Рабочая программа по технологии "Начальная школа 21 века" 3 класс
рабочая программа по технологии (3 класс)

Ханалыева Талшин Кубайдулловна

Рабочая программа 3 класс "Технология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_3_klass_po_tehnologii.docx360.02 КБ

Предварительный просмотр:

E:\сканы 3 класс\рабочие программы\технология.jpgПояснительная записка

 Рабочая программа  по технологии составлена на основе:

 

•         Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);

•         «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В. В. Козлова, А.М.Кондакова);

•         «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой)

•         «Примерных программ начального общего образования»;

•         Авторской программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой.

           Авторской программы по технологии (автор Е.А.Лутцева).

Целью предмета «Технология» является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи:

  • развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
  • формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
  • использование приобретённых знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
  • воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труду и культурному наследию – результатам трудовой деятельности и предшествующих поколений.

Специфика предмета:

     Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединёнными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.

     В 21 веке технологическое образование становится объективной необходимостью. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

     Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельный компоненты.

     Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает основные аспекты технико-технологической картины мира, т.е. технологические знания и умения, как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле это первоначальные обобщённые знания о технологии и технике, о рациональной организации труда в мире профессий, а в широком смысле это представления не только о результатах научно-технического прогресса, но и о духовно-культурной среде, также созданной мыслью и руками человека-творца.

     Деятельный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности (в доступных этому возрасту видах труда), направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем. 

     В отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое обучение» данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками. Начальная школа становится первой ступенью в достижении учащимися современной технологической компетентности наряду с естественно-математической и гуманитарной.

Учебный предмет «Технология» автора Е.А. Лутцевой выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

      Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.

     В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ п. Синегорский» на преподавание технологии в 3 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 учебных часа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса технологии.

Личностные результаты

     Воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметные результаты

     Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделять проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

Предметные результаты

     Доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Формы организации учебного процесса.

     Программа предусматривает проведение традиционных уроков, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа.

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания:

  • информационно-теоретический;
  • урок-экскурсия;
  • урок-практикум;
  • урок-исследование;
  • урок-проект.

 Технологии, методики:

  • проектная деятельность;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

 Межпредметные связи на уроках технологии.

     Специфика курса технологии заключается в его тесной взаимосвязи с курсом окружающего мира. Оба курса взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему ребенка миру в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии. А также показываются связь природы.

                           

                                                                                 Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Проверочные  работы «Проверь себя»

1

Информация и её преобразование

7

6

1

2

Человек – строитель, созидатель, творец.

(Преобразование сырья и материалов)

20

19

1

3

Преобразование энергии сил природы. (Технология преобразования и использования энергии)

6

5

1

4

Из истории изобретений.

(Развитие техники и технологий от Средних веков до начала XX века)

1

1

Итого:

34

31

3

Календарно-тематическое планирование

 п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид занятия

Вид контроля

УУД

Дата

план

факт

Какая бывает информация?

1

Урок ознакомления с новым материалом

Текущий

Личностные

-Оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений,     соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;

оценивать

( поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные  поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий из декоративно-прикладного характера, уважительно относиться  к результатам труда мастеров;

Техническое устройство – компьютера.

  1

Комбинированный урок

Текущий

Учимся работать на компьютере.

  1

Комбинированный урок

Текущий

Работа с компакт-диском и с Интернетом.

Проект «Компьютеры вокруг нас (в магазине, аптеке, на заводе, в метро и т.п.)»

1

Комбинированный урок

Текущий

Книга – источник информации. Изобретение бумаги.

1

Комбинированный урок

Текущий

Конструкция современных книг.

1

Комбинированный урок

Текущий

Проверь себя

1

Урок проверки знаний и умений

Тематический; контрольная работа

Зеркало времени.

2

Урок ознакомления с новым материалом

Текущий

Познавательные

- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике(текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

-добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты, явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

Коммуникативные

-донести свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

-донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения  быть готовым изменить свою точку зрения;

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы;

Древние русские постройки. Проект «Исторические здания моего города»

1

Комбинированный урок

Текущий

Плоские и объёмные фигуры.

2

Комбинированный урок

Текущий

Изготовляем объёмные фигуры.

2

Комбинированный урок

Текущий

Проект «Новогодняя сказка»

2

Комбинированный урок

Текущий

Доброе мастерство

1

Комбинированный урок

Текущий

Разные времена – разная одежда.

Русский костюм.

Какие бывают ткани.

Застёжки и отделка одежды. Проект «История пуговицы»

Изготовление салфетки с вышивкой.

Проверь себя

6

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Урок проверки знаний и умений

Тематический; контрольная работа

От замысла – к результату: семь технологических задач.

Проект: Ателье «Дюймовочка» (разработка необычных костюмов, использование необычных материалов)

1

Комбинирован ные уроки

Текущий

Человек и стихии природы. Огонь работает на человека.

1

Текущий

Познавательные

-добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

-перерабатывать полученную информацию

Регулятивные

-самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

-уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;

- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

- под контролем учителя выполнять

Главный металл.

1

Текущий

Ветер работает на человека. Устройство передаточного механизма.

1

Текущий

Вода работает на человека. Водяные двигатели. Паровые двигатели.

    1

    1

Текущий

Текущий

Получение и использование электричества. Электрическая цепь.

Проверь себя.

1

Урок проверки знаний и умений

Тематический; контрольная работа

Изобретения русской избы. Изобретение парового двигателя. Изобретение печатной книги. Изобретение колеса. Изобретение часов. Изобретение телескопа и микроскопа. Изобретение фотоаппарата и кинокамеры.

    1

Урок проверки знаний и умений

Текущий

Коммуникативные

-донести свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

-донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения  быть готовым изменить свою точку зрения;

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы;

 Содержание учебного предмета.

Информация и её преобразование . (7ч) Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.

Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначения основных устройств компьютера для ввода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, сеть Интернет, видео, DVD).

Человек – строитель, созидатель, творец. (20ч)

Преобразование сырья и материалов. Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металл, ткань, мех и др.) их получение, применение.

Разметка развёрток с опорой на простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы с ним. Соединение деталей косой строчкой. Отделка косой строчкой и её вариантами, кружевами, тесьмой, бусинами и т.д.

Преобразование энергии сил природы.(6ч)

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлёст, с помощью крепёжных деталей, щелевого замка, различными видами клея, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.

Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.

Из истории изобретений.(1ч)

Развитие техники и технологий от Средних веков до начала XX века

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создание культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущая сила прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX  века. Использование человеком силы природы(воды, ветра, огня) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества.

Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и её компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).

Гармония предметов и окружающей среды – соответствие предмета (изделия) обстановке.

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.

Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).

Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.

Планируемые результаты освоения программы по технологии в 3 классе.

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

  • отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь;
  • проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
  • испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
  • принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
  • делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла, опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
  • совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
  • совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
  • самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
  • осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
  • выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Познавательные УУД:

  • при помощи учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (в текстах, иллюстрациях, в схемах, чертежах, энциклопедиях, справочниках, сети Интернет);
  • открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения и пытаться её обосновать;
  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
  • уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметные результаты

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знать:

  • характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства;
  • профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученных)

Уметь:

  • узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные ремёсла;
  • соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать:

  • названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металл, ткань);
  • последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  • основные линии чертежа (осевую и центровую);
  • правила безопасной работы канцелярским ножом;
  • косую строчку, её варианты, их назначение;
  • названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Иметь представление:

  • о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;
  • о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.

Уметь частично самостоятельно:

  • читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
  • выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;
  • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
  • выполнять рицовку;
  • оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;
  • находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет);
  • решать доступные технологические задачи.
  1. Конструирование и моделирование

Знать:

  • простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь:

  • конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
  • выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.
  1. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Знать:

  • названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
  • о назначении клавиатуры, компьютерной мыши.

Уметь при помощи учителя:

  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой, компьютерной мышью;
  • выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
  • работать с ЦОР, готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.

Учебно-методическое обеспечение:

       

  1. Технология: Учебник для  3 класса общеобразовательных учреждений. / Е.А. Лутцева - М.: Вентана-Граф, 2013.
  2. Технология: Рабочая тетрадь для  3 класса общеобразовательных учреждений. / Е.А. Лутцева - М.: Вентана-Граф, 2013.
  3. Технология: 3 класс: Органайзер для учителя. Сценарии уроков. / Е.А. Лутцева - М.: Вентана-Граф, 2013.

  Список литературы:

1.Поурочные планы Г.С.Гулуева  2010г.

2.Необычные поделки и украшения. М.Антипова 2008г.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочая программа по всем предметам ПНШ 3 класс...

Рабочая программа"Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа" 3 классРабочая программа по математике "Перспективная начальная школа" 3 классРабочая программа по ОБЖ 3 классРаб...

Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению "Перспективная начальная школа" 3 класс...

Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочая программа по математике "Перспективная начальная школа" 3 класс...

Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочая программа по окружающиму миру "Перспективная начальная школа" 3 класс...

Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку "Перспективная начальная школа" 3 класс...

Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочая программа по технологии "Перспективная начальная школа" 3 класс...