Рабочая программа по труду (технологии) 1 класс ФОП
рабочая программа по технологии (1 класс)

Шевченко Анна Николаевна

Рабочая программа по труду (технологии) 1 класс ФОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_tehnologiya.docx86.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по труду (технологии) на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

Основной целью программы по труду (технологии) является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, необходимых для разумной организации собственной жизни, воспитание ориентаций на будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе практического знакомства  с историей ремесел и технологий.

Программа по труду (технологии) направлена на решение системы задач:

  • формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
  • становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;
  • формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);
  • формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений;
  • развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений;
  • расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
  • развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий;
  • развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности;
  • воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;
  • воспитание понимания социального значения разных профессий, важности ответственного отношения каждого за результаты труда;
  • воспитание готовности участия в трудовых делах школьного коллектива;
  • развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
  • воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
  • становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
  • воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.

Содержание программы по труду (технологии) включает характеристику основных структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого года обучения:

  1. технологии, профессии и производства.
  2. технологии ручной обработки материалов: работы с бумагой и картоном, с пластичными материалами, с природным материалом, с текстильными материалами, и другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома).
  3. конструирование и моделирование: работа с конструктором (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации), конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов, робототехника (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации).
  4. ИКТ (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации).

В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию.

В программе по труду (технологии) осуществляется реализация межпредметных связей с учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование средств художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии).

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Общее число часов, рекомендованных для изучения труда (технологии) – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).‌

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 КЛАСС

Технологии, профессии и производства.

Природное и техническое окружение человека. Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера – условия создания изделия. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, поддержание порядка во время работы, уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов.

Мир профессий. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания.

Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.

Технологии ручной обработки материалов.

Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий.

Общее представление об основных технологических операциях ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей.

Способы разметки деталей: «на глаз» и «от руки», по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) и изготовление изделий с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и другое. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и другое).

Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и другие), их правильное, рациональное и безопасное использование.

Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другое). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка «на глаз», отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.

Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и другое. Резание бумаги ножницами. Правила безопасного использования ножниц.

Виды природных материалов (плоские – листья и объёмные – орехи, шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина).

Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.

Использование дополнительных отделочных материалов.

Конструирование и моделирование.

Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и другое) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого (необходимого) результата, выбор способа работы в зависимости от требуемого результата (замысла).

ИКТ.

Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.

Информация. Виды информации.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)

Изучение предмета «Труд (технология)» в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);
  • воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую);
  • анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции;
  • сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и различия в их устройстве.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией часть познавательных универсальных учебных действий:

  • воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать её в работе;
  • понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общаться как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

  • участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
  • строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем).

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:

  • принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу;
  • действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую инструкцию учебника, принимать участие в коллективном построении простого плана действий;
  • понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ;
  • организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы;
  • выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным критериям.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам сотрудничества;
  • принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.

2 КЛАСС

Технологии, профессии и производства

Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные представления об основном принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность. Средства художественной выразительности (композиция, цвет, тон и другие). Изготовление изделий с учётом данного принципа. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка, обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением этапов технологического процесса.

Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий. Совершенствование их технологических процессов. Мастера и их профессии, правила мастера. Культурные традиции. Техника на службе человеку.

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты.

Технологии ручной обработки материалов

Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни. Исследование и сравнение элементарных физических, механических и технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.

Знание и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и другое), сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия. Использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от вида и назначения изделия.

Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема. Чертёжные инструменты – линейка (угольник, циркуль). Их функциональное назначение, конструкция. Приёмы безопасной работы колющими (циркуль) инструментами.

Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных графических изображений. Построение прямоугольника от двух прямых углов (от одного прямого угла). Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач. Сгибание и складывание тонкого картона и плотных видов бумаги – биговка. Подвижное соединение деталей на проволоку, толстую нитку.

Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее представление), его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и её варианты (перевивы, наборы) и (или) строчка косого стежка и её варианты (крестик, стебельчатая, ёлочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей).

Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины и другие).

Конструирование и моделирование

Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования симметричных форм.

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и дополнений в изделие.

ИКТ

Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.

Поиск информации. Интернет как источник информации.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Изучение предмета труда (технологии) во 2 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

У обучающихся будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);
  • выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной или письменной;
  • выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с учётом указанных критериев;
  • строить рассуждения, делать умозаключения, проверять их в практической работе;
  • воспроизводить порядок действий при решении учебной (практической) задачи;
  • осуществлять решение простых задач в умственной и материализованной форме.

У обучающихся будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • получать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в работе;
  • понимать и анализировать знаково-символическую информацию (чертёж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней.

У обучающихся будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть коммуникативных универсальных учебных действий

  • выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы, дополнять ответы других обучающихся, высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
  • делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе учителя, о выполненной работе, созданном изделии.

У обучающихся будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:

  • понимать и принимать учебную задачу;
  • организовывать свою деятельность;
  • понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
  • прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу;
  • выполнять действия контроля и оценки;
  • воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся, стараться учитывать их в работе.

У обучающихся будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

  • выполнять элементарную совместную деятельность в процессе изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь;
  • выполнять правила совместной работы: справедливо распределять работу, договариваться, выполнять ответственно свою часть работы, уважительно относиться к чужому мнению.

3 КЛАСС

Технологии, профессии и производства

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса.

Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках технологии.

Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая гармония в предметном ансамбле, гармония предметной и окружающей среды (общее представление).

Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в жизни современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе изучения природных законов – жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и другие).

Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего.

Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества, распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель (лидер) и подчинённый).

Технологии ручной обработки материалов

Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов. Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий, сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор материалов по их декоративно-художественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и другие), называние и выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.

Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка материалов, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм.

Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и другой). Чтение и построение простого чертежа (эскиза) развёртки изделия. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных построений.

Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий шилом.

Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и другие) и (или) петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких деталей.

Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном изделии.

Конструирование и моделирование

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов «Конструктор» по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным). Способы подвижного и неподвижного соединения деталей набора «Конструктор», их использование в изделиях, жёсткость и устойчивость конструкции.

Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований). Использование измерений и построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот).

ИКТ

Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и другие. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD). Работа с текстовым редактором Microsoft Word или другим.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Изучение труда (технологии) в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

У обучающихся будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
  • осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а также графически представленной в схеме, таблице;
  • определять способы доработки конструкций с учётом предложенных условий;
  • классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
  • читать и воспроизводить простой чертёж (эскиз) развёртки изделия;
  • восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия.

У обучающихся будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей и макетов изучаемых объектов;
  • на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя.

У обучающихся будут сформированы следующие умения общения как часть

коммуникативных универсальных учебных действий

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
  • описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;
  • формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и способов выполнения задания.

У обучающихся будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:

  • принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для её решения;
  • прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану;
  • выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочёты по результатам работы, устанавливать их причины и искать способы устранения;
  • проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.

У обучающихся будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

  • выбирать себе партнёров по совместной деятельности не только по симпатии, но и по деловым качествам;
  • справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы;
  • выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;
  • осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы.

4 КЛАСС

Технологии, профессии и производства

Профессии и технологии современного мира. Использование достижений науки в развитии технического прогресса. Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и другие).

Мир профессий. Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты, химики и другие).

Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду, способы её защиты.

Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных мастеров. Бережное и уважительное отношение людей к культурным традициям. Изготовление изделий с учётом традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание, шитьё, вышивка и другое).

Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация заданного или собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и технологических решений). Коллективные, групповые и индивидуальные проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного года. Использование комбинированных техник создания конструкций по заданным условиям в выполнении учебных проектов.

Технологии ручной обработки материалов

Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик, поролон). Их свойства. Создание синтетических материалов с заданными свойствами.

Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач. Внесение дополнений и изменений в условные графические изображения в соответствии с дополнительными (изменёнными) требованиями к изделию.

Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов отделки. Комбинирование разных материалов в одном изделии.

Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с помощью чертёжных инструментов. Освоение доступных художественных техник.

Технология обработки текстильных материалов. Обобщённое представление о видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические), их свойствах и областей использования. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Подбор текстильных материалов в соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Раскрой деталей по готовым лекалам (выкройкам), собственным несложным. Строчка петельного стежка и её варианты («тамбур» и другие), её назначение (соединение и отделка деталей) и (или) строчки петлеобразного и крестообразного стежков (соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и отделки изделий. Простейший ремонт изделий.

Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон, полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное определение технологий их обработки в сравнении с освоенными материалами.

Комбинированное использование разных материалов.

Конструирование и моделирование

Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и другие).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов «Конструктор» по проектному заданию или собственному замыслу. Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на всех этапах аналитического и технологического процесса при выполнении индивидуальных творческих и коллективных проектных работ.

Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование робота. Составление алгоритма действий робота. Программирование, тестирование робота. Преобразование конструкции робота. Презентация робота.

ИКТ

Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях информации.

Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской, проектной, предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми цифровыми материалами. Поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ, использование рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и другое. Создание презентаций в программе PowerPoint или другой.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Изучение труда (технологии) в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

У обучающихся будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
  • анализировать конструкции предложенных образцов изделий;
  • конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием общепринятых условных обозначений и по заданным условиям;
  • выстраивать последовательность практических действий и технологических операций, подбирать материал и инструменты, выполнять экономную разметку, сборку, отделку изделия;
  • решать простые задачи на преобразование конструкции;
  • выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной;
  • соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять изделия в действии, вносить необходимые дополнения и изменения;
  • классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
  • выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации предметов (изделий) с учётом указанных критериев;
  • анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции.

У обучающихся будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • находить необходимую для выполнения работы информацию, пользуясь различными источниками, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
  • на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями;
  • осуществлять поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ;
  • использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и другое;
  • использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя.

У обучающихся будут сформированы следующие умения общения как часть

коммуникативных универсальных учебных действий

  • соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы, аргументировать и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению;
  • описывать факты из истории развития ремёсел на Руси и в России, высказывать своё отношение к предметам декоративно-прикладного искусства разных народов Российской Федерации;
  • создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность операций при работе с разными материалами;
  • осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их роль в жизни каждого человека, ориентироваться в традициях организации и оформления праздников.

У обучающихся будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:

  • понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять цели учебно-познавательной деятельности;
  • планировать практическую работу в соответствии с поставленной целью и выполнять её в соответствии с планом;
  • на основе анализа причинно-следственных связей между действиями и их результатами прогнозировать практические «шаги» для получения необходимого результата;
  • выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.

У обучающихся будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, выполнять функции руководителя или подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь;
  • проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их работы, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения;
  • в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои предложения и пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение других обучающихся, их советы и пожелания, с уважением относиться к разной оценке своих достижений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

  • первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
  • осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы, ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
  • понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
  • проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды, эстетические чувства – эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
  • проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат, способность к различным видам практической преобразующей деятельности;
  • проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
  • готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения, проявление толерантности и доброжелательности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающихся будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;
  • осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков;
  • сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия;
  • делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике;
  • использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности;
  • комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;
  • понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности.

У обучающихся будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
  • анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями;
  • использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач;
  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках.

У обучающихся будут сформированы следующие умения общения как часть комуникативных универсальных учебных действий:

  • вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
  • создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов России;
  • строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
  • объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.

У обучающихся будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:

  • рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
  • выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
  • планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
  • выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.

У обучающихся будут сформированы умения совместной деятельности:

  • организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера) и подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество;
  • проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь;
  • понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):

  • правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;
  • применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем;
  • действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала, экономия материала при разметке);
  • определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и другие), использовать их в практической работе;
  • определять наименования отдельных материалов (например, бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие), выполнять доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий;
  • ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;
  • выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, «на глаз», «от руки», выделение деталей способами обрывания, вырезания и другое, сборку изделий с помощью клея, ниток и другое;
  • оформлять изделия строчкой прямого стежка;
  • понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»;
  • выполнять задания с опорой на готовый план;
  • обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их, соблюдать правила гигиены труда;
  • рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения, способы изготовления;
  • распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и другие);
  • называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и работать ими;
  • различать материалы и инструменты по их назначению;
  • называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей «на глаз», «от руки», по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров), точно резать ножницами по линиям разметки, придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и прочее, собирать изделия с помощью клея, пластических масс и другое, эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка;
  • использовать для сушки плоских изделий пресс;
  • с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон;
  • различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
  • понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;
  • осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под руководством учителя;
  • выполнять несложные коллективные работы проектного характера;
  • называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами, их социальное значение.

К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):

  • понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта, «чертёж», «эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет», «модель», «технология», «технологические операции», «способы обработки» и использовать их в практической деятельности;
  • выполнять задания по самостоятельно составленному плану;
  • распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей среды, называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства;
  • выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
  • самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
  • анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на инструкционную (технологическую) карту;
  • самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы, исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока и другие);
  • читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии);
  • выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов и одного прямого угла) с помощью чертёжных инструментов (линейки, угольника) с опорой на простейший чертёж (эскиз), чертить окружность с помощью циркуля;
  • выполнять биговку;
  • выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;
  • оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
  • понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета), соотносить объёмную конструкцию с изображениями её развёртки;
  • отличать макет от модели, строить трёхмерный макет из готовой развёртки;
  • определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами;
  • конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
  • решать несложные конструкторско-технологические задачи;
  • применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;
  • делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
  • выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
  • знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания.

К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):

  • понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский нож», «шило», «искусственный материал»;
  • выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного);
  • узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;
  • называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и другие);
  • читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
  • узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
  • безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
  • выполнять рицовку;
  • выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками;
  • решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции в соответствии с новыми (дополненными) требованиями, использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с технической или декоративно-художественной задачей;
  • понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций, использовать их при решении простейших конструкторских задач;
  • конструировать и моделировать изделия из разных материалов и наборов «Конструктор» по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
  • выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции;
  • называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения обучающихся);
  • понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
  • выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;
  • использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творческих и проектных заданий;
  • выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.

К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):

  • формировать общее представление о мире профессий, их социальном значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
  • на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса;
  • самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную (технологическую) карту или творческий замысел, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
  • выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки различных материалов (например, плетение, шитьё и вышивание, тиснение по фольге), комбинировать различные способы в зависимости и от поставленной задачи, оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
  • выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать простейшие виды технической документации (чертёж развёртки, эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу;
  • решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции в связи с изменением функционального назначения изделия;
  • на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие художественно-конструкторские задачи по созданию изделий с заданной функцией;
  • создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера, оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
  • работать с доступной информацией, работать в программах Word, Power Point;
  • решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный замысел, осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения, аргументированно представлять продукт проектной деятельности;
  • осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности, предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей, договариваться, участвовать в распределении ролей, координировать собственную работу в общем процессе.

​​

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

Практические работы

1.

Природное и техническое окружение человека. Мир профессий. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами

4

0

0

- устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;

- инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего к отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации

- использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

- применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога

- побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);

- применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний

РЭШ

2

Природные материалы. Свойства. Технологии обработки. Способы соединения природных материалов.

4

0

0

РЭШ

4

Композиция в художественно – декоративных изделиях

2

0

0

РЭШ

5

Пластические массы. Свойства. Технология обработки. Получение различных форм деталей изделия из пластилина. Мир профессий

4

0

0

РЭШ

8

Бумага. Ее основные свойства. Виды бумаги. Мир профессий

1

0

0

Нет

9

Картон. Его основные свойства. Виды картона.

1

0

0

Нет

10

Сгибание и складывание бумаги.

3

0

0

Учи.ру

11

Ножницы – режущий инструмент. Резание бумаги и тонкого картона ножницами. Понятие «конструкции». Мир профессии

3

0

0

РЭШ

12

Шаблон – приспособление. Разметка бумажных деталей по шаблону.

5

0

0

Нет

13

Общее представление о тканях и нитках. Мир профессии.

1

0

0

Нет

14

Швейные иглы и приспособления.

1

0

0

РЭШ

15

Варианты строчки прямого стежка (перевивы). Вышивка.

3

0

0

РЭШ

Резервное время (выставка работ)

1

Всего:

33

0

0

2 класс

№п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Технологии, профессии и производства

1

Средства художественной выразительности (композиция, цвет, форма, размер, тон, светотень, симметрия) в работах мастеров.

5

0

0

- устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;

- побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);

РЭШ

Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование

2

Технология и технологические операции ручной обработки материалов

4

0

0

- устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;

- побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);

- применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога

- применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний

- реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: анализ

воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности

Нет

3

Технология и технологические операции ручной обработки материалов (общее представление)

1

0

0

РЭШ,

4

Элементы графической грамоты. Мир профессий.

2

0

0

РЭШ

5

Разметка прямоугольных деталей от двух прямых углов по линейке.

3

0

0

РЭШ,

6

Угольник – чертежный (контрольно – измерительный) инструмент. Разметка прямоугольных деталей по угольнику.

1

0

0

РЭШ

7

Циркуль – чертежный (контрольно – измерительный) инструмент. Разметка круглых деталей циркулем.

2

0

0

Учи.ру

8

Подвижное и неподвижное соединение деталей. Соединение деталей изделия

5

0

0

РЭШ

9

Машины на службе человека. Мир профессий

2

0

0

РЭШ

10

Технологии обработки текстильных материалов. Натуральные ткани. Основные свойства натуральных тканей. Мир профессий.

2

0

0

Нет

11

Технология изготовления швейных изделий. Лекало. Строчка косого стежка и её варианты.

6

0

0

Резервное время (проверочная работа)

1

Всего:

34

1

3 класс

№п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Технологии, профессии и производства

1

Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов

2

0

0

- побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);

Нет

Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии

2

Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение

3

0

2

- применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога

РЭШ

Раздел 3. Технологии ручной обработки материалов

3

Способы получения объемных рельефных форм и изображений (технология обработки пластических масс, креповой бумаги, фольги). Мир профессий

4

0

1

- побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);

- применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога

- применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний

-использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе

-применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: групповая работа или работа в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися

-применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: дидактический театр, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках

-реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: слушание и анализ выступлений своих товарищей

- реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: анализ проблемных ситуаций

- использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности

Нет

4

Способы получения объемных рельефных форм и изображений Фольга. Технология обработки фольги. Мир профессий

1

0

0

РЭШ

5

Архитектура и строительство. Гофрокартон. Его строение свойства, сферы использования. Мир профессий 

1

0

1

РЭШ, Учи.ру

6

Объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж развертки. Мир профессий

6

0

5

РЭШ, Учи.ру

7

Технологии обработки текстильных материалов.

4

0

4

РЭШ

8

Пришивание пуговиц. Ремонт одежды.

2

0

3

Учи.ру

9

Современные производства и профессии (история швейной машины или другое). Мир профессий

4

0

4

РЭШ

Раздел 4. Конструирование и моделирование

10

Конструирование изделий из разных материалов, в том числе наборов «Конструктор» по заданным условиям. Мир профессий

6

1

4

Нет

Резервное время

1

0

0

Всего:

34

1

24

4 класс

№п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Технологии, профессии и производства

1

Технологии, профессии, производства. Современные производства и профессии.

2

0

0

- побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);

Нет

Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии

2

Информационно – коммуникативные технологии

3

0

1

- побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);

РЭШ

Раздел 3. Конструирование и моделирование

3

Конструирование роботехнических моделей.

5

0

0

- применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога

РЭШ

Раздел 4. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование.

4

Конструирование сложных изделий из бумаги и картона.

4

0

0

- побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);

- применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога

- применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний

-применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: групповая работа или работа в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися

-реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: слушание и анализ выступлений своих товарищей

- реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: анализ проблемных ситуаций

- использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности

РЭШ, Учи.ру

5

Конструирование объемных изделий из разверток

3

0

0

РЭШ, Учи.ру

6

Интерьеры разных времен. Декор интерьера. Мир профессий

3

0

0

РЭШ

7

Синтетические материалы.  Мир профессий

5

0

0

РЭШ

8

История одежды и текстильных материалов. Мир профессий

5

0

1

РЭШ

9

Конструирование и моделирование. Конструирование изделий из разных материалов, в том числе наборов «Конструктор» по заданным условиям

3

0

0

РЭШ

Резервное время (подготовка портфолио)

1

0

Всего:

34

0

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

всего

контрольные работы

практические работы

1

 Урок – экскурсия. Мир вокруг нас (природный и рукотворный)

1

   0

0

2

Урок – экскурсия Техника на службе человека (в воздухе, на земле и на воде)

1

0

0

3

Урок – экскурсия Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи

1

0

0

4

Урок – экскурсия Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания

1

0

0

5

Урок – экскурсия Природа и творчество. Природные материалы. Сбор листьев и способы их засушивания

1

0

0

6

Урок – экскурсия Семена разных растений. Составление композиций из семян

1

0

0

7

Урок – экскурсия Объемные природные материалы (шишки, жёлуди, каштаны). Конструирование объемных изделий из них

1

0

0

8

Урок – игра. Способы соединения природных материалов.

1

0

0

9

Понятие «композиция». Центровая композиция. Точечное наклеивание листьев.

1

0

0

10

«Орнамент». Разновидности композиций. Композиция в полосе.

1

0

0

11

Материалы для лепки (пластилин, пластические массы). Свойства пластических масс.

1

0

0

12

Изделие. Основа и детали изделия. Понятие «технология».

1

0

0

13

Формообразование деталей изделия из пластилина.

1

0

0

14

Объемная композиция. Групповая творческая работа – проект («Аквариум», «Морские обитатели»).

1

0

0

15

Бумага. Ее основные свойства. Виды бумаги.

1

0

0

16

Картон. Его основные свойства. Виды картона.

1

0

0

17

Сгибание и складывание бумаги. (Составление композиций из несложной сложенной детали).

1

0

0

18

Сгибание и складывание бумаги. (Основные формы оригами и их преобразование).

1

0

0

19

Складывание бумажной детали гармошкой.

1

0

0

20

Режущий инструмент ножницы. Их назначение, конструкция. Правила использования.

1

0

0

21

Приемы резания ножницами по прямой, кривой и ломаной.

1

0

0

22

Резаная аппликация.

1

0

0

23

Шаблон – приспособление для разметки деталей. Разметка по шаблону.

1

0

0

24

Разметка по шаблону и вырезание нескольких деталей из бумаги.

1

0

0

25

Преобразование правильных форм в неправильные.

1

0

0

26

Составление композиций из деталей разных форм.

1

0

0

27

Изготовление деталей по шаблону из тонкого картона.

1

0

0

28

Общее представление о тканях и нитках.

1

0

0

29

Швейные иглы и приспособления. Назначение. Правила обращения. Строчка прямого стежка.

1

0

0

30

Вышивка – способ отделки изделий. Мережка (осыпание края заготовки из ткани)

1

0

0

31

Строчка прямого стежка, ее варианты – перевивы.

1

0

0

32

Отделка швейного изделия (салфетки, закладки) строчками прямого стежка.

1

0

0

33

Отделка швейного изделия (салфетки, закладки) строчками прямого стежка.

1

0

0

Всего:

33

0

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по труду 1 класс

В рабочей программе представленнны: пояснительная записка; цели и задачи программы; содержание программы; требования к 1 и 2 уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; тематическое планиров...

рабочая программа по труду 2 класс УМК Планета знаний

Программа скорректированна для классов 4 вида....

Рабочая программа по труду 4 класс

Рабочая программа по труду 4 класс 68 часов...

Рабочая программа. Занимательный труд. 2 класс. 8 вид

Программа составлена на основе программы под редакцией И.М. Бгажноковой. Надомное обучение. 0,25 часа в неделю...

Рабочая программа по труду 2 класс ОВЗ

Рабочая программа разработана на основе: "Программы МО РФ для специальных (коррекционных) ОУ В.В.Воронковой"...

Рабочая программа по труду (технология) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «Труд (технология)» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...

Адаптированная рабочая программа по труду(технологии) для обучающейся с ТНР (вариант 5.1) 3 класс

В соответствии с требованиями времени и инновационными установками отечественного образования, обозначенными во ФГОС НОО, данная программа обеспечивает реализацию обновлённой концептуальной идеи учебн...