Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Литература и мультипликация»
рабочая программа по технологии (3 класс)
Программа «Литература и мультипликация» направлена на развитие интереса обучающихся к инженерно-техническим и информационным технологиям и формированию предпрофессиональных навыков в сфере инженерии и технологического творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Дубна Московской области
Управление народного образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ЛИЦЕЙ №6 ИМЕНИ АКАДЕМИКА Г.Н. ФЛЕРОВА
(ЛИЦЕЙ №6)
Утверждаю:
Директор лицея
_____________ Н.Г.Кренделева
« » апреля 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Литература и мультипликация»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 9 - 10 лет
Срок реализации: 0,5 года
Автор-составитель:
педагог
Бовкунова Наталья Валерьевна
Дубна, 2024 г.
Пояснительная записка
Направленность программы социально-гуманитарная.
Программа «Литература и мультипликация» (далее – Программа) направлена на развитие интереса обучающихся к инженерно-техническим и информационным технологиям и формированию предпрофессиональных навыков в сфере инженерии и технологического творчества. Занимаясь по программе, дети осваивают программное обеспечение по созданию медийных продуктов и интеграции их в повседневную жизнь.
Дополнительная общеразвивающая программа «Литература и мультипликация» имеет стартовый уровень освоения.
Составлена с учетом нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от #1075;. № 273-ФЗ (с изм. И доп., вступ. в силу от #1075;.);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от #1075;. № 678-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 (вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует по 28 февраля 2029 года));
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением правительства РФ от №1642 (ред.от ));
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от #1075;. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП );
- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (письмо Министерства образования Московской области № 01-06-695 от ).
Важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательный аспект, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Речь должна идти не о навязывании человеку тех или иных образцов культуры, а о создании адекватных условий, в которых знания, ценности, образцы будут «присваиваться» и «переживаться» как собственные достижения и открытия.
Актуальность предлагаемой программы определяется, прежде всего, запросом со стороны детей и их родителей как наиболее интересному для детей виду творческой деятельности, с наибольшей полнотой дающему возможность развития способностей и самореализации во многих художественных видах творчества.
Актуальность программы обусловлена ее технической значимостью. Учащиеся приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей.
Ребенок сам становится творцом, пробует себя в различных ролях: режиссера, художника-мультипликатора, оператора, звукорежиссера и др. Так же ребята могут в мультфильме осветить любую другую профессию, изучив вид профессии с педагогом на занятии, проработав материал из книг и Интернет-ресурсов. Программа «Литература и мультипликация» приобщает детей к профориентации на основе их собственной деятельности – анимационном творчестве. Позволяет на практике познакомиться с широким спектром профессий в сфере анимации, освоить ее инструментальную базу, а также выразить собственные идеи в своих первых мультипликационных работах. А также способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Это один из шагов в профессиональное будущее. Оно предоставляет детям новые возможности профессиональной ориентации и первых профессиональных проб инженерно-технологического и IT-образования, адаптированного к современному уровню развития науки и техники. В этом и заключается актуальность программы
Важное место в профориентационной работе мультстудии занимает работа в социальных сетях, направленная на создание привлекательного контента, нацеленного не только на ученика, но и на его родителей. Вовлеченность в такую форму дает учащемуся возможность вхождения в новый социальный круг общения, члены которого объединены общностью интересов.
Педагогическая целесообразность
Огромное значение имеет воспитательная роль мультипликации. Сказка для ребенка – энциклопедия жизни, она учит ребенка тому, что доброе начало восторжествует, а зло будет наказано. А возможность самому воплотить сказку наяву, буквально сделать ее своими руками – это и очень важный жизненный опыт, и повышение самооценки, и гармонизация всей личности ребенка.
В процессе создания мультфильмов решается важная педагогическая задача – комплексное развивающее обучение детей. Все это можно найти в мультипликации, ведь она объединяет в себе такие виды искусства, как кинематограф, театр, комикс, изобразительное искусство и музыка, а при создании мультфильмов используется множество видов продуктивной деятельности: рисование, литературное творчество, лепка, аппликация. Занимаясь разнообразными видами деятельности, изучая новые материалы и техники работы с ними, дети представляют себе конкретный результат, понимают для чего они рисуют, вырезают, лепят, снимают. Кроме того, это групповой творческий процесс. У детей появляется возможность узнать о том, как работать в команде и даже побывать в роли режиссёра, сценариста и актера озвучивания. А также распределять обязанности между собой: написание текста сценария, выбор музыки, декораций. И важным является финальный этап работы, после просмотра созданного мультфильма, необходимо обсудить с детьми результаты работы и сделать выводы о том, что удалось и над чем нужно поработать.
Программа кружка позволяет реализовывать проектный подход при создании мультфильмов, а также использовать в работе разнообразные виды деятельности: игровую, двигательную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, трудовую и чтение художественной литературы.
Цель программы: Развитие творческих способностей учащихся средствами искусства, через овладение основами создания анимационных фильмов.
Задачи программы:
Воспитательные:
1. формировать опыт взаимоотношений среди учащихся, готовности к взаимодействию и сотрудничеству; содействовать воспитанию нравственной, творческой личности, способной к самосовершенствованию, стремящейся к правде, добру, красоте;
2. формировать у детей установку на позитивную социальную деятельность в информационном обществе;
3. воспитывать интерес к лучшим образцам мультипликации и желание к самостоятельному творчеству;
4. способствовать воспитанию эстетического вкуса учащихся, интереса к певческой деятельности и к музыке в целом, чувства коллективизма;
5. способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействия с партнёрами;
6. воспитывать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность.
Развивающие:
1. формировать мотивацию активного участия в творческой деятельности;
2. развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение;
3. развивать умения планирования и оценки/самооценки выполненной работы по предложенным критериям;
Обучающие:
1. познакомить с основными сведениями по истории, теории и практике мультипликации, а также с основными техниками и способами создания мультфильмов;
2. научить разработке и изготовлению персонажей, фонов и декораций;
3. сформировать технические навыки работы с оборудованием: установка освещения, съѐмка кадров, озвучивание, монтаж и сведение видео- и звукорядов;
4. познакомить с основами анимации (замысел и драматургия, владение различными техниками анимации, правила съемки и монтажа, звуковое оформление мультфильма;
приемы работы для достижения поставленной технической задачи
Профориентационные задачи:
• сформировать общие представления о профессиях, связанных с фотографией, мультипликацией.
Новизна программы заключается в следующем:
- включение в содержание программы разнообразных видов деятельности (рисование, лепка, изготовление кукол из различных материалов и т.д.), в том числе и технической (освоение различных техник съемки, работа с видео, - аудио аппаратурой);
- применение системно-деятельностного подхода при подаче как теоретического, так и практического материала с обязательной демонстрацией мультипликационных фильмов, а также практической деятельности по созданию мультипликационных фильмов;
- организация социально значимой практической деятельности (показ отснятых мультфильмов учащимся начальной школы). Отличительные особенности программы.
Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию определенных способностей для адаптации в окружающем мире.
Мультипликация – это своего рода сводный курс общеобразовательных знаний. Занятия в студии способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры, культуры мышления, формированию убеждения и идеалов. Программа согласуется с образовательными программами отдельных учебных предметов: «Технология», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство, «Математика».
Адресат программы. Программа рассчитана на проведение занятий в группах обучающихся в возрасте 9-10 лет. На обучение по программе могут быть приняты все желающие. Основной состав набирается в начале учебного года, но и в течение всего учебного года принимаются дети, независимо от уровня специальной подготовки и способностей.
Возрастные психолого-педагогические особенности обучающихся.
Каждому возрасту свойственны определённые особенности в развитии. Известно, что развитие памяти и мыслительных способностей наиболее активно происходит в младшем школьном возрасте. Если в этот период использовать данные особенности не в полной мере, то позднее будет сложно наверстать упущенное. Вместе с тем, попытки слишком забегать вперёд, не учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности учащегося, могут не дать ожидаемого педагогом эффекта.
В этот период продолжается становление личности ребенка. Учащиеся в этом возрасте откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные и внеклассные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации, дети занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Объем и срок освоения программы, режим занятий.
Программа «Литература и мультипликация» рассчитана на 0,5 года обучения – 36 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия 40 минут. Общее количество часов - 36.
Форма обучения – очная. Обучение ведётся в группе.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение ведётся в группе. Возраст детей 10 лет. Количество обучающихся в группе 15-20. Состав группы постоянный. Виды занятий: беседа, практическое занятие, игра, мастер-класс, творческий отчет.
Планируемые результаты
Личностные результаты
обучающиеся будут:
1. владеть основами создания анимационного фильма
2. уважать и доброжелательно относиться к другим участникам коллектива;
3. выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой игровой деятельности.
Метапредметные результаты
У обучающихся будут развиты:
1. внимание и наблюдательность через восприятие и анализ фильмов;
2. творческое воображение и фантазия, композиционное мышление, художественный вкус;
3. эмоциональные, артистические качества средствами киноискусства;
4. отзывчивость, умение выражать свои мысли, коммуникабельность.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
1. виды мультфильмов (по жанру, по метражу, по технике исполнения);
2. этапы создания мультфильма;
3. название и назначение инструментов и материалов, используемых для создания персонажей, фонов, декораций;
4. название и назначение технического оборудования: видеокамера, штатив, монтажный стол, монтажная программа;
5. о возможности применения различных видов изобразительного и декоративного творчества в анимации: рисунок, лепка, шитьѐ, природный и другие материалы.
Обучающиеся будут уметь:
1. изготавливать персонажей мультфильмов из пластилина, ткани, бумаги и т.п.;
2. устанавливать штатив с видеокамерой, проводить съемку под наблюдением педагога;
3. применять различные виды изобразительного и декоративного творчества (рисунок, лепка, шитьѐ, природный и другие материалы) для изготовления фонов, декораций;
4. делать простейшую раскадровку с помощью педагога;
5. использовать средства художественной изобразительности: крупность плана, свет и тень;
6. озвучивать героев.
Обучающиеся будут владеть:
1. навыками работы в группе, выполняя в ней разные роли;
2. навыками работы с мультимедийной техникой;
3. навыками связно выражать мысли, грамотно говорить;
Формы аттестации. На занятиях применяется безоценочный способ контроля знаний. Обучение осуществляется не ради отметки, у воспитанников высокая учебно-познавательная мотивация, обусловленная личным выбором, индивидуальной потребностью, интересом к творчеству и познанию. Отметка отсутствует, но содержательная оценка работы каждого ученика обязательно озвучивается в конце каждого занятия и строится на анализе мысленной деятельности, последовательности и эффективности выполненных действий.
Механизм оценивания образовательных результатов
Основные формы и методы обучения, используемые на занятиях: ролевая игра, репетиции, киновикторина, практические семинары, конференции по защите анимационных проектов. Для эффективного осуществления интегрированного подхода на занятиях в творческом объединении, кроме общепринятых форм организации занятий, активно используются и нестандартные формы организации учебной работы:
∙ Занятие-путешествие в мир кино во времени, в пространстве;
∙ Занятие-осмысление;
∙ Серия занятий, связанных одной темой.
Итогом каждой темы может стать демонстрация выполненных работ (итоговое занятие) - ярмарка идей, показ работ в рисунках и на экране и т.д.
Наиболее эффективными методами работы по программе являются:
∙ объяснительно-иллюстративный;
∙ метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной и созидательной деятельности;
∙ поисковый метод как основа создания творческой среды;
∙ метод творческих заданий;
∙ метод реализации творческих проектов;
∙ поиск оптимальных методов преодоления технических трудностей
Из всех приведенных компонентов складывается общая оценка уровня обученности учащихся.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- проекты детей;
- грамоты, дипломы;
- готовые творческие работы детей:
- журнал посещаемости;
- фото;
- отзыв детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- конкурс работ;
- открытое занятие;
- мультфестиваль;
- статьи о проведённых мероприятиях;
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
- принтер;
- компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийная установка;
- фотоаппарат;
- два штатива для фотоаппарата;
- набор осветительных приборов;
- наушники с микрофоном;
- звуковые колонки;
- набор канцелярских расходных материалов (пластилин, цветная бумага и т.п.).
Информационное обеспечение.
3. [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
4. [Сайт сообщества взаимопомощи учителей]
5. [Сайт Центра дистанционного творчества];
6. [Портал «Энциклопедия знаний»];
Кадровое обеспечение.
Педагог, организующий образовательный процесс по данной программе, должен иметь высшее профессиональное образование.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Форма аттестации/контроля | ||
Всего (час) | Теория (час) | Практика (час) | |||
1 Раздел/модуль 1. Теоретические основы мультипликации | |||||
Введение в мультипликацию | 2 | 1 | 1 | Начальная диагностика | |
Профессии мультипликации | 3 | 1 | 2 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |
Понятие анимации | 3 | 2 | 1 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |
2 Раздел/модуль 2. Создание мультфильма | |||||
Знакомство с фотосъемкой | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет | |
Сюжет и сценарий | 3 | 2 | 1 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |
3 Раздел/модуль 3. Предметная анимация | |||||
Основы предметной анимации | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |
Создание предметной анимации | 4 | - | 4 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |
4 Раздел/модуль 4. Бумажная анимация | |||||
Основы бумажной анимации | 3 | 2 | 1 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |
Создание бумажной анимации | 3 | - | 3 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |
5 Раздел/модуль 5. Пластилиновая анимация | |||||
Основы пластилиновой анимации | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |
Создание пластилинового мультфильма | 4 | 1 | 3 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |
6 Раздел/модуль 6. Итоговая работа | |||||
Создание собственного мультфильма | 3 | - | 3 | Итоговая аттестация (Творческий отчет, рефлексия) | |
Итого: | 36 | 13 | 23 |
Содержание программы
Раздел/модуль #1058;еоретические основы мультипликации
Введение в мультипликацию
Теория: Знакомство с учащимися. Правила поведения и техника безопасности. Знакомство детей с историей движущегося изображения в искусстве. Первые анимационные опыты в Европе ХIХ века. Развитие анимации в России.
Практика: Просмотр мультфильмов, обсуждение увиденного. Выявление уровня знаний детей о создании мультфильмов, терминов, героев.
Профессии в мультипликации Теория: Знакомство с профессиями для создания мультфильма и известными мультипликаторами.
Практика: Игра «На съемочной площадке».
Понятие анимации
Теория: Понятие «Анимация». Основные механизмы анимирования объектов. Кадр – основной элемент анимации. Просмотр мультфильмов. Движение по прямой. Движение по заданной траектории. Переходы.
Практика: Игра по созданию мультфильма на бумаге «Живой блокнот».
Раздел/модуль 2. Создание мультфильма
Знакомство с фотосъемкой
Теория: Понятия «Свет» и «Цветовой круг». Световая схема. Основы композиции. Понятия «План» и «Ракурс». Настройка камеры телефона/фотоаппарата.
Практика: Организация съемки. Подготовка оборудования и предметов съемки. Фотосъемка.
Сюжет и сценарий
Теория: Знакомство с понятиями «сюжет», «сценарий». Ознакомление с алгоритмом построения сюжета и написанием сценария. Просмотр профессиональных работ и анализ их содержания. Освоение знаний конструктивной критики.
Практика: Выбор жанра, построение короткого сюжета, написание сценария. Самокритика, поиск ошибок и возможных недоработок. Написание пробного сюжета и сценария по выбранному жанру. Раскадровка.
Раздел/модуль 3. Предметная анимация
Основы предметной анимации
Теория: История предметной анимации. Инструменты и материалы.
Практика: Просмотр и обсуждение роликов. Поиск материалов.
Создание предметной анимации
Практика: Создание персонажей для мультфильма. Создание фона для съемки. Съемка мультфильма.
Раздел/модуль 4. Бумажная анимация
Основы бумажной анимации
Теория: История бумажной анимации. Инструменты и материалы.
Практика: Просмотр и обсуждение роликов. Подбор материалов.
Создание бумажной анимации
Практика: Написание сценария. Раскадровка. Создание персонажей для мультфильма. Создание фона для съемки. Создание декораций для мультфильма. Съемка мультфильма. Озвучка мультфильма. Монтаж. Просмотр и обсуждение видеоролика.
Раздел/модуль 5. Пластилиновая анимация
Основы пластилиновой анимации
Теория: История бумажной анимации. Инструменты и материалы.
Практика: Просмотр и обсуждение роликов. Подбор материалов.
Создание пластилиновой анимации
Практика: Написание сценария. Раскадровка. Создание персонажей для мультфильма. Создание фона для съемки. Создание декораций для мультфильма. Съемка мультфильма. Озвучка мультфильма. Монтаж. Просмотр и обсуждение видеоролика.
Раздел/модуль 6. Итоговая работа
Создание собственного мультфильма
Практика: Создание мультфильма. Мультфестиваль.
Методическое обеспечение программы
Системно–деятельностный подход является основой организации всего образовательного процесса. Образовательный процесс по данной программе строится на основе игрового метода и организационно оформляется как детская мультстудия.
Занятия в мультстудии – это, в сущности, длительная творческая игра, позволяющая получить интересный продукт – любительский мультфильм или серию мультфильмов. Это коллективная игра, которая помогает соединить усвоенные детьми навыки и знания с собственным творчеством. Игра организуется с распределением заданий по «кинопрофессиям» (художник, режиссер, сценарист, оператор, художник-мультипликатор и др.) и относительно частым чередованием этих творческих профессий у детей.
Такая система позволяет педагогу обеспечить индивидуальный образовательный маршрут каждому ребенку. Все дети – творцы, у каждого ребенка свои способности и таланты: одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, четвертые – к театральному искусству, а кто-то еще не знает о своих способностях и талантах. Анимация как вид экранного искусства дает детям возможность разбудить творческие способности. Даже в самом коротком мультфильме используются и художественное слово, и визуальный образ, и музыка, и пение. Это способствует развитию личностных качеств, устойчивого интереса к литературе, театру, музыке, дает возможность удовлетворить свои творческие склонности и интересы. Чередование творческих поручений по «киношным профессиям» при проведении занятий обеспечивает возможность нескольких вариантов освоения содержания программного материала исходя из интересов и склонностей ребенка.
Основная форма проведения занятий – групповая. Общение ребят друг с другом под руководством педагога дает возможность коллективной деятельности, в результате чего повышается интерес к творчеству. Коллективная творческая работа, как всем коллективом, так и по группам помогает сделать процесс обучения и воспитания более гибким.
Поскольку кино – искусство коллективное, то и работа в активном режиме всей учебной группы выстраивается чрезвычайно логично. Группа работает, как единый организм, целым составом, делится на малые творческие группы, выполняя разные задания, иногда выполняются индивидуальные задания. Затем все выполненные задания соединяются в единое произведение кинотворчества – мультфильм. Основная особенность подобной организации работы с группами детей младшего возраста в форме детской мультстудии состоит в том, что игра сочетается с настоящим делом. Она и воспринимается как настоящее дело, а каждый созданный в студии фильм имеет право считаться произведением хотя и всего коллектива, но не безымянных авторов.
Коллективная творческая работа помогает сделать процесс обучения и воспитания более гибким, органичным и эффективным. Эта работа может рассматриваться как организация социального опыта через личный опыт, приобретаемый во время занятия – создания мультфильма, поскольку он является социально значимым продуктом, и организация его дальнейшей судьбы (демонстрация в различных социальных группах, обсуждение, продолжение в последующих «сериях» и т.д.) это тоже наращивание социального опыта ребенка.
В ходе освоения программы «Литература и мультипликация» сделан упор на приоритет развития в обучении и воспитании. Применяется технология развивающего обучения, которая предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения образовательных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. На занятиях осуществляется стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
Проектная технология при реализации программы «Литература и мультипликация» позволяет осуществлять активное формирование детского мышления и восприятия, основ продуктивной деятельности. Дети приобретают опыт целеполагания, поиска необходимых ресурсов, планирования собственной деятельности и ее осуществления, достижения результата, анализа соответствия цели и результата. Применение данной технологии способствует (в большей или меньшей мере) развитию у детей таких способностей как:
1. исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
2. социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на запланированные и незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);
менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Особое внимание уделяется применению личностно-ориентированной технологии, когда главной ценностью образовательного процесса определяется сам ребенок, культура, творчество. В этом случае образование - это деятельность, которая охраняет и поддерживает детство ребенка, сохраняет, передает и развивает культуру, создает творческую среду развития ребенка, подготавливает его к жизни в современном обществе, стимулирует индивидуальное и коллективное творчество. Особенно актуальным в данном случае является соблюдение принципа природосообразности. В ходе занятий по программе «Литература и мультипликация» ребенок постепенно приобретает опыт и проходит своеобразную подготовку к вхождению во взрослую жизнь. У него развиваются те качества, которые необходимы ему для жизни в изменяющемся социуме. Особенно важным становится поддержка и развитие его здоровья и индивидуальных особенностей, оказание помощи в становлении его субъектности, социальности, культурной идентификации, творческой самореализации.
На занятиях активно применяется технология коллективного взаимодействия, суть которой заключается в следующем:
учебная группа делится на подгруппы с целью решения определенных конкретных задач;
каждая подгруппа получает определенное задание и выполняет его под руководством лидера группы;
работа в подгруппе организуется таким образом, чтобы можно было оценить вклад каждого участника подгруппы в общее дело;
составы подгрупп не являются постоянными;
специально создаются ситуации, когда дети самостоятельно принимают решение о помощи своим товарищам.
В работе по созданию мультфильмов используются также информационные технологии с применением компьютеров (с лицензионным обеспечением) для хранения, преобразования, обработки, передачи и получения информации. Предоставлены возможности самостоятельной работы детей в компьютерных программах «Киностудия Windows Live», «Adobe Photoshop», «Movie Maker» и «Pinnacle Studio HD Ultimate Collection 15».
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса включает библиотечный фонд, собственные учебно-методические разработки, электронную библиотеку, видеоматериалы.
На занятиях используются различные методы обучения (словесный, наглядный, практический) и их сочетание. Рассказом начинается новая тема, например, об истории и характерных особенностях фотоискусства. Рассказом сопровождается демонстрация работ знаменитых фотографов в рамках изучаемой темы. К наглядным методам обучения относится демонстрация на занятиях различных фотографий, картинок, схем и образцов. Кроме того, используется работа по мотивам заданного образца или выполнение различных вариантов.
Во время использования практических методов обучения применяются следующие приемы: постановка задания, планирование его выполнения, анализ итогов практической работы.
Методы обучения можно классифицировать:
• способ подачи материала: словесный (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж);
• характер деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
В процессе творческо-познавательной деятельности учащиеся изучают, систематизируют и самостоятельно используют полученные знания, разрабатывают конспекты, схемы, таблицы, творческие проекты, готовые изделия и т. д. Практические работы включают фотосессии, работу с моделью, ретушь в программных редакторах, работу со светом. Все объекты труда максимально познавательные, имеют эстетическую привлекательность и дают представление о технике фотосъёмки.
Формы и методы обучения:
В организации обучения используются современные образовательные технологии:
1. Информационно-коммуникационные технологии
2. Технология проектного обучения.
3. Игровые технологии.
4. Интерактивные формы и методы обучения.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:
• комбинированные занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение),
• беседа
• консультация
• экскурсия
• дискуссия
• практическое упражнение под руководством педагога по закреплению
• определенных навыков
• учебная игра.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность учащихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Формы занятий выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей, учащихся и изучаемой темы программы. Важными принципами при реализации программы являются доступность и последовательность обучения. Весь учебный процесс построен на пошаговом обучении: от простого к сложному. Изучение последующих тем построено на изучении предыдущих. Занятия логически связаны между собой, составлена система обучения, которая позволяет достичь высоких образовательных результатов, полностью реализовать и развивать творческий, познавательный потенциал каждого учащегося. В учебной деятельности гармоническое сочетание беседы, рассказа, системы вопросов с изучением практических навыков и приемов является важным условием для развития способностей каждого учащегося.
Учебный процесс предусматривает следующие формы обучения:
• коллективную, позволяющую развивать в детях чувство ответственности, сопереживания, подчинения своих интересов общей цели (учебные занятия и воспитательные мероприятия);
• групповую, помогающую детям при реализации своих возможностей (учебные занятия, воспитательные мероприятия);
• индивидуальную, позволяющую осуществлять индивидуальный подход к ребенку (учебные занятия и консультации). Совместное творчество подростков разных возрастов имеет большое значение при формировании у учащегося устойчивых эмоциональных связей, устраняет трудности в общении.
Методы воспитательной работы с детьми:
• методы формирования познания - убеждение, инструктаж, рассказ, лекция, этическая беседа, внушение, объяснение, разъяснение, пример, диспут;
• методы организации деятельности и формирования опыта поведения – упражнение - поручение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитательные ситуации;
• методы стимулирования – мотивация – соревнование, поощрение.
Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие.
Структура занятий:
#1042;водный инструктаж к началу работы.
#1054;собенности выполнения работы.
#1041;еседа. Демонстрация наглядных пособий
#1060;ормирование и реализация идей для фотосессий.
#1055;рактическое выполнение работы. Оформление.
#1055;одведение итогов занятия. Анализ положительных результатов, затруднений.
Основные принципы распределения материала:
- системность: задания располагаются в определенном порядке;
- принцип «спирали»: задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
- принцип увеличения объема материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Формы и технологии организации занятий по учебному курсу:
- совместная с учителем учебно-познавательная деятельность;
- работа в парах и группах;
- творческая, практическая работа;
- учебный диалог;
- наблюдение;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникативные и игровые технологии;
- здоровьесберегающий подход;
- педагогика сотрудничества.
Литература для педагога.
1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. – Новосибирск, 2020;
#1043;оричева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 2019;
#1048;ткин В. В. Как сделать мультфильм интересным / ;
#1050;расный, Ю.Е. «Первые встречи с искусством», (в соавторстве с А.Артболевской, В.Левиным и Л.Курдюковой). - М, «Искусство в школе», 2019
#1050;расный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – М, 2022;
#1052;етодическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/ Велинский Д.В. – Новосибирск, 2019 г;
Литература для родителей и детей.
#1048;ванов-Вано. Рисованный фильм//
#1048;ткин, В. Как сделать мультфильм интересным / ;
#1069;йлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 80 птиц. – Минск, 2000;
#1069;йлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 кошек. – Минск, 2000;
#1069;йлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 лошадей. – Минск, 2000;
Интернет источники
1. Предметная съемка Смешанный свет и эффекты
2. Предметная съемка фонариком. Фотошкола Олега Зотова 3. Мастер-класс Евгения Берегового - «Световая кисть в предметной фотографии»
Календарный учебный график
программы «Литература и мультипликация»
№ п/п | Месяц | Дата | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. Теоретические основы мультипликации | ||||||||
1 | Теория | 1 | Введение в мультипликацию: Правила поведения и техника безопасности. Выявление уровня знаний в области мультипликации | Лицей № 6, каб. 18 | Начальная диагностика (педагогическое наблюдение) | |||
2 | Практика | 1 | Введение в мультипликацию: Знакомство с историей движущегося изображения в искусстве. | Лицей № 6, каб. 18 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |||
3 | Теория | 1 | Профессия мультипликатор: Рассказ о профессиях мультипликаторов. | Библиотека на ЧР | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |||
4-5 | Практика | 2 | Профессия мультипликатор: Мультипликатор и его команда | Библиотека на ЧР | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |||
6 | Теория | 1 | Понятие анимации: «Анимация». Основной элемент анимации – кадр | Лицей № 6, каб. 18 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |||
7 | Теория | 1 | Понятие анимации: Основные механизмы анимирования объектов. Жанры мультфильмов. | Лицей № 6, каб. 18 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |||
8 | Практика | 1 | Понятие анимации: Игра по созданию мультфильма на бумаге «Живой блокнот». | Лицей № 6, каб. 18 | Практическая работа, наблюдение, устный опрос | |||
#1057;оздание мультфильма | ||||||||
9 | Теория | 1 | Знакомство с фотосъемкой: Понятия «Свет» и «Цветовой круг». Световые схемы | Лицей № 6, каб. 18 | Практическая работа, наблюдение, устный опрос | |||
10 | Теория | 1 | Знакомство с фотосъемкой: Основы композиции. Понятия «План» и «Ракурс». | Лицей № 6, каб. 18 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |||
11 | Практика | 1 | Знакомство с фотосъемкой: Настройка камеры телефона/фотоаппарата. | Библиотека на ЧР | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |||
12 | Практика | 1 | Организация съемки. Подготовка оборудования и предметов съемки. Фотосъемка | Лицей № 6, каб. 18 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |||
13 | Теория | 1 | Сюжет и сценарий: Знакомство с понятиями «сюжет», «сценарий». | Лицей № 6, каб. 18 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |||
14 | Теория | 1 | Ознакомление с алгоритмом построения сюжета и написанием сценария. | Лицей № 6, каб. 18 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |||
15 | Практика | 1 | Выбор жанра, построение короткого сюжета. Написание пробного сценария. Раскадровка. | Лицей № 6, каб. 18 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |||
3. Предметная анимация | ||||||||
16 | Теория | 1 | Создание персонажей для мультфильма. Создание фона для съемки мультфильма. | Лицей № 6, каб. 18 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |||
17 | Практика | 1 | Создание персонажей для мультфильма. Создание фона для съемки мультфильма. | Библиотека на ЧР | Практическая работа | |||
18-19 | Практика | 2 | Создание предметной анимации: Съемка мультфильма. | Лицей № 6, каб. 18 | Практическая работа, наблюдение | |||
20-21 | Практика | 2 | Создание предметной анимации: Съемка мультфильма. | Библиотека на ЧР | Практическая работа, наблюдение, устный опрос | |||
4. Бумажная анимация | ||||||||
22 | Теория | 1 | Основы бумажной анимации. История бумажной анимации. | Лицей № 6, каб. 18 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |||
23-24 | Практика | 2 | Инструменты и материалы. | Лицей № 6, каб. 18 | Практическая работа (фото/видеоотчет) | |||
25 | Практика | 1 | Создание бумажной анимации: Построение сюжета. Написание сценария. Раскадровка. | Лицей № 6, каб. 18 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |||
26 | Практика | 1 | Создание персонажей для мультфильма. Создание фона и декораций для съемки.
| Библиотека на ЧР | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |||
27 | Практика | 1 | Съемка мультфильма. Озвучка и монтаж мультфильма. | Лицей № 6, каб. 18 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |||
5. Пластилиновая анимация | ||||||||
28 | Теория | 1 | Основы пластилиновой анимации. История пластилиновой анимации. | Лицей № 6, каб. 18 | Текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, фото/видеоотчет) | |||
29 | Практика | 1 | Основы пластилиновой анимации: инструменты и материалы. | Лицей № 6, каб. 18 | Практическая работа, наблюдение, устный опрос | |||
30 | Теория | 1 | Создание пластилиновой анимации: Построение сюжета. Написание сценария. Раскадровка. | Лицей № 6, каб. 18 | Практическая работа, наблюдение, устный опрос | |||
31 | Практика | 1 | Создание персонажей для мультфильма. Создание фона и декораций для съемки. | Лицей № 6, каб. 18 | Практическая работа | |||
32-33 | Практика | 2 | Съемка мультфильма. Озвучка и монтаж мультфильма. | Лицей № 6, каб. 18 | Практическая работа | |||
6. Итоговая работа | ||||||||
34-35 | Практика | 2 | Создание собственного мультфильма: Создание мультфильма. | Лицей № 6, каб. 18 | Практическая работа | |||
36 | Практика | 1 | Мультфестиваль | Лицей № 6, каб. 18 | Практическая работа | |||
Итого | 36 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Цветная экология для учащихся 7-10 лет (срок реализации – 2 года.)
Программа "Цветная экология" способствует широкому и углублённому изучению окружающего ребёнка мира природы, общества, человека. занятия построены на более подробном изучении родного к...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Программа кружка «Родное слово». Направленность: художественно-эстетическая. Срок реализации: 3 года. Руководитель: Харасова Л. Ф. 2011-2014 уч. г....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/28/picture-355589-1385583694.png)
Тематическое планирование программы дополнительного образования туристко-экскурсионной направленности "Муравьишка"
С введением Федерального государствеееного образовательного стандарта возникла необходимость разработки данной программы .В ходе ее изучения обучающиеся знакомятся с родной школой,родным городом и его...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/02/picture-375187-1388692027.jpg)
Дополнительная образовательная программа «Ориландия» Направление : общеинтеллектуальное
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/12/picture-361553-1405192021.jpg)
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/10/picture-451848-1646906014.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа общеинтеллектуального направления (технической направленности) «Куборо»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуального направления (технической направленности) «Куборо» разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012...