Урок русского языка проведённого во 2 классе по ОС «Школа 2100»
статья (2 класс) по теме
Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_2_klass.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка проведённого во 2 классе по ОС «Школа 2100»
Учитель: Миронова Светлана Анатольевна, ГОУ СОШ № 135.
Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова.
Цели: сформировать понятия «корень», «однокоренные слова»;
развивать речь, творческие способности;
обогащать словарный запас.
Ход урока:
1.Минутка чистописания.
2. Словарная работа.
3.Тема урока.
4.Работа со словарными словами. Игра «День и ночь».
5.Работа с учебником.
6.Грамматическая задача.
7.Самостоятельная работа.
8.Физкультминутка.
9.Игра «Третий лишний».
10.Итог урока.
11.Домашнее задание.
1.Минутка чистописания.
Сегодня мы начнём урок, как обычно с минутки чистописания.
2. Словарная работа.
Отгадывают слово, записывают, проверяют, выделяют опасные места.
Загадки:
- Стоит матрёшка на одной ножке,
Закутана, запутана. (капуста)
- Круглое, румяное
С дерева достану я.
На тарелку положу:
«Кушай, мамочка», - скажу. (яблоко)
- Телятки гладки, привязаны к грядке. (огурец)
- Круглый, зрелый, загорелый
Попадался на зубок,
Попадался на зубок,
Расколоться всё не мог.
А попал под молоток –
Хрустнул раз … и треснул бок! (орех)
- Стоит Яшка в красной рубашке,
Кто мимо пройдёт - всяк ему поклониться. (земляника)
- Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (морковь)
К | а | п | у | с | т | а | ||||||
я | б | л | О | к | о | |||||||
о | г | у | Р | е | ц | |||||||
о | р | Е | х | |||||||||
з | е | м | л | я | н | и | к | а | ||||
м | о | р | к | о | в | Ь |
3.Тема урока.
- Что интересного заметили?
- Какое ключевое слово мы разгадали в кроссворде?
- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?
- Когда мы уже встречались с темой КОРЕНЬ, ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА?
- Какие значения есть у слова корень?
Работа со словарём.
Слово корень многозначное.
( Чтение в словаре.)
- Что общего в значении этого слова? (Важная часть чего – либо)
- На уроках русского языка мы будем говорить о корне, как о части слова.
- Мои помощники расскажут, что они узнали о корне.
Сказка.
Много-много лет назад появилось на свете слово сад. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово сад, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий… Много ростков появилось от слова сад. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло!
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем.
И правильно сделали, от неё как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.
Стихи.
Как-то много лет назад посадили люди сад.
Не был он фруктовым – был он просто словом.
Это слово – слово корень, разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод, с ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.
- Мы сегодня погуляем по словесному саду.
- Какое время года?
- Что происходит с лиственными деревьями?
- Но в волшебном саду русского языка всё не так. Слова появляются на деревьях круглый год.
4.Работа со словарными словами. Игра «День и ночь».
- От слов кроссворда образуем новые слова. Я тихо произношу слово «ночь», вы закрываете глаза и тихо кладёте головы на парты. Я говорю слово. Вы думаете. «День», просыпаетесь и говорите однокоренное слово.
Составить, записать предложение со словарным словом.
5.Работа с учебником. (С.74)
- Рассмотрите новый кадр диафильма.
-Чему удивился Петя Зайцев?
а) Упражнения в распознавании однокоренных слов.
- Прочитайте задание в упр. 116.
- Что требуется?
-Какая общая часть в этих словах?
(Устно) Придумать сочетания этих слов с другими словами.
- Прочитайте только корень. Вы поняли, что означает это слово?
- А теперь закройте корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?
? Вывод.
В корне заключён смысл слова. Это главная часть слова. От него «растут» другие слова.
Такие словесные деревья называются словообразовательными гнёздами.
- Сравним вывод с выводом в учебнике.
б) Работа в парах над правилами. С.75
- Прочитайте. Расскажите друг другу в паре.
- Что узнали о корне?
- Какова роль корня в слове?
в) Продолжение работы в парах.
«Путаница».
Слова перепутаны. Распределить по группам. Обвести цветным карандашом группы.
Лес, ледовый, лесочек, домик, лесник, ледник, дом, ледокол, домашний.
6.Грамматическая задача.
В волшебном саду иногда случаются забавные истории.
СЦЕНКА. Родня ли гусеница гусю.
-Вы кто такие?
-Я гусь, это гусыня, а это наши гусята.
-А ты кто?
-А я ваша тётка – гусеница?
Найдите однокоренные слова.
-Кто прав? Почему?
-Запишите родственные слова.
-Если гусеница не родня гусю, то какие ещё однокоренные слова можно подобрать?
( гусак, гусиный, гуськом, гусятина, гусятница, гусятина)
-Какие родственные слова у гусеницы?
( гусеничка, гусеничный)
Вывод. –Какие слова записали?
! Вдумываться в смысл слова.
7.Самостоятельная работа.
-Прочитайте. Догадайтесь, какие слова пропущены.
-Запишите, вставляя данные слова.
По узкой тропинке /
________ шажком / гуськом
________ войско / гусиное
Шагает ________. / гусиным
Выделить корень.
8.Физкультминутка.
9.Игра «Третий лишний».
В волшебном саду случаются и чудеса.
На ватмане слова написаны свечкой.
Желток, железо, жёлтый.
Часовщик, часть, час.
Печник, печать, печка.
Циркуль, циркач, цирк.
Выписать лишнее.
10.Итог урока.
-Какая тема урока?
- Вы молодцы. Волшебный сад приготовил сюрприз – шанс получить хорошую оценку.
Тест.
Выберите правильный ответ.
1.Корень это:
а) общая часть всех слов;
б) главная часть предложения;
в) общая часть родственных слов.
2.Родственные слова это:
а) слова, которые сходны по смыслу;
б) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
3. В какой строчке корень выделен правильно.
а) Хитрец, хитрый, хитрюга, хитрить;
б) Хитрец, хитрый, хитрюга, хитрить.
4.Напишите с корнем рыб:
- слово, обозначающее предмет;
- слово, обозначающее признак предмета;
- слово, обозначающее действие предмета.
5. Подчеркните лишнее слово.
Летать, лето, лётчик.
(Проверка теста, оценивание)
11.Домашнее задание.
* Придумать сказку о корне.
* 3-4 предложения с однокоренными словами, которые использовали на уроке.
Приложение 1.
«Путаница».
Слова перепутаны. Обвести цветным карандашом однокоренные слова.
Лес, ледовый, лесочек, домик, лесник, ледник, дом, ледокол, домашний.
Прочитайте. Догадайтесь, какие слова пропущены.
Запишите, вставляя данные слова.
По узкой тропинке /
________ шажком / гуськом
________ войско / гусиное
Шагает ________. / гусиным
Выделить корень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."
Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...
Конспект урока русского языка в 3 классе. Образовательная система "Школа 2100"
Урок русского языка разработан на основе проектной технологии. Он показывает, что данную технологию можно использовать и в учебной деятельности....
Проблемный урок русского языка в 3 классе Образовательная система "Школа 2100"
Более десятка лет прошло, как я впервые познакомилась с технологией проблемного обучения и её автором – Мельниковой Е. Л. Сначала прослушала авторский курс в родном Воронеже, куда приезжала Елен...
Урок русского языка в 4 классе (Образовательная система "Школа 2100")
Урок русского языка в 4 классе по Образовательной системе "Школа 2100". Тема урока:" Запятая в сложном предложении с союзами а, и, но и в простом предложении с однородными членами"....
Разработка урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100"
Это комбинированный урок русского языка, где помимо изучения нового материала предусмотрен материал и для закрепления ранее изученного. Он ориентирован не только на усвоение новых теоритических знаний...
Урок русского языка в 3 классе (Образовательная система "Школа 2100")
Урок по теме "Образование сложных слов"....
Конспект урока русского языка во 2 классе(Образовательная система «Школа 2100» авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева) Текст Урок 24 (20). Тема: Конструирование текстов.
ТекстУрок 24 (20).Тема: Конструирование текстов.Цель: – развитие умения устной речи – «достраивание» неоконченного текста (создание начала, концовки по имеющимся фрагментам текста)....