Воспитание счастливого человека
статья по теме

Сорокина Светлана Александровна
Статья для учителей и родителей о главной цели воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Vospitanie_schastlivogo_cheloveka.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Цель педагога – воспитание

счастливого человека.


Введение

        Когда ребенок достигает определенного возраста воспитание и обучение в семье становится недостаточным, поскольку ребенку требуется качественное изменение вида воспитания и обучения, а также расширение общения со сверстниками. В результате возникает необходимость параллельно с обучением ребенка в семье обучение и воспитание его в специализированных учебных заведениях под руководством квалифицированных специалистов. Сначала ребенок поступает в ясли, потом в детский сад. Следующей ступенькой для ребенка становится школа, где его воспитанием и обучением занимается учитель.

        Цель педагога - дать ребенку не только конкретные знания и обучить необходимым  в жизни умениям, но и воспитать полноценную и всесторонне развитую личность.

        Под воспитанием подразумевается  целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты и др.

        Однако процесс воспитания может дать положительный и желаемый результат только если:

  • воспитатель в своей работе учитывает не только возрастные, но и индивидуальные особенности  воспитанника.
  • существует взаимодействие между воспитателем и воспитанником, то есть воспитательный процесс имеет обратную связь
  • существует взаимодействие и понимание между воспитателем и родителями.

        Если в воспитательном процессе присутствуют все эти три составляющие, то процесс воспитания ребенка будет оптимальным и комфортным для ребенка и приведет к формированию полноценной личности.

Различные подходы к системе воспитания.

        Долгое время в педагогике не было чётко очерченной системы методов воспитания. Но с течением времени начали формироваться определённые методологические подходы к осуществлению воспитательного процесса.

        В России в 1859 году Н. А. Миллер-Красовский выпустил книгу «Законы воспитания». Он рекомендовал применять различные замечания, внушения, указания, упрёки, меры осуждения и наказания, в том числе и физические, запись проступков в специальный журнал.

        Уже в советское время профессор Н. Д. Виноградов, который был сторонником авторитарного воспитания, считал, что воспитывать детей можно только путём подавления их резвости и беспорядочного поведения.

        В противоположность авторитарному воспитанию в педагогике начали разрабатываться идеи о том, что этот процесс нужно осуществлять на основе гуманного отношения к детям, предоставления им полной свободы, а  в качестве методов стали выступать различные формы благожелательных уговоров, разъяснительные беседы, убеждение, советы, включение в разностороннюю и интересную деятельность и т. д. Так были заложены в педагогике  основы педоцентризма  и спонтанного (самопроизвольного) развития детей.

        Конечно, по сравнению с авторитарным воспитанием это был большой шаг вперёд, хотя очевидно, что вряд ли правильно во всём следовать за желаниями и интересами  детей, если мы хотим формировать у них положительные личностные  качества. Сами эти желания и интересы нужно развивать, обогащать и совершенствовать, придавая воспитанию действенный характер.

        Если следовать методам воспитания, заложенным в системе педоцентризма, то возникает несоответствие между вседозволенностью ребенка и моральными, этическими, административными ограничениями, существующим в обществе.

        На педоцентризма начали складываться новые гуманистические подходы к воспитанию и разрабатываться соответствующие им воспитательные методы.  Появились различные  авторские системы воспитания.

По мнению Е. В. Бондаревской, особо важными базовыми компонентами воспитания являются:

1. Воспитание свободной личности.

  • Высокий уровень самосознания:
  • Гражданственность:
  • Чувство собственного достоинства, самоуважения:
  • Самодисциплина, честность, ориентирование в духовных ценностях жизни:
  • Самостоятельность в принятии решений и ответственность за них:
  • Свободный выбор содержания жизнедеятельности.

2. Воспитание гуманной личности.

  • Милосердие, доброта:
  • Способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм:
  • Терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь ближним и дальним:
  • Стремление к миру, добрососедству, понимание ценности человеческой жизни.

3. Воспитание духовной личности.

  • Потребность в познании и самопознании, в красоте, в рефлексии, общении, поиске смысла жизни:
  • Автономия внутреннего мира, цельность.

4. Воспитание творческой личности.

  • Развитые способности:
  • Потребность в преобразующей деятельности:
  • Знания, умения, навыки:
  • Развитый интеллект:
  • Интуиция, жизнетворчество.

5. Воспитание практической личности.

  • Знание основ экономики:
  • Трудолюбие, хозяйственность:
  • Компьютерная грамотность:
  • Владение языками мира:
  • Знание народных, религиозных обычаев:
  • Здоровый образ жизни, физическая закалка
  • Эстетический вкус, хорошие манеры.

    Обновление воспитания, опирающегося на принцип гуманизации  означает:

- поддержку индивидуальности и самобытности ребёнка

- осуществление воспитания в контексте национальной культуры как среды, питающей духовное и нравственное развитие ребёнка

- возвращение воспитания в семью, к родителям, поиск путей педагогического сотрудничества и доверительного общения с родителями

- существенное повышение педагогической культуры педагога-воспитателя


Список литературы

1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. // Педагогика. 1995. № 4.

2. Леви В. Нестандартный ребенок. – СПб., 1992.

3. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология. – «Феникс», Дубна. 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: "Счастливый человек!"

Классный часна тему: "Счастливый человек!"Цель:диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между учащимися;выявление динамики внутригрупповых отношений, повышение сплоченности и эффектив...

"Счастливый человек"

2-е открытые районные педагогические чтения "Жизнь замечательных учителей. Уроки длинною в жизнь" . Эссе об учителе русского языка и литературы МБОУ "ООШ №24" Косовских Т.И....

Поддержка учителя в формировании у младших школьников позиции счастливого человека.

Что такое счастье каждый понимает по-своему. Учитель   помогает формировать позицию, установку на понимание счастье ....

Внеклассное занятие "Что нужно для счастливого человека"

Внеклассное занятие можно проводить младшим школьникам для формирования УУД...

Внеклассное мероприятие "Умею ли я быть счастливым человеком?"

Занятие является частью цикла на тему "Познай себя", которая направлена на воспитание нравственных качеств личности, духовно - эмоциональной  сферы ребёнка. Никогда не устареет стремлен...

Воспитание счастливого человека

Статья для учителей и родителей о главной цели воспитания....

Разработка урока по литературному чтению. Тема: Доброта как состояние души счастливого человека в рассказе А.П. Чехова «День за городом».

Внеклассная работа по предмету.Технологическая карта и конспект урока по литературному чтению в технологии РКМЧП. Тема: "Доброта как состояние души счастливого человека в рассказе А.П. Чехова &qu...