РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир книг»
рабочая программа (4 класс)

Файзуллина Оксана Владимировна

Рабочая программа для обучающихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_mir_knig.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 10 имени майора В. В.  Малярова»

г. Балаково Саратовской области

ПРИНЯТО

на заседании

Методического объединения учителей

МАОУ ООШ № 10

Протокол № 1

от «21»августа 2018г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________ /_______________/

«21» августа 2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________/______________/

Приказ № 212                                 от«22» августа 2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Волшебный мир книг»

(духовно-нравственное направление)

для учащихся 4 класса

на 2018-2019 учебный год

         

                                                                                      Составитель:

Файзуллина Оксана Владимировна,

высшая квалификационная категория

Балаково - 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Волшебный мир книг» для 4 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений.

Авторская программа курса рассчитана на 1 занятие в неделю, всего в год  34 занятия.

    Курс «Волшебный мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцируемого обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Занятия курса помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно- эстетического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ КУРСА:

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
  • расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных умений.

      Преемственность курса с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации курса могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

       Содержание курса создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях курса предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА. Содержание программы курса «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

        Программа курса — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий курса поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге,  как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

         В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

-уметь работать с книгой, пользоваться алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою эстетическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия

4 класс:

— составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;

— различать виды и типы книг;

— писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;

— знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

—  пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

— писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

— пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;

— составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;

— задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;

— выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры;

—  собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);

— работать с детскими газетами и журналами.

4-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (34 Ч)

     

Название раздела.

Всего  часов

1

Страницы старины седой.

4

2

Крупицы народной мудрости.

4

3

Мифы народов мира.

2

4

Русские писатели-сказочники.

3

5

«Книги, книги, книги...».

4

6

Книги о детях и для детей.

3

7

Словари, справочники, энциклопедии.

3

8

Родные поэты.

3

9

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания.

4

10

Мир книг.

4

Итого:

34

Страницы старины седой (4 ч)

   Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.

   Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.

   Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.

   Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

   Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».

   Экскурсия в типографию или книжный магазин.

Крупицы народной мудрости (4 ч)

   Сборники произведений фольклора.

   Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».

   Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».

   Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.

   Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).

   Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках».

   Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.

Мифы народов мира (2 ч)

   Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг.

   Работа с системным каталогом.

   Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».

   Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

Русские писатели-сказочники (3 ч)

   Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.

   Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

   Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).

   Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).

«Книги, книги, книги...» (4 ч)

   Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.

   Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.

   Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).

   Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.

   Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».

   Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами.

                               Книги о детях и для детей (3 ч)

   Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.

   Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.

   Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, A. Волкова.                Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».

   Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

                      Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)

   «Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

   Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».

   Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.

                                             Родные поэты (3 ч)

   Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение   и   слушание   стихотворений   о   Родине   А.С.   Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.

   Конкурс чтецов «Стихи о Родине».

                     Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)

   Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.

   Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.

   Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».

   Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.

                                             Мир книг (3 ч)

   Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.

   Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк

B. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».

   Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита».    Литературная игра «Тайны учебной книги».

   Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.                    

Календарно-тематическое планирование кружка «Волшебный мир книг»

№ п/п

Тема урока

Сроки планируемые

Дата с учётом корректировки

1

Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники.

05.09.18

2

Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси.

12.09.18

3

Библия. Библейские предания.

19.09.18

4

Творческая работа: история книги.

26.09.18

5

Героические песни о героях России. Песня-слава.

03.10.18

6

Книга-сборник С.Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В.Суворове.

10.10.18

7

Русь великая в произведениях фольклора.

17.10.18

8

День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России.

24.10.18

9

Мифы народов мира. Книги-сборники.

07.11.18

10

Мифологические герои.

14.11.18

11

Мир сказок: сказки народные и авторские.

21.11.18

12

Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П.Ершова «Конёк-Горбунок».

28.11.18

13

исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина.

05.12.18

14

Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках. Энциклопедии и книги-справочники.

12.12.18

15

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.

19.12.18

16

Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку.

26.12.18

17

Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.

16.01.19

18

Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы».

23.01.19

19

Дети – герои книг писателей XIX века.

30.01.19

20

Библиографические справки о Марке Твене, В.Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др.

06.02.19

21

Конкурс- кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей- классиков.

13.02.19

22

«Хранители  слов»- словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

20.02.19

23

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.

27.02.19

24

Игра «100 вопросов Почемучек»-практическая работа со справочной литературой.

06.03.19

25

Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги.

13.03.19

26

Читаем и слушаем стихотворения о родине А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С.Есенина, Н.Рубцова и др.

20.03.19

27

Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».

10.04.19

28

Очерки и воспоминания. Писатели о писателях.

17.04.19

29

Встреча с корреспондентом местной газеты.

24.04.19

30

Творческая работа: очерк о своей школе, о своём городе(селе) или о любимой книге.

24.04.19

31

Книги о детях войны. Е.Ильина «Четвёртая высота».

08.05.19

32

Детские газеты и журналы.

15.05.19

33

Библиотечная мозаика: выставка книг игры, конкурсы, подготовленные презентации.

22.05.19

34

Обобщающее занятие. Задание на лето.

22.05.19

                 

                           

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный сундучок" для 2 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш".

Рабочая программа и тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". (1 - 4 класс)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"

Данная рабочая программа предполагает не только развитие визуально-пространственного мышления обучающихся, как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ор...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Волшебный мир книги."

Рабочая программа курса внеурочной детельности "Волшебный мир книги" составлена с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» на уровне начального образования для 2 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Волшебный мир

Программа кружка «Волшебный мир» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной ре...