Поддержка учителя в формировании у младших школьников позиции счастливого человека.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Юркевич Ольга Николаевна

Что такое счастье каждый понимает по-своему. Учитель   помогает формировать позицию, установку на понимание счастье .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поддержка учителя в формировании у младших школьников

 позиции счастливого человека

                                              Большинство людей счастливы настолько,

                                                  насколько они сами решили быть счастливы.

        В порыве повседневной доброжелательности, искренности, признательности в любви желаем друг другу счастья. Наверное, трудно найти поздравительную открытку,  которая не содержала бы этого волшебного слова. Нет нужды доказывать, что большинство людей хотят быть счастливыми. Вместе с тем, мало кто задумывается, а что оно такое счастье, и каково на этот счёт мнение учёных. Считается, что само понятие счастья весьма расплывчато  и невразумительно. Но большинство людей отдаёт себе отчёт в том, что это такое. По счастьем  подразумевается либо состояние,  когда человек испытывает радость, либо другие позитивные эмоции, либо удовлетворённость жизнью. В чём же видят счастье младшие школьники? Вот какие ответы дали  обучающиеся  4 класса.   Я счастлив, потому что:

у меня добрая семья;

все родственники рядом;

у меня хорошие родители и часто бывает хорошее настроение;

есть дом, школа, друзья;

у меня есть семья, я отлично учусь и хорошо танцую;

меня любят родители;

имею много друзей;

ездим на дачу;

родители дарят мне любовь и подарки;

у меня есть кот.

        Большой энциклопедический словарь гласит: «Счастье – понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытиём, полноте и осмысленности жизни».  А философский словарь даёт следующее определение: «Счастье – аксиологическое  понятие,  обозначающее оптимальное для конкретного индивида  сочетанием различных благ, выражающихся  в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается его жизнь в целом. Философская  традиция и обыденное сознание, как правило, отождествляют, СЧАСТЬЕ  с высшим благом, рассматривают его в качестве общего знаменателя всех ценностных устремлений человека».  Счастье зависит от объективных условий (семейное положение, социальный статус) и связано с нашим образом мысли – как мы смотрим на вещи. Не следует путать  понятия счастье и благополучие. Благополучие включает объективные переменные, как доход  и состояние здоровья. Рост благосостояния человека совсем не гарантирует счастье:  за последние полвека  мало изменилось  число довольных жизнью  в благополучных промышленных странах, хотя доходы их граждан  значительно выросли.

        Источником счастья считаются:  семья, хорошие друзья, работа, соответствующая  интересам и возможностям, а досуг был хорошо организованным и интересным. Рецепт счастья у  разных народов неодинаковый: американцу нужен высокий уровень само- реализации,  японцу важнее соответствовать ожиданиям общества и ближайшего окружения. Способность быть счастливым  во многом индивидуальна. Счастливые люди любят себя, верят в себя, считают себя умными,  здоровыми и социально благо- получными.  Они не склонны драматизировать  ситуацию, когда случается что-либо плохое,  и полагают, что сами управляют своей жизнью.

        В условиях  материальной и духовной нестабильности  общества  возрастает опасность потери человеком  чувства удовлетворённости жизнью. Сложная экономи- ческая обстановка,  негативный социальный фон приводит к тому, что ребёнок не способен испытывать счастье в повседневной жизни, не в состоянии  выбрать вариант  успешного поведения. Наше общество нуждается в воспитании счастливого поколения. Опыт социальной жизни и социальных отношений младший школьник большей частью получает, участвуя  в образовательном процессе. Зачастую в школе происходит выбор ценностных ориентаций, становление жизненной позиции.

        Для формирования у ребёнка способности быть счастливым можно применять различные методики. Прежде  чем приступить  к их использованию, необходимо провести с детьми беседу о счастье, не опускаясь  при этом до житейско-бытового  уровня. Нужно  ознакомить их с  философским  толкованием  феномена счастья. можно привести такой пример: древнегреческий учёный Диоген, который  жил  в бочке, считал,  что счастье  заключается в нашей душе, а не в том, что  нас окружает:  ни пищи,  ни одежда  не могут  сделать  человека счастливым, если в душе пустота.  Не имея   никаких благ, Диоген чувствовал  себя счастливым. Предложите  детям  задуматься  о том,  что в наши дни  многие люди стремятся найти своё счастье в чём-то внешнем, но не внутри себя и, не находя, прибегают к алкоголю, наркотикам и т.п. Чтобы  выявить, в чём видят счастье  дети,  можно применить методику «Нарисованное счастье». Эта методика  легка в применении, так как  рисовать  дети любят  в любом  возрасте. Предлагается нарисовать счастье так, как  его представляют. Кто рисует мешок с деньгами,  кто – семью.  Все рисунки рассматриваются и обсуждаются.

        В формировании ощущения счастья  у младших школьников важная роль отводится   педагогической  поддержке, которая  заключается  прежде  всего  в поощрении

(одобрении, похвале, выражении доверия и т. д.), рассчитанном  на стимулирование положительных эмоций  воспитанника; в создании  благоприятного климата в классе (оказание помощи в общении, учебной  деятельности, создание ситуации успеха). Благодаря педагогической поддержке каждый ученик в классе, чувствуя  внимание учителя,  будет испытывать положительные эмоции, что позволяет  ему быть счастливым.

        Педагог  должен пройти  три профессиональные ступени, чтобы реализовать у младших школьников  способствовала быть счастливым.

        Первая ступень – вытеснение негативного за счёт  возбуждения позитивного. Практика показывает, что педагог  чаще всего хорошо фиксирует настроение группы и знает,  как изменить негативное на позитивное: снять напряжение в классе,  найти новый подход  к  той или иной ситуации. Благодаря учителю  в  классе  создаётся   комфортная атмосфера, где каждый чувствует себя  понятым  и принятым, уверенным, что полноценно  усваивать знания.

        Методы создания настроения:

  • Фильм/рассказ – демонстрация фильма, чтение эмоциональной истории.
  • Подарок – очень эффективный метод. Особенно, если ребёнок его не ожидает. в качестве подарка можно использовать поделки, выполненные руками одноклассников.
  • Обратная связь – поощрение удачного выполнения какого-то задания.
  • Воображение. Обучающимся  предлагается вспомнить один счастливый день из своей жизни. Этот день необходимо вспомнить с того момента,  как ребёнок  открыл глаза утром. Нужно  оживить в свои памяти  пережитые тогда чувства, а затем постарается отыскать счастливые минуты в одном из самых обычных дней, из которых состоит повседневность.
  • Музыка – эффективность от звуков музыки обусловлена во многом вкусом: людям нравится разная музыка.
  • Социальное взаимодействие. Приблизительно с 18 месяцев начинают играть, что-то воображая, преувеличивая, самостоятельно выдумывая нелепости и несоответствия. Игры, в которых детях изображают   из себя всевозможных персонажей, часто имеют социальный характер  и является источником веселья. В юморе детей с самого раннего возраста присутствует сильный социальный элемент. К 3-м годам возникает выраженное желание рассказать что-то  смешное, делится им с другим, чтобы рассмешить. К 8-10 лет все дети  увлечены загадками, анекдотами, построенными на вербальном несоответствии.

        Например,

        -Наряд вне очереди!  Почему не выполняется?

        -Мне расцветка не нравится.

  • Выражение лица. Попросить на минуточку сделать себя более счастливым, придав радостное  выражение своему  лицу, - просто улыбнуться.

Вторая ступень – яркое и выразительное высказывание педагогом собственного проживания счастья. Для  младших школьников учитель – и образец, и «организатором счастья». Проживания им счастья очень глубоко  действует  на детей, подверженных эмоциональному «заряжению», и они проживают счастливое состояние  вместе с учителем. Владея педагогической техникой (голосом, мимикой и т.д.), педагог легко, естественно и открыто проживает минуту счастья  на глазах аудитории. Это счастье захватывает, заражает, буквально завораживает детей. Часто дети не знают, как выразить  эмоции счастья, и оттого чувствуют себя  неловко, чего-то боятся и стесняются. Учитель может продемонстрировать детям, как  выражать счастье мимикой, жестами,  словами. Социальные отношения – важнейший источник счастья. Пребывание в обществе  любимых людей поднимает  настроение, даёт радость.  Друзья очень важны, но как их найти  и сохранить? Для этого надобно  развивать социальные навыки, которые включают в себя:

  • разговорные навыки;
  • умение приобретать друзей;
  • способность вести разговоры;
  • уверенность в себе;
  • навыки более чёткой передачи мыслей.

        Третья ступень – выделение из повседневности   счастливого момента  и обозначение его как счастья. Этот профессиональный шаг тоже не труден, ведь наша жизнь  наполнена разнообразными  красками, звуками, жизненными ситуациями  и в любом её моменте можно найти что-то положительное. Например, войдя в класс, учитель приветствует детей: «Какой  сегодня  замечательный день!  В такой день хорошо думает- ся. Даже солнышко будет нам помогать, и это просто счастье!»

        Рецепты счастья так просты – так почему же большинство людей не так счастливы как могли бы? Грек Истербург, автор книги «Парадокс прогресса: жизнь становится лучше, в то время как людям всё хуже» вспоминает слова Фреда о том, что люди привыкли считать себя несчастными, так  как для  этого  требуется  меньше усилий. «Если вам нужно на что-то пожаловаться, то вы обязательно найдёте  что-нибудь»,- говорит Истербург. «Чтобы позитивно взглянуть  на жизнь, надо  постараться, а у многих  не получается. Они предпочитают  идти  по пути наименьшего сопротивления. И не предпринимают никаких шагов, чтобы сделать  жизнь  лучше».

        Задача учителя  - научить детей быть счастливыми в повседневной жизни. Необходимо вместе с ребятами и родителями создать  комфортную обстановку в классе, школе. Взаимодействуя с  окружающим миром, душа извлекает из него те ценности, которые доставляют ей чудесные переживания. У учителя есть возможность дойти до глубины каждого ребёнка и помочь ему стать счастливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы учителя с родителями младших школьников

В данной работе рассказывается о необходимости взаимодействия учителя и родителя, о роли этого взаимодействия. Автор также говорит об этапах работы с родителями и формулирует основные правила общения ...

Статья "Сотрудничество учителей с родителями младших школьников"

Сотрудничество учителей с родителями младших школьников, в приложении памятка" Как правильно создать портфолио ученика 1 класса"...

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Информационная поддержка формирования нравственных ценностей младших школьников

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Luxi Serif",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Time...

Информационная поддержка формирования нравственных ценностей младших школьников

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Luxi Serif",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Time...

Экологическое воспитание младших школьников. Люби природу,человек.

·        Сформировать основы экологической грамотности и чувства ответственности у каждого   за судьбу России и планеты Земля в целом.·...

Использование элементов акватерапии в работе учителя – логопеда с младшими школьниками с ОВЗ

Использование элементов акватерапии в работе учителя – логопеда  с младшими школьниками с ОВЗ...