерты, соревнования, акции, проекты)
Главные достижения этого этапа:
- Принятие учащимися, родителями норм, традиций школы;
- Создание атмосферы поддержки совместных успехов детей и родителей;
- Рост инициативы и активности родителей и учеников;
- Принятие законов построения жизни классного коллектива.
2 этап- становление и функционирование детско-взрослой общности.
«Найди свой путь» 2009/2010 учебный год, 2 класс
Цель: создание психолого-педагогических условий для развития личности учащихся, их способности к саморазвитию, самопознанию, самореализации через включение в различные виды деятельности.
Задачи:
- Создание Большого совета, координирующего совместную работу по управлению воспитательным процессом.
- Целенаправленное обучение коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей.
- Приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы ,города через включение обучающихся в классно-семейные проекты.
В классном коллективе сложилась своя система в управлении воспитательным процессом, которая представлена на схеме:
Большой совет (весь коллектив)
Микро
группа
Микро
группа
Микро
группа
Знайки
Спортсмены
Исследо-
ватели
Театралы
Обучающиеся класса
ЗОЖцы
Экологи
В рамках этого этапа была сформирована творческая группа: классный руководитель, родители, педагог-организатор, педагог-психолог, школьный
библиотекарь, социальный педагог, одной из целей которой явилось создание условий для выявления и самореализации творческих возможностей и потребностей детей. Это первые шаги в создании классно – семейных проектов, участии в конкурсах, олимпиадах, обучении групповой и коллективной деятельности. На основе психолого-педагогического изучения каждого обучающегося и его семьи с целью определения его склонностей, способностей и возможностей в процессе адаптации к школьному обучению выявляю группу родителей, способных организовать межличностное общение родительской общественности и реализовать идеи, направленные на развитие личности. Они становятся не только инициаторами добрых дел детско-взрослой общности, но и полноправными партнерами, проводниками идей в реализации успешности ребёнка
Заметными событиями этого этапа стали:
- Творческий проект «Дзержинску 80 лет»
- Конкурс семейных фотографий «Праздничный Дзержинск»
- Конкурс «Спортивные традиции моей семьи»
3 этап- стабильное функционирование детско-взрослой общности
«Мы вместе»2010/2011, 3 класс
Цель: создание условий для овладения обучающимися способов конструктивных социальных взаимоотношений.
Задачи:
- Вовлечение обучающихся и их родителей в социальное проектирование.
- Создание банка идей по социальному проектированию.
В рамках этого этапа всему коллективу класса (обучающимся и родителям) были предложены темы будущих социальных проектов:
«Мой дом, моя семья, мой город ».
«Россия- Родина моя».
«Страны и континенты».
Эти темы подразумевали углубление исследовательской работы. Обучение навыкам оформительской работы, преобразование накопленного материала.
Заметными событиями этого этапа стали:
- Участие в проектах
- Выступление в госпитале ветеранов войн им. Самарина.
4 этап- завершение функционирования.
«Дверь в большой мир» 2011/2012 учебный год, 4 класс
Цель : подвести итоги работы с классом за 4 года
Задачи:
- Знакомство учителей предметников с обучающимися класса, представить возможности, способности, таланты детей;
- Воспитание уважительного отношения учащихся друг к другу, умения сотрудничать.
В рамках этого этапа обобщаются и представляются все значимые дела класса в виде
- «Летописи классной жизни»
- Фотоотчётов «Самый классный 4 а»
- Участие в конференции « Умная сова»
- Конкурс талантов «Ника»
Главное, чтобы эти дела были ценные для общества и личностно значимы для детей и соответствовали их интересам и потребностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной системы "Вместе мы - сила"
Концепция по воспитательной работе с учащимися начальной школы. Расчитана на полный курс обучения в начальной школе с 1 по 4 класс....
Воспитательная программа "Вместе мы- сила!"
Планирование воспитательной работы в начальных классах....
Концепция воспитательной системы "Вместе весело шагать"
Концепция воспитательной системы "Вместе весело шагать"...
Воспитательная программа "Вместе - мы сила"
План воспитательной программы...
Программа воспитательной работы "Вместе весело шагать..."
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном у...
Программа по воспитательной работе "Вместе весело шагать"
Программа расчитана на 4 года обучения. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на основе ведущих школьных програ...
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА " ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ"
Свою воспитательную систему класса я назвала " Вместе - дружная семья", ведь только вместе с друзьямии близкими по духу людьми, шагая рука об руку, человек обретает себя, делает свою жизнь осмысленной...