Поддержка учителя в формировании у младших школьников позиции счастливого человека.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Что такое счастье каждый понимает по-своему. Учитель помогает формировать позицию, установку на понимание счастье .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Поддержка учителя в формировании у младших школьников
позиции счастливого человека
Большинство людей счастливы настолько,
насколько они сами решили быть счастливы.
В порыве повседневной доброжелательности, искренности, признательности в любви желаем друг другу счастья. Наверное, трудно найти поздравительную открытку, которая не содержала бы этого волшебного слова. Нет нужды доказывать, что большинство людей хотят быть счастливыми. Вместе с тем, мало кто задумывается, а что оно такое счастье, и каково на этот счёт мнение учёных. Считается, что само понятие счастья весьма расплывчато и невразумительно. Но большинство людей отдаёт себе отчёт в том, что это такое. По счастьем подразумевается либо состояние, когда человек испытывает радость, либо другие позитивные эмоции, либо удовлетворённость жизнью. В чём же видят счастье младшие школьники? Вот какие ответы дали обучающиеся 4 класса. Я счастлив, потому что:
у меня добрая семья;
все родственники рядом;
у меня хорошие родители и часто бывает хорошее настроение;
есть дом, школа, друзья;
у меня есть семья, я отлично учусь и хорошо танцую;
меня любят родители;
имею много друзей;
ездим на дачу;
родители дарят мне любовь и подарки;
у меня есть кот.
Большой энциклопедический словарь гласит: «Счастье – понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытиём, полноте и осмысленности жизни». А философский словарь даёт следующее определение: «Счастье – аксиологическое понятие, обозначающее оптимальное для конкретного индивида сочетанием различных благ, выражающихся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается его жизнь в целом. Философская традиция и обыденное сознание, как правило, отождествляют, СЧАСТЬЕ с высшим благом, рассматривают его в качестве общего знаменателя всех ценностных устремлений человека». Счастье зависит от объективных условий (семейное положение, социальный статус) и связано с нашим образом мысли – как мы смотрим на вещи. Не следует путать понятия счастье и благополучие. Благополучие включает объективные переменные, как доход и состояние здоровья. Рост благосостояния человека совсем не гарантирует счастье: за последние полвека мало изменилось число довольных жизнью в благополучных промышленных странах, хотя доходы их граждан значительно выросли.
Источником счастья считаются: семья, хорошие друзья, работа, соответствующая интересам и возможностям, а досуг был хорошо организованным и интересным. Рецепт счастья у разных народов неодинаковый: американцу нужен высокий уровень само- реализации, японцу важнее соответствовать ожиданиям общества и ближайшего окружения. Способность быть счастливым во многом индивидуальна. Счастливые люди любят себя, верят в себя, считают себя умными, здоровыми и социально благо- получными. Они не склонны драматизировать ситуацию, когда случается что-либо плохое, и полагают, что сами управляют своей жизнью.
В условиях материальной и духовной нестабильности общества возрастает опасность потери человеком чувства удовлетворённости жизнью. Сложная экономи- ческая обстановка, негативный социальный фон приводит к тому, что ребёнок не способен испытывать счастье в повседневной жизни, не в состоянии выбрать вариант успешного поведения. Наше общество нуждается в воспитании счастливого поколения. Опыт социальной жизни и социальных отношений младший школьник большей частью получает, участвуя в образовательном процессе. Зачастую в школе происходит выбор ценностных ориентаций, становление жизненной позиции.
Для формирования у ребёнка способности быть счастливым можно применять различные методики. Прежде чем приступить к их использованию, необходимо провести с детьми беседу о счастье, не опускаясь при этом до житейско-бытового уровня. Нужно ознакомить их с философским толкованием феномена счастья. можно привести такой пример: древнегреческий учёный Диоген, который жил в бочке, считал, что счастье заключается в нашей душе, а не в том, что нас окружает: ни пищи, ни одежда не могут сделать человека счастливым, если в душе пустота. Не имея никаких благ, Диоген чувствовал себя счастливым. Предложите детям задуматься о том, что в наши дни многие люди стремятся найти своё счастье в чём-то внешнем, но не внутри себя и, не находя, прибегают к алкоголю, наркотикам и т.п. Чтобы выявить, в чём видят счастье дети, можно применить методику «Нарисованное счастье». Эта методика легка в применении, так как рисовать дети любят в любом возрасте. Предлагается нарисовать счастье так, как его представляют. Кто рисует мешок с деньгами, кто – семью. Все рисунки рассматриваются и обсуждаются.
В формировании ощущения счастья у младших школьников важная роль отводится педагогической поддержке, которая заключается прежде всего в поощрении
(одобрении, похвале, выражении доверия и т. д.), рассчитанном на стимулирование положительных эмоций воспитанника; в создании благоприятного климата в классе (оказание помощи в общении, учебной деятельности, создание ситуации успеха). Благодаря педагогической поддержке каждый ученик в классе, чувствуя внимание учителя, будет испытывать положительные эмоции, что позволяет ему быть счастливым.
Педагог должен пройти три профессиональные ступени, чтобы реализовать у младших школьников способствовала быть счастливым.
Первая ступень – вытеснение негативного за счёт возбуждения позитивного. Практика показывает, что педагог чаще всего хорошо фиксирует настроение группы и знает, как изменить негативное на позитивное: снять напряжение в классе, найти новый подход к той или иной ситуации. Благодаря учителю в классе создаётся комфортная атмосфера, где каждый чувствует себя понятым и принятым, уверенным, что полноценно усваивать знания.
Методы создания настроения:
- Фильм/рассказ – демонстрация фильма, чтение эмоциональной истории.
- Подарок – очень эффективный метод. Особенно, если ребёнок его не ожидает. в качестве подарка можно использовать поделки, выполненные руками одноклассников.
- Обратная связь – поощрение удачного выполнения какого-то задания.
- Воображение. Обучающимся предлагается вспомнить один счастливый день из своей жизни. Этот день необходимо вспомнить с того момента, как ребёнок открыл глаза утром. Нужно оживить в свои памяти пережитые тогда чувства, а затем постарается отыскать счастливые минуты в одном из самых обычных дней, из которых состоит повседневность.
- Музыка – эффективность от звуков музыки обусловлена во многом вкусом: людям нравится разная музыка.
- Социальное взаимодействие. Приблизительно с 18 месяцев начинают играть, что-то воображая, преувеличивая, самостоятельно выдумывая нелепости и несоответствия. Игры, в которых детях изображают из себя всевозможных персонажей, часто имеют социальный характер и является источником веселья. В юморе детей с самого раннего возраста присутствует сильный социальный элемент. К 3-м годам возникает выраженное желание рассказать что-то смешное, делится им с другим, чтобы рассмешить. К 8-10 лет все дети увлечены загадками, анекдотами, построенными на вербальном несоответствии.
Например,
-Наряд вне очереди! Почему не выполняется?
-Мне расцветка не нравится.
- Выражение лица. Попросить на минуточку сделать себя более счастливым, придав радостное выражение своему лицу, - просто улыбнуться.
Вторая ступень – яркое и выразительное высказывание педагогом собственного проживания счастья. Для младших школьников учитель – и образец, и «организатором счастья». Проживания им счастья очень глубоко действует на детей, подверженных эмоциональному «заряжению», и они проживают счастливое состояние вместе с учителем. Владея педагогической техникой (голосом, мимикой и т.д.), педагог легко, естественно и открыто проживает минуту счастья на глазах аудитории. Это счастье захватывает, заражает, буквально завораживает детей. Часто дети не знают, как выразить эмоции счастья, и оттого чувствуют себя неловко, чего-то боятся и стесняются. Учитель может продемонстрировать детям, как выражать счастье мимикой, жестами, словами. Социальные отношения – важнейший источник счастья. Пребывание в обществе любимых людей поднимает настроение, даёт радость. Друзья очень важны, но как их найти и сохранить? Для этого надобно развивать социальные навыки, которые включают в себя:
- разговорные навыки;
- умение приобретать друзей;
- способность вести разговоры;
- уверенность в себе;
- навыки более чёткой передачи мыслей.
Третья ступень – выделение из повседневности счастливого момента и обозначение его как счастья. Этот профессиональный шаг тоже не труден, ведь наша жизнь наполнена разнообразными красками, звуками, жизненными ситуациями и в любом её моменте можно найти что-то положительное. Например, войдя в класс, учитель приветствует детей: «Какой сегодня замечательный день! В такой день хорошо думает- ся. Даже солнышко будет нам помогать, и это просто счастье!»
Рецепты счастья так просты – так почему же большинство людей не так счастливы как могли бы? Грек Истербург, автор книги «Парадокс прогресса: жизнь становится лучше, в то время как людям всё хуже» вспоминает слова Фреда о том, что люди привыкли считать себя несчастными, так как для этого требуется меньше усилий. «Если вам нужно на что-то пожаловаться, то вы обязательно найдёте что-нибудь»,- говорит Истербург. «Чтобы позитивно взглянуть на жизнь, надо постараться, а у многих не получается. Они предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления. И не предпринимают никаких шагов, чтобы сделать жизнь лучше».
Задача учителя - научить детей быть счастливыми в повседневной жизни. Необходимо вместе с ребятами и родителями создать комфортную обстановку в классе, школе. Взаимодействуя с окружающим миром, душа извлекает из него те ценности, которые доставляют ей чудесные переживания. У учителя есть возможность дойти до глубины каждого ребёнка и помочь ему стать счастливым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы учителя с родителями младших школьников
В данной работе рассказывается о необходимости взаимодействия учителя и родителя, о роли этого взаимодействия. Автор также говорит об этапах работы с родителями и формулирует основные правила общения ...
Статья "Сотрудничество учителей с родителями младших школьников"
Сотрудничество учителей с родителями младших школьников, в приложении памятка" Как правильно создать портфолио ученика 1 класса"...
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
Информационная поддержка формирования нравственных ценностей младших школьников
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Luxi Serif",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Time...
Информационная поддержка формирования нравственных ценностей младших школьников
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Luxi Serif",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Time...
Экологическое воспитание младших школьников. Люби природу,человек.
· Сформировать основы экологической грамотности и чувства ответственности у каждого за судьбу России и планеты Земля в целом.·...
Использование элементов акватерапии в работе учителя – логопеда с младшими школьниками с ОВЗ
Использование элементов акватерапии в работе учителя – логопеда с младшими школьниками с ОВЗ...