Воспитание нравственных ценностей
статья по теме
Воспитание нравственных ценностей Добрая школа – это хорошо Умная школа – это великолепно Но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни. Д.Дьюи Внеклассная работа в начальной школе имеет принципиальное значение для развития младшего школьника и предоставляет простор для педагогического мастерства учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Vospitanie_nravstvennyh_cennostey.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственных ценностей
Добрая школа – это хорошо
Умная школа – это великолепно
Но ребенок должен быть еще
и подготовлен к жизни.
Д.Дьюи
Внеклассная работа в начальной школе имеет принципиальное значение для развития младшего школьника и предоставляет простор для педагогического мастерства учителя. Вне урока педагог легче идет на предоставление ученику свободы действий, права выбора, не ограничивает полет условия для общения и деятельности, повышенное внимание со стороны педагогов и одноклассников. Учет возрастных особенностей и целенаправленность использования внеклассного времени (проведение циклов классных часов) помогут младшему школьнику легче преодолевать трудности школьной и внешкольной жизни, адекватно относиться к успехам и неудачам в общении и учении.
Внеклассная работа учителя, проводимая в форме классных часов, способствует формированию у ребенка младшего школьного возраста активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной и трудовой деятельности, развитию коммуникативных и организаторских способностей, умений самооценки и самоконтроля.
Наибольший интерес для педагогов представляет диагностика уровня нравственности младших школьников. Именно в начальной школе закладываются основы нравственности не только в нормах и правилах, но и в конкретном поведении, поступках детей в школьном (классном) коллективе. Считается, что нравственность – это «личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, трудолюбие, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека» (В.А.Сластенин). Очевидно, что во все времена общество рассматривало поведение человека в соответствии с требованиями морали. В зависимости от того, в какой мере человек соотносит убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности.
Наблюдение за состоянием нравственной воспитанности младших школьников показывает, что существенным показателем динамики в нравственном развитии является уменьшение разрыва между знаниями детей о морали и их поведением. Для ликвидации разрыва необходимо:
- соблюдать такое соотношение между нравственным опытом ребенка и предъявляемыми ему готовыми знаниями о морали, чтобы он мог применить новое знание в поведении;
- обучать детей анализировать поступки и выделять их нравственное содержание, выражать его в словесной форме;
- побуждать детей ставить перед собой вопросы нравственного характера, помогать находить на них ответы;
- обучать детей соответствующим формам нравственного поведения;
- постоянно оценивать поведение детей с точки зрения тех норм, которыми они хотят овладеть.
Воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежит уважение и доброжелательность к каждому человеку.
Учитель начальных классов должен задуматься не только о нравственном содержании учебных предметов гуманитарного цикла, но и о педагогической технологии, позволяющей осуществить взаимосвязь моральных знаний и представлений, получаемых на уроках, с повседневной жизнедеятельностью младших школьников, с формированием опыта нравственного поведения. Поэтому необходима система работы по этическому воспитанию, предполагающая тесную взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности учащихся.
В «Школе вежливости» проходят следующие мероприятия:
ЭТИКА ОБЩЕНИЯ
1.Кто опрятен, тот приятен.
2.Кто я?
ЭТИКЕТ
1.Праздник чая.
2.Рыцарский турнир вежливости.
ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
1.Любимый уголок родной Отчизны.
2.Я люблю маму милую мою.
ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ
1.Разговор о дружбе.
2.Путешествие в мир мудрых мыслей.
3.Спешите делать добро! (Итоговое занятие).
Приведем примерный план мероприятия «Разговор о доброте»
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное.
(Л.Толстой)
Дорога добра
(сл.Ю.Энтина, муз. М.Минкова)
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба ведет
Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо –
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь –
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Песня о добре
(сл. Н.Тулуповой, муз. И.Лученка)
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – ни пряник, ни конфета.
Припев:
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрее,
Если будем мы с тобой добрее.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Припев.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта живет на свете,
Радуются взрослые и дети.
Припев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Республиканская конференция по самопознанию:"Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста"...
Роль семьи в воспитании нравственных ценностей
Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами. Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравствен...
Обобщение опыта: "Воспитание нравственных ценностей как условие эмоционально-волевого развития личности младших школьников"
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающ...
Доклад на тему: «Кадетский корпус как субъект воспитания нравственных ценностей у детей»
Самая большая ценность у каждого из нас – это жизнь, и мы все хотим её прожить интересно, полезно, счастливо....
Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования их нравственных ценностей
Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования их нравственных ценностей...
Ориентация младших учащихся на нравственные ценности. Нравственное воспитание – основа духовного развития человека.
Ориентация младших учащихся на нравственные ценности. Нравственное воспитание – основа духовного развития человека....
Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
Данная методическая разработка может быть использвана классными руководителями для работы с родителями....