Технологическая карта урока труда, «Плоские и объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж развертки. Рицовка», 3 класс
план-конспект урока по технологии (3 класс)
Технологическая карта урока труда, «Плоские и объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж развертки. Рицовка», 3 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТРУДА
Дата: 29.11.2024 Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал) Класс: 3 «Б» Урок: 4 Время: 10:45-11:25 Кабинет: 221 | Студент: Кудашева Софья Дмитриевна Группа: 41 Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна Методист: Бондарь Елена Борисовна |
Тема урока «Плоские и объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж развертки. Рицовка».
Изделие «Коробочка»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся понятий развёртками и алгоритмом их построения, научить изготовлению
объёмных форм на основе развёрток.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Сформировать представление о понятиях «развертка» и «рицовка». 2. Научиться читать чертежи разверток, сравнивать их, выполнять рицовку. | Предметные: 1. Иметь представление о понятиях «развертка» и «рицовка». 2. Изготовить изделие применяя умение читать чертежи разверток, сравнивать их, выполнять рицовку. |
Развивающие: 1. Развивать умение организовывать рабочее место, экономно расходовать материал; 2. Развивать умение работать с инструкцией. | Личностные: 1. Проявление стремления к творческой самореализации, мотивации к творческому труду; 2. Проявление устойчивых волевых качеств и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами. |
Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к предмету; 2. Воспитывать аккуратность в работе, любовь к труду. |
УМК: раздаточный материал, учебная презентация.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф | 1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. -Здравствуйте, ребята, меня зовут Софья Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок труда. - Присаживайтесь, повернитесь друг к другу и пожелайте хорошей работы на уроке и дайте друг другу 5. | 1. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку. | Р: действовать по плану, предложенному учителем | Слайд 1-3 |
Актуализация знаний и мотивация (2 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф С: беседа, опрос Н: демонстрация | 1. Актуализирует знания по пройденным темам. - Ребята, а вы знаете кто такой инженер-конструктор? - Инженер-конструктор – это человек, который создает модели различных объектов, например, машины, различной мебели и так далее. Но перед тем, как начать моделирование, ему нужно определиться с формой, которой будет будущее изделие. Давайте посмотрим на экран, какие геометрические формы вы здесь видите? - Правильно. А какие названия объемных фигур вы знаете из тех, что представлены здесь? з - Верно. На какие две группы мы можем разделить данные изображения? - К каким фигурам мы можем сделать чертеж развертки? - Ребята, давайте сейчас посмотри на наше будущее изделие. Из чего оно выполнено? - Верно, но сгибать картон очень непросто. Можете ли вы сказать, как можно сделать сгибы более удобными для того, чтобы было легче сгибать стороны? - Сейчас посмотрите на слайд. Вы видите перепутанные буквы, под каждой буквой цифра, показывающая, где должна находится эта буква. У вас минута, на расшифровку данного научного термина. - Правильно. - Посмотрите на изделие ещё раз. | 1. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположение. - нет/ да - треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, круг - Пирамида, куб, шар, параллелепипед, конус - на плоские и объемные - К объемным. - из картона. Высказывают свое мнение. - Рицовка. | П:ориентироваться в терминах, используемых в технологии. К:участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы. Р: принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу. | Слайд 4 |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф, П С: беседа Н: показ П: задание | 1. Подведение к формулировке темы и целей урока. - Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? - Молодцы, тема урока: «Объем и объемные формы. Развертка. Рицовка. Изделие «Коробочка»». - Давайте поставим цель, по опорным словам: Познакомиться… Выполнить… - Наша цель: «Познакомиться с понятиями «развертка» и «рицовка». Выполнить изделие «Коробочка». - Давайте составим план нашего урока. Но, к сожалению, пока я к вам шла, план перепутался. Поможете мне восстановить план? - Итак, наш план урока: 1. Выполнить своими руками изделие. 2. Подвести итоги урока. 3. Узнать алгоритм выполнения изделия. 4. Вспомнить понятия «развертка» и «рицовка». - Всё верно! | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. - Тема: «Объем и объемные формы. Развертка. Рицовка. Изделие коробочка» - Цель: «Познакомиться с понятиями «развертка» и «рицовка». Выполнить изделие «Коробочка». 1. Вспомнить понятия «развертка» и «рицовка». 2. Узнать алгоритм выполнения изделия. 3. Выполнить своими руками изделие. 4. Подвести итоги урока. | П: воспринимать и использовать предложенную инструкцию; воспринимать информацию, использовать её в работе. К:участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы. Р: действовать по плану, предложенному учителем. | Слайд 5-10 |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф С: беседа, опрос, рассказ Н: демонстрация, показ | 1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. - В окружающем мире мы можем найти предметы плоские (листик, скатерть, ковёр) и объёмные (банка сгущенки, шайба - цилиндр, мяч, планета, глобус - шар; ведро у пожарных, колпак, рожок мороженого - конус). Плоский лист картона, полученный нами при разворачивании коробки на столе, называется развёрткой. Каждая такая плоская заготовка (призмы, коробки, конуса, цилиндра, пирамиды) называется «развёртка». Части коробки (дно, борта, клапаны) надписываем на чертеже. Чертежи читают, начиная с общих габаритных размеров. Далее называются все размеры деталей по длине, затем все размеры деталей по ширине. Разметка развёртки выполняется в такой же последовательности. Чтобы линии при сложении бумаги или картона были ровными, необходимо нанести линии точно. Чтобы облегчить сгибание картона, нужно будет сделать другую операцию, надрез поверхности картона – рицовка. Выполняется рицовка с помощью канцелярского ножа (или лезвия ножниц). - Отлично. С каким пунктом плана мы с вами справились? - Посмотрите на изделие. Какие материалы нам потребуются для работы? - Посмотрите внимательно как устроена коробочка. Сколько деталей нам потребуется? Назовите основные детали изделия. - Мы будем действовать по определённому плану: 1 этап. «Подготовить материалы» - Нам понадобится лист картона, карандаши, клей, ножницы, шаблоны. 2 этап. «Заготовка». - На этом этапе нам необходимо обвести шаблон коробочки на цветном картоне и вырезать. 3 этап. «Сборка». - На этом этапе ваша задача –склеить свое изделие, также можно написать на нем поздравления или дополнительно украсить. - Давайте вспомним правила работы в паре. - Сейчас 1 вариант рассказывает 2 технику безопасности работы с ножницами, а второй первому технику безопасности работы с клеем. - Ребята, ваши работы могут отличаться друг от друга, и это прекрасно! Ведь каждый из нас проявляет своё творчество по-разному. | 1.Выполняют задания, отвечают на вопросы. - Картон, ножницы, клей, фломастеры. - одна деталь. - Развёртка. | П: воспринимать и использовать предложенную инструкцию; воспринимать информацию, использовать её в работе; ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного). К: участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого; строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем). | Слайд 11-15 |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф, И С: беседа, объяснение Н: показ, демонстрация П: задание | 1. Организует первичное закрепление. - Прежде тем, как приступить к работе, давайте повторим правила работы с ножницами и клеем: 1. Ножницы держать закрытые и хранить в чехле. 2. Во время работы ножницы должны лежать на столе с правой стороны кольцами к себе, с закрытыми лезвиями. 3. Передавать ножницы, держась за сомкнутые лезвия кольцами вперёд, запрещается бросать, не ронять ножницы. 4. Не баловаться с ножницами. При работе с клеем: 1. Берите то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе. 2. Излишки клея убирайте мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её. 3. Руки после работы хорошо вымойте с мылом. 4. Закрывать клей крышкой. - Затем мы с вами оценим работы по критериям: аккуратность, законченность, правильность сборки. | 1. Выполняют задание и объясняют свой выбор Повторяют. | П: воспринимать и использовать предложенную инструкцию; воспринимать информацию, использовать её в работе; ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного). | Раздаточный материал |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | 1.Организует динамическую паузу. - Разомнемся все. - А теперь ребята встали, быстро руки вверх подняли! В стороны, вперёд, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели – вновь за дело. | 1.Выполняют динамическую паузу. Повторяют движения. | Слайд 17-18 | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Ф, И С: беседа, объяснение Н: демонстрация П: задание Внешний контроль | 1.Организует самостоятельную работу. -Проверьте все ли материалы у вас лежат на парте и готовы ли вы к работе. Приступайте к работе. - Я уверена у вас все получится, желаю вам вдохновения и аккуратности на уроке. | 1.Выполняют самостоятельную работу. | П: воспринимать информацию, использовать её в работе; ориентироваться в терминах. К: участвовать в коллективном обсуждении. Р: работать с опорой на графическую инструкцию. | Раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (5-6 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф С: беседа, вопросы | 1. Организует работу класса на повторение теоретического материала. 2. Обобщает материал урока. -Ребята, заканчивайте, время вышло. Уберите все из рук. |
| К: участвовать в коллективном обсуждении, высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы. | Слайд 19-20 |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Ф С: беседа, опрос П: оценивание | 1.Организует анализ работы по критериям. - Давайте вспомним тему урока. - Какую цель мы ставили перед собой вначале урока? - Кто закончил работу, выходите по рядам. - Отлично, давайте оценим ваших одноклассников по критериям. - Спасибо за активную работу. Всего хорошего. | 1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. - Тема: «Объем и объемные формы. Развертка. Рицовка. Изделие коробочка» - Цель: «Познакомиться с понятиями «развертка» и «рицовка». Выполнить изделие «Коробочка». - Аккуратность, законченность, правильность сборки. | П: ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного); К: участвовать в коллективном обсуждении, высказывать собственное мнение. | Слайд 21-22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока технологии "Переплетная мастерская. Книгопечатание. Работа с картоном." Изделие: "Блокнот для записей" 3 класс (УМК: "Перспектива")
Тема урока «Переплетная мастерская. Книгопечатание. Работа с картоном.»Изделие: «Блокнот для записей» Тип урока: урок «открытие» нового знания.Цель урока: форм...
Технологическая карта урока технологии по теме: «Работа в технике аппликация», изделие: «Рукавичка со снеговиком»- 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование у обучающихся представлений об изготовлении новогодней игрушки из картона и цветной бумаги. Задачи урока:Дидакт...
Технологическая карта урока технологии «В море. Изготовление композиции из пластилина» Изделие: «Композиция из пластилина» (1 класс)
Цель урока:формирование у обучающихся умений выполнять изделие из пластилина и картона.Задачи урока:Дидактические:1. Узнать, как работать с пластилином.2. Выполнить композицию из пластилина.Развивающи...
Технологическая карта урока технологии «Вышивка. Строчка прямых стежков с зигзагом» Изделие: «Закладка для книга» (1 класс)
Тема урока «Вышивка. Строчка прямых стежков с зигзагом»Изделие: «Закладка для книга»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся ...
Технологическая карта урока «Плоские и объемные формы деталей и изделий. Развертка, чертеж, лицовка» (3 класс)
Цель деятельности учителя: формирование представлений об объеме и объемных фигурах с помощью развертки. Планируемые результаты: Предметные: 1. Учиться составлять чертеж. 2. Освоение технологии че...
Конспект урока технологии «Плоские и объемные формы деталей и изделий из тонкого картона»
Цель урока: освоение технологии композиции «Коробочка с сердцем»Планируемые результаты: Предметные:1. Знать термины: «чертеж», «развертка», «щ...
Технологическая карта урока труда на тему: «Объемная аппликация из цветной бумаги » Изделие: «Весенние цветы - подснежники» 4 класс УМК "Школа России".
Тип урока: «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений об изготовлении аппликации из картона и цветной бумаги с использованием ваты.Задачи урока План...