Программа «Занимательный труд»
рабочая программа по технологии (4 класс)

Елена Владимировна Фирсова

       В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

        С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

       Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занимательный труд301 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»

Рассмотрена на

заседание МО

Протокол № 1

от «31» 08 2020г.

Руководитель МО

___________________

Принята на педагогическом совете

Протокол №1

от «31» 08 2020г.

Утверждаю

Директор /С.А. Дюг/

Программа

«Занимательный труд»

Программу составила

учитель высшей категории

Е.В.Фирсова

Смоленск 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

"

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Программа предусматривает формирование общей культуры и приобщает детей к труду и творчеству.

Программа является комплексной, так как включает обучение, воспитание и развитие.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с тканью, мехом, работа с природным материалом, бумагой, картоном, пластилином, с бросовым материалом и т.п.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек - сувениров, различных полезных предметов для школы и дома.

Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности каждого ребенка. На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.

Актуальность программы.

Данная программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психологическое сопровождение декоративно - прикладного искусства предполагает систему специальных, целенаправленных мероприятий, которые направлены на формирование, развитие различных видов психологической деятельности, функций, качеств и образований, позволяющих индивиду, успешно адаптироваться в среде и обществе выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации. Использование интернет – ресурсов при прохождении новых тем по теории, презентаций для практических работ.

Педагогическая целесообразность.

Художественно - прикладное творчество прививает детям полезные трудовые навыки, улучшает координацию движений, развивает мышление, творческое воображение, воспитывает усидчивость, и аккуратность все это способствует развитию особых детей.

Занятия не только формируют эстетический вкус у детей, но и помогают приобрести первоначальный социальный опыт, дают необходимые знания, развивают определенные навыки и умения, создают условия для творческого самовыражения личности ребенка, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду.

Ученику с ограниченными возможностями здоровья, как известно, учение дается с большим трудом, ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности. У детей развивается эстетический и художественный вкус, совершенствуются трудовые навыки и умения.

Программа «Занимательный труд » закрепляет, расширяет и углубляет знания и умения, формируемые у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Она отличается большим количеством часов, отведенных на практическую творческую деятельность обучающихся, на посещение музеев и участие в выставках города и области.

Цель: Воспитывать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности: сенсорные и моторные навыки учащихся.

Задачи:

Обучающие

  • формировать интерес к декоративно - прикладному творчеству;
  • развивать художественный вкус и ориентировать на качество готовых изделий
  • развивать индивидуальные способности учащихся

Воспитательные

  • воспитывать уважение к труду;
  • формировать чувство коллективизма;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;
  • воспитывать положительные качества личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям)

Познавательные

  • развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству

Развивающие

  • развивать самостоятельность в труде;
  • создавать условия для социального и профессионального самоопределения учащихся
  • развивать творческие способности личности; сенсорные и моторные навыки учащихся

Мотивационные

  • создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества

Оздоровительная

  • воспитывать ценностное отношение к своей жизни и здоровью, прививать навыки здорового образа жизни

.

Принципы, на которых базируется программа:

  • доступность
  • учет индивидуальных особенностей обучающихся
  • практическая направленность

Основные направления коррекционной работы:

  • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие зрительной памяти и внимания
  • Развитие слухового внимания и памяти
  • Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)

Программа составлена с учетом общепедагогических принципов:

  • принцип систематичности и последовательности: получаемые детьми знания должны даваться поэтапно, в определенном порядке
  • принцип доступности: знания и практические работы, которые даются детям, должны быть понятны и соответствовать их возрасту
  • принцип связи теории с практикой: теоретические знания должны воплотиться в практической деятельности

Основные методы:

  • репродуктивный
  • словесный
  • наглядный
  • практический

Формы и режим работы

Индивидуальная, групповая.

На занятиях используются различные формы работы. Индивидуальные задания позволяют создать оптимальные условия для развития детей как ярко выраженными художественными задатками, так и с пониженными творческими возможностями.

Условия и средства реализации программы

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.

Для успешного проведения занятий необходимы:

инструменты и приспособления : (шаблоны, трафареты, выкройки, бумага, картон, пенопласт, проволока, нитки, клей, ткань, мех, мука, соль, краски ).

Предусмотрены следующие виды труда: работа с пластилином , бумагой (аппликация), нитками, природным материалом.

#1042;о время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе выполнения практических действий с пластилином или тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует расширению активного и пассивного словаря детей. ватных дисков и палочек, из сыпучих материалов, типа рис, фасоль, горох).

#1047;анятия аппликацией способствуют развитию элементарных математических представлений. Дети знакомятся с цветами и размерами, простейшими геометрическими формами, получают представление о пространственном положении предметов и их частей. Сложные понятия усваиваются детьми в процессе создания простого узора или при изображении предмета по частям.
Занятия аппликацией приучают к последовательной организации работы.
, карандашами, восков

Формы контроля: Участие в выставках и конкурсах (школьных, городских, областных, всероссийских)

Примерное тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Планируемый объект

Форма организации

Кол-во часов

1

Домино

Счетный материал для уроков математики

Групповая

2

2

Фигурки животных и композиции из пластилина

  1. Лиса
  2. Заяц
  3. Медведь
  4. Еж
  5. Композиция

« На лесной полянке»

Индивидуальная

Групповая

1

1

1

1

1

3

Картинки из засушенных листьев

  1. Пейзаж
  2. Букет
  3. Под водой
  4. Творческая работа

Индивидуальная

Групповая

1

1

1

1

4

Новогодние игрушки из цветной бумаги

  1. Игрушки из полосок бумаги
  2. Фонарики
  3. Клоун
  4. Объемные игрушки (лиса, заяц)
  5. Гирлянда из флажков

Индивидуальная

Индивидуальная

Групповая

Групповая

Коллективная

1

1

1

2

1

5

Поделки из бумаги, ткани, ниток

Поделки из бумаги:

  1. Мышка
  2. Клоун
  3. Лошадь
  4. Объемные цветы (композиция)

Индивидуальная

Групповая

Индивидуальная

Коллективная

1

1

1

1

Поделки из ткани и пуговиц:

1-2. Подставка под горячее

Индивидуальная

2

Поделки из ниток:

  1. Закладка плетеная
  2. Аппликация «Бабочка»

Индивидуальная

Индивидуальная

1

1

6

Фигурки животных, композиции

#1052;одули оригами

2. Собачка, поросенок, корова, кот

3. Композиция «А у нас во дворе»

Индивидуальная

Групповая

Коллективная

2

1

1

7

Плавающие и летающие модели и игрушки

1-2. Кораблик

3-4. Самолет

Индивидуальная

Индивидуальная

2

2

Тематическое планирование

2 год (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Планируемый объект

Форма организации

Кол-во часов

1

Соломка и способы ее обработки

#1050;омпозиция из соломки «Старинный дом»

#1050;омпозиция из листьев «Сказочная птица»

Индивидуальная

Групповая

3

2

2

Лепка фигурок, композиции из пластилина

#1043;ерои сказки «Колобок»

#1057;оставляем композицию

3. Домашний любимец

Групповая

Коллективная

Индивидуальная

2

2

1

3

Работа с природным материалом

Шахматы из шишек

Групповая

3

4

Новогодние игрушки из цветной бумаги

  1. Птица из гофрированной бумаги
  2. Объемная игрушка. Домик Деда Мороза
  3. Шар из цветной бумаги

Индивидуальная

Индивидуальная

Групповая

1

2

1

5

Поделки из цветной бумаги

  1. Аппликация в рамке «Подарок»
  2. Аппликация на складном картоне «Речка и корабли»
  3. Поздравительные открытки с окошком
  4. Букет для мамы
  5. Цветы (квиллинг)

Индивидуальная

Групповая

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Коллективная

2

2

2

1

3

6

Сюжетные аппликации

  1. Композиция «Солнце»
  2. Композиция «Колибри»

Групповая

Коллективная

2

1

7

Вертушки,

парашют,

  1. Вертушка
  2. Парашют

Индивидуальная

Индивидуальная

2

2

Тематическое планирование

3 год (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Планируемый объект

Форма организации

Кол-во часов

1

Игрушки из картона

  1. Танграм
  2. Танцевальный снеговик

Индивидуальная

Групповая

1

2

2

Лепка посуды

Чудо-посуда

Индивидуальная

2

3

Куклы из сукна и драпа, куклы из цветной бумаги

  1. Куклы из драпа для сказки «Курочка Ряба»
  2. Объемные куклы из геометрических фигур «Театр любимых игрушек»

Групповая

Индивидуальная

3

2

4

Новогодние игрушки из цветной бумаги, гофрированного и цветного картона

  1. Дед Мороз и Снегурочка из гофрированного картона
  2. Упаковка «Елочка»

Групповая

Групповая

2

2

5

Игрушки с подвижными деталями

Слоненок подвижный

Групповая

3

6

Украшение коробок, панно, рамок для фотографий

  1. Украшение коробок яичной скорлупой
  2. Панно-тарелка из пуговиц
  3. Эстамп (украшение подарочной коробки)
  4. Украшение рамки для фотографий
  5. Бусы из фантиков

Индивидуальная

Групповая

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная

4

2

2

2

1

7

Декоративные композиции из ниток

Композиции «Цыпленок»

Индивидуальная

3

8

Игрушки из поролона

Игрушка «Осьминог»

Групповая

3

Тематическое планирование

4 год (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Планируемый объект

Форма организации

Кол-во часов

1

Головоломки из цветной бумаги

Пазлы из бумаги

Групповая

2

2

Декупаж , украшение мозаикой, аппликацией

#1044;екупаж «Ваза под конфеты»

#1059;крашение шкатулки мозаикой

3. Аппликация из ткани

Индивидуальная

Групповая

Групповая

2

2

1

3

Маскарадные маски, идеи для костюмов

  1. Маски для карнавала в смешанной технике
  2. Идеи новогодних костюмов

Индивидуальная

Групповая

2

2

4

Куклы из сукна и драпа

Куклы Анишит- Йокоповны и летучей мыши

Групповая

4

5

Сувениры из пластика, футляры, вышивка

#1057;увениры из пластика

#1060;утляр для карандашей из драпа

3. Вышивка крестом салфетки

Групповая

Индивидуальная

Индивидуальная

2

2

3

6

Сувениры из ниток

Подвеска для цветочного горшка (макраме)

Индивидуальная

5

7

Бумажные цветы

Композиции из бумажных цветов в технике квиллинг

Групповая

4

8

Декоративное панно из соленого теста

Панно «У самовара»

Групповая

3

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса «Занимательный труд»

  1. Белякова О.В. Волшебная бумага. Санкт-Петербург, 2010
  2. Выгонов В.В. Поделки, модели, игрушки. М.,2014
  3. Геронимус Т. Маленький мастер. ООО Аст Пресс школа, 2012
  4. Конышева Н.М. Секреты мастеров. HIKA –PRESS, 1997
  5. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. «Ассоциация 21 век», 2014
  6. Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. М., 2010
  7. Петрова И.М. Волшебные полоски. М., 2009
  8. Пицык А.А. Игрушки из соленого теста. М., 2014
  9. Энциклопедия поделок . М., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по занимательному труду для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по занимательному труду для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП по предмету, пояснительную записку, содержание образовательной программы, норму оценок, требования к ...

Рабочая программа по занимательному труду для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....

Рабочая программа по занимательному труду 4 класс 8 вид

      Рабочая программа по занимательному труду для 4 класса    составлена на основе  «Образовательной  программы для учащихся 0 и 1 – 4 к...

Рабочая программа по занимательному труду для 4 класса 8 вид

      Рабочая программа по музыке  для 4 класса    составлена на основе  «Образовательной  программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов с...

Рабочая программа по курсу занимательный труд 8 вид 4 класс

Программа составлена на основе авторской программы Бгажноковой на 2014-2015 учебный год, содержит календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа. Занимательный труд. 2 класс. 8 вид

Программа составлена на основе программы под редакцией И.М. Бгажноковой. Надомное обучение. 0,25 часа в неделю...