Поликультурное образование.
рабочая программа (1,2,3,4 класс) по теме

Строителева Вероника Владимировна

Программа по поликультурному образованию в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polikulturnoe_obrazovanie.doc61 КБ

Предварительный просмотр:


Поликультурное образование — это процесс подготовки индивида к социальной, политической и экономической реальности, в котором используются языковые и культурные ресурсы, и развивается интерактивное межкультурное взаимопонимание.

Нравственность и образование в поликультурном обществе.                        

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Государственные заказчики : родители класса, администрация школы 

Основные исполнители программы : классный руководитель, учителя-

                                                                          предметники, работающие в классе.

Цель программы:

•  формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности

         в многонациональной «поликультурной» среде, обладающего развитым чувством

         понимания и уважения других культур;

•  формирование и воспитание навыков толерантного поведения и сознания

Основные задачи:

•  воспитание гуманистической личности;

•  внедрение в практику поведения школьников стандартов и культуры

   толерантного поведения;

•  овладение школьниками культурами национальной, российской,

   общечеловеческой 

Сроки и этапы реализации:

1 этап –2010-2011 уг.г.

2 этап -2011-2012 уч.г. 

3 этап -2012-2013 уч.г. 

4 этап-2013-2014 уч.г.

Ожидаемые конечные результаты:

•  высокий уровень развития и активной реализации в органическом

   единстве следующих компонентов:

знаний истории культур народов России, Республики Татарстан;

качеств личности – гуманизма, достоинства, дружбы, терпимости;

культуры общения – взаимопонимания, сотрудничества,

коммуникабельности, взаимопомощи, миролюбия;

•  создание банка данных по воспитанию классного коллектива через формы,

   методы,   технологии воспитательной работы;

•  реализация личностно-ориентированного подхода в обучении

   Система организации контроля за ходом исполнения Программы

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОГРАММЫ

Становление открытого, гражданского общества в России.  Сохраняется социальная напряженность в обществе, продолжаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Наблюдаются всплески насилия, терроризма.

Нам кажется, что именно школа имеет реальную возможность приостановить деструктивные процессы в обществе и помочь сформировать у школьников толерантное поведение, веротерпимость, миролюбие. Воспитательная работа в духе мира особенно важна и потому, что населённый пункт многонациональный, ещё по соседству с нами живут татары и русские, марийцы и чуваши.

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

•  создание условий для становления интеллигентной конструктивно-деятельной и социально-ответственной личности, способной жить в мире новых человеческих отношений, основанных на общечеловеческих ценностях, успешно применять свои знания, умения и навыки в производственной, культурной, научной сферах, основанных на передовых технологиях;

•  создание условий для саморазвития учащегося как субъекта деятельности, как личности, а также удовлетворение его дополнительных образовательных потребностей;

•  воспитание гуманистически ориентированной личности;

•  овладение школьниками культурой национальной, российской, общечеловеческой;

•  внедрение в практику поведения школьников стандартов и культуры толерантного поведения;

•  воспитание стремления к самообразованию, творчеству;

•  воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье;

•  формирование общекультурных умений и навыков, способностей и склонностей к общению, ценностного отношения к личности и окружающему миру, ответственного отношения к жизни;

•  воспитание гражданской правовой культуры, воспитание любви к Родине;

•  подготовить учащихся к жизни в поликультурной и многонациональной среде, воспитать в духе уважения к другим народам, понимания и принятия их культуры

ПУТИ РЕШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ  

Ребенка воспитывает все, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо «нравственность постигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам». (Соловейчик В.)

Школьная культура атмосферы

•  Стиль взаимоотношений

•  Словесные методы

•  Урочная и внеурочная деятельность

•  Творческая деятельность

•  Собственный пример

•  Опора на семью, семейные традиции, поддержку

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ

•  Гуманизм во взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-ученик»;

•  Уважение ученика;

•  Индивидуальный подход;

•  Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников;

•  Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе

•  Принцип целостности и системности

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Воспитание классного коллектива опирается на общечеловеческие нравственные ценности

Таковыми являются фундаментальные понятия:  

•  Земля – Общий дом людей. Земля людей и живой природы.

•  Отечество – Родина человека, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.

•  Семья – Человеческая общность ребенка, среда его развития.

•  Знание – Результат творческого труда, средство развития личности.

•  Культура – Духовное и материальное богатство, накопленное в процессе развития человечества.

•  Мир – Покой, согласие между людьми, народами, государствами. Условия существования Земли и человечества.

•  Человек – Ценность, цель, объект, результат воспитательной работы. 

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ

•  Главная цель воспитания – счастливый человек

•  Воспитание без уважения – подавление

•  Интеллигентность – антипод невежеству

•  Дорожи доверием святых воспитанников, береги ребячьи тайны

•  Дети должны быть лучше нас, жить они должны лучше    

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

•  На уровне учебной деятельности: 

- корректировка учебных программ, реализация национально-регионального компонента Базисного плана Республики Татарстан, профилизация образования, информатизация учебного процесса.

•  На уровне воспитательной работы:

- формирование гражданской ответственности, правовой самостоятельности, духовности, толерантности через систему классных часов, воспитательных дел класса, тестирование учащихся, участие в кружках, клубах, секциях.

•  На уровне воспитательного взаимодействия с родителями:

- проведение родительских лекториев

- проведение совместных дел, праздников

- индивидуальная работа с родителями

•  На уровне профессионального образования педагога:

- повышение квалификационного уровня

- разработка методики составления авторских программ

- создание банка интерактивных форм, методов, технологий воспитания

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности:

•  дискуссии, диспуты

•  ролевые, деловые, образовательные игры

•  экскурсии, походы

•  «круглые столы», ток-шоу

•  соревнования

•  викторины

•  встречи

•  тренинги

•  аукционы знаний

•  заочные путешествия

•  интеллектуальные марафоны

•  проектные игры

•  театры-экспромты

•  уроки в музее

•  КВН

•  акции милосердия

ВОЗРАСТНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 ТИП: 1-2 классы

         акцентирование на расширении представлений о природе;  

         ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в театре…;  

         развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной(ценностно-ориентационной), общественной.  

2 ТИП: 3-4 классы

         акцентирование на расширении представлений о человеке;  

         изучение себя как человека во всех сферах жизнедеятельности: физические, психические, социальные качества и особенности отношений к разным явлениям жизни в семье, школе, кругу друзей, среди незнакомых, в путешествиях, наедине с собой и т.д.;  

         обучение школьника способам саморегуляции (самообразование, самовоспитание, самодеятельность) во всех видах деятельности: общении, познавательной, трудовой, художественной, спортивной и других.

  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ    

•  педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.)

•  концепция поликультурного образования (Малькова З.М., Макаев В.В., Супрунова Л.Л.)

•  педагогика педагогической поддержки (Газманов О.С.)

•  гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.)

•  личностно-ориентированная педагогика

•  игровые технологии  

    МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

Выпускник начальных классов МБОУ «СОШ №7 ЗМР РТ» – интеллектуальная конструктивно-деятельная и социально-ответственная личность, способная жить и трудиться в современном обществе. Выпускник подготовлен к жизни в поликультурной среде, воспитан в духе уважения к другим народам, имеет толерантное поведение.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа воспитания классного коллектива реализуется в рамках:

•  программы развития школы

•  концепции поликультурного образования

•  подпрограмм: «Одаренные дети», «Школа и семья», «Здоровье и дети», «Программа дополнительного образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Выступление на научно-практической коференции "Воспитание детей младшего школьного возраста в условиях поликультурного социума"....

Воспитательный потенциал поликультурного образования в начальной школе

статья участника 32 Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения", Новосибирск, 15июля 2013г....

Формирование толерантности у младших школьников в условиях поликультурного образования

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможн...

"Поликультурное образование"

формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной культуре;воспитание уважения к истории и культуре другого народа;создание поликультурной среды ка...

Презентация "Поликультурное образование"

В воспитании подрастающего поколения нужно обратиться не к одному народу, а ко многим… Народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим.Каптерев П.Ф.     Таким обра...

Презентация "Поликультурное образование"

В воспитании подрастающего поколения нужно обратиться не к одному народу, а ко многим… Народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим.Каптерев П.Ф.     Таким обра...

Поликультурное образование

    Сегодня, наблюдается активизация процесса поиска эффективных условий, механизмов воспитания молодежи, способной к диалогу с другими культурами. История общества показывает, что пр...