Адаптированная рабочая программа по труду(технологии) для обучающейся с ТНР (вариант 5.1) 3 класс
рабочая программа по технологии (3 класс)

Чекменева Антонина Ивановна

В соответствии с требованиями времени и инновационными установками отечественного образования, обозначенными во ФГОС НОО, данная программа обеспечивает реализацию обновлённой концептуальной идеи учебного предмета «Труд(технология)». Её особенность состоит в формировании у обучающихся социально ценных качеств, креативности и общей культуры личности. Новые социально-экономические условия требуют включения каждого учебного предмета в данный процесс, а уроки труда(технологии) обладают большими специфическими резервами для решения данной задачи, особенно на уровне начального образования. В частности, курс труда(технологии) обладает возможностями в укреплении фундамента для развития умственной деятельности обучающихся начальных классов. В курсе труда(технологии) осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_trudtehnologiya_variant_5.1_klass_3_.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31»

Рассмотрена и рекомендована                                         Утверждена                                

к утверждению:                                                                 приказом директора МАОУ СОШ №31

педагогическим советом                                                   № 350 от  30.08.2024

МАОУ СОШ №31                                                             Директор __________ О.В.Ухватова

Протокол № 1 от 28.08.2024г                              

                                   АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для обучающейся с тяжелыми нарушениями речи

                                                     (вариант 5.1.)

 по учебному предмету «Труд(технология)»                                                                                                                         

                              ученицы 3 класса  (фамилия, имя)

                                                 уровень изучения    базовый

                                                                                                          Составитель:

                     Чекменева Антонина Ивановна,

 учитель начальных классов.

г.Тамбов

2024

                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ_ЗАПИСКА                                                                                                                                              Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Труд(технология)» для обучающейся с ТНР  (вариант 5.1) ученицы 3е класса  Климовой Екатерины составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы – адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания, основной образовательной программы МАОУ СОШ №31, Учебным планом образовательной организации  на 2024/ 2025 учебный год, на  основе  авторской  программы «Технология»  Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В., Добромысловой Н.В.

Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения.

В соответствии с требованиями времени и инновационными установками отечественного образования, обозначенными во ФГОС НОО, данная программа обеспечивает реализацию обновлённой концептуальной идеи учебного предмета «Труд(технология)». Её особенность состоит в формировании у обучающихся социально ценных качеств, креативности и общей культуры личности. Новые социально-экономические условия требуют включения каждого учебного предмета в данный процесс, а уроки труда(технологии) обладают большими специфическими резервами для решения данной задачи, особенно на уровне начального образования. В частности, курс труда(технологии) обладает возможностями в укреплении фундамента для развития умственной деятельности обучающихся начальных классов.

В курсе труда(технологии) осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей.

Математика — моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир — природные формы и конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокуль-турные традиции.

Родной язык — использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности.

Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Важнейшая особенность уроков труда(технологии) в начальной школе — предметно-практическая деятельность как необходимая составляющая целостного процесса интеллектуального, духовного и нравственного развития обучающихся младшего школьного возраста. Продуктивная предметная деятельность на уроках труда(технологии) является основой формирования познавательных способностей школьников, стремления активно знакомиться с историей материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительного отношения к ним

Занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у обучающихся социально-значимых практических умений и опыта преобразовательной творческой деятельности как предпосылки для успешной социализации личности младшего школьника.

На уроках труда(технологии) ученики овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию

Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного предмета.

Для реализации основной цели и концептуальной идеи данного предмета необходимо решение системы приоритетных задач: образовательных, развивающих и воспитательных

Образовательные задачи курса:

—формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;

—становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;

—формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);

—формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений

Развивающие-задачи:                                                                                                                                                                        —развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений;

—расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности;

—развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий;                                                                                                                                                                          —развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности

Воспитательные задачи:

—воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;

—развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморе-гуляции, активности и инициативности;

—воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;

—становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;

—воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУД(ТЕХНОЛОГИЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно требованиям ФГОС общее число часов на изучение курса «Труд(технология)» в 3 классе — 34ч (по 1 часу в неделю). 

I четверть – 8 ч                                                                                                                                                                                                II четверть – 8 ч

III-четверть-11ч                                                                                                                                                               IV-четверть - 7 ч

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Основные модули курса «Труд(технология)»:

1. Технологии, профессии и производства

2. Технологии ручной обработки материалов:

 технологии работы с бумагой и картоном;

 технологии работы с пластичными материалами;

 технологии работы с природным материалом;

 технологии работы с текстильными материалами;

 технологии работы с другими доступными материалами

3. Конструирование и моделирование:

 работа с «Конструктором»

 конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов;

4. Информационно-коммуникативные технологии

3 КЛАСС

1. Технологии, профессии и производства

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса

Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках технологии.

Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая гармония в предметном ансамбле; гармония предметной и окружающей среды (общее представление).

Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в жизни современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе изучения природных законов — жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и др. )

Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего

Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества; распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель/лидер и подчинённый).

2. Технологии ручной обработки материалов (10 ч)

Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий; сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и др.) Выбор материалов по их декоративно-художественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия

Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и др.); называние и выполнение приёмов их рационального и безопасного использования

Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и техно-логических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка материалов; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм.

Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и др. ) Чтение и построение простого чертежа/эскиза развёртки изделия. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных построений.

Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий шилом.

Технология обработки текстильных материалов Использование трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и др. ) и/или петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких деталей.

Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном изделии.

3. Конструирование и моделирование.

Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия; детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого/необходимого результата; выбор способа работы в зависимости от требуемого результата/ замысла.

4. Информационно- коммуникативные технологии

Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные техноло-гии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет в соответствии с материально-техническими возможностями, видео). Работа с текстовым редактором Microsoft Word.

Универсальные учебные действия

Познавательные УУД:

—ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);

—осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и несущественных признаков;

—выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а также графически представленной в схеме, таблице;

—определять способы доработки конструкций с учётом предложенных условий;

—классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);

—читать и воспроизводить простой чертёж/эскиз развёртки изделия;

—восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия

Работа с информацией:

—анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей и макетов изучаемых объектов;

—на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы;

—осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

—использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя

Коммуникативные УУД:

—строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

—строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и способах создания;

—описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;

—формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и способов выполнения задания

Регулятивные УУД:

—принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для её решения; —прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану;

—выполнять действия контроля и оценки; выявлять ошибки и недочёты по результатам работы, устанавливать их причины и искать способы устранения;

—проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания

Совместная деятельность:

—выбирать себе партнёров по совместной деятельности не только по симпатии, но и по деловым качествам;

—справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы;

—выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;

—осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУД(ТЕХНОЛОГИЯ)» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

В результате изучения предмета «Труд(технология)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:

—первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;

—осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды;

—понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

—проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды; эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;

—проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности;

—проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами;

—готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

К концу обучения 3 класса у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия

Познавательные УУД:

—ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных вы-сказываниях;

—осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков;

—сравнивать группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия;

—делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике;

—использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности;

—комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;

—понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности

Работа с информацией:

—осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;

—анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме; выполнять дей-ствия моделирования, работать с моделями;

—использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач;

—следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках

Коммуникативные УУД:

—вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;

—создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов России;

—строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;

—объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия

Регулятивные УУД:

—рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);

—выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;

—планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

—устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;

—выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

—проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.

Совместная деятельность:

—организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество;

—проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь;

—понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ТРУД(ТЕХНОЛОГИЯ)»

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

—понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский нож», «шило», «искусственный материал»;

—называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и др.);

—читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль);

—узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);

—безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;

—выполнять рицовку;

—выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками;

—понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций; исполь-зовать их при решении простейших конструкторских за-дач;

—конструировать и моделировать изделия из разных матери лов и наборов «Конструктор» по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;

—изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

—выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции;

—называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся);

—понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

—выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;                                                                        —использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творче-ских и проектных заданий;

—выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Основным средством обучения является учебник «Технология», содержание которого соответствует учебной программе курса.

1.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В «Технология». Учебник. 3 класс.

Кроме основных средств обучения, учитывая особенности предмета и возможности МАОУ СОШ№31 г. Тамбова для изучения курса «Труд(технология)» регулярно применяются различные виды иллюстративного и наглядного материала

Кроме того, для успешной работы и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определённые условия:

1. Наличие учебного оборудования (столы, стулья, доска, стенды шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий),

настенные доски для вывешивания иллюстративного материала, держатели для схем и таблиц.

2. Учебные пособия, дидактические материалы.

3. Рабочие тетради, карандаши и пр.

Технические средства обучения

Маркерная доска

Персональный компьютер (для учителя)

Проектор

Принтер А4

Одним из средств наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, и др.) Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Труд(технология)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.2 класс.

1.Пояснительная записка.2.Планируемые результаты.3.Содержание .4.Тематическое планирование.5.Календарно-тематическое планирование....

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с задержкой психического развития .4 класс.

Пояснительная записка. Планируемые результаты. Содержание.Тематическое планирование....

Адаптированная рабочая программа по предмету Математика» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) для 3 класса

Адаптированная рабочая программа по предмету Математика» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) для 3 классаРабочая программа конкретизирует содержание ко...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 2 класса (вариант 6.3), обучающихся на дому

Адаптированная  рабочая программа по литературному чтению на родном языке 2 класс (третий год обучения) для обучающихся  с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опо...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для обучающихся с ТНР (вариант 5.1)

Данная  программа рассчитана на детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями в речи  (ТНР), на основе общеобразовательной программы ...

Рабочая программа по труду (технология) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «Труд (технология)» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...