Роль семьи в воспитании нравственных ценностей
статья (1 класс) на тему
Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами. Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Во-вторых, для освоения нравственного опыта, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок и ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_vospitanii_nravstvennykh_tsennostey.docx | 26.74 КБ |
rol_semi_v_vospitanii_nravstvennykh_tsennostey.pptx | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
«Роль семьи в формировании нравственных ценностей»
Эпиграфом к теме нашего собрания являются слова Эриха Фрома:
«Характер и нравственное
поведение ребёнка – это слепок с
характера родителей, он
развивается в ответ на их
характер и их поведение»
Мы часто слышим слова – нравственность, безнравственный поступок, высоконравственный человек. Что же понимают под нравственностью?
В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано:
«Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определённые этими качествами»
Доброжелательность, сочувствие, терпимость, гуманное отношение к людям, животным, честность и другие нравственные качества надо прививать с раннего детства.
Актуальность темы на сегодняшний день в нашем обществе стоит очень остро.
Растущее поколение растеряло ценности нравственного воспитания, с трудом понимая и разбирая жизненные ситуации.
Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами. Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Во-вторых, для освоения нравственного опыта, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок и ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных.
К нашему собранию мы провели диагностическое исследование по самооценке уровня сформированности у детей нравственных качеств.
В анкете им было предложено 9 высказываний, с которыми они могли согласиться или не согласиться.
- Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
- Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
- Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
- Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
- Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей.
- Я думаю, что можно позволить себе выругаться в ответ на несправедливое замечание в мой адрес.
- Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
- Мне приятно делать людям радость.
- Я думаю, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
Результаты диагностики представлены в виде диаграммы.
60% учащихся - имеют высокий уровень нравственной самооценки.
30% учащихся - имеют средний уровень нравственной самооценки
10% учащихся - имеют низкий уровень нравственной самооценки
Младший школьник уже может руководствоваться моральными нормами в своих действиях и отношениях. Хотя непосредственная эмоциональная реакция на ту или иную ситуацию ещё нередко руководит его поступками.
Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения.
Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.
В.А.Сухомлинский писал: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал». Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке. (4с)
Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:
- Семья - 50%
- СМИ, телевидение - 30%
- школа - 10%
- улица -10%.
Поэтому так важна роль родителей в нравственном воспитании детей . Воспитание должно строиться на основе неразрывного единства взглядов, убеждений и действия слова и дела.
Важна структура семьи. Хорошо, если в семье не один ребенок. Но даже если он один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи.
Врач-педиатр Н. Андреева предупреждает: «Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности»
Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом. Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.
Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.
Нравственные потребности начинаются
1. с отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять
затруднительное положение или состояние другого.
Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная
установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а
приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с
того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок
всегда будет стремиться к добру.
3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей
является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем
проявлениям зла.
Таковы элементы нравственных потребностей.
Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.
Воспитать нравственного человека помогут некоторые законы семейной жизни.
- Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
- Основы трудолюбия должны закладываться с детства.
- Ребёнок нуждается в ласке, похвале.
- Уважительного отношения членов семьи друг к другу.
- В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.
- поведение родителей – пример подражания для детей;
- совместное проведение досуга.
Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.
Нередко родители предъявляют к своим детям завышенные требования и наоборот. Чтобы этого не случилось, посмотрите, какими знаниями должны обладать учащиеся начальной школы:
- иметь первичные представления о нравственности в рамках понятия «добро-зло», о том что такое честность, справедливость, ответственность;
- уметь самостоятельно давать элементарные нравственные оценки поступкам и делам – как своим, так и окружающих людей;
- правильно, в соответствии с нравственными нормами, эмоционально реагировать на хорошее и плохое в окружающей жизни;
- знать и выполнять правила культурного поведения.
Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. При этом всегда нужно помнить слова А. С. Макаренко: «Ребенок - это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой». И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит каким вырастет ваш ребенок. Школа — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.
И в заключении своего выступления, хочу прочитать вам притчу.
«Собрались у колодца три женщины. Две из них стали наперебой хвалить своих сыновей.
Одна говорит, что ее сын красивее всех, сильнее всех и умнее всех.
Другая — про своего то же самое.
А третья стоит рядом и помалкивает. Две первые ее спрашивают, почему она молчит. А она говорит, что он у нее обычный, ничего особенного.
Пошли женщины с тяжелыми ведрами домой. А навстречу им сыновья идут.
Сын первой прыгает через голову, ходит на руках, бросает тяжелые камни. А мать радуется, смотрите, мол, какой он у меня.
Сын второй стал посреди дороги и поет, как соловей, и пляшет. А мать довольна.
А сын третьей подбежал к матери, взял ведро и понес домой.
Проходил мимо старик. Две женщины подбежали к нему и просят его рассудить, чей же сын лучше. А старик отвечает:
— А где же ваши сыновья, я видел только одного. — И показал на того, что понес ведра».
Пусть Ваши дети вырастут не только талантливыми, умными, образованными, но и высоконравственными людьми.
Спасибо за внимание!
Методика "Диагностика нравственной самооценки"
Инструкция:
Вам предлагается девять высказываний. Внимательно прослушайте каждое их них. Подумайте, насколько Вы с ним согласны. Если Вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 2 балла; если совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл.
Список высказываний:
- Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
- Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
- Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
- Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
- Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей.
- Я думаю, что можно позволить себе выругаться в ответ на несправедливое замечание в мой адрес.
- Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
- Мне приятно делать людям радость.
- Я думаю, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
Обработка результатов:
Номера 3,4,6,7. (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица; в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы; в 1 балл - 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы и т.д.
Интерпретация:
- От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
- От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
- От 16 до 23 единиц - уровень нравственной самооценки ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение» Эрих Фром
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определённые этими качествами. С. И. Ожегов
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду. Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей. Я думаю, что можно позволить себе выругаться в ответ на несправедливое замечание в мой адрес. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню. Мне приятно делать людям радость. Я думаю, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки. Вопросы анкеты:
Результаты диагностики:
«Отец и мать – величайшие авторитеты для ребёнка» В. А. Сухомлинский
Семья - 50% СМИ, телевидение - 30% школа - 10% улица -10%. Социологические исследования:
«…помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер…» Н. Андреева
отзывчивость; не вредить никому, а приносить максимум пользы; способность к деятельной доброте и нетерпимости ко всем проявлениям зла. Нравственные потребности:
- единые требования к ребёнку; - основы трудолюбия должны закладываться с детства; - ребёнок нуждается в ласке, похвале; - уважительное отношение членов семьи друг к другу; - правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей; - поведение родителей – пример подражания для детей; - совместное проведение досуга. Законы семьи:
иметь первичные представления о нравственности; уметь самостоятельно оценивать поступки; правильно эмоционально реагировать на хорошее и плохое; знать и выполнять правила культурного поведения. Учащиеся должны:
« Ребёнок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь» А. С. Макаренко
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Республиканская конференция по самопознанию:"Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста"...
Роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности.
Статья о роли семьи в духовно – нравственном воспитании личности. ...
«Роль семьи в воспитании нравственности у детей младшего школьного возраста»
В докладе «Роль семьи в воспитании нравственности у детей младшего школьного возраста» сообщается о важности и необходимости нравственного воспитания в семье т.к. семья - это первая школа ...
Консультация "Роль семьи в воспитании нравственных качеств".
Консультация для родителей...
Сценарий родительского собрания на тему: "Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у младших школьников" 2 класс
Родительское собрание...
"Роль семьи в воспитании нравственности"
Конспект родительского собрания на тему "Нравственность"...
Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
Данная методическая разработка может быть использвана классными руководителями для работы с родителями....