Рабочая программа по ручному труду
рабочая программа по технологии (2 класс)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, В. В. Воронковой 1-4 классы,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnoy_trud_28.1.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет администрации Косихинского района Алтайского края по образованию и делам молодёжи,
Глушинская основная общеобразовательная школа – филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Косихинская средняя общеобразовательная школа имени А.М. Топорова»
Утверждено методическим советом школы Протокол №___ от «____» ________ 201__ г | Согласовано: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________ /__________________ «____» ________ 201__ г | Утверждаю: Директор школы ________Н.А. Костенкова Приказ № ______ от ______ 201__г |
Рабочая программа по ручному труду
2 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
Ручной труд 1-4 классы. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, В. В. Воронковой 1-4 классы,
4-е издание - М.: Просвещение, 2013.
Составитель: учитель начальных классов Чушкина М.А.
учитель первой квалификационной категории
с. Глушинка
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса ручной труд 1 класса составлена на основе следующих документов:
1.ФГОС НОО;
2.Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ «Косихинская СОШ им. А.М. Топорова»;
3.Учебный план Глушинской ООШ – филиала МБОУ «Косихинская СОШ им. А.М. Топорова»»;
4.Положение о рабочей программе МБОУ «Косихинская СОШ им. А.М. Топорова»»;
5. Рабочая программа по ручному труду 1-4 классы предметной линии учебников В. В. Воронковой «Ручной труд 2 класс» (пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М; Просвещение, 2013г, 4-е издание).
Базисный учебный план на изучение ручного труда во 2 классе начальной школы отводит 1 час в неделю, всего 34 урока в год.
Обоснование выбора программы
Данная программа и УМК к ней полностью соответствуют требованиям ФГОС начального общего образования и требованиям освоения ООП НОО по ручному труду в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
Целью данной программы является:
- воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;
- уважение к людям труда;
- получение элементарных знаний по видам труда.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития.
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
-стремление к безопасному поведению в природе и обществе;
-положительное отношение к окружающей действительности, способность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Регулятивные базовые учебные действия:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
-работать с учебными принадлежностями(инструментами)
-организовывать рабочее место;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
-оценивать действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-уметь выполнять элементарные работы с глиной и пластилином, природными материалами, клеем, бумагой;
-наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс): по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников данного класса. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия.
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Вся работа на уроках труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления учащихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
значение производства товаров для жизни людей;
сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;
демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;
знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами и рисунками.
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти;
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации ;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
5.Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации образовательной программы по ручному труду решаются коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти.
- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия
- коррекция и развитие тактильного восприятия
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
- умение выражать свои чувства.
Изменений в авторскую программу не внесено.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Ручной труд» на конец обучения в 2 классе:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, приемы, формообразования, соединения деталей; расплющивания глины и пластилина; различать по текстуре глину и пластилин; знать, какой бывает природный материал; уметь работать с нитками; ориентироваться в задании, сравнивать образец с натуральным объектом с частичной помощью учителя; соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, иглой, клеем | знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, приемы формообразования, соединения деталей; правильно и точно знать отличия пластилина и глины, работы с ними; работать аккуратно с природным материалом; соблюдать технику безопасности на уроках; ровно вырезать из бумаги заданные фигуры; правильно работать с клеем; уметь выполнять элементарные работы с иглой и нитками; оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий; при изготовлении изделий планировать ближайшее операции по технологической таблице; |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Работа с природными материалами | 6 | 6 |
2 | Работа с пластилином | 9 | 9 |
3 | Работа с бумагой и картоном | 9 | 9 |
4 | Работа с текстильными материалами | 10 | 10 |
Всего: | 34 | 34 |
Содержание учебного предмета
1 | РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ | Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зерен, опилок на плотной подложке (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам, фигурки животных). |
2 | Работа с пластилином | Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: бруса, рубанка,молотка с квадратным бойком. Первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры. Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры. Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга (чайника для заварки, чашки). Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся. Проведение игры «Накрой на стол». Слабые учащиеся выполняют работу с натуры. |
3 |
Работа с бумагой и картоном | Изготовление подставки, пакета, маски собачки. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации. Вычерчивание вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Вычерчивание квадрата, прямоугольника. Изготовление поздравительных открыток, грузового автомобиля, модель дорожного указателя «Переход». В конце занятия можно провести игру «Правила уличного движения», используя изделия детей. Приемы работы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Закрепление нитки-петли. |
4 | Работа с текстильными материалами | Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями — повторение приемов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка. Технические сведения. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | Виды контроля и обратной связи |
1 | Работа с глиной и пластилином Правила поведения и техника безопасности на уроках труда. Лепка на плоскости форм геометрических фигур (куб, параллелепипед) | 06.09 | Самостоятельная работа |
2 | Лепка столярных инструментов | 14.09 | |
3 | Лепка с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля | 13.09 | Практическая работа |
4 | Работа с природными материалами (многодетальные объемные изделия) Изготовление птички | 20.09 | Практическая работа |
5 | Изготовление рыбки | 27.09 | Практическая работа |
6 | Работа с бумагой и картоном Изготовление пакета из бумаги | 04.10 | Практическая работа |
7 | Изготовление счетного материала (квадраты, треугольники, круги) | 11.10 | |
8 | Работа с текстильными материалами Изготовление стилизованных ягод из ниток | 18.10 | Практическая работа |
9 | Плетение косички из веревочек | 25.10 | Практическая работа |
10 | Работа с глиной и пластилином Лепка стакана для карандашей | 08.11 | Практическая работа |
11 | Лепка с натуры цветочного горшка | 15.11 | Практическая работа |
12 | Лепка по представлению чайной посуды | 22.11 | Практическая работа |
13 | Работа с природными материалами (аппликационные работы и панно) Составление композиции из засушенных растений | 29.11 | Практическая работа |
14 | Изготовление ежика из сухих листьев | 06.12 | Практическая работа |
15 | Изготовление колпачка для карандашей из каштанов | 13.12 | Практическая работа |
16 | Работа с бумагой и картоном Изготовление закладки для книг | 20.12 | Практическая работа |
17 | Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд | 27.12 | Практическая работа |
18 | Работа с глиной и пластилином Лепка по образцу цыпленка и утенка | Практическая работа | |
19 | Лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы | Практическая работа | |
20 | Работа с природными материалами Изготовление персонажей к сказке «Теремок» | Практическая работа | |
21 | Работа с бумагой и картоном Изготовление закладки из тонкого картона. Оклеивание картона бумагой | Практическая работа | |
22 | Изготовление аппликации «Грузовик» | Практическая работа | |
23 | Изготовление поздравительных открыток | Практическая работа | |
24 | Работа с текстильными материалами Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника | Практическая работа | |
25 | Составление коллекции тканей | Практическая работа | |
26 | Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок) | Практическая работа | |
27 | Изготовление игольницы | Практическая работа | |
28 | Работа с глиной и пластилином Лепка по представлению свободных композиций («Колобок и лиса», «Маша и медведь», «Лиса и журавль») | Практическая работа | |
29 | Работа с бумагой и картоном Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек | Практическая работа | |
30 | Изготовление трехсекционного светофора | Практическая работа | |
31 | Работа с текстильными материалами Выполнение стежка «шнурок» | Практическая работа | |
32 | Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением | Практическая работа | |
33 | Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок» | Практическая работа | |
34 | Урок выставка | Практическая работа | |
Итого;34 часа |
Материально – техническое обеспечение
- Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера.
- Демонстрационный материал: таблицы, муляжи фруктов, овощей, грибов; коллекция образцов тканей и ниток, бумаги и картона.
- Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, иголки, ножницы, коробочки; измерительные приборы (шаблоны, линейки, чертежные треугольники)
- Материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная, для аппликаций и оригами); картон (обычный, цветной); ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.); пластилин (или глина, пластика, солёное тесто); фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА.
- Технические средства обучения – компьютер, интерактивная доска.
Учебно-методический комплекс:
- Л.А. Кузнецова. Ручной труд. Учебник по трудовому обучению для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.-Пб.: Просвещение. 2016.
Лист корректировки рабочей программы по ручному труду 2 класс Пр.№1599 вариант 1, (2019-2020 учебный год)
№ п/п | Название раздела | Тема урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту | Подпись зам. по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ручному труду 4 класс со сложной структурой дефекта
Рабочая программа ручной труд...
Приложение по национально- региональному компоненту к рабочей программе по ручному труду 1- 4 класс.
Приложение к рабочей программе 1-4 классы....
Рабочая программа по ручному труду для 4 класса (VIII вид)
Рабочая программа по ручному труду для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с умственной отсталостью» под редакцией Воронков...
Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ
Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ...
Адаптированная рабочая программа по ручному труду
Адаптированная рабочая программа по ручному труду 2 класс для детей с РАС...
Рабочая программа по ручному труду, 1 (доп) класс вариант 8.3
Рабочая программа по ручному труду, 1 доп класс вариант 8.3 для детей с райстройством аутистического спектра...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной труд Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной трудВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...