«Сперва аз да буки, а потом другие науки».
классный час (3 класс) по теме

24 мая - День славянской письменности и культуры. Праздник известен  как день памяти первоучителей славянских народов - святых братьев Кирилла и Мефодия.К этому дню наш класс подготовил внеклассное мероприятие "Сперва аз да буки, а потом другие науки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Sperva_az_da_buki.docx592.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Сперва аз да буки, а потом другие науки».

Звучит старинна народня песня

На сцене ведущие и 2 сестрицы Маша и Оля.

      1 ведущая:        Жили - были две сестрицы на опушке леса

С небом голубым, да с Богом по-соседству.

Все в миру давно забыли дом тот неизвестный.

2 ведущая:        Ягодой, грибами жили, сеяли пшеницу,

А в лесу друзьями были звери все да птицы.

1 ведущая:        Вот одна сестрица к книгам тяготела,

А другая открывать их даже не хотела.

2 ведущая:        А еще в дому том светлом жил один мальчишка

(Выбегает Ваня)

И сестрицам приходился маленьким братишкой.

Ваня:                 Не умею я читать, не умею букв писать,

Очень хочется учиться, вдруг поможет мне сестрица.

      Маша:                До чего ж я хороша, как поет моя душа:

Коса в пояс, бровь дугой – нет красавицы другой!

(поет «Спляшем, Ваня»)

Ваня:                 Все тебе гулять, плясать,

Маша, научи читать!

      Маша:                Голову мне не морочь, не могу тебе помочь.

       Ваня:        Мне б азы кто показал,

Я б тогда бы доказал,

Что трудолюбивый Ваня,

Есть старанье и вниманье

И способность обучаться.

До кого бы достучаться?

Оля, Олечка, сестрица!

Помоги мне обучиться!

Оля:                Помогу тебе, Ванюша,

Только ты меня послушай:

Должен все свое вниманье,

Должен все свое старанье

Ты к ученью приложить,

А про лень совсем забыть.

Оля:                Коли хочешь ты, дружок, грамоте учиться,

Должен, силы все собрав, к этому стремиться.

Где- то, где- то за морями, за далекими лесами

Стоит замок из камней, собирайся в путь скорей!

Путь туда совсем нелегкий, надо, милый, много знать,

И друзей тебе, Ванюша, надо за собой позвать.

 (Начинают звучать колокола).

Выход ведущего. Отправляемся в путешествие вместе с Ваней. А помогать нам будет все вы. Конечная цель  нашего путешествия – встреча с Ее Величеством Славянской Азбукой. Каждый правильный ответ наших путешественников будет приближать нас к ее владениям и поможет нашему Ванечке, как следует познакомиться с ней и полюбить!  Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

1.Тома в обложке синей,

Знакомые тома,

В них бьётся пульс России,

В них вечна жизнь сама.

Страница за страницей…

На всё найдёшь ответ.

Нет, им не запылиться

И через много лет.

Ведущий.  

 Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Чтобы понять это, перенесёмся на две с половиной тысячи лет назад. Вот картинка из далёкого прошлого.

 Сценка.

(Скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий)

СКИФ.

-  Я принёс тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: птица, мышь, лягушка и пять стрел.

ЦАРЬ.

-  Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что хотели сообщить мне этим скифские вожди?

СКИФ.  

-  Мне велено  передать тебе это молча и вернуться обратно. Если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймёшь, о чём предупреждает тебя мой народ.(уходит)

ЦАРЬ.  

-  Что ж, Горий, надо разгадать это послание непокорных скифов. Неужели они решили сдаться нам. Мышь… она живёт в земле, лягушка – на земле, а птица – в воздухе. Значит, они решили отдать нам свои воды, земли и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу.

ГОРИЙ.  

- Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность. Скорее всего, это послание надо понимать так: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам,  в небеса, не зароетесь, подобно мышам, в землю, не ускачете, подобно лягушкам, в озёра, то падёте под ударами наших стрел».(оба, недоумённо поглядев на предметы, уходят)

Ведущий.

- Вот так в древности люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать..Было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Так они и назывались…рисуночные письма. Каждый предмет у наших предков что-нибудь обозначал, символизировал.( показать рисунки)

 2.Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней,

Вспоминай их добрым словом.

Слава им борцам суровым!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…

3.В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

– Как называется запись событий по годам? /Летопись/

– Как называется одна из первых летописей на Руси? / “Повесть временных лет”/

– Как звали летописца, написавшего ее? /Нестор/

– Писал он уже буквами. Когда же появились буквы? (Предполагают, что уже в IX веке были книги, написанные “русскими буквами”. Но до нас они не дошли, а книги более позднего периода написаны уже буквами старославянской азбуки “кириллицы”.)

– Почему она так называлась? /Ответы детей//Звучит колокольный звон в аудиозаписи/

4

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

5

Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных, равноапостольских,

6.В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

7.Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

8.Слава Вам, братья, славян просветители,

Слава Вам, церкви святые отцы,

Слава Вам, правды Христовой учители,

Слава Вам, азбуки нашей творцы!

9.Сия зримая мала книжица

По-реченному алфавица,

Напечатана бысть по царскому велению

Всем младым детям к научению.

1.Жили  Кирилл и Мефодий на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни.

2.Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам , а для этого можно было придумать славянские буквы .

3.Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука готова. Но придумать – это пол дела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать . Это оказалось трудно, и один Кирилл не мог справиться . Ему стал помогать старший брат.

4.Первая книга, которая переведена на славянский язык -/Евангелие/

 Это событие произошло в 863 году.

5. На Руси письменность пришла после крещения ее, это было в 988 году

 Владимир так  звали князя, который взялся за крещение Руси.

6.С тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочиненную в древности братьями – просветителями Кириллом и Мефодием.

Каждый год 24 мая славяне отмечают особый праздник – День славянской письменности.

 

Ведущий.  

Славянский алфавит был создан на основе греческой письменности. Строго говоря – кириллица это не единственная раннеславянская письменность. Многие ученые считают , что глаголица существовала еще до Кирилла. Вот перед Вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками обозначались буквы (рис. 1). Рис. 1

Этими значками можно было записать простые слова.

Расшифруйте это слово: (рис. 2).

Рис. 2

Ваня: Иду я к Азбуке-Царице,

          В руках – вот - сверток у меня

          В нем знаки - символы славянские

          Ох, помогите разгадать мне их, друзья ! Прочитайте предложение.

Рис. 3  ( “Солнце всех солнц есть сердце”)

– Итак, 24 мая, /какого года?/ 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о создании алфавита. Они постарались , чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и четкой. Они помнили о том , чтобы человек, едва увидев букву, сразу бы захотел овладеть письмом. Часть букв они взяли из греческого алфавита, а часть специально создали для передачи тех звуков, которых не было в греческом языке. Это буквы /карточки со старославянскими буквами: Б, Ж, Ц, Ш, У, Ю, Я/– Давайте, сравним греческие и славянские буквы. (Рис. 4).

Рис. 4

Если прочесть название первых букв греческого алфавита, возникает вопрос: а почему он так назван?

/альфа + бета/вета/ = алфавит/

Так сегодня мы называем порядковое сочетание букв любого языка.

А теперь прочитаем название букв славянского алфавита.

Так почему названная книга, по которой вы учились читать – Азбукой?

– Посмотрим на первый славянский алфавит – кириллицу.

Аз-я;

Буки– буквы, книги;

Веди – ведать, знать;

Глаголь – говорю, слово;

Добро – добро;

Есть– есть;

Живете – жизнь;

Земля– земля;

И – и;

Како – как ;

Люди – люди;

Мыслите – мыслите;

– Почему буквы стоят именно в таком порядке?

-Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?

-Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст.

(Я – книга, знающая и говорящая добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.)

То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.

-Так какая первая буква?– Аз.

– Не зря созданы пословицы: «Сперва АЗ да БУКИ, потом и науки.»

Ведущий. Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья – гордость всего славянского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сначала Аз да Буки, а потом и науки» внеклассное мероприятие

Внеклассное  мероприятие  посвящено  празднованию Дня  Славянской  письменности  и  культурыЦель  мероприятия:Привитие детям  любви к  род...

Сначала "аз" да "буки",а потом и науки.

Доступно о появлении славянской письменности, о её создателях....

Сначала "аз" да "буки",а потом и науки.

Доступно о появлении славянской письменности, о её создателях....

Внеклассное мероприятие на тему: "Сначала Аз да Буки, а потом и науки.

разработка внеклассного мероприятия с презентацией для 2 класса на тему:  "Сначала Аз да Буки, а потом и науки....

Связь педагогики с другими науками

Развитие педагогики, как науки, протекает в тесной взаимосвязи с множеством наук, и все они являются частями одного целого научного понимания о мире и человеке....

Сперва АЗ да БУКИ, потом науки

Методические рекомендации к выступлению обучающихся начальной школы на празднике, посвящённом Дню российской науки....

Научно-практическая конференция "Сначала аз да буки, а потом-науки"

Как хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать,Не надо бабушку трясти:«Прочти, пожалуйста! Прочти!»Не надо умолять сестрицу:«Ну прочитай ещё страницу!»Не надо звать,Не надо ...