Технологическая карта урока «Выполнение двойного шва» (профильный труд, швейное дело)
план-конспект урока по технологии

Организовать закрепление изучаемого материала, используя различные методы и формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fgos_ovz_mahmutovoy_t.v.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока:____ «Выполнение двойного шва»___

Цели для ученика

1. расширить и углубить ранее полученные знания  и практические умения  по выполнению двойного шва

2. развивать умение ориентироваться в задании, планировать последовательность действий и контролировать ход работы. Коррекция внимания, мышления и мелкой моторики рук.

3. воспитывать трудолюбие, аккуратность. Содействовать развитию у детей умения общаться, взаимодействовать друг с другом.

Цели для учителя

  1. организовать работу для расширения и углубления ранее полученных знаний  и практических умений  по выполнению двойного шва.
  2. организовать активную познавательную деятельность учащихся через игровую деятельность.
  3. стимулировать учащихся к полным ответам.
  4.  организовать закрепление изучаемого материала, используя различные методы и формы.
  5. обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: индивидуальная, групповая, дифференцированная, практическая работа.

Опорные понятия, термины: двойной шов, брак, лицевая и изнаночная стороны, отутюжить.

Формы контроля:  устная проверка знаний,  практическая работа, работа с инструкционной картой, работа с карточками

Домашнее занятие: зарисовать несколько видов изделий, при пошиве которых применяется двойной шов

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся. (дифференциация

по группам

учащихся)

Формируемые умения:

метапредметные (УУД)

(Приложение 1)

Организационный момент

- Здравствуйте ребята, какой сейчас у вас урок? (Профильный труд, швейное дело)

-Поднимите правую  руку  – кто меня видит

Поднимите левую  руку  – кто меня слышит

Похлопайте в ладоши- кто готов к работе!

- Сегодня мы с вами не просто ученики, а рабочие на швейной фабрике, работаем в швейном цехе.  Я  ваш мастер, у мастера есть помощник - Бригадир. Бригадиром назначается Смирнова Виктория.  Обязанности Бригадира – Виктории: контролировать процесс выполнения работы, помогать при затруднениях рабочим нашего цеха, следить за качеством выполняемой работы. ( Демонстрация 2 Слайда – изображение швейного цеха)

Учащиеся перед уроком надевают рабочую форму, строятся и сдают рапорт о готовности к уроку и отсутствующих в классе. Отвечают на вопросы учителя.

3 -4 группы повторяют действия за учителем.

Л  1.1

Р  3.1

Этап мотивации и актуализации знаний

Создает ситуацию, направленную на повторение пройденного материала.

- Сегодня мы с вами не в швейной мастерской, а в швейном цеху. Повторим правила безопасной работы в швейном цеху.

- Как нужно себя вести в швейном цехе?( В швейном цехе нужно вести себя спокойно, выполнять требования мастера и бригадира)

- Можно ли бегать по цеху, вставать с места,  ходить с иглами и ножницами? (нельзя бегать, ходить по цеху со швейными инструментами)

- На уроке швейного дела мы пользуемся различными инструментами.

-Выберите из предложенных материалов, только то, что необходимо на уроке швейного дела.

3 группы отвечают на вопросы учителя

 4 группа - индивидуальная работа по карточкам. Детям нужно обвести игольницу по пунктирным линиям (учитель осуществляет показ)

Л 1.1

Л 1.3

Л 1.5

Л 1.6

К  2.1

Р 3.1        

Постановка учебной задачи

Озвучивает тему и цель урока. Создаёт ситуацию успеха.  

- Тема сегодняшнего урока: Выполнение двойного шва. Мы превращаемся в работников швейного цеха, урок наш - рабочий день. (Демонстрация 1 Слайда. Тема урока: «Выполнение двойного шва»)

- Наш план на сегодняшний рабочий день - сшить 5 простыней из узкой хлопчатобумажной ткани. Ваша задача под руководством мастера и бригадира – Виктории  выполнить на заказ 5 двойных швов на простынях.

3-4 группа –

слушают, запоминают, настраиваются на работу

П 4.1

П 4.3

Изучение нового материала

Повторение  техники безопасности при работе с инструментами

- Рабочие, прежде чем приступить к работе, бригадир проверит ваши знания по технике безопасности

(На доске «Цветик семицветик», на каждом лепестке название швейного инструмента. Дети подходят  по очереди к доске, выбирают лепесток и рассказывают правила по технике безопасной работы с инструментами: швейной иглой, ножницами, швейной машиной, утюгом.  Учитель выслушивает ответы детей)

Учитель обеспечивает мотивацию выполнения заданий,  объясняет требования к  выполнению работы. Использует технические возможности.  

- Мы с вами шьем элемент постельного белья. А кто помнит, что нам нужно сшить? (простынь)

- Что входит в комплект постельного белья? ( Наволочка, простынь, пододеяльник)

- Рабочие, мы с вами говорили, что комплекты бывают разные. Какие виды комплектов постельного белья вы знаете? (Демонстрация 3 Слайда – Виды комплектов постельного белья) (Дети отвечают: односпальный, двуспальный, полуторный и евро)

- Итак, Ваша задача под контролем мастера и Бригадира – Виктории за рабочий день сшить качественно простынь из узкой хлопчатобумажной ткани с выполнением двойного шва, соединяя две детали простыни.  Работу нужно выполнить в срок и качественно. В конце рабочего дня каждый рабочий получит зарплату. Зарплата будет зависеть от качества выполненной работы.

- Ребята,  на доске образец качественной работы и работы с браком, выберите качественный образец.

 - Ребята, какой образец с браком?(Учитель объясняет и показывает где брак и как его избежать)

- У ткани есть лицевая и изнаночная стороны.

- Ребята, кто скажет, как определить лицевую и изнаночную сторону ткани?

( Демонстрация 4 Слайда – таблица по определению лицевой и изнаночной сторон ткани). ( Дети отвечают: нужно посмотреть на ткань, четкий и яркий рисунок – это  лицевая сторона ткани, нечеткий и бледный рисунок – это изнаночная сторона ткани)

Учитель объясняет требования к работе и ход выполнения работы на образце, используя инструменты и приспособления.

- Ребята,  вспомним требования к выполнению двойного шва. (Демонстрация 5 Слайда – изображение двойного шва)

- В готовом виде ширина шва  7-10 мм.

- Отутюживем изделие. Складываем.

Дети слушают, смотрят презентацию.

3 группа - работает с «цветиком» и презентацией индивидуально и группой с бригадиром.

4 группа- работает под руководством учителя с карточками с изображением инструментов (дети выбирают только те инструменты, которые нужны для швейного дела)

3-4 группы -

Слушают, отвечают на вопросы, запоминают

Л 1.7

Л  1.11

К  2.6

П 4.2

П 4.5

Л  1.7

 Л  1.11

К  2.6  

П 4.2  

П  4.5

Л 1.7

Л 1.11

К  2.6  

П 4.2  

П  4.5

Физическая пауза

Использование здоровьесберегающей технологии

Раз - подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - ноги шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сесть.

Зарядку проводит бригадир, дети повторяют движения, направленные на развитие координации, расслаблению мышц шеи, рук, спины.

К 2.4

 К 2.5

Р  3.1

Р  3.2

Р  3.3

Практическая работа

Учитель организует  самостоятельную работу учащихся. Предлагает индивидуальные задания. Осуществляет выборочный и индивидуальный контроль.

 - Рабочие, приступаем к выполнению задания. Бригадир раздаёт каждому работнику крой простыни и инструкционные карты по  выполнению двойного шва. Ваша задача выполнить двойной шов качественно и быстро. За качественное выполнение зарплата 5 звезд, с мелким недочетами- 4 звезды, 3 звезды - за множественные недочеты при выполнении работы.

- Рабочие, прочитайте инструкционную карту по выполнению двойного шва. (Демонстрация 9 слайда – инструкционная карта) (Дети читают инструкционную карту)

- У каждого из вас на столе такая же инструкционная карта-распечатка по выполнению двойного шва, читайте её и выполняйте работу качественно и быстро.

Инструкционная карта.

  1. Складываем 2 части изделия изнаночными сторонами друг к другу.
  2. Совмещаем контрольные точки.
  3. Прокладываем сметочные стежки на расстоянии 0,5 мм от края изделия.
  4. Выполняем машинную строчку.
  5. Приутюживаем шов.
  6. Вымётываем шов на изнаночной стороне изделия.
  7. Выполняем машинную строчку.
  8. Отутюживаем шов.
  9. Проверяем качество выполненной работы.

3 группа- учащиеся читают инструкционную карту и выполняют работу поэтапно с бригадиром.

4 группа -  учитель показывает  каждое действие  для выполнения задания по инструкционной карте,

ученики повторяют, учитель координирует, направляет.

Л 1.7

Л 1.8.

Л 1.11

Р 3.1

К 2.10

К 2.11        

К 2.12

Р  3.6

Р 3.8

Р 3.10

П 4.2

П 4.5

Закрепление изучаемого материала

Организует закрепление изучаемого материала, используя различные методы и формы.

- Как называется шов, который выполняли на уроке?(Двойной шов)

- Где он применяется? (Двойной шов применяется при пошиве постельного и нательного белья)

Проверка качества выполненной работы.

- Рабочие, вы закончили работу.

- На швейной фабрике бригадир проверяет качество выполненной работы. Наш бригадир проверил вашу работу.

(Бригадир показывает лучшие работы, указывает на ошибки в работах).

3 группа- фронтальная совместная работа.

4 группа - работает с карточками на магнитной доске (на карточках составляющие комплекта постельного белья и нательного белья) дети выбирают только составляющие постельного белья.

Участвуют   в оценке деятельности  

Л 1.8

 К 2.8

К 2.12

Р  3.4

Р. 3.5

Рефлексия

Учитель подводит учеников к выводу, оцениванию своей деятельности. Обеспечивает положительную реакцию на собственную   деятельность и одноклассников.

- Наш рабочий день в швейном цехе закончен, работы выполнили все.

- Рабочие, понравился вам ваш рабочий день? (да)

- Какая работа сегодня вызвала у вас особый интерес? ( работа с «Цветиком», выполнение двойного шва, работа в пластилином, работа с карточками)

Дети слушают, отвечают на вопросы.

 Отвечают на вопросы.

Л 1.1

Л 1.3

Подведение итогов.

- Я попрошу бригадира выдать заработную плату каждому работнику.

- Зарплата в виде звёзд получена за качество выполненной работы. Кто-то заработал 5 звезд, кто-то 4 звезды, а кто-то3.

- Какие трудности возникли при выполнении двойного шва? ( Было сложно вымётывать шов на изнаночной стороне)

- За урок получили оценки ….(Выставление оценок в дневники и журнал)

Дети слушают, отвечают на вопросы.

Работают все учащиеся

Л 1.1

Л 1.6

К 2.8

Р 3.4

Приложение №1

Условные обозначения, используемые в технологической карте.

1. Личностные учебные действия.

Л 1.1 Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Л 1.3 Стремление к  пониманию культурно-исторического наследия родного   края и страны.

Л 1.5 Формирование представлений о мире профессий,  их востребованности на рынке труда.

 Л 1.6 Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Л 1.7 Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств.

Л 1.8 Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Л 1.11 Активное включение в общеполезную  трудовую и  социальную деятельность.

2. Коммуникативные учебные действия (умения)

К 2.1 Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)

К 2.4  Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

К 2.5 Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

К 2.6  Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

К 2.8 Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.)

К 2.10Устанавливать рабочие отношения в группе для выполнения практической работы или проекта.

К 2.11Уметь обращаться и принимать помощь.

 К2.12Уметь слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

3. Регулятивные учебные действия (умения)

Р 3.1 Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).

Р 3.2 Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Р 3.3 Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Р 3.4 Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев

Р 3.6 Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Р3.8 Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Р 3.10 Соблюдать  правила безопасности и культуры труда в учебно-трудовой деятельности в соответствии с культурой производства.

4. Познавательные учебные действия (умения)

П4.1 Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию.

П4.2  Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями

П 4.3 Использовать в жизнедеятельности межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

П 4.5 Овладевать методами чтения технической, технологической и инструктивной информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: А. Барто «Дело было в январе...». С. Дрожжин «Улицей гуляет…»

Технологическая карта урока литературного чтения разработана по учебнику «Литературное чтение» 2  класс Авторы: Л. Ф.  Климанова и др....

Технологическая карта урока: Выполнение освоенных упражнений на снарядах.

Овладение двигательными умениями в создании акробатических комбинаций....

Технологическая карта занятия в ГПД: "Человек и труд"

Наименование занятия: "Человек и труд"Направление духовно – нравственного развития и воспитания: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.Цель заня...

Технологическая карта занятия в ГПД : "Человек и труд"

Наименование занятия: "Человек и труд"Направление духовно – нравственного развития и воспитания: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.Цель заня...

Технологическая карта урока математики по теме: "Производительность труда" 3 класс ЗанковЛ.В.

Технологическая карта урока открытия нового знания по теме: "Производительность труда"...

Технологическая карта урока Мир природы и человека "Труд людей осенью"

Создать условия для ознакомления учащихся с трудом людей осенью в поле, в саду, на огороде, для знакомства с корнеплодами, составления правил безопасной работы с сельхоз инвентарём...

Технологическая карта урока окружающего мира «Что создавалось трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: формирование представлений о труде крестьян на Руси.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление о труде крестьян, о крестьянском праве.2. Ознакомить с терминами «крестьяне»...