Этикет или правила хорошего тона.
классный час на тему
Классный час с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества; использование ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiket_ili_pravila_horoshego_tona.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Терентьева Н.В.
Классный час: «Этикет или правила хорошего тона»
Цели:
• образовательные: способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности, взаимопонимания с одноклассниками; познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах; познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета.
• развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.
• воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание грамотности.
• социальные: формирование навыка сотрудничества.
Методы обучения:
• словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;
• частично – поисковый – выполнение работы в группах;
• наглядно – образный – слайды презентации, отрывки из литературных произведений.
Форма проведения: классный час с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества; использование ИКТ.
Оборудование: слайды, выполненные в компьютерной программе Power Point, , отрывки из литературных произведений, толковый словарь.
№ |
Ход мероприятия
|
Показ слайдов |
І.
ІІ.
ІІІ.
ІV.
VІ.
VІІ.
VІІІ.
ІХ.
| Оздоровительная минутка. (Дети стоят по кругу.) Учитель: - Встаньте свободно, так чтобы вам было удобно. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, проникаясь этим состоянием. Так вы творите вокруг себя поле любви, мира и добра. Эти минуты вернутся к вам. Откройте глаза. Произнесите друг за другом слова «любовь», «добро», «мир». Учитель: - Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже? Пусть у вас сохранится хорошее настроение на весь день. (Дети делятся на группы по словам Любовь, Добро, Мир, которые они говорили, и рассаживаются за парты.)
Мотивация. (Для создания мотивации используется приём "появление гостя - школьника с недовольным выражением лица.) Учитель: - Ребята, я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным... Как вы думаете, что с ним? Дети: - Он огорчён, чем-то озадачен, растерян, возмущён … Учитель: - Вам приходилось когда-либо слышать подобное? В какой ситуации? (Дети высказываются.)
Учитель: - С возмущением Петя восклицает... А кому нужны эти хорошие манеры? Не все ли равно, как есть? И вообще, кто все это выдумал? Учитель: - Задавались ли вы подобными вопросами?.. Давайте вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме…
Введение понятия “этикет”. Историческая справка. Учитель: - Ответьте на вопросы: 1.Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе? 2.Хотели бы вы нравиться себе и окружающим? 3.Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть “душой компании”? (Дети дают ответы.) Учитель: - Что для этого надо знать? (Выслушиваются предположения детей.) Учитель: - Вы правы, называя правила поведения. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет. Что такое “этикет”? Это каждый знает: То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает? Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья. А теперь серьёзное дадим определенье. Учитель: - А теперь немного поподробнее о том, "кто всё это выдумал"... Хотите узнать?.. Этикет - это французское слово, которое переводится так... ЭТИКЕТ – порядок поведения где-либо. Учитель: -Но не спешите "обвинять" во всём французов. Не они придумали этикет. Всё произошло давным-давно... Для этого совершим путешествие во времени...
Учитель: -Именно в это время наблюдаются первые попытки научить людей "красивому поведению" и девизом каждого грека провозглашается – жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всём. - Объясните понимание девиза.
Учитель: -В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – верность, мужество, отвага. Удел дамы - скромность, верность, покорность. - Объясните своё понимание поведения людей данной эпохи.
Учитель: - В те времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием. (Учитель предлагает дать объяснение группам из перечисленных качеств, делает свой комментарий.)
Учитель: - Последняя наша остановка во времени - недалёкое прошлое русского народа. Учитель комментирует: -Русский царь Пётр I сам принимал участие в составлении первого сборника правил поведения. На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старорусского языка на современный язык. Прочитайте правило из этого сборника и дайте его современное толкование.
Работа в группах. (Детям в группы выдаются выдержки из сборника "Юности честное зерцало") “Переводчики” №1. … У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят… …Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив… “Переводчики” №2. … Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться… … Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его… “Переводчики” №3. …Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать… … Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори… (Группы учащихся после выполнения задания представляют своё понимание правил поведения).
Оздоровительная минутка. Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.
Рефлексия. Учитель: -Вы вернулись из путешествия. У вас, наверное, много впечатлений. А Петя Васечкин уже поджидает нас. Что ему расскажем? На какие из его вопросов сможем дать ответ? (Дети высказываются.)
Применение. Учитель: - Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и в пословицах сохранили мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. Хотели бы вы познакомиться с таким "посланием из прошлого"? (Детям в группы предлагается задание "Этикет в пословицах") (на рабочих листах). Они по группам “расшифровывают” информацию, содержащуюся в пословицах, комментируют её для одноклассников.
Рабочий лист “Этикет в пословицах”. Задание №1: соедините половинки пословиц. 1. Чего в другом не любишь, а честь смолоду. 2. Береги платье снову, того и сам не делай. 3. Мил тот гость, а думай быть опрятным. 4. Не думай быть нарядным, что недолго гостит. Задание №2: объясните смысл пословицы.
Учитель: - Человеку многое надо знать: и на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом. Как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила для всех случаев поведения и назвали их этикетом. А как называют человека, который знает все правила этикета и соблюдает их? Дети: - Его называют культурным. - Его называют воспитанным человеком. Учитель: - Но какие правила этикета, к сожалению, часто нарушаются в школе?
“Случаи из школьной жизни”
Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном. Его зовут …, а впрочем, Мы лучше здесь его не назовем.
“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите” - Произносить он не привык, Простого слова “извините” Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень Сказать при встрече: “Добрый день!” Казалось бы, простое слово. А он стесняется, молчит, И в лучшем случае “здорово” Он вместо “здравствуй” говорит.
А вместо слова “до свидания” Не говорит он ничего. Или заявит на прощанье: “Ну, я пошел, пока, всего…”
Не скажет он друзьям по школе: “Алеша, Петя, Ваня, Толя”. Своих друзей зовет он только: “Алешка, Петька, Ванька. Толька”.
Ребята, мы не можем тут Сказать вам, как его зовут. Мы честно вас предупреждаем, Что имени его не знаем.
Но может быть, он вам знаком И вы встречались с ним где-либо, Тогда скажите нам о нем, А мы … Мы скажем вам “спасибо”.
Итог. Учитель: - Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас тех, кто мог бы любить и уважать нас, будь мы чуточку более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека. Дорогие друзья! Живите так, как будто перед вами зеркало, в котором вы видите своё отражение, своё поведение. Следуйте совету: “Будь человеком какого угодно происхождения, держись каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят”.
Этикет – не этикетка И не новенький костюм, Это – жизненная сметка, И воспитанность, и ум. Во дворе и в школьном классе, Дома и когда в гостях Прост и вежлив оставайся – Это вовсе не пустяк. Вместо окрика злого Лучше доброе слово И улыбку не надо стеречь. Жизнь устроена мудро: Это вовсе не трудно – Берегите, пожалуйста, речь!
|
Слайд 1. «Гость».
Слайд 1.1. «Близкие Пети В.»(Мама, папа, бабушка восклицают: «Ешь культурно!», «Как ты разговариваешь!», «Привыкай к хорошим манерам!». Слайд 1.2. «Реплики Пети».
Слайд 2.
Слайд 3.
Слайд 4. «Древний грек» (Древняя Греция. Красивое поведение.)
Слайд 5. Рыцарь и слова “XIV – XVII век. Кодекс рыцарской чести”.
Слайд 6. Джентельмен и слова “XIX век. Джентельмен с хорошими манерами”.
Слайд 7. Пётр І. “Юности честное зерцало.”
Слайды 8, 9, 10.
Слайд 11.
Слайд 12.
Слайд 13.
Слайд 14.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Правила хорошего тона.
Внеклассное мероприятие для детей 2 класса, которое поможет учителю повторить с детьми правила хорошего тона, вежливые слова, узнать новые исторические факты....
Классный час Правила хорошего тона "Будь всегда вежливым"
Классный час в 3 классе "Будь всегда вежливым"...
Статья "Нездоровые правила хорошего тона".
Как противостоять негативным эмоциям, если они всё-таки нас посетили? Дать выход охватившему нас чувству или безжалостно подавит его в себе?...
Правила хорошее тона
Инструктажи: по правилам поведения в школе и по правилам дорожного движения...
Конспект урока на тему "Правила хорошего тона"
Тема: Правила хорошего тонаУрок 3Цель: Создать благоприятные условия для повышения мотивации у обучающихся к изучению хороших манер, доброжелательности.Задачи:...
Презентация "Правила хорошего тона"
презентация к уроку...
Правила хорошего тона
Правила...