Коррекционно-развивающее занятие по столярному делу для детей с ОВЗ Тема: «Устройство и назначение сверлильного станка»
план-конспект занятия по технологии (4 класс)
Коррекционно-развивающее занятие по столярному делу для детей с ОВЗ Тема: «Устройство и назначение сверлильного станка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sverlilnyy_stanok.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «ПРЕОДОЛЕНИЕ»
Коррекционно-развивающее занятие по столярному делу для детей с ОВЗ
«Устройство и назначение сверлильного
Станка»
Подготовил инструктор по труду: Федотов С.Н.
2024 год
Цели: познакомить детей с ограниченными возможностями здоровья с устройством сверлильного станка, научить работать на сверлильном станке, соблюдать правила безопасной работы.
Задачи:
Обучающая – дать знания детям с ограниченными возможностями здоровья об устройстве сверлильного станка, его назначении; научить работать на сверлильном станке, соблюдая правила техники безопасности.
Коррекционная – развить умение переносить знания в новую ситуацию; содействовать развитию мышления;
Воспитательная – воспитание у обучающихся аккуратности, культуры речи.
Тип урока: комбинированный.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: сверлильный станок, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент
- Взаимное приветствие,
- Проверка готовности к уроку.
2. Коррекционное упражнение
«Отгадай загадки»
Отгадайте загадки про инструменты, необходимые для труда:
отвечают по очереди.
#1057;ам в комнате, а голова на улице. (Гвоздь.)
2. Древесину ест едок, сто зубов в один рядок. (Пила.)
3. Сам худ, а голова с пуд. (Молоток.)
#1054;стра, как игла, а шить не годится. (Шило.)
#1043;де упрется хвостом, станет дырка потом. (Сверло.)
6. Гостя примут от души: так обнимут - не дыши (тиски)
3. Актуализация знаний.
- Для чего нужны столярные инструменты? Где они применяются? Для чего они нужны? (Примерные ответы обучающихся) (Для изготовления столярных изделий)
- Ребята, у меня есть черный ящик. Нужно отгадать, что в нем лежит.
Задание «Черный ящик»
- В ящике лежит инструмент, в устройство которого входит грибок (коловорот)
- Ребята, разделитесь на две группы. У каждой группы есть брусок и коловорот. Сейчас мы определим, кто умеет лучше работать коловоротом, кто быстрее просверлит отверстие. Но для этого повторим правила безопасной работы с коловоротом.
Правила безопасного труда с коловоротом:
1.Переносить коловорот с места на место можно только сверлом вниз.
2.Нельзя оставлять сверло с коловоротом в отверстии.
3.Сверлить можно только хорошо зажатую деталь.
- Вы просверлили отверстие. Работа оказалась трудной и долгой.
Поэтому придумали сверлильный станок, чтобы автоматизировать работу, сделать ее для человека не такой трудной.
#1048;зучение нового материала.
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы познакомимся со сверлильным настольным станком, а также познакомимся с приёмами работы на сверлильном станке.
Тема сегодняшнего урока: «Устройство и назначение сверлильного станка».
Основные части сверлильного станка.
Технические сведенья:
Настольный вертикально-сверлильный станок состоит из следующих основных частей (смотрим плакат):
#1055;лита – станина
#1050;олонка
#1064;пиндельная бабка
#1042;ал шпиндель
5. Рычаги управления шпинделем
6. Патрон
#1069;лектродвигатель
#1055;ривод (ременная передача шкивы ступенчатые)
#1055;ульт управления
#1055;итающий кабель
#1047;ащитные кожуха
Принцип работы станка:
Шпиндель приводится во вращение электродвигателем. Вращение вала электродвигателя передается на шпиндель через привод последнего посредством ременного механизма, включающего шкивы под V- образный ремень. На многих станках можно регулировать скорость вращения сверла.
Патрон под сверла у бытового оборудования идентичен установленному на электродрелях и обычно рассчитан на сверла, диаметр которых до 12 мм. Специальным ключом патрон запирают или ослабляют, чтобы, соответственно, зафиксировать или извлечь сверло.
Максимальная высота заготовок, в которых может быть просверлено отверстие на бытовом станке, – 20–90 см. На различных типах оборудования она разная. Зависит от высоты самого верхнего положения сверлильной головки, которую можно поднимать и опускать по стойке-колонне. На самых маленьких легких станках это обычно делают, перемещая руками непосредственно сам сверлильный модуль, а на моделях побольше и потяжелее – с помощью специального привода, снабженного рукоятью или штурвалом. В нужном положении головку фиксируют предназначенной для этого ручкой. Этим же способом регулируется глубина просверливаемых отверстий и минимальная высота заготовок, так как максимальный вылет вниз патрона, установленного на шпинделе, при его подаче невелик – в зависимости от типа станка 5–40 см.
Другая важная характеристика сверлильного станка – вылет сверла. Это расстояние между центральной вертикальной осью сверла либо иного инструмента, закрепленного в патроне, и стойкой. Чем оно больше, тем лучше – от этого зависит насколько далеко от края заготовки можно просверлить отверстие. Величина вылета у бытового станка 10–20 см.
Станина оборудования должна быть достаточно тяжелой и большой – соразмерной его весу и габаритам. Иначе она не сможет обеспечивать приемлемую устойчивость станка и стабильность его работы. Верхняя сторона станины, обращенная к патрону, выполняет функции рабочего стола. Она частично или полностью имеет идеально ровную плоскую поверхность с несколькими прорезями: центральная обеспечивает просверливание сквозных отверстий без взаимного повреждения стола и сверла, а боковые могут использоваться для установки тисков, шаблонов и упоров.
Сверло, закрепленное в патроне, опускают на заготовку, нажимая на ручку подачи рычажного типа, установленную на сверлильной головке справа. Она подпружинена и при прекращении воздействия на нее в исходное положение возвращается сама, автоматически. Возвратный механизм на некоторых станках можно заблокировать затяжным рычагом, чтобы ручка, а, значит, и сверло остались в определенном положении.
Управление работой электродвигателя осуществляется кнопками его пуска и остановки.
Правила работы на сверлильном станке:
1) Работать на сверлильном станке можно только с разрешения учителя.
2) Выключать станок следует нажатием на кнопку красного цвета.
3) Нельзя класть инструменты и посторонние предметы на плиту станка.
4) Движущиеся части станка должны быть надежно ограждены.
5) Перед работой надо проверить надежность закрепления патрона в шпинделе, сверла в патроне, детали в тисках.
6) Подготовку сверлильного станка к работе и уборку стружек можно производить только после его остановки. Нельзя тормозить руками вращающийся патрон. При сверлении нельзя сильно нажимать на рычаг управления валом шпинделя.
Виды сверл для сверления отверстий.
- спиральное по металлу;
- спиральное по дереву;
- перовое по дереву.
Закрепление сверла на сверлильном станке.
Закрепляется сверло в патроне с помощью специального ключа.
Сверлильные патроны служат для закрепления сверл с цилиндрическими хвостовиками. В практике широко применяется трехкулачковый патрон с наклонными кулачками. Он состоит из корпуса, в который запрессована гайка. На внутреннем конусе гайки имеется резьба. Посредством этой резьбы гайка соединена с кулачками, которые расположены наклонно (по конусу гайки) и на одной стороне своей поверхности имеют резьбу.
Удерживание заготовок при сверлении.
-при сверлении мелких заготовок применяется тиски и пассатижы.
Основные части сверла.
- режущая кромка;
- спираль;
- хвостовик.
При работе на сверлильном станке должны соблюдаться правила техники безопасности.
Инструкция по технике безопасности при работе на сверлильном станке
Опасности в работе:
1. Ранение глаз отлетающей стружкой при сверлении металла.
2. Ранение рук при плохом закреплении деталей.
До начала работы:
1. Правильно наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат, берет или косынку).
2. Проверьте надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.
3. Надежно закрепите сверло в патроне,
4. Проверьте работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопок.
5. Прочно закрепите деталь на столе станка в тисках или кондукторах. Поддерживать руками при сверлении незакрепленную деталь запрещается.
6. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.
Во время работы:
1. Сверло к детали подавайте плавно, без усилий и рывков, и только после того, как шпиндель станка наберет полную скорость.
2. Перед сверлением металлической заготовки необходимо накернить центры отверстий. Деревянные заготовки в месте сверления накалывают шилом.
3. Особое внимание и осторожность проявляйте в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки уменьшите подачу.
4. При сверлении крупных деревянных заготовок (деталей) на стол под деталь кладите обрезок доски или кусок многослойной фанеры.
5. Во избежание травм в процессе работы на станке:
а) не наклоняйте голову близко к сверлу;
б) не производите работу в рукавицах;
в) не кладите посторонние предметы на станину станка;
г) не смазывайте и не охлаждайте сверло с помощью мокрых тряпок, для охлаждения сверла нужно пользоваться специальной кисточкой;
д) не тормозите руками патрон или сверло;
е) не отходите от станка, не выключив его.
6. Перед остановкой станка отведите сверло от детали, после чего выключите электродвигатель.
После окончания работы:
1. После остановки вращения сверла удалите стружку со станка с помощью щетки. Из пазов станочного стола стружку уберите металлическим крючком. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее руками.
2. Отделите сверло от патрона и сдайте станок учителю.
3. Приведите себя в порядок.
Практическая работа.
#1054;смотреть сверлильный станок и составить его кинематическую схему.
#1057;нять ограждения и ознакомится с механизмом ременной передачи.
#1059;становить ограждение привода на место.
Закрепление материала.
1 .Из каких основных частей и механизмов состоит сверлильный станок?
2. Как устроен механизм подъема корпуса станка?
3. Рассказать об устройстве механизма подачи шпинделя и
механизма резания.
4. В чем преимущества сверлильного станка перед ручной дрелью.
Заключительная часть:
- подведение итогов;
- анализ ошибок;
- выставление оценок;
- уборка помещения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)
Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....
Мастер-класс по теме "Изо-терапия, как одна из эффективных форм коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»
В настоящее время в практику коррекционно-педагогичекой работы с детьми с умственной отсталостью вошла изо-терапия, и стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции...
План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", 1 класс.
Материал содержит подробный план конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа",...
Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа Павловский Посад Московской области Конспект открытого коррекционно...
Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...
Коррекционно-развивающее занятие по столярному делу для детей с ОВЗ Тема: «Выпиливание ручным лобзиком»
данный материал поможет молодому учителю трудового обучения, педагогу начальных классов...
Коррекционно-развивающее занятие по столярному делу для детей с ОВЗ Тема: «Выпиливание ручным лобзиком»
Коррекционно-развивающее занятие по столярному делу для детей с ОВЗ Тема: «Выпиливание ручным лобзиком»...