Рабочая программа по курсу занимательный труд 8 вид 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Программа составлена на основе авторской программы Бгажноковой на 2014-2015 учебный год, содержит календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_trud_4_klass.docx | 36.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по занимательному труду для 4 класса составлена на основе «Образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой, 2011 год.
Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на экскурсии.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. С учетом состава класса и возможностей усвоения ими учебного материала по труду (у большинства учащихся нарушен процесс формирования программы деятельности, что вызывает затруднения при ориентировке в задании и планировании, проявляются сложности в осуществлении общетрудовых умений при выполнении нового изделия, в усвоении технических и технологических знаний) были отобраны наиболее доступные для выполнения работы.
Цель программы обучения:
развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;
подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.
Задачи программы обучения:
- выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
- воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
- обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
- коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их возрастных особенностей;
- формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов;
- воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.
Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Содержание образовательной программы.
На основании «Образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой 2007 года издания в программу 4 класса по занимательному труду включены следующие разделы:
Раздел | Кол. час. | Темы |
I четверть (17ч) | ||
1.Работа с природным материалом | 12ч |
|
2.Работа на пришкольном участке. | 5ч |
|
II четверть (16ч) | ||
1.Работа с пластилином | 6ч |
|
2. Работа с бумагой и картоном | 10ч |
-Модель парашюта. -Модель планера
- «Фонарик». -«Звездочка».
|
III четверть(20ч) | ||
1.Работа с металлоконструктором | 4ч |
|
2.Работа с тканью. | 6ч |
|
3. Работа с бумагой и картоном | 6ч |
|
4. Изделия из папье-маше. | 4ч |
|
IVчетверть(17ч) | ||
1.Работа с тканью | 12ч |
|
2. Работа на пришкольном участке. | 5ч |
|
Требования к уровню подготовки обучающихся.
I уровень.
Учащиеся должны знать:
- названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;
- названия и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а также особенности соединения их;
- планировать предстояющую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту;
- составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе;
- сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец-эталон и выражать результаты сравнения в устном высказывании;
- дать отчет о выполненной работе, включающий: называние изделия; материалов, из которых оно выполнено; его назначение; уметь описать последовательность операций по изготовлению изделия; оценить сложность работы.
П уровень.
Учащиеся должны знать:
- названия и основные свойства материалов;
- названия и назначение инструментов, указанных в программе и правила безопасной работы с ними.
Учащиеся должны уметь:
- организовать работу по устной инструкции учителя;
- называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;
- составить простейшую композицию макета и аппликации по образцу;
- дать простейший отчёт о выполненной работе (назвать изделие и материалы, из которых оно выполнено, определить назначение изделия).
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по занимательному труду 4 класс
Количество часов: _68_ ч
Всего часов в неделю_2_ ч
Планирование составлено на основе __Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы / Под ред.И. Бгажноковой; М.: Просвещение, 2011
№ | Наименование разделов и тем. Темы уроков | Количество часов | Контроль и учёт знаний | Формы организации учебных занятий; планируемые результаты | Дата | Корректировка даты |
РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ | 12 | Знать природные материалы, возможность их использования на уроках занимательного труда и в быту; способы их хранения и подготовки к работе. Уметь отобрать материалы для конкретных изделий, выполнить изделие с использованием разных материалов, выполнять комбинированные работы; выполнять рамочку для панно. | ||||
1 | Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. | 1 | ||||
2 | Поделки из природного материала | 1 | ||||
3 | Изготовление сувениров. | 1 | ||||
4 | Изготовление панно «Осень». | 1 | ||||
5 | Изготовление декоративной вазочки с использованием пластилина. Украшение семенами арбуза, шишек ольхи, скорлупы ореха и т. п. | 2 | ||||
6 | Изготовление декоративной вазочки с использованием пластилина. Украшение семенами арбуза, шишек ольхи, скорлупы ореха и т. п. | |||||
7 | Составление декоративных букетов. Композиции из сухих веток, листьев/ цветов. | 2 | ||||
8 | Составление декоративных букетов. Композиции из сухих веток, листьев/ цветов. | |||||
9 | Выполнение панно “Осень» из засушенных листьев. Украшение панно. | 2 | ||||
10 | Выполнение панно “Осень» из засушенных листьев. Украшение панно. | 2 | ||||
11 | Работа без клея - выполнение композиции из тополиного пуха на бархатной бумаге. Изготовление рамки к работе. | |||||
12 | Работа без клея - выполнение композиции из тополиного пуха на бархатной бумаге. Изготовление рамки к работе. | |||||
РАБОТА НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ | 5 | |||||
13 | Сбор семян цветов. | 1 | Знать правила безопасности при работе с инвентарём, виды работ на участке. Уметь выполнять посильную работу по очистке территории и перекопке почвы. | |||
14 | Уборка территории школы от мусора, опавших листьев. | 1 | ||||
15 | Уборка территории школы от мусора, опавших листьев. | 1 | ||||
16 | Перекопка почвы. | 1 | ||||
17 | Перекопка почвы. | 1 | ||||
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ | 6 | |||||
18 | Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров. Игрушка «Петушок», лепка. Украшение игрушки. | 3 | Знать особенности дымковской игрушки. Уметь подготовить пластилин к работе, определить цветовое решение изделия, способы лепки основных и дополнитнльных деталей; украсить изделие из пластилина. | |||
19 | Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров. Игрушка «Петушок», лепка. Украшение игрушки. | |||||
20 | Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров. Игрушка «Петушок», лепка. Украшение игрушки. | |||||
21 | Лепка посуды из жгутиков. | 1 | ||||
22 | Лепка посуды при помощи стеков. | 1 | ||||
23 | Лепка знакомых детям предметов, имеющих простые геометрические формы. | 1 | ||||
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ | 10 | Знать виды бумаги и картона, их предназначение; приспособления и инструменты при работе с картоном. Знаки дорожного движения. Уметь соединять элементы модели с помощью клея и другими способами, отделывать изделие украшениями. | ||||
24 | Экскурсия в мастерскую картонажно - переплётного дела. | 1 | ||||
25 | Изготовление игрушек с элементами движения. -Модель парашюта. | 1 | ||||
26 | Изготовление игрушек с элементами движения. -Модель планера | 1 | ||||
27 | Выполнение мебели из спичечных коробок. Украшение бархатной бумагой. | 2 | ||||
28 | Выполнение мебели из спичечных коробок. Украшение бархатной бумагой. | |||||
29 | Изготовление знаков дорожного движения. Заготовка бумажных трубочек. | 1 | ||||
30 | Подготовка елочных украшений. «Фонарик». | |||||
31 | Подготовка елочных украшений. «Звездочка». | |||||
32 | Выполнение карнавальных масок и полумасок. Отделка изделий аппликативными украшениями. | 2 | ||||
33 | Выполнение карнавальных масок и полумасок. Отделка изделий аппликативными украшениями. | |||||
РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ | 4 | Знать виды конструкторов, первые сведения о профессии конструктора. Уметь подбирать необходимые детали для изготовления модели с помощью конструктора, выполнять модель с помощью схемы и самостоятельно. | ||||
34 | Конструирование легковой машины. | 1 | ||||
35 | Конструирование грузовой машины. | 1 | ||||
36 | Конструирование автобуса. | 1 | ||||
37 | Конструирование автобуса. Игра «Правила дорожного движения». | 1 | ||||
РАБОТА С ТКАНЬЮ | 6 | Знать правила безопасной работы с ножницами и иглой; простейшие стежки ручной работы. Уметь выполнять прямой и косой стежки на ткани по образцу, пришивать пуговицу, изготаливать и пришивать вешалку к халату, стачивать распоровшийся шов. Ухаживать за своей одеждой. | ||||
38 | Экскурсия в швейную мастерскую. | 1 | ||||
39 | Выполнение образца прямого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы | 1 | ||||
40 | Выполнение образца косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы | 1 | ||||
41 | Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. | 1 | ||||
42 | Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. | 1 | ||||
43 | Ремонт одежды. Стачивание распоровшегося шва. | 1 | ||||
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ | 6 | Знать виды изделий из бумаги и картона, способы изготовления. Уметь выполнить аппликацию из геометрических фигур, оригами, цветыи вазу из бумаги. | ||||
44 | Аппликация. Изготовление по образцу «весёлых человечков» из геометрических фигур. | 2 | ||||
45 | Аппликация. Изготовление по образцу «весёлых человечков» из геометрических фигур. | |||||
46 | Оригами «Рыба». Украшение водоёма. | 1 | ||||
47 | Оригами «Лебедь». | 1 | ||||
48 | Оригами «Ваза с тюльпанами». Изготовление поделки к празднику 8 Марта. | 2 | ||||
49 | Оригами «Ваза с тюльпанами». Изготовление поделки к празднику 8 Марта. | |||||
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПАПЬЕ- МАШЕ | 4 | Знать приёмы папье-маше, иметь представление об изготовлении разных изделий в данной технике. Уметь выполнить необходимые детали, соединить, украсить игрушки для кукольного театра. | ||||
50 | Выполнение головок к куклам кукольного театра. Вырезание деталей. Соединение деталей. Украшение лиц игрушек. | 4 | ||||
51 | Выполнение головок к куклам кукольного театра. Вырезание деталей. Соединение деталей. Украшение лиц игрушек. | |||||
52 | Выполнение головок к куклам кукольного театра. Вырезание деталей. Соединение деталей. Украшение лиц игрушек. | |||||
53 | Выполнение головок к куклам кукольного театра. Вырезание деталей. Соединение деталей. Украшение лиц игрушек. | |||||
РАБОТА С ТКАНЬЮ | 12 | Знать правила безопасности при работе с иглой и ножницами; тамбурный стежок. Уметь вырезать детали игольницы, соединить и украсить орнаментом. | ||||
54 | Изготовление игольницы «Подсолнух». Вырезание деталей. Соединение деталей. | 4 | ||||
55 | Изготовление игольницы «Подсолнух». Вырезание деталей. Соединение деталей. | |||||
56 | Изготовление игольницы «Подсолнух». Вырезание деталей. Украшение орнаментом из тамбурных стежков. Украшение орнаментом из тамбурных стежков. | |||||
57 | Изготовление игольницы «Подсолнух». Украшение орнаментом из тамбурных стежков. | |||||
58 | Изготовление прихватки с обработкой срезов петельными стежками. Раскрой ткани по шаблону. Соединение деталей. Отделка деталей тамбурным стежком. | 4 | ||||
59 | Изготовление прихватки с обработкой срезов петельными стежками. Раскрой ткани по шаблону. Соединение деталей. Отделка деталей тамбурным стежком. | |||||
60 | Изготовление прихватки с обработкой срезов петельными стежками. Раскрой ткани по шаблону. Соединение деталей. Отделка деталей тамбурным стежком. | |||||
61 | Изготовление прихватки с обработкой срезов петельными стежками. Раскрой ткани по шаблону. Соединение деталей. Отделка деталей тамбурным стежком. | |||||
62 | Изготовление мягких игрушек. Вырезание деталей. Соединение краев деталей. Набивка заготовки ватой. | 4 | ||||
63 | Изготовление мягких игрушек. Вырезание деталей. Соединение краев деталей. Набивка заготовки ватой. | |||||
64 | Изготовление мягких игрушек. Вырезание деталей. Соединение краев деталей. Набивка заготовки ватой. | |||||
65 | Изготовление мягких игрушек. Вырезание деталей. Соединение краев деталей. Набивка заготовки ватой. Завершение сборки игрушки. | |||||
РАБОТА НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ | 3 | Знать правила безопасной работы с инвентарём, правила ухода за растениями. Уметь проводить посадку растений, ухаживать за ними. | ||||
66 | Очистка пришкольного участка от мусора и листьев; перекопка почвы; посадка газонной травы; закладка клумб, грядок; уход за насаждениями, побелка стволов деревьев. | 3 | ||||
67 | Очистка пришкольного участка от мусора и листьев; перекопка почвы; посадка газонной травы; закладка клумб, грядок; уход за насаждениями, побелка стволов деревьев. | |||||
68 | Очистка пришкольного участка от мусора и листьев; перекопка почвы; посадка газонной травы; закладка клумб, грядок; уход за насаждениями, побелка стволов деревьев. |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
При оценке знаний и умений учащихся по занимательному труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места.).
«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
«Оценка 3» -выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.
Литература
- «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой; М., 2008.
- Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида». - М., Академия, 2005.
- «Занимательное азбуковедение» (В. Волина. Москва, «Знание», 2008г.);
- «Формирование познавательной деятельности младших школьников» (И.Г. Майоров, Москва, «Просвещение», 2006г.);
- «Дидактические материалы по трудовому обучение» (В.Г. Машинистов, Москва, «Просвещение», 2009г.);
- «Справочник по трудовому обучению» (Н.Е. Цейтлин, А.П.Демидова, Москва, «Просвещение», 2007г.);
- «Вышивание» (Е.П. Шмокова, Елабуга, МП «Истоки», 2010г.)
Лист изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету занимательный труд 3 класс
Адаптированная рабочая программа...
Рабочая программа по предмету занимательный труд 4 класс
Адаптированная программа...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Занимательная математика "1 класс
Рабочая программа по курсу "Занимательная математика "1 класс....
Внеурочная деятельность.Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 класс
Внеурочная деятельность.Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 класс...
Рабочая программа учебного курса «Ручной труд» 2 класса для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по «Ручному труду» предназначена для детей с ОВЗ и обеспечивает реализацию требований адаптированной общеобразовательной программой в предметной области &laqu...
Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 класс
Программа "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности"....
Рабочая программа по курсу ручной труд 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Учебники: Л.А. Кузнецова «Технология» 2 класс Москва «Просвещение»2016, учебник для специальных (...