Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития
план-конспект занятия (1 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат
городского округа Павловский Посад Московской области
Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития
«Путешествие на планету Речи»
1 «А» класс
Конспект составили:
Ратиева Виктория Владимировна,
Учитель-дефектолог, педагог-психолог;
Невская Марина Александровна
Учитель-логопед
2018 учебный год
Путешествие на планету Речи
Цель занятия: преодоление речевых нарушений путём выполнения системы двигательных упражнений в сочетании с речью, с использованием ИКТ.
Задачи:
- Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, к учению.
- Формировать навыки словообразования.
- Закреплять чёткое произношение звуков [р] – [р'] в словах.
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематические представления
- Воспитывать умение слушать и слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом.
- Тренировать зрительное внимание.
- Развивать логическое мышление.
- Развивать пространственное мышление и творчество, память и внимание.
- Активизация развития связной речи и навыков общения, слухового внимания и чувства ритма;
- Развитие импровизационных движений и умения действовать по показу;
- Совершенствование общей и ручной моторики;
- Воспитание интонационной выразительности речи;
- Развитие просодики (дыхания, силы голоса, артикуляции).
- Здоровьесбережение через применение инновационных технологий: биоэнергопластики, проведение массажа, зрительной гимнастики, релаксации с применением музыкотерапии.
- Воспитание активности, инициативности, самостоятельности речевых высказываний, умения действовать по правилу и взаимодействовать с участниками группы.
- Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Ход занятия
- Организационный момент.
Логопед. Дорогие ребята! В нашу школу пришло видео-послание, давайте его посмотрим: (смотрят видео с магом) «Дорогие ребята! Приглашаем вас на планету Речи. Обещаем много приятных сюрпризов. На планете Речи живут звуки, буквы, слоги, слова, а также увлекательные истории». Это послание я отложила до весны, потому что к полёту нужно хорошо подготовиться. Несколько месяцев вы учили буквы, учились читать, писать без ошибок, грамотно и красиво выражать свои мысли, а также изобретать, фантазировать, искать ответы на сложные вопросы. Сегодня вам понадобятся не только знания, но и собранность, смекалка, готовность помочь друг другу.
Речевая разминка.
Логопед: Чтобы чётко и красиво говорить, надо провести речевую разминку.
Задание: Внимательно послушайте, что я скажу, а затем повторите вместе со мной чётко и громко.
Са-са-са, са-са-са – зеленеют все леса.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы – я всегда боюсь грозы.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше – как прекрасно на душе.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча – через час сгорит свеча.
Ли-ли-ли, ли-ли-ли – все ромашки зацвели.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру – начинай скорей игру.
Теперь мы готовы отправиться в путешествие?
Дети: Готовы!!!
- Основная часть.
Логопед: Ребята, нам нужно пройти по канатной дороге прямиком в хижину мага Флокки. Но будьте осторожны, как услышите звук ветра, приседайте.
(дети проходят препятствие).
Логопед с детьми стучит в дверь:
«На двери висит замок,
Кто открыть его бы смог,
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»
выходит маг Флокки.
Маг Флокки: Здравствуйте, ребята! Как я рад приветствовать Вас на своей Планете Речи. Вас ждет увлекательное путешествие на этих волшебных землях. Вы готовы к приключениям?
Дети: Да!!!!
Маг Флокки: Тогда первое испытание: «Отгадайте слово по первым буквам».
Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на карточки с картинками, вам нужно назвать на какую букву начинается каждая картинка и разгадать подсказку для следующего квеста.
(Дети разгадывают – слова: КНИГА, КУКЛА, МАСКА).
Маг Флокки: Молодцы какие! (Маг вручает 1 пазл.) Дети, за каждое задание вы будите получать фрагмент картины. Когда вы выполните все задания, то сможете узнать о тайне Планеты Речи. На моей планете каждый день устраивается праздник какого-либо звука. Отгадайте, какой звук будет сегодня «хозяином» на планете:
«Эта буква нам важна:
Слову «Родина» нужна,
«Речь родная», «русский» тоже
Без нее прожить не сможет.
Буква нужная, поверь!
Это буква ….»
Дети: Р!!!
Задание: «Определи, где находится звук «Р». У вас на столах лежат схемы и карточки с картинками. Что означает эта схема? Слово. Первый звук – начало слова, последний звук – конец слова, все остальное – это середина слова. Попробуем определить! Дети по очереди называют, что изображено на картинке, определяют местоположение звука и помещают картинку в нужную часть схемы.
4.Релаксация. (Проводится под музыкальное сопровождение)
Маг Флокии: Закроем глаза, сядем удобно, дышим ровно, глубоко.
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
5.Развитие фонематических представлений, навыков словообразования.
Маг Флокки: Мы оказались в сказочном лесу. Посмотрите, как много здесь грибов, непохожих на наши обычные грибы. На каждом из них есть какой-то рисунок. Как можно назвать лес, если в нём много грибов? (Грибной) А как называют людей, собирающих грибы? (Грибники). Нам предлагают стать грибниками и набрать грибов. Но будьте осторожны, ребята, нам нужно помнить, что грибы бывают ядовитыми. Кто помнит, какие гласные буквы есть в русском языке?
Дети называют.
Логопед: Сегодня можно собирать только те грибы, на которых есть рисунки с гласными буквами. Остальные грибы сегодня считаются ядовитыми и их собирать нельзя. Посмотрим, кто из вас окажется лучшим грибником и соберёт больше грибов с заданными буквами.
Игра «Грибники»
Задание: выбрать грибы, на которых есть картинки с гласными буквами. (Под музыкальное сопровождение дети подходят к панно и выбирают грибы).
Маг проводит проверку.
Маг Флокки: За выполненное задание получайте следующий фрагмент картинки.
6.Подбор прилагательных к существительным
Логопед: Выйдя из лесу, мы оказались прямо у реки. Кто живёт в реке? Как называют того, кто ловит рыбу? Сейчас мы будем рыбаками.
Игра «Рыбалка» (дети из «пруда» при помощи удочек вылавливают конверты с заданием).
Логопед: Задание: Зачеркните неправильно написанные буквы и заполните клеточки правильно написанными буквами, отгадайте слова. (ПИОН, ГВОЗДИКА, ЛАНДЫШ, РОЗА, ВОРОНА, АИСТ, ЛАСТОЧКА, ФИЛИН).
Маг Флокки: Ребята, вот ваш следующий пазл! Поздравляю!
7.Подбор антонимов.
Маг Локки: Ребята, нам нужно пополнить запас питьевой воды. Скажите, можно пить воду из речки? Почему? А вот из родника, к которому мы подошли, воду пить можно. Но этот родник не даёт воду просто так. Он предлагает выполнить свои задания. И только тому, кто дополнит предложение, записанное на капельке воды, и чётко произнесёт его, он позволит взять себе капельку.
Игра «Дополни предложение»
Логопед:
Задание: дополнить предложение и повторить его полностью.
Ручеёк узкий, а река… .
Родник чистый, а лужа … .
Вода холодная, а пар … .
Река близко, а море … .
Пруд маленький, а океан … .
Равнинная речка течёт медленно, а горная … .
Маг Флокки: Вот ваша награда! (выдает пазл)
9. Развитие навыков словообразования.
Маг Флокии: Мы с вами оказались на поле из ромашек. Как может оно называться? (Ромашковое) Посмотрите, ребята, пока мы с вами отдыхали, здесь произошло несчастье. С самой большой ромашки ветер сорвал все лепестки. А лепестки-то здесь тоже не простые, а волшебные, на каждом лепестке написаны загадки. Давайте соберём все лепестки.
Дети собирают лепестки и отдают логопеду. Он читает загадки детям.
На дорогах стало суше
У меня сухие … ноги (уши).
Чинят крыши, мебель, рамы,
На рыбалку ходят … папы (мамы).
Мимо улья проходил
Косолапый … мишка (крокодил).
Подобрать себе я смог
Пару варежек для … рук (ног).
Чтобы погладить майку, трусы,
Мама включает в розетку … утюг (часы).
Хоккеистов слышен плач
Пропустил вратарь их … шайбу (мяч).
Круглой формы голова,
Той же формы буква … О (А).
Вышел зайчик погулять,
лап у зайца ровно … четыре (пять).
День рожденья на носу —
Испекли мы … торт (колбасу).
С каждым днем к нам лето ближе,
Скоро встанем все на … ролики или скейты (лыжи).
Маг Флокии: Теперь на ромашковом поле всё в порядке. (Выдает пазл) Идём дальше.
12. Развитие зрительного восприятия.
Маг Флокии: Недавно я побывал в нашем зоопарке. Мне там так понравилось, что я и вам предлагаю его посетить. Животные этого зоопарка необычные. Они собраны из букв, расположенных в определённом порядке.
Логопед: Задание: Ребята Вам нужно составить из букв слова (Дети рассматривают изографы, на которых зашифрованы слова). Как можно их назвать одним словом?
- Итог занятия.
Логопед: Ой! А что это там? (логопед показывает на волшебный ящик, густо украшенный дождиком). Ребята, чтобы нам отгадать, что за ним прячется нужно глубоко вдохнуть и выдуть воздух, дети находят недостающий пазл.
Маг Флокии: Теперь-то у нас есть все фрагменты пазла, давайте скорее его соберём, чтобы угадать, что же за тайна Планеты Речи!
Дети собирают пазл и находят спрятанный сундук с сокровищами.
- Рефлексия.
Маг Флокки: Ребята, Вам понравилось на Планете Речи?
Дети: Дааааа!
Логопед: Какое задание вам понравилось больше всех? А какое задание было самым трудным?
Маг Флокки: Жду вас в гости ребята, До свидания, друзья!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otgaday_slova_po_pervym_bukvam.docx | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития
Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей. Всех детей можно многому научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя поэтапное обучение, глубокую диф...
Коррекционно-развивающие упражнения на начальном этапе обучения игре на фортепиано (для детей с задержкой психического развития)
Индивидуальные занятия в классе фортепиано могут стать одним из способов коррекции различных отклонений, в частности моторно-двигательных, психических, поведенческих. Вся работа, как форма допол...
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (2 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий с психологом для обучающихся с ЗПР (вар...
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (3 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год
У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.).Исследования в...
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (1 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год
Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР. Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление ...
Использование элементов по социально-эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития на занятиях с учителем-логопедом
При работе с обучающимися с задержкой психического развития возможно, применять различные коррекционно-развивающие, воспитательные, педагогические технологии, позволяющие добиваться положительно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития 2 класс на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа является нормативно-правовым документом, определяющим организацию логопедического коррекционно-образовательного ...