РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Волшебный чемоданчик» для 4 класса на 2024-2025 учебный год , 34 часа
рабочая программа по технологии (4 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебный чемоданчик» (далее – рабочая программа) разработана для обучающихся 4 класса.
Рабочая программа реализуется в рамках Плана внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Рабочая программа предполагает формирование у младших школьников пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, а затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для изготовления изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, швеи. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
В соответствии с Планом внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования, рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Рабочая программа предполагает проведение занятий в следующих формах:
исследование, участие в выставках, конкурсах, создание коллективных и индивидуальных творческих проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prograama_vneurochnoy_deyatelnosti_dlya_4_klassa_romanova_o.n._volshebnyy_chemodanchik.docx | 51.35 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Волшебный чемоданчик»
для 4 класса
на 2024-2025 учебный год
Всего часов на учебный год: 34 часа
Составитель:
Романова Ольга Николаевна, учитель внеурочной деятельности
Санкт-Петербург,
2024
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебный чемоданчик» (далее – рабочая программа) разработана для обучающихся 4 класса.
Рабочая программа реализуется в рамках Плана внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Рабочая программа предполагает формирование у младших школьников пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, а затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для изготовления изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, швеи. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
В соответствии с Планом внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования, рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Рабочая программа предполагает проведение занятий в следующих формах:
исследование, участие в выставках, конкурсах, создание коллективных и индивидуальных творческих проектов.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
1.Основы конструирования
1.1.Вводное (организационное) занятие.- 1 час
Знакомство с правилами поведения в объединении. Знакомство с планом работы. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.
1.2. Виды и свойства бумаги. Форма листа бумаги для моделей. Подготовка к занятиям. – 1 час
Материалы и инструменты. Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и применении. Знакомство с технической деятельностью человека.
Практическая работа: Исследование свойств бумаги. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.
1.3. Первоначальные графические знания и умения. Умение пользоваться чертёжным инструментом.- 1 час
Закрепление и расширение знаний о некоторых чертёжных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш, чертёжная ученическая доска. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Способы и приёмы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью двух угольников и линейки. Приёмы работы с циркулем и измерителем. Условные обозначения на графическом изображении такие, как линия невидимого контура, осевая или центровая линия, сплошная тонкая, (вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус. Расширение и закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади.
Практическая работа.
Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.
2.Постройка моделей.- 3 часа
2.1.Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.
Технология работы изготовления модели из плоских деталей. Изготовление моделей: «Рамка для фотографий».
Практическая работа. Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона украшений для фоторамки с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.
2.2.Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам.
Знакомство с технологией изготовления моделей из бумаги и картона.
Изготовление сложных геометрических фигур из бумаги, построение выкроек деталей, сборка отдельных узлов и деталей в единое целое.
Практическая работа. Изготовление и установка деталировки. Сборка модели.
3. Художественное вырезание. – 4 часа
Вырезание из бумаги
Знакомство с теоретическими аспектами художественного вырезания. Материалы и инструменты. Правила пользования и правила безопасной работы.
Практическая работа.
- Вытыканка. Изделия «Птицы», «Растения», «Насекомые», «Новогодний декор».
4.Бумагопластика. – 4 часа
Технология работы изготовления модели из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Знакомство с новым направлением в квиллинге – квиллинг трёхмерный, или объёмный.
- Квилинг. Изделия «Птичка», «Ожерелье», «Дельфин», «Букет цветов».
5.Знакомство с профессией «модельер». -8 часов
Продолжать формировать представления о социальной роли труда и значимости профессии «Модельер». Знакомство с историей моды. Закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Знакомство с технической деятельностью человека данной профессии.
Практические работа.
-Придумывание эскизов одежды современного человека : одежда для спорта, одежда на каждый день.
- исследование «Альтернативные виды одежды», придумывание одежды из бросового материала. Расширение и закрепление знаний о защите окружающей среды.
6. Знакомство с профессией" Швея". "Что такое Пэчворк?" – 7 часов.
Продолжать формировать представления о социальной роли труда и значимости профессии «Швея». Знакомство с видами швов, которые часто используются при пошиве одежды и постельного белья. Ремонт одежды. Знакомство с разными способами ремонта одежды: штопка, аппликация, пэчворк. Продолжение работы с геометрическими фигурами , которые вырезаются из ткани. Знакомство с разными свойствами тканей. Развитие художественного воображения путем конструирования мозаичного рисунка, в результате которого можно получить вполне узнаваемые изображения каких-то предметов, правильные орнаменты или непредсказуемые причудливые узоры. Закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы.
Практическая работа.
- исследование разных типов ткани и их практическое применение.
-практическое применение наложение заплатки или аппликации
7. Знакомство с профессией "Дизайнер-оформитель." – 4 часа
Продолжать формировать представления о социальной роли труда и значимости профессии дизайнер. Знакомство с профессиями «Дизайнер-оформитель» и «Ландшафтный дизайнер».
Практическая работа.
- Исследование " В чём разница профессий дизайнер-оформитель и ландшафтный дизайнер?»
- Изготовление предметов для оформления школьного или классного интерьера
8.Заключительное занятие.- 1 час
Подведение итогов и анализ работы за год.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
В части гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине - России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
В части патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В части духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
В части эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
В части трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
В части экологического воспитания:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
В части ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовыми логическими действиями:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовыми исследовательскими действиями:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) в работе с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности
№ | Тема | Количество часов | Возможность использования ЭОР |
1 | Вводное занятие | 1 | ФГИС «Моя школа» |
2 | Виды бумаги и ее свойства. Правила безопасности при работе с инструментами. Знакомство с основными терминами и условными обозначениями | 1 | ФГИС «Моя школа» |
3 | Моделирование из бумаги и картона. | 4 | ФГИС «Моя школа» |
4 | Вытыканка (вырезание из бумаги) | 4 | ФГИС «Моя школа» |
5 | Квилинг | 4 | |
6 | Знакомство с профессией модельера. Придумывание эскизов одежды. | 4 | ФГИС «Моя школа» |
7 | Придумывание одежды из бросового материала. | 4 | ФГИС «Моя школа» |
8 | «Пэчворк». Знакомство с профессией «Швея». | 3 | ФГИС «Моя школа» |
9 | Аппликация на ткани. Способы прикрепления аппликации. | 4 | ФГИС «Моя школа» |
10 | Знакомство в профессией дизайнер-оформитель. | 2 | ФГИС «Моя школа» |
11 | Изготовление предметов для оформления интерьера . | 2 | ФГИС «Моя школа» |
12 | Подведение итогов. Выставка работ. | 1 | ФГИС «Моя школа» |
Общее количество часов программы | 34 |
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема |
1 | Вводное занятие. |
2 | Виды бумаги и её свойства. Правила безопасности при работе с инструментами. Знакомство с основными терминами и условными обозначениями |
3 | Исследование различных свойств картона и бумаги. |
4 | Моделирование из бумаги и картона. Изделие" Рамка для фотографий" |
5 | Моделирование из бумаги и картона. Изделие " Грузовик" и другие. |
6 | Моделирование из фольги и бумаги. |
7 | Вытыканка. Изделие " Птицы." |
8 | Вытыканка. Изделие" Растения." |
9 | Вытыканка. Изделие "Насекомое." |
10 | Вытыканка. Изделие " Новогодний декор". |
11 | Квилинг. Изделие " Птичка". |
12 | Квилинг .Изделие " Ожерелье". |
13 | Квилинг. Изделие " Дельфин". |
14 | Квилинг. Изделие " Букет цветов" |
15 | Знакомство с профессией "Модельер". Известные модельеры России и мира. |
16 | Исследование "Как менялась мода на протяжении веков". |
17 | Придумывание эскизов одежды для занятий спортом. |
18 | Придумывание эскизов одежды на каждый день. |
19 | Исследование "Альтернативные видов одежды современного человека". |
20 | Придумывание одежды из полиэтиленовых пакетов |
21 | Придумывание одежды из бумаги, одноразовых стаканчиков и прочих материалов |
22 | Демонстрация своей одежды из бросового материала. Защита проекта. |
23 | Знакомство с профессией" Швея". "Что такое Пэчворк?" |
24 | Идеи на тему: "Нестандартное лоскутное шитьё". |
25 | Моделирование изделия в стиле Пэчворк. |
26 | Исследование разных типов ткани, их свойств и области применения. |
27 | Исследование "Как красиво отремонтировать поврежденную одежду?" |
28 | Виды аппликаций и способы их нанесения на одежду. |
29 | Практическое применение навыка работы с аппликацией на ткани. Изделие "заплатка" |
30 | Знакомство с профессией "Дизайнер-оформитель." |
31 | Исследование " В чём разница профессий дизайнер-оформитель и ландшафтный дизайнер?" |
32 | Придумывание предметов для оформления школьного интерьера |
33 | Изготовление предметов для оформления школьного или классного интерьера |
34 | Подведение итогов. Выставка работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный сундучок" для 2 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш".
Рабочая программа и тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". (1 - 4 класс)...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"
Данная рабочая программа предполагает не только развитие визуально-пространственного мышления обучающихся, как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир книг»
Рабочая программа для обучающихся 4 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Волшебный мир книги."
Рабочая программа курса внеурочной детельности "Волшебный мир книги" составлена с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» на уровне начального образования для 2 класса...