Рабочая программа по курсу занимательный труд 8 вид 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Писарева Татьяна Максимовна

Программа составлена на основе авторской программы Бгажноковой на 2014-2015 учебный год, содержит календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnyy_trud_4_klass.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по занимательному труду для 4 класса    составлена на основе  «Образовательной  программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой, 2011 год.

        Программа рассчитана на 68 часов,  в том числе на экскурсии.

  В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. С учетом состава класса и возможностей усвоения ими учебного материала по труду (у большинства учащихся нарушен процесс формирования программы деятельности, что вызывает затруднения при ориентировке в задании и планировании, проявляются сложности в осуществлении общетрудовых   умений при выполнении нового изделия, в усвоении технических и технологических знаний) были отобраны  наиболее доступные для выполнения работы.

Цель программы обучения: 

развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;

подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.

Задачи программы обучения:

  • выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
  • воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
  • обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
  • коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их возрастных особенностей;
  • формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов;
  • воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.

       Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:    

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);      
  • предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);  
  • контролировать свою работу (определять правильность действий и   результатов, оценивать качество готовых изделий).


Содержание образовательной программы.

          На основании  «Образовательной  программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой 2007 года издания в программу 4 класса по занимательному труду включены следующие разделы:

       

Раздел

Кол.

час.

Темы

I четверть (17ч)

1.Работа с природным материалом

12ч

  • Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
  • Поделки из природного материала. Изготовление сувениров.
  • Изготовление декоративной вазочки с использованием пластилина и семян арбуза, шишек ольхи, скорлупы ореха и т. п.
  • Составление декоративных букетов – композиции из сухих веток, листьев, цветов.
  • Выполнение панно из засушенных листьев на плотной бумаге.
  • Работа без клея - выполнение композиции из тополиного пуха на бархатной бумаге.

2.Работа на пришкольном участке.

  • Сбор семян цветов.
  • Уборка территории школы  от мусора, опавших листьев. Перекопка почвы.

II четверть (16ч)

1.Работа с пластилином

  • Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров.
  • Лепка посуды из жгутиков.
  • Лепка посуды при помощи стеков.
  • Лепка знакомых детям предметов, имеющих простые геометрические формы.

2. Работа с бумагой и картоном

10ч

  • Экскурсия в мастерскую картонажно - переплётного дела.
  • Изготовление игрушек с элементами движения.

-Модель парашюта.

      -Модель планера

  • Выполнение мебели из спичечных коробок, обклеенных бархатной бумагой.
  • Изготовление знаков дорожного движения. Заготовка бумажных трубочек.
  • Подготовка елочных украшений.

- «Фонарик».

-«Звездочка».

  • Выполнение карнавальных масок и полумасок. Отделка изделий аппликативными украшениями

III четверть(20ч)

1.Работа с металлоконструктором

  • Конструирование различных моделей автомашин. Игра «Правила дорожного движения».

2.Работа с тканью.

  • Экскурсия в швейную мастерскую.
  • Выполнение образца прямого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы.
  • Выполнение образца косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы.
  • Ремонт одежды.  Пришивание пуговиц.  
  • Ремонт одежды.  Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде.  
  • Ремонт одежды.  Стачивание распоровшегося шва.

3. Работа с бумагой и картоном

  • Аппликация. Изготовление по образцу «весёлых человечков» из геометрических фигур.
  • Оригами «Рыба». Украшение водоёма.
  • Оригами «Лебедь»
  • Оригами « Ваза с тюльпанами». Изготовление поделки к празднику 8 Марта.

4. Изделия из папье-маше.

  • Выполнение головок к куклам кукольного театра

 IVчетверть(17ч)

1.Работа с тканью

12ч

  • Изготовление игольницы «Подсолнух», украшенной орнаментом из тамбурных стежков.
  • Изготовление прихватки  с обработкой срезов петельными стежками. Раскрой ткани по шаблону. Отделка деталей тамбурным стежком.
  • Изготовление мягких игрушек. Вырезание деталей. Соединение краев деталей. Набивка заготовки ватой. Завершение сборки игрушки.

2. Работа на пришкольном участке.

  • Очистка пришкольного участка от мусора и листьев; перекопка почвы; посадка газонной травы; закладка клумб, грядок; уход за насаждениями, побелка стволов деревьев.

Требования  к уровню подготовки обучающихся.

                               I уровень.

Учащиеся должны знать:

  • названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;
  • названия и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а также особенности соединения их;
  • планировать предстояющую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и        предметную инструкционную карту;
  • составлять эскиз и пользоваться   им при самостоятельной работе;
  •  сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец-эталон и выражать результаты сравнения в устном высказывании;
  • дать отчет о выполненной работе, включающий: называние изделия; материалов, из которых оно выполнено; его назначение; уметь описать последовательность операций по изготовлению изделия; оценить сложность работы.

П уровень.

Учащиеся должны знать:

  • названия и основные свойства материалов;
  • названия и назначение инструментов, указанных в программе и правила безопасной работы с ними.

Учащиеся должны уметь:

  • организовать работу по устной инструкции учителя;
  • называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;  
  • составить простейшую композицию макета и аппликации по образцу;
  • дать простейший отчёт о выполненной работе (назвать изделие и материалы, из которых оно выполнено, определить назначение изделия).

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



по занимательному труду  4 класс



Количество часов: _68_ ч



Всего часов в неделю_2_ ч



Планирование составлено на основе __Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы / Под ред.И. Бгажноковой;  М.: Просвещение, 2011

Наименование разделов и тем.  Темы уроков

Количество

 часов

Контроль и учёт знаний

Формы организации учебных занятий;

планируемые результаты

Дата

Корректировка даты

РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

12

Знать природные материалы, возможность их использования на уроках занимательного труда и в быту; способы их хранения и подготовки к работе.

Уметь отобрать материалы для конкретных изделий, выполнить изделие с использованием разных материалов, выполнять комбинированные работы; выполнять рамочку для панно.

1

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

1

2

Поделки из природного материала

1

3

Изготовление сувениров.

1

4

Изготовление панно «Осень».

1

5

Изготовление декоративной вазочки с использованием пластилина. Украшение семенами арбуза, шишек ольхи, скорлупы ореха и т. п.

2

6

Изготовление декоративной вазочки с использованием пластилина. Украшение семенами арбуза, шишек ольхи, скорлупы ореха и т. п.

7

Составление декоративных букетов. Композиции из сухих веток, листьев/ цветов.

2

8

Составление декоративных букетов. Композиции из сухих веток, листьев/ цветов.

9

Выполнение панно “Осень» из засушенных листьев. Украшение панно.

2

10

Выполнение панно “Осень» из засушенных листьев. Украшение панно.

2

11

Работа без клея - выполнение композиции из тополиного пуха на бархатной бумаге. Изготовление рамки к работе.

12

Работа без клея - выполнение композиции из тополиного пуха на бархатной бумаге. Изготовление рамки к работе.

РАБОТА НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ

5

13

Сбор семян цветов.

1

Знать правила безопасности при работе с инвентарём, виды работ на участке. 

Уметь выполнять посильную работу по очистке территории и перекопке почвы.

14

Уборка территории школы  от мусора, опавших листьев.

1

15

Уборка территории школы  от мусора, опавших листьев.

1

16

Перекопка почвы.

1

17

Перекопка почвы.

1

РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ

6

18

Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров.

Игрушка «Петушок», лепка.

Украшение игрушки.

3

Знать особенности дымковской игрушки. 

Уметь подготовить пластилин к работе, определить цветовое решение изделия, способы лепки основных и дополнитнльных деталей; украсить изделие из пластилина.

19

Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров.

Игрушка «Петушок», лепка.

Украшение игрушки.

20

Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров.

Игрушка «Петушок», лепка.

Украшение игрушки.

21

Лепка посуды из жгутиков.

1

22

Лепка посуды при помощи стеков.

1

23

Лепка знакомых детям предметов, имеющих простые геометрические формы.

1

РАБОТА С БУМАГОЙ  И КАРТОНОМ

10

Знать виды бумаги и картона, их предназначение; приспособления и инструменты при работе с картоном. Знаки дорожного движения.

Уметь соединять элементы модели с помощью клея и другими способами, отделывать изделие украшениями. 

24

Экскурсия в мастерскую картонажно - переплётного дела.

1

25

Изготовление игрушек с элементами движения.

-Модель парашюта.

1

26

Изготовление игрушек с элементами движения.

      -Модель планера

1

27

Выполнение мебели из спичечных коробок. Украшение бархатной бумагой.

2

28

Выполнение мебели из спичечных коробок. Украшение бархатной бумагой.

29

Изготовление знаков дорожного движения. Заготовка бумажных трубочек.

1

30

Подготовка елочных украшений. «Фонарик».

31

Подготовка елочных украшений.

 «Звездочка».

32

Выполнение карнавальных масок и полумасок.

Отделка изделий аппликативными украшениями.

2

33

Выполнение карнавальных масок и полумасок.

Отделка изделий аппликативными украшениями.

РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ

4

Знать виды конструкторов, первые сведения о профессии конструктора.

Уметь подбирать необходимые детали для изготовления модели с помощью конструктора, выполнять модель с помощью схемы и самостоятельно.

34

Конструирование легковой машины.

1

35

Конструирование грузовой машины.

1

36

Конструирование автобуса.

1

37

Конструирование автобуса. Игра «Правила дорожного движения».

1

РАБОТА С ТКАНЬЮ

6

Знать  правила безопасной работы с ножницами и иглой; простейшие стежки ручной работы.

Уметь выполнять прямой и косой стежки на ткани по образцу, пришивать пуговицу, изготаливать и пришивать вешалку к халату, стачивать распоровшийся шов. Ухаживать за своей одеждой.

38

Экскурсия в швейную мастерскую.

1

39

Выполнение образца прямого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы

1

40

Выполнение образца косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы

1

41

Ремонт одежды.  Пришивание пуговиц.  

1

42

Ремонт одежды.  Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде.  

1

43

Ремонт одежды.  Стачивание распоровшегося шва.

1

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

6

Знать виды изделий из бумаги и картона, способы изготовления.

Уметь выполнить аппликацию из геометрических фигур, оригами, цветыи вазу  из бумаги.

44

Аппликация. Изготовление по образцу «весёлых человечков» из геометрических фигур.

2

45

Аппликация. Изготовление по образцу «весёлых человечков» из геометрических фигур.

46

Оригами «Рыба». Украшение водоёма.

1

47

Оригами «Лебедь».

1

48

Оригами «Ваза с тюльпанами». Изготовление поделки к празднику 8 Марта.

2

49

Оригами «Ваза с тюльпанами». Изготовление поделки к празднику 8 Марта.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПАПЬЕ- МАШЕ

4

Знать приёмы папье-маше, иметь представление об изготовлении разных изделий в данной технике.

Уметь выполнить необходимые детали, соединить, украсить игрушки для кукольного театра.

50

Выполнение головок к куклам кукольного театра.

Вырезание деталей.

Соединение деталей.

Украшение лиц игрушек.

4

51

Выполнение головок к куклам кукольного театра.

Вырезание деталей.

Соединение деталей.

Украшение лиц игрушек.

52

Выполнение головок к куклам кукольного театра.

Вырезание деталей.

Соединение деталей.

Украшение лиц игрушек.

53

Выполнение головок к куклам кукольного театра.

Вырезание деталей.

Соединение деталей.

Украшение лиц игрушек.

РАБОТА С ТКАНЬЮ

12

Знать правила безопасности при работе с иглой и ножницами; тамбурный стежок.

Уметь вырезать детали игольницы, соединить и украсить орнаментом.

54

Изготовление игольницы «Подсолнух».

Вырезание деталей.

Соединение деталей.

4

55

Изготовление игольницы «Подсолнух».

Вырезание деталей.

Соединение деталей.

56

Изготовление игольницы «Подсолнух».

Вырезание деталей.

Украшение орнаментом из тамбурных стежков.

Украшение орнаментом из тамбурных стежков.

57

Изготовление игольницы «Подсолнух».

Украшение орнаментом из тамбурных стежков.

58

Изготовление прихватки  с обработкой срезов петельными стежками.

Раскрой ткани по шаблону.

Соединение деталей.

Отделка деталей тамбурным стежком.

4

59

Изготовление прихватки  с обработкой срезов петельными стежками.

Раскрой ткани по шаблону.

Соединение деталей.

Отделка деталей тамбурным стежком.

60

Изготовление прихватки  с обработкой срезов петельными стежками.

Раскрой ткани по шаблону.

Соединение деталей.

Отделка деталей тамбурным стежком.

61

Изготовление прихватки  с обработкой срезов петельными стежками.

Раскрой ткани по шаблону.

Соединение деталей.

Отделка деталей тамбурным стежком.

62

Изготовление мягких игрушек. Вырезание деталей.

Соединение краев деталей. Набивка заготовки ватой.

4

63

Изготовление мягких игрушек. Вырезание деталей.

Соединение краев деталей. Набивка заготовки ватой.

64

Изготовление мягких игрушек. Вырезание деталей.

Соединение краев деталей. Набивка заготовки ватой.

65

Изготовление мягких игрушек. Вырезание деталей.

Соединение краев деталей. Набивка заготовки ватой. Завершение сборки игрушки.

РАБОТА НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ

3

Знать правила безопасной работы с инвентарём, правила ухода за растениями.

Уметь проводить посадку растений, ухаживать за ними.

66

Очистка пришкольного участка от мусора и листьев; перекопка почвы; посадка газонной травы; закладка клумб, грядок; уход за насаждениями, побелка стволов деревьев.

3

67

Очистка пришкольного участка от мусора и листьев; перекопка почвы; посадка газонной травы; закладка клумб, грядок; уход за насаждениями, побелка стволов деревьев.

68

Очистка пришкольного участка от мусора и листьев; перекопка почвы; посадка газонной травы; закладка клумб, грядок; уход за насаждениями, побелка стволов деревьев.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

При оценке знаний и умений учащихся по занимательному труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места.).
           
 

«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).

«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

    «Оценка 3» -выставляется, если изделие выполнено недостаточно   аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.

Литература

  1. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой; М., 2008.
  2. Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида». -  М., Академия, 2005.
  3. «Занимательное азбуковедение» (В. Волина. Москва, «Знание», 2008г.);
  4. «Формирование познавательной деятельности младших школьников» (И.Г. Майоров, Москва, «Просвещение», 2006г.);
  5. «Дидактические материалы по трудовому обучение» (В.Г. Машинистов, Москва, «Просвещение», 2009г.);
  6.  «Справочник по трудовому обучению» (Н.Е. Цейтлин, А.П.Демидова, Москва, «Просвещение», 2007г.);
  7.  «Вышивание» (Е.П. Шмокова, Елабуга, МП «Истоки», 2010г.)

Лист изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Занимательная математика "1 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика "1 класс....

Внеурочная деятельность.Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 класс

Внеурочная деятельность.Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 класс...

Рабочая программа учебного курса «Ручной труд» 2 класса для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по «Ручному труду»  предназначена для детей  с ОВЗ и обеспечивает реализацию требований адаптированной общеобразовательной программой в предметной области &laqu...

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 класс

Программа "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности"....

Рабочая программа по курсу ручной труд 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Учебники: Л.А. Кузнецова «Технология» 2 класс  Москва «Просвещение»2016, учебник для специальных (...