Внеклассное мероприятие на тему: "Сначала Аз да Буки, а потом и науки.
план-конспект занятия (2 класс) по теме
разработка внеклассного мероприятия с презентацией для 2 класса на тему: "Сначала Аз да Буки, а потом и науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие на тему: "Сначала Аз да Буки, а потом и науки. | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2
им. Е.В. Камышева»
Внеклассное мероприятие на тему:
«Сначала Аз да Буки, а потом и науки»
Учителя начальных классов
Назаровой Татьяны Витальевны
2013
Тема: «Сначала Аз да Буки, а потом и науки»
Цель: познакомить учащихся с истоками создания славянской
азбуки и ее создателями;
прививать детям любовь к родному слову, родному
языку, отечественной истории.
Оборудование: презентация, изображения славянских букв.
Ход мероприятия.
Оргмомент.
На доске представлены изображения букв славянского алфавита. Слайд №2
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
-Какой праздник мы отмечаем 24 мая? Слайд №3
-24 мая весь наш народ будет отмечать Праздник славянской письменности и культуры.
Сообщение учителя.
-В России впервые этот день отметили в 1992 году. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. Слайд №4
-У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия. Чем же они заслужили такую честь? Почему же два тысячелетия помнят о них народы?
Путешествие во времени.
-Сегодня мы совершим путешествие в старину и я расскажу о Святой Руси, о далеких временах вам неведомых. Слайд №5
Ученик1.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом-
Слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
Ученик 2.
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах,
О земле, о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
(Н.Кончаловская)
-Жили-были тогда добры молодцы и красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Слайд №6
-Кто такие Кирилл и Мефодий?
-Как появилась азбука?
-Родом они были из македонского города Солуни. Слайд №7-9
-Кирилл изучал богословие и преподавал философию. Его и прозвали философом, а по-русски мудрецом. Еще с детства мечтал он написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Это оказалось очень трудным делом и один Кирилл не смог бы с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Они много работали и в результате появилась азбука. В ней было 38 букв. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были специально придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называлась кириллицей в память о ее создателе. Было это в IX веке. Слайд №10
Раздается колокольный звон.
Ученик 3. Слайд №11.
По широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Ученик 4. Слайд №12.
Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Ученик 5. Слайд №13.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы? МЫ – СЛАВЯНЕ!
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!
Знакомство с буквами. Слайд №14.
-Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть
мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.
-Названия букв должны были напоминать людям о таких словах,
которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».
-А теперь говорят сами буквы. Давайте с ними познакомимся.
Выступают ученики с изображением славянских букв.
-Здравствуйте, дети!
Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут «Аз». Назовите слова, которые начинаются с меня.
-А меня зовут «Буки».
-А теперь назовите нас по порядку. «Аз» и «Буки».
-Получилось слово «АЗБУКА».
-В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
-Ребята, дополните пословицы о пользе учения.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Идти в науку – терпеть муку.
Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
Без муки нет и науки.
Ничего не мыслить век киснуть.
-А вот еще одна буква:
-Здравствуйте, дети! Меня зовут «Веди». Я про все знаю и про
все ведаю.
-Отгадайте загадки:
1.Черные, кривые,
От рождения все немые,
Встанут в ряд –
Сразу все заговорят.
2.Поймаю гуся,
Пущу его в воду,
Буду им водить,
Он будет говорить.
-Продолжим знакомство со славянской азбукой.
-Добрый день! Меня зовут «Добро».
-Какое красивое и доброе имя у этой буквы! Доброта – лучшая
черта человека.
Добро:
Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.
-А имя этой буквы совсем необычное.
Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них –
Буква рычащая.
- Здравствуйте! Я буква «Рцы».
Недаром я собой горжусь,
Ведь – я начало слова «Русь».
Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь ребята –
Значит, будет жить она.
-Всего 44 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Именно они стали основой современной русской азбуки. Слайд №15.
-Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах.
-Догадайтесь, что означают эти вражения:
Знать на ять. (знать досконально, на отлично)
Прописать ижицу. (проучить как следует, высечь, наказат)
Стоять фертом. (стоять руки в боки, как буква Ф)
Сперва аз да буки, а потом и науки. (сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками)
Сидеть на азах (начинать какую-нибудь науку).
Смотреть глаголем (крючком, ябедником, сутягой).
Не суйся, ижица поперёк аза.
Слайд №16.
-Наш урок подходит к концу. Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых. Слайд №17.
Обобщение.
- Какой праздник мы отмечаем 24 мая?
- Кто создал славянскую азбуку?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сперва аз да буки, а потом другие науки».
24 мая - День славянской письменности и культуры. Праздник известен как день памяти первоучителей славянских народов - святых братьев Кирилла и Мефодия.К этому дню наш класс подготовил внеклассн...
«Сначала Аз да Буки, а потом и науки» внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие посвящено празднованию Дня Славянской письменности и культурыЦель мероприятия:Привитие детям любви к род...
Внеклассное мероприятие "Школа светофорных наук"
Внеклассное мероприятие "Школа светофорных наук"...
Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения "Школа дорожных наук"
В связи с увеличением количества ДТП с участием детей необходимо чаще проводить мероприятия по профилактике безопасного поведения на дорогах. Данное мероприятие рассчитано на учащихся младших классов ...
Сначала "аз" да "буки",а потом и науки.
Доступно о появлении славянской письменности, о её создателях....
Сначала "аз" да "буки",а потом и науки.
Доступно о появлении славянской письменности, о её создателях....
Научно-практическая конференция "Сначала аз да буки, а потом-науки"
Как хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать,Не надо бабушку трясти:«Прочти, пожалуйста! Прочти!»Не надо умолять сестрицу:«Ну прочитай ещё страницу!»Не надо звать,Не надо ...