Рабочая программа по труду 1 класс
календарно-тематическое планирование (технология, 1 класс) на тему

Гурьянова Ольга Юрьевна

В рабочей программе представленнны: пояснительная записка; цели и задачи программы; содержание программы; требования к 1 и 2 уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_trudu_1_klass.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  специальное (коррекционное)

общеобразовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) школа (VIII вида)  № 657

Приморского района Санкт – Петербурга

Утверждена решением

Педагогического  Совета

ГСКОУ школы (VIII вида) № 657

Приморского района  Санкт-Петербурга

Протокол № 1 от 30.08.2011г.

Рассмотрена на заседание методического

объединения учителей начальной школы

Протокол №  1  от 30.08.2011г.

Рабочая программа по  предмету

«Ручной труд»

1 класс

Составитель: учитель Гурьянова Ольга Юрьевна

Рабочая программа по ручному труду 1 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса ручного труда  для 1 класса составлена на основе программы для подготовительного класса школы VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) под редакцией В.В. Воронковой, «Просвещение», 2009год.

Главное место в коррекционно-воспитательной работе с учащимися отводится трудовому обучению, где они овладевают трудовыми навыками .

На уроках труда у учащихся воспитывается  трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе .Сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются трудовые качества, обучаются доступным приемам труда, развивается самостоятельность, прививается интерес к труду.

Происходит формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в класс, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать не нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Коррекционная направленность уроков труда выражается в  формировании умений:

- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

- предварительно планировать ход работы над изделием( устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения развивается наблюдательность, воображение, речь, пространственная ориентировка, исправляются недостатки физического развития.

Особое внимание уделено правилам безопасной работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места)

В целях ознакомления учащихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в трудовые мастерские школы и экскурсии с целью изучения окружающего мира и сбора природного материала.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по ручному труду, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе.

Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом. Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты работы.

Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила два уровня требований к  знаниям и умениям учащихся.  Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс.

Понижать уровень требований нужен только тогда, ко гда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия.

Цель рабочей программы: 

- развитие общетрудовых умений.

Образовательная задача:

- обучение простейшим безорудийным и орудийным приемам (н-р: сгибание бумаги, скатывание, сплющивание и вытягивание пластилина, резание ножницами по прямым и кривым линиям и т.д.).

Коррекционно-развивающая задача:

- развитие и коррекция  познавательной деятельности и мелкой моторики рук.

 Воспитательная задача:

- воспитание положительных качеств личности и уважения к людям труда.

Требования к уровню подготовки учащихся

1-й уровень

Учащиеся должны знать:

- названия материалов, объектов работы.

Учащиеся должны уметь:

- организовать свое место, правильно сидеть, правильно держать альбом, карандаш, ножницы;

- выполнять санитарно-гигиенические навыки;

- обводить карандашом шаблоны, соединять линиями точки, проводить линии от руки;

- закрашивать цветным карандашом в контуре, вырезать по контуру;

- узнавать, различать, показывать квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал;

- сравнивать по величине, цвету, различать большой – маленький, широкий – узкий, длинный – короткий;

- ориентироваться на плоскости листа, показывать и называть верх, низ, правую, левую стороны листа, углы;

- складывать бумагу,  раскатывать пластилин, пользовать клеем, ножницами;

- определять места приклеивания аппликации;

- соблюдать правила безопасной работы;

- выслушивать инструкцию, отвечать на вопросы («Что ты делаешь?», «Из чего делаешь?», «Где?»).

2-й уровень

Учащиеся должны знать:

-название материалов, объектов работы.

Учащиеся должны уметь:

- работать с инструментами с помощью учителя;

- наклеивать детали аппликации с помощью учителя на отмеченное учителем место;

- выполнять рабочие действия с учителем.

Программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Работа с природным материалом

16

2

Работа с пластилином

21

3

Работа с бумагой

29

Содержание программы

Работа с природным материалом:

-экскурсии в природу в разное время года;

- технические сведения: свойства природных материалов (хрупкий, колючий); форма, величина, цвет;

- санитарно-гигиенические правила;

- правила безопасной работы с режущими инструментами;

-приёмы работы: наклеивание на бумагу клеем засушенных листьев, составление по образцу предметной картинки, соединение пластилином (вкалывание).

Работа с пластилином:

- технические сведения: пластилин твёрдый и мягкий, цвет – красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, оранжевый, коричневый, фиолетовый;

- организация рабочего места;

- санитарно-гигиенические правила;

-приёмы работы:

Раскатывание в ладонях и на дощечке (столбик), скатывание в ладонях (шар), раскатывание в ладонях овальной формы (огурец), расплющивание (блин), вдавливание (яблоко), вытягивание столбика (морковка), размазывание по картонке.

Работа с бумагой:

- технические сведения: свойства бумаги(сгибается, рвётся, намокает, мнётся, режется), цвет бумаги (красны, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, коричневый, оранжевый, фиолетовый), понятие об аппликации (размещение в контуре элементов аппликации, сочетание цветов в орнаменте), инструменты для работы с бумагой (ножницы, клей, шаблон, карандаш;

- санитарно-гигиенические правила;

- правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами;

- приёмы работы: складывание пополам (1 – 2 раза), из угла в угол, разглаживание по сгибу от центра к краям, разрывание и разрезание по сгибу, обводка по шаблону, вырезание по прямым и кривым линиям, симметричное вырезание, смазывание клеем и наклеивание, рациональное использование материала.

Список литературы:

- Программы подготовительного и 1 -4 классов коррекционных образовательных учреждений Vlll вида  под редакцией В.В.Воронковой  Москва «Просвещение»  2009г.

- Н.П. Павлова «Трудовое обучение в 1 – 3 классах вспомогательной школы»  Москва «Просвещение» 1988г.

- И.А. Грошенков «Изобразительная деятельность  в специальной (коррекционной) школе VIII вида»  Москва «Просвещение» 2002 г.

- Программа воспитания и обучения в детском саду


Тематическое планирование по ручному труду в 1 классе

п./п.

Тема урока

Кол-во

уроков

Дата

1

Вводное занятие. Экскурсия в трудовые мастерские.

1

Работа с пластилином

2

Изготовление лесенки, забора, домика, ёлки из палочек и столбиков различной длины и толщины.

2

3

Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бусы, ягоды, мяч.

1

4

Лепка по образцу овощей и фруктов (предметы овальной формы): слива, огурец, картофель. Составление композиций. Лото “Овощи-фрукты”.

1

Работа с природным материалом

5

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев. Экскурсия с целью сбора природного материала.

2

6

Составление по образцу сюжетной картины из засушенных природных материалов. Экскурсия - сбор природного материала.

2

Работа с бумагой

7

Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям. Экскурсия в картонажную мастерскую.

1

8

Изготовление закладки. Экскурсия в картонажную мастерскую.

1

9

Изготовление по образцу летающих игрушек. Самолёт.

1

10

Упражнения в резании ножницами по следам сгиба, вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, треугольники. Конструирование из геометрических фигур.

1

11

Вырезание квадратов, прямоугольников, треугольников, размеченных по шаблону. Конструирование из геометрических фигур.

1

12

Вырезание кругов, овалов, размеченных по шаблону. Конструирование из геометрических фигур.

1

Работа с пластилином

13

Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов.

1

14

Лепка по образцу букв и цифр на подложке.

2

15

Изготовление по образцу ежа из пластилина и природного материала.

1

16

Изготовление по образцу цветка из пластилина и природного материала.

1

17

Изготовление бабочки из пластилина и листьев клёна, ясеня.

1

18

Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки.

1

19

Изготовление из жёлудя и пластилина мышки, гриба.

1

Работа с бумагой и клеем

20

Изготовление ёлочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка).

.2

21

Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.

2

22

Изготовление по образцу ёлочных игрушек.

4

Работа с пластилином

23

Лепка по образцу рельефов букв А, Б, П, О, С, М, У.

2

24

Лепка по олбразцу рельефов цифр 1, 2, 3, 4, 5.

2

25

Лепка пирамидки.

2

Работа с природным материалом

26

Изготовление птички из шишки ели, сосны, пластилина и веточек.

2

27

Изготовление пингвина и пальмы из шишек и пластилина.

2

28

Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха с парусом.

2

29

Изготовление по образцу петушка из еловой шишки, пёрышков и пластилина.

2

Работа с бумагой

30

Вырезание по длинной линии и конструирование. Игрушка “Бумажный фонарик”.

.2

31

Вырезание и конструирование “Бумажный цветок”.

2

32

Криволинейное вырезание. Плоскостная аппликация “Радуга”.

2

33

Вырезание по кривой линии (овал). Плоскостное конструирование.

2

34

Предметное симметричное вырезание, сложенной пополам. Аппликация “Самолёт в облаках”.

2

Работа с пластилином

35

Лепка предметов из отдельных частей: Домик с ёлочкой, Орнамент в круге, Барашек Бяша.

3

Работа с природным материалом

36

Аппликация из гороха и пластилина “Рыбка”.

2

37

Вазочка “Радуга”.

2

Работа с бумагой

38

Симметричное предметное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз. Аппликация “Букет цветов” (коллективная).

2

39

Симметричное вырезание орнаментов из бумаги сложенной несколько раз: ёлочки, дельфинчики, матрёшки, цветы.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Изо и художественный труд" рабочая программа для 2 класса

Представлена рабочая программа по изобразительному искусству (Б. Неменский) для 2 класса 2 часа в неделю....

рабочая программа по труду 2 класс УМК Планета знаний

Программа скорректированна для классов 4 вида....

Рабочая программа по труду 3-4 класс

Рабочая программа по труду для 3 – 4 класса составлена на основе Примерной программы основного начального образования по технологии и Государственного стандарта начального общего образования 200...

Рабочая программа по труду 4 класс

Рабочая программа по труду 4 класс 68 часов...

Рабочая программа. Занимательный труд. 2 класс. 8 вид

Программа составлена на основе программы под редакцией И.М. Бгажноковой. Надомное обучение. 0,25 часа в неделю...

Рабочая программа по труду для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

Рабочая программа по учебному предмету «Занимательный труд» составлена на основе: Примерной  программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора п...

Адаптированная рабочая программа по труду в 4 классе коррекционной школы VIII вида

Программа составлена на учебный год, содержит коррекционные задачи...