Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) по теме
Рабочая программа по математике "Перспективная начальная школа" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_3_klass.doc | 483.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 3 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы начального общего образования по математике и авторский программы Чекина А. Л., Чураковой Р. Г. (Сборник программ для начальной школы. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч./Сост. Р. Г. Чуракова – М.: «Академкнига/Учебник", 2011. – Ч. 1 : 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»).
При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма БелИРО «О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2013-2014 учебном году»
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам учебного предмета.
- Общая характеристика курса
Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. В свою очередь, такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в том случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться.
Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач.
Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение той роли, которую мы отводим изучению геометрического материала и изучению величин, что продиктовано той группой поставленных целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно достичь указанных целей, так как ребенок воспринимает окружающий мир, прежде всего, как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.
Цель обучения: формирование у обучающихся представлений о числах как результате счёта и измерения.
Задачи:
– математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
– развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также аксиоматические представления, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование и т.д.
– освоение обучающимися начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
– воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Таким образом, предлагаемое содержание начального курса по математике, в рамках учебников 1-4 классов, имеет целью ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий (окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п.), а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.
Для реализации программного содержания использованы следующие пособия:
- Чекин А. Л. Математика. 3 класс: учебник. - В 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2013;
- Захарова О.А., Юдина, Е. П. Математика в вопросах и заданиях. 3 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2. - М.: Академкнига / Учебник, 2013;
- Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 3. М.: Академкнига / Учебник, 2013;
- Чекин А. Л. Математика. 3 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2013.
- Н.А. Чуракова, Н.М. Лаврова, С. Н. Ямшинина, Итоговая комплексная работа. Методические указания по организации и проведению.
Основные виды учебной деятельности учащихся в процессе освоения курса «Математика»
- Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.
- Осуществление упорядочения предметов и математических объектов (по длине, площади, вместимости, массе, времени).
- Описание явлений и событий с использованием величин.
- Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах.
- Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности.
- Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка).
- Выполнение геометрических построений.
- Выполнение арифметических вычислений.
- Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
- Планирование решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение.
- Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального (удобного) способа.
- Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
- Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления), решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
- Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.
- Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
- Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, опросов, поисков.
Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие шести основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач), информационной (работа с данными) и алгебраической. Вопросы алгебраического характера рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.
Арифметическая линия, прежде всего, представлена материалом по изучению чисел. Числа изучаются в такой последовательности: натуральные числа от 1 до 10 и число 0 (1-е полугодие 1 класса), целые числа от 0 до 20 (2-е полугодие 1 класса), целые числа от 0 до 100 и «круглые» числа до 1000 (2 класс), целые числа от 0 до 999999 (3 класс), целые числа от 0 до 1000000 и дробные числа (4 класс). Знакомство с числами класса миллионов и класса миллиардов (4 класс) обусловлено, с одной стороны, потребностями курса «Окружающий мир», при изучении отдельных тем которого учащиеся оперируют с такими числами, а с другой стороны, желанием удовлетворить естественный познавательный интерес учащихся в области нумерации многозначных чисел. Числа от 1 до 5 и число 0 изучаются на количественной основе. Числа от 6 до 10 изучаются на аддитивной основе с опорой на число 5. Числа второго десятка и все остальные натуральные числа изучаются на основе принципов нумерации (письменной и устной) десятичной системы счисления. Дробные числа возникают сначала для записи натуральной доли некоторой величины. В дальнейшем дробь рассматривается как сумма соответствующих долей и на этой основе выполняется процедура сравнения дробей. Изучение чисел и их свойств представлено также заданиями на составление числовых последовательностей по заданному правилу и на распознавание (формулировку) правила, по которому составлена данная последовательность, представленная несколькими первыми ее членами.
Особенностью изучения арифметических действий в настоящем курсе является строгое следование математической сути этого понятия. Именно поэтому при введении любого арифметического действия (бинарной алгебраической операции) с самого начала рассматриваются не только компоненты этого действия, но и, в обязательном порядке, его результат. Арифметические действия над числами изучаются на следующей теоретической основе и в такой последовательности:
Сложение (систематическое изучение начинается с первого полугодия 1-го класса) определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 0 до 5. В дальнейшем числовое множество, на котором выполняется сложение, расширяется, причем это расширение происходит с помощью сложения (при сложении уже известных учащимся
чисел получается новое для них число). Далее изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и поразрядном способе сложения.
Вычитание (систематическое изучение начинается со второго полугодия 1-го класса) изначально вводится на основе вычитания подмножества из множества, причем происходит это, когда учащиеся изучили числа в пределах первого десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая базируется на идее обратной операции. На основе этой связи выполняется вычитание с применением таблицы сложения, а потом осуществляется переход к рассмотрению случаев вычитания многозначных чисел, где основную роль играет поразрядный принцип вычитания, возможность которого базируется на соответствующих свойствах вычитания.
Умножение (систематическое изучение начинается со 2-го класса) вводится как сложение одинаковых слагаемых. Сначала учащимся предлагается освоить лишь распознавание и запись этого действия, а его результат они будут находить с помощью сложения. Отдельно вводятся случаи умножения на 0 и на 1. В дальнейшем составляется таблица умножения однозначных чисел, используя которую, а также соответствующие свойства умножения, учащиеся научатся умножать многозначные числа.
Деление (первое знакомство во 2-м классе на уровне предметных действий, а систематическое изучение начиная с 3-го класса) вводится как действие, результат которого позволяет ответить на вопрос: сколько раз одно число содержится в другом? Далее устанавливается связь деления и вычитания, а потом – деления и умножения. Причем, эта последняя связь будет играть основную роль при обучении учащихся выполнению действия деления. Что касается связи деления и вычитания, то ее рассмотрение обусловлено двумя причинами: 1) на первых этапах обучения делению дать удобный способ нахождения частного; 2) представить в полном объеме взаимосвязь арифметических действий I и II ступеней. В дальнейшем (в 4-м классе) операция деления будет рассматриваться как частный случай операции деления с остатком.
Геометрическая линия выстраивается следующим образом. В первом классе (на который выпадает самая большая содержательная нагрузка геометрического характера) изучаются следующие геометрические понятия: плоская геометрическая фигура (круг, треугольник, прямоугольник), прямая и кривая линии, точка, отрезок, дуга, направленный отрезок (дуга), пересекающиеся и непересекающиеся линии, ломаная линия, замкнутая и незамкнутая линии, внутренняя и внешняя области относительно границы, многоугольник, симметричные фигуры.
Во втором классе изучаются следующие понятия и их свойства: прямая (аспект бесконечности), луч, углы и их виды, прямоугольник, квадрат, периметр квадрата и прямоугольника, окружность и круг, центр, радиус, диаметр окружности (круга), а также рассматриваются вопросы построения окружности (круга) с помощью циркуля и использование циркуля для откладывания отрезка равного по длине данному отрезку.
В третьем классе изучаются виды треугольников (прямоугольные, остроугольные и тупоугольные; разносторонние и равнобедренные), равносторонний треугольник рассматривается как частный случай равнобедренного, вводится понятие высоты треугольника, решаются задачи на разрезание и составление фигур, на построение симметричных фигур, рассматривается куб и его изображение на плоскости. При этом рассмотрение куба обусловлено двумя причинами: во-первых, без знакомства с пространственными фигурами в плане связи математики с окружающей действительностью будет потеряна важнейшая составляющая, во-вторых, изучение единиц объема, предусмотренное в четвертом классе, требует обязательного знакомства с кубом.
В четвертом классе геометрический материал сосредоточен, главным образом, вокруг вопроса о вычислении площади многоугольника на основе разбивки его на треугольники. В связи с этим вводится понятие диагонали прямоугольника, что позволяет разбить прямоугольник на два равных прямоугольных треугольника, а это, в свою очередь, дает возможность вычислить площадь прямоугольного треугольника. Разбиение произвольного треугольника на два прямоугольных (с помощью высоты) лежит в основе вычисления площади треугольника.
При этом следует иметь в виду, что знакомство практически с любым геометрическим понятием в данном учебном курсе осуществляется на основе анализа соответствующей реальной (или псевдореальной) ситуации, в которой фигурирует предметная модель данного понятия.
Линия по изучению величин представлена такими понятиями как длина, время, масса, величина угла, площадь, вместимость (объем), стоимость. Умение адекватно ориентироваться в пространстве и во времени – это те умения, без которых невозможно обойтись как в повседневной жизни, так и в учебной деятельности. Элементы ориентации в окружающем пространстве являются отправной точкой в изучении геометрического материала, а знание временных отношений позволяет правильно описывать ту или иную последовательность действий (в том числе, строить и алгоритмические предписания). В связи с этим изучению пространственных отношений отводится несколько уроков в самом начале курса. При этом сначала изучаются различные характеристики местоположения объекта в пространстве, а потом характеристики перемещения объекта в пространстве.
Из временных понятий сначала рассматриваются отношения «раньше» и «позже», понятия «часть суток» и «время года», а также время как продолжительность. Учащимся дается понятие о «суточной» и «годовой» цикличности.
Систематическое изучение величин начинается уже в первом полугодии 1 класса с изучения величины «длина». Сначала длина рассматривается в доизмерительном аспекте. Сравнение предметов по этой величине осуществляется «на глаз» по рисунку или по представлению, а также способом «приложения». Результатом такой работы должно явиться понимание учащимися того, что реальные предметы обладают свойством иметь определенную протяженность в пространстве, по которому их можно сравнивать. Таким же свойством обладают и отрезки. Никаких измерений пока не проводится. Во втором полугодии первого класса учащиеся знакомятся с процессом измерения длины, стандартными единицами длины (сантиметром и дециметром), процедурой сравнения длин на основе их измерения, а также с операциями сложения и вычитания длин.
Во втором классе продолжится изучение стандартных единиц длины: учащиеся познакомятся с единицей длины – метром. Большое внимание будет уделено изучению таких величин, как «масса» и «время». Сравнение предметов по массе сначала рассматривается в «доизмерительном» аспекте. После чего вводится стандартная единица массы – килограмм, и изучаются вопросы измерения массы с помощью весов. Далее вводится «новая» стандартная единица массы – центнер.
Изучение величины «время» во втором классе начинается с рассмотрения временных промежутков и измерения их продолжительности с помощью часов, устанавливается связь между моментами времени и продолжительностью по времени. Вводятся стандартные единицы времени (час, минута, сутки, неделя) и соотношения между ними. Особое внимание уделяется изменяющимся единицам времени (месяц, год) и соотношениям между ними и постоянными единицами времени. Вводится самая большая изучаемая единица времени – век. Кроме этого рассматривается операция деления однородных величин, которая трактуется как измерение делимой величины в единицах величины-делителя.
В третьем классе, кроме продолжения изучения величин «длина» и «масса» (рассматриваются другие единицы этих величин – километр, миллиметр, грамм, тонна), происходит знакомство и с «новыми» величинами: величиной угла и площадью. Рассмотрение величины угла продиктовано желанием дать полное обоснование традиционному для начального курса математики вопросу о сравнении и классификации углов. Такое обоснование позволит эту величину и в методическом плане поставить в один ряд с другими величинами, изучаемыми в начальной школе. Работа с этими величинами осуществляется по традиционной схеме: сначала величина рассматривается в «доизмерительном» аспекте, далее вводится стандартная единица измерения, после чего измерение проводится с использованием стандартной единицы, а если таких единиц несколько, то устанавливаются соотношения между ними. Основным итогом работы по изучению величины «площадь» является вывод формулы площади прямоугольника.
В четвертом классе по привычной уже схеме изучается величина «вместимость» и связанная с ней величина «объем». Осуществляется знакомство с некоторыми видами многогранников (призма, прямоугольный параллелепипед, пирамида) и тел вращения (шар, цилиндр, конус).
Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач (условно «алгоритмической») является центральной для данного курса. Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направленность, которая выражается в умении применять полученные знания на практике. А это, в свою очередь, связано с решением той или иной задачи. При этом важно не только научить учащихся решать задачи, но и правильно формулировать их, используя имеющуюся информацию. Особое внимание необходимо обратить на тот смысл, который нами вкладывается в термин «решение задачи»: под решением задачи подразумевается запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи. Сам процесс выполнения алгоритма (получение ответа задачи) важен, но не относится к обязательной составляющей умения решать задачи.
Само описание алгоритма решения задачи допускается в трех видах: 1) по действиям (по шагам) с пояснениями, 2) в виде числового выражения, которое мы рассматриваем как свернутую форму описания по действиям, но без пояснений, 3) в виде буквенного выражения (в некоторых случаях в виде формулы или в виде уравнения) с использованием стандартной символики. Последняя форма описания алгоритма решения задачи будет использоваться только после того, как учащимися достаточно хорошо будут усвоены зависимости между величинами, а также связь между результатом и компонентами действий.
Что же касается самого процесса нахождения решения задачи (а в этом смысле термин «решение задачи» также часто употребляется), то вводится частичная его алгоритмизация.
Для формирования умения решать задачи учащиеся, в первую очередь, должны научиться работать с текстом и иллюстрациями: определить, является ли предложенный текст задачей, или как по данному сюжету сформулировать задачу, установить связь между данными и искомым и последовательность шагов по установлению значения искомого. Другое направление работы с понятием «задача» связано с проведением различных преобразований имеющегося текста и наблюдениями за теми изменениями в ее решении, которые возникают в результате этих преобразований. К этим видам работы относятся: дополнение текстов, не являющихся задачами, до задачи; изменение любого из элементов задачи, представление одной той же задачи в разных формулировках; упрощение и усложнение исходной задачи; поиск особых случаев изменения исходных данных, приводящих к упрощению решения; установление задач, которые можно решить при помощи уже решенной задачи, что в дальнейшем становится основой классификации задач по сходству математических отношений, заложенных в них.
Информационная линия. В нее включены вопросы по поиску (сбору) и представлению различной информации, связанной со счетом предметов и измерением величин. Наиболее явно необходимость в таком виде деятельности проявляется в процессе работы над практическими задачами (по всему курсу), задачами с геометрическими величинами (по всему курсу) и задачами с недостающими данными (3 класс, 1 часть и далее). Фиксирование результатов сбора предполагается осуществлять в любой удобной форме: в виде текста (протокола), с помощью табулирования, графического представления.
Особое место при работе с информацией отводится таблице. Уже в 1-м классе учащиеся знакомятся с записью имеющейся информации в виде таблицы (речь идет о «Таблице сложения»), и осознают удобство такого представления информации. При этом учащиеся принимают непосредственное участие в построении такой таблицы. Во 2-м классе эта работа продолжается очень активно. Наряду с построением и использованием «Таблицы умножения» учащиеся знакомятся с возможностью использовать таблицу для осуществления краткой записи текстовой задачи. Они учатся читать готовые таблицы и заполнять таблицы полученными данными.
Наряду с заданиями, в которых работа с таблицей носит очень важный, но все же вспомогательный характер, предусмотрены и специальные задания по работе с таблицами. В 3-м классе к уже знакомым учащимся видам «стандартных» таблиц добавляется еще одна очень важная таблица, а именно: «Таблица разрядов и классов». Все виды работ с таблицами продолжают активно действовать, но при этом появляются задания, связанные с интерпретацией табличных данных, с их анализом для получения некоторой «новой» информации. В 4-м классе учащимся приходится много работать с таблицами, что обусловлено спецификой изучаемого материала: большой объем времени отводится рассмотрению задач с пропорциональными величинами, характеризующими процесс движения, работы, изготовления товара, расчета стоимости. Традиционно решение таких задач, как правило, сопровождается табличной записью.
Еще одной удобной формой представления данных является использование диаграмм. При этом используются как диаграммы сравнения (столбчатые или полосчатые), так и структурные диаграммы (круговые). Первое упоминание о диаграмме дается на страницах учебника 3-го класса: изучается специальная тема «Изображение данных с помощью диаграмм». При этом появление диаграмм сравнения как средства представления данных подготовлено введением такого понятия, как «числовой луч». Именно горизонтальное расположение числового луча (что является наиболее привычным расположением) привело к тому, что из двух возможных типов расположения диаграммы сравнения (вертикального или горизонтального) мы в основном используем горизонтальное их расположение (полосчатые диаграммы). Но при этом не следует думать, что вертикальные (столбчатые) диаграммы чем-то принципиально отличаются от горизонтальных. Эта мысль доводится и до понимания учащихся: они работают с вертикальными и горизонтальными диаграммами на общих основаниях. Преимущество горизонтальных диаграмм проявляется еще и в том, что на страницах учебника их можно расположить более компактно.
Знакомство учащихся со структурной диаграммой, которая представлена в круговой форме, происходит (и может произойти) только после того, как будет введено понятие доли и учащиеся научаться делить круг на заданное число равных частей. Умение распознавать и строить круговой сектор, площадь которого составляет определенную долю (половину, четверть, треть и т. д.) от площади соответствующего круга, и является той базой, которая лежит в основе работы с круговой диаграммой. В явном виде эта работа проводится только в 4-м классе, но подготовительная работа, связанная с использованием круговых схем, начинается уже во 2-м классе.
Алгебраический материал в настоящем курсе не образует самостоятельную содержательную линию в силу двух основных причин: во-первых, этот материал согласно требованиям нового стандарта представлен в содержании курса в очень небольшом объеме (в явном виде лишь в тех вопросах, которые касаются нахождения неизвестного компонента арифметического действия), а во-вторых, его направленность, главным образом, носит пропедевтический характер.
Алгебраический материал традиционно представлен в данном курсе такими понятиями как выражение с переменной, уравнение. Изучение этого материала приходится, главным образом, на 4-й класс, но пропедевтическая работа начинается с 1-го класса. Задания, в которых учащимся предлагается заполнить пропуски соответствующими числами, готовят детей к пониманию сначала неизвестной величины, а затем и переменной величины. Появление равенств с «окошками», в которые следует записать нужные числа, является пропедевтикой изучения уравнений. Во 2-м классе вводится само понятие «уравнение» и соответствующая терминология. Делается это, прежде всего, для вывода правил нахождения неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого как способа решения соответствующих уравнений. В 3-м классе рассматриваются уравнения с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым и так же выводятся соответствующие правила.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение предмета «Математика» в 3 классе отведено 136 часов (4 часа в неделю).
Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование
Согласно календарному учебному графику работы школы на 2013-2014 учебный год уроки выпадают на праздничные дни 1, 9 мая, поэтому объединены уроки по темам: «Арифметические действия» (1 час), Геометрические фигуры (1 час).
- Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
5. Планируемые результаты усвоения учебного предмета
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.
Личностные результаты.
Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания посредством системы заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д.
Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:
- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек и т.п.), рисунков, схем;
б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;
в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;
- проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений;
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Предметными результатами изучения курса «Математика»
в 3-м классе является формирование следующих умений:
- читать и записывать все числа в пределах первых двух классов;
- представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых;
- использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
- сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и
записывать результат сравнения с помощью знаков (>, <, =);
- производить вычисления «столбиком» при сложении и вычитании
многозначных чисел;
- применять сочетательное свойство умножения;
- выполнять группировку множителей;
- применять правила умножения числа на сумму и суммы на число;
- применять правило деления суммы на число;
- воспроизводить правила умножения и деления с нулем и единицей;
- находить значения числовых выражений со скобками и без скобок
в 2—4 действия;
- воспроизводить и применять правила нахождения неизвестного
множителя, неизвестного делителя, неизвестного делимого;
- выполнять сложение и вычитание многозначных чисел «столбиком»;
- выполнять устно умножение двузначного числа на однозначное;
- выполнять устно деление двузначного числа на однозначное и
двузначного на двузначное;
- использовать калькулятор для проведения и проверки правильности
вычислений;
- применять изученные ранее свойства арифметических действий для
выполнения и упрощения вычислений;
- распознавать правило, по которому может быть составлена данная
числовая последовательность;
- распознавать виды треугольников по величине углов (прямоугольный,
тупоугольный, остроугольный) и по длине сторон (равнобедренный,
равносторонний как частный случай равнобедренного, разносторонний);
- строить прямоугольник с заданной длиной сторон;
- строить прямоугольник заданного периметра;
- строить окружность заданного радиуса;
- чертить с помощью циркуля окружности и проводить в них с помощью
линейки радиусы и диаметры; использовать соотношение между
радиусом и диаметром одной окружности для решения задач;
- определять площадь прямоугольника измерением (с помощью палетки)
и вычислением (с проведением предварительных линейных измерений);
- использовать формулу площади прямоугольника (S = а ■ Ь);
- применять единицы длины — километр и миллиметр и соотношения
между ними и метром;
- применять единицы площади - квадратный сантиметр (кв. см или см2),
квадратный дециметр (кв. дм или дм2), квадратный метр (кв. м или м2),
квадратный километр (кв. км или км2) и соотношения между ними;
- выражать площадь фигуры, используя разные единицы площади
(например, 1 дм2 6 см2 и 106 см2);
- изображать куб на плоскости; строить его модель на основе развертки;
- составлять и использовать краткую запись задачи в табличной форме;
- решать простые задачи на умножение и деление;
- использовать столбчатую (или полосчатую) диаграмму для
представления данных и решения задач на кратное или разностное
сравнение;
- решать и записывать решение составных задач по действиям и одним
выражением;
- осуществлять поиск необходимых данных по справочной и учебной
литературе.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Математика» к концу 3-го года обучения:
Обучающиеся научатся:
- читать и записывать все числа в пределах первых двух классов;
- представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
- сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков;
- производить вычисления «столбиком» при сложении и вычитании многозначных чисел;
- применять сочетательное свойство умножения;
- выполнять группировку множителей;
- применять правило умножения числа на сумму и суммы на число;
- применять правило деления суммы на число;
- воспроизводить правила умножения и деления с нулём и единицей;
- находить значения числовых выражений со скобками и без скобок в 2-4 действия;
- воспроизводить и применять правила нахождения неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делимого;
- выполнять сложение и вычитание многозначных чисел «столбиком»;
- выполнять устно умножение двузначного числа на однозначное;
- выполнять устно деление двузначного числа на однозначное и двузначного на двузначное;
- использовать калькулятор для проведения и проверки правильности вычислений;
- применять изученные ранее свойства арифметических действий для выполнения и упрощения вычислений;
- распознавать правило, по которому может быть составлена данная числовая последовательность;
- распознавать виды треугольников по величине углов и по длине сторон;
- строить прямоугольник с заданной длиной сторон;
- строить прямоугольник заданного параметра;
- строить окружность заданного радиуса;
- чертить с помощью циркуля окружности и проводить в них с помощью линейки радиусы и диаметры; использовать соотношение между радиусом и диаметром одной окружности для решения задач;
- определять площадь прямоугольника измерением и вычислением; использовать формулу площади прямоугольника;
- применять единицы длины – километр и миллиметр и соотношения между ними и метром;
- применять единицы площади – квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный километр и соотношения между ними;
- выражать площадь фигуры, используя разные единицы площади;
- изображать куб на плоскости; строить его модель на основе развёртки;
- составлять и использовать краткую запись задачи в табличной форме;
- решать простые задачи на умножение и деление;
- использовать столбчатую диаграмму для представления данных и решения задач на кратное сравнение или разностное сравнение;
- решать и записывать решение составных задач по действиям и одним выражением;
- осуществлять поиск необходимых данных по справочной и учебной литературе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать возможность неограниченного расширения таблицы разрядов и классов;
- использовать разрядную таблицу для задания чисел и выполнения действий сложения и вычитания;
- воспроизводить сочетательное свойство умножения;
- воспроизводить правила умножения числа на сумму и суммы на число;
- воспроизводить правило деления суммы на число;
- обосновывать невозможность деления на 0;
- формулировать правило, с помощью которого может быть составлена данная последовательность;
- понимать строение ряда целых неотрицательных чисел и его геометрическую интерпретацию;
- понимать количественный смысл арифметических действий и взаимосвязь между ними;
- выполнять измерение величины угла с помощью произвольной и стандартной единицы этой величины;
- сравнивать площади фигур с помощью разрезания фигуры на части и составления фигуры из частей; употреблять термины «равносоставленные» и «равновеликие» фигуры;
- строить и использовать при решении задач высоту треугольника;
- применять другие единицы площади; использовать вариативные модели одной и той же задачи;
- понимать алгоритмический характер решения текстовой задачи;
- находить необходимые данные, используя различные информационные источники.
Формы реализации программы:
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная.
Методы реализации программы:
- практический;
- объяснительно – иллюстративный;
- частично – поисковый;
- исследовательский;
- наблюдение;
- проблемно – поисковый;
- информативный.
Способы и средства:
- модели и таблицы;
- технические средства;
- рисунки;
- дидактические материалы.
Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков
3 класс | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого |
Арифметический диктант | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Контрольная работа | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Тест | 1 | 1 | 2 | ||
Итого | 13 | ||||
Комплексная контрольная работа | 1 | 1 |
- Содержание курса
3 класс (136 часов)
Числа и величины (10 ч)
Нумерация и сравнение многозначных чисел.
Получение новой разрядной единицы - тысяча. «Круглые» тысячи. Разряды единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч. Класс единиц и класс тысяч. Принцип устной нумерации с использованием названий классов. Поразрядное сравнение многозначных чисел.
Натуральный ряд и другие числовые последовательности.
Величины и их измерение.
Единицы массы - грамм. Тонна. Соотношение между килограммом и граммом (1кг=1000г), между тонной и килограммом (1т=1000кг), между тонной и центнером (1т=10ц).
Арифметические действия (46 ч)
Алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел «столбиком».
Сочетательное свойство умножения. Группировка множителей. Умножение суммы на число и числа на сумму. Умножение многозначного числа на однозначное и двузначное. Запись умножения «в столбик».
Деление как действие, обратное умножению. Табличные случаи деления. Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Решение уравнений с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым. Кратное сравнение чисел и величин.
Невозможность деления на 0. Деление числа на 1 и на само себя.
Деление суммы и разности на число. Приемы устного деления двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное.
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Действия первой и второй ступеней. Порядок выполнения действий. Нахождение значения выражения в несколько действий со скобками и без скобок.
Вычисления и проверка вычислений с помощью калькулятора.
Прикидка и оценка суммы, разности, произведения, частного.
Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.
Текстовые задачи (36 ч)
Простые арифметические сюжетные задачи на умножение и деление, их решение. Использование графического моделирования при решении задач на умножение и деление. Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на умножение и деление с помощью уравнений.
Составные задачи на все действия. Решение составных задач по «шагам» (действиям) и одним выражением.
Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полными данными.
Задачи с избыточными данными. Использование набора данных, приводящих к решению с минимальным числом действий. Выбор рационального пути решения.
Геометрические фигуры (10 ч)
Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные; разносторонние и равнобедренные. Равносторонний треугольник как частный случай равнобедренного. Высота треугольника.
Задачи на разрезание и составление геометрических фигур.
Знакомство с кубом и его изображением на плоскости. Развертка куба.
Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге и с помощью чертежных инструментов.
Геометрические величины (14 ч)
Единица длины - километр. Соотношение между километром и метром (1км=1000м).
Единица длины - миллиметр. Соотношение между метром и миллиметром (1м=1000мм), дециметр и миллиметром (1дм=100мм), сантиметром и миллиметром (1см=10мм).
Понятие о площади. Сравнение площадей фигур без их измерения.
Измерение площадей с помощью произвольных мерок. Измерение площади с помощью палетки.
Знакомство с общепринятыми единицами площади: квадратным сантиметром, квадратным дециметром, квадратным метром, квадратным километром квадратным миллиметром. Другие единицы площади (ар или «сотка», гектар). Соотношение между единицами площади, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.
Определение площади прямоугольника непосредственным измерением, измерением с помощью палетки и вычислением на основе измерения длины и ширины.
Сравнение углов без измерения и с помощью измерения.
Работа с данными (20 ч)
Таблица разрядов и классов. Использование «разрядной» таблицы для выполнения действий сложения и вычитания. Табличная форма краткой записи арифметической текстовой (сюжетной) задачи. Изображение данных с помощью столбчатых или полосчатых диаграмм. Использование диаграмм сравнения (столбчатых или полосчатых) для решения задач на кратное или разностное сравнение.
- Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Плановые сроки проведения | Примечания |
1. | Начнем с повторения. Нумерация | Повторят нумерацию в пределах 100. Название комп. и результатов действий. | 02.09 | |
2. | Начнем с повторения. Нумерация | Повторят ед. измерения, упр-я в решении задач с помощью уравнений | 03.09 | |
3. | Начнем с повторения. Нумерация и сравнение многозначных чисел | Повторят «круглые» двузначные числа, | 04.09 | |
4. | Начнем с повторения. Геометрические фигуры. | Понятия «окружность», «радиус», «диаметр». | 05.09 | |
5. | Умножение и деление | Научатся видеть связь между умножением и делением по аналогии связи между сложением и вычитанием; развивать вычислительные навыки | 09.09 | |
6. | Табличные случаи деления | Научатся видеть взаимосвязь действий умножения и деления на примерах табличных случаев. | 10.09 | |
7. | Решение задач. | Научатся решать простые задачи на умножение и деление. | 11.09 | |
Плоские поверхности и плоскость. | Рассмотрят понятия «плоские поверхности» на примере реальных и смоделированных предметов. | 12.09 | ||
Входная контрольная работа | Применят знания полученные во 2 классе | 17.09 | ||
Анализ к/р. Изображения на плоскости. | Рассмотрят способ построения объемного изображения. | 18.09 | ||
Куб и его изображение. | Познакомятся с геометрической фигурой – кубом, с приемами построения изображения куба на плоскости. | 19.09 | ||
Упражнения в изображении куба. | Сформируютнавыки изображения куба. | 20.09 | ||
Счет сотнями и «круглое» число сотен | Рассмотрят вопросы устной и письменной нумерации, а также способ сравнения чисел на основе нумерации. | 24. 09 | ||
Десять сотен, или тысяча. Контрольный арифметический диктант № 1 | Познакомятсяс новой разрядной единицей – тысяча. | 25. 09 | ||
Разряд единиц тысяч | Познакомятся с разрядом единиц тысяч. | 26. 09 | ||
Название четырехзначных чисел. | Познакомятся с названиями четырехзначных чисел. | 27. 09 | ||
Разряд десятков тысяч. | Познакомятся с разрядом десятков тысяч, который имеет пятый порядковый номер в системе существующих разрядов. | 01.10 | ||
Разряд сотен тысяч. | Познакомятся с разрядом сотни тысяч, научатся составлять и записывать числа с заданным | 02.10 | ||
Класс единиц и класс тысяч. | Познакомятся с понятием «класс», научатся способам устной нумерации многозн. чисел на основе использования названия классов. | 03.10 | ||
Таблица разрядов и классов. | Познакомятся с таблицей разрядов и классов, научатся пользоваться таблицей. | 04.10 | ||
Поразрядное сравнение многозначных чисел. | Научатся сравнивать многозначные числа. | 08.10 | ||
Упражнения в вычислениях и сравнении чисел | Сформируют знания нумерации многозначных чисел. | 09.10 | ||
Упр-я в вычислениях и сравнении многозначных чисел. | Сформируютнавыки в знании нумерации. | 10.10 | ||
Контрольная работа №1. | Применять на практике полученные знания | 11.10 | ||
Анализ к/р. Метр и километр. | Познакомятся с единицей измерения длины- м и км. | 15.10 | ||
Килограмм и грамм. | Изучат новые единицы измерения массы-кг и г . | 16.10 | ||
Килограмм и тонна, центнер. | Познакомятся с новой единицей измерения массы – тонной и центнером. | 17.10 | ||
Упражнения в вычислениях и сравнении величин. | Сформируют навыки работы с величинами. | 18.10 | ||
Таблица и краткая запись задачи. | Научатся использовать таблицу для краткой записи задачи. | 22.10 | ||
Алгоритм сложения столбиком. | Научатся сложению столбиком по заданному алгоритму. | 23.10 | ||
Алгоритм вычитания столбиком. | Научатся вычитанию столбиком по заданному алгоритму. | 24.10 | ||
Составные задачи на сложение и вычитание. | Познакомятся с логической структурой составных задач на сложение и вычитание. | 25.10 | ||
Составные задачи на сложение и вычитание. | Научатся решать составные задачи. | 29.10 | ||
Контр. работа №2 по итогам 1 четверти. | 30.10 | |||
Анализ к/р. Упражнения в вычислениях в столбик | Научатся применять алгоритм при сложении и вычитании в столбик. | 31.10 | ||
Тема урока | Планируемые результаты | 01.11 | ||
2 четверть | ||||
Умножение «круглого» числа на однозначное. | Научатся умножать «круглое» число на однозначное. | 12. 11 | ||
Умножение суммы на число. | Научатся умножать сумму на число. | 13. 11 | ||
Умножение многозначного числа на однозначное. | Познакомятся с поразрядным способом умножения многоз. числа на однозн. | 14. 11 | ||
Запись умножения в строчку и столбиком. | Научатся записывать умножение в столбик. | 15. 11 | ||
Вычисления с помощью калькулятора. Сочетательное свойство умножения. | Познакомятся с умн. на калькуляторе. Познакомятся с сочетательным свойством умножения. | 19. 11 | ||
Группировка множителей. | Научатся группировать множители, то есть находить удобный способ умножения. | 20. 11 | ||
Умножения числа на произведение. | Научатся умножать число на произведение. | 21. 11 | ||
Упражнения в вычислениях.
| Формирование вычислительных навыков. | 22. 11 | ||
Кратное сравнение чисел и величин. | Научатся кратному сравнению чисел и величин. | 26. 11 | ||
Задачи на кратное сравнение. | Научатся решать задачи на кратное сравнение. | 27. 11 | ||
Задачи на кратное сравнение. | Формирование навыков решения задач на кратное сравнение. | 28. 11 | ||
Тест. Сантиметр и миллиметр | Познакомятся с ед. измерения длины – см; установят соотношение между мм и см | 29. 11 | ||
Миллиметр и дециметр. | Установят соотношение между миллиметром и дециметром. | 03.12 | ||
Миллиметр и метр. | Установят соотношение между миллиметром и метром. | 04.12 | ||
Упражнения в измерении и вычислении длин. | Формирование навыков измерения и вычисления длин с использованием единиц измерения длины. | 05.12 | ||
Контрольная работа № 3 | Применять на практике полученные знания | 06.12 | ||
Анализ к/р. Изображение чисел на числовом луче. | Научатся изображать числа на числовом луче. | 10.12 | ||
Изображение данных с помощью диаграмм. | Познакомятся с одним из способов графического представления данных с помощью диаграммы сравнения. | 11.12 | ||
Диаграмма и решение задач. | Научатся пользоваться диаграммами при решении задач. | 12.12 | ||
Диаграмма и решение задач. | Научатся использовать диаграммы сравнения при решении задач. | 13.12 | ||
Решение задач. | Продолжат обучение решению задач с использованием диаграмм. | 17.12 | ||
Сравнение углов. | Рассмотрят прямые, острые и тупые углы; научатся манипуляциям с моделями углов. | 18.12 | ||
Измерение углов. | Научатся измерять углы с помощью произвольной единицы. | 19.12 | ||
Упражнения в измерении и в сравнении углов. | Формирование навыков измерения и сравнения углов. | 20.12 | ||
Контрольная работа № 4 по итогам четверти. | Применять на практике полученные знания | 24.12 | ||
Анализ к/р. Прямоугольный треугольник. | Познакомятся с понятием «прямоугольный треугольник». | 25.12 | ||
Тупоугольный треугольник. | Познакомятся с понятием «тупоугольный треугольник» | 26.12 | ||
Остроугольные треугольники. | Познакомятся с понятием «остроугольный треугольник» | 27.12 | ||
3 четверть | ||||
Разносторонние и равнобедренные треугольники. | Познакомятся с понятиями «разносторонние треугольники» и «равнобедренные треугольники» | 10.01 | ||
Равнобедренные и равносторонние треугольники. | Познакомятся с понятием « равнобед. и равност. треугольники», научатся строить и сравнивать. | 14.01 | ||
Упражнения в построении треугольников. | Формирование навыков построения треугольников различных видов. | 15.01 | ||
Составные задачи на все действия. | Научатся решать составные задачи на все действия. | 16.01 | ||
Контрольный математический диктант № 2. Составные задачи на все действия. | Формирование умения формулировать дополнительные промежуточные требования, получение ответов на которые позволяет ответить на основное требование. | 17.01 | ||
Составные задачи на все действия. | Формирование навыков решения составных задач. | 21.01 | ||
Контрольная работа № 5. | Применять на практике полученные знания | 22.01 | ||
Анализ к/р. Натуральный ряд и другие числовые последовательности. Работа с данными. | умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | 23.01 | ||
Умножение на однозначное число столбиком. Умножение на число 10. | умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | 24.01 | ||
Умножение на «круглое» двузначное число. | Научатся умножать на « круглые» двузн. числа. | 28.01 | ||
Умножение числа на сумму. | Научатся приемам умножения числа на сумму. | 29.01 | ||
Умножение на двузначное число. | Научатся умножать на двузначное число поразрядно. | 30.01 | ||
Запись умножения на двузначное число столбиком. | Научатся записывать умножение на двузн. число столбиком. | 31.01 | ||
Упражнения в умножении столбиком. | Формирование навыков умножения в столбик. | 04.02 | ||
Упр-я в умножении столбиком и решение задач. | Формирование навыков в умножении столбиком. | 05.02 | ||
Как найти неизвестный множитель. | Научатся находить неизвестный множитель. | 06.02 | ||
Как найти неизвестный делитель. | Научатся находить неизвестный делитель. | 07.02 | ||
Как найти неизвестное делимое. | Научатся находить неизвестное делимое. | 11.02 | ||
Решение задач с помощью уравнений. | Познакомятся с решением задачи с помощью уравнения. | 12.02 | ||
Учимся решать задачи с помощью уравнений. | Научатся решать задачи с помощью уравнения | 13.02 | ||
Учимся решать задачи с помощью уравнений. | Решать задачи с помощью уравнения | 14.02 | ||
Анализ с/р. Деление на число 1. | Рассмотрят случаи деления на число 1. | 18.02 | ||
Деление числа на само себя. | Рассмотрят случаи деления числа на само себя. | 19.02 | ||
Деление числа 0 на натуральные числа. | Рассмотрят случаи деления числа 0 на натуральные числа. | 20.02 | ||
Делить на 0 нельзя. | Сформулируют, что делить на 0 нельзя. | 21.02 | ||
Деление суммы на число.
| Рассмотрят случаи деления суммы на число. | 25.02 | ||
Деление разности на число. | Научатся делить разность на число. | 26.02 | ||
Упражнения в использовании свойств деления. | Формирование навыков в использовании свойств деления. | 27.02 | ||
Какая площадь больше? | Познакомятся с новой величиной- площадью. | 28.02 | ||
Тест. Квадратный сантиметр. | Познакомятся с новой единицей измерения площади - кв. см | 04.03 | ||
Измерение площади многоугольника. | Научатся измерять площадь многоугольника. | 05.03 | ||
Измерение площади с помощью палетки. | Научатся измерять площадь с помощью палетки. | 06.03 | ||
Упр-я в измерении площади. Повторение «особых» случаев деления. | Формирование навыков измерения площадей. | 07.03 | ||
Умножение на число 100 | Научатся умножать на число 100 | 11.03 | ||
Квадратный сантиметр и квадратный дм | Познакомятся с новой единицей измерения площади - кв. дм, установят соотношение между кв. см и кв. дм . | 12.03 | ||
Квадратный метр и кв. дм . | Установят соотношение между кв. м и кв. дм | 13.03 | ||
Квадратный метр и кв. см | Установят соотношение между кв. м и кв. см | 14.03 | ||
Контрольная работа № 6 по итогам 3 четверти. | Применять на практике полученные знания | 18.03 | ||
Анализ к/р. Вычисления с помощью калькулятора. | Формирование навыков работы с калькулятором. | 19.03 | ||
Задачи с недостающими данными. | Научатся понимать задачи с недостающими данными. | 20.03 | ||
Задачи с недостающими данными. | Формировать умения распознавать задачи с недостающими данными. | 21.03 | ||
4 четверть | ||||
Как получить недостающие данные. | Познакомятся с возможностями, которые можно использовать для получения недостающих данных. | 01.04 | ||
Как получить недостающие данные. | Научатся получать необходимые недост. данные к задачам. | 02.04 | ||
Умножение на число 1000 | Познакомятся с умножением на число 1000. | 03.04 | ||
Квадратный километр и кв. метр. | Познакомятся с новой единицей измерения площади-кв. км Установят соотношение между кв. км и кв. м. | 04.04 | ||
Квадратный миллиметр и кв. сантиметр. | Познакомятся с новой единицей измерения площади и установят соотношение между кв. мм и кв. см. | 08.04 | ||
Кв. миллиметр и кв дециметр. | Установят соотношение между кв. мм и кв. дм. | 09.04 | ||
Квадратный миллиметр и кв. метр. | Установят соотношение между кв. мм и кв. метров | 10.04 | ||
Упражнения в использовании единиц площади. | Формирование навыков работы с единицами измерения площади. | 11.04 | ||
Вычисление площади прямоугольника. | Научатся вычислять площадь прямоугольника. | 15.04 | ||
Упражнения в вычислении площадей и повторении ед. измерения площади. | Формирование навыков вычисления площади. | 16.04 | ||
Задачи с избыточными данными. | Познакомятся с задачами, содержащими избыточные данные. | 17.04 | ||
Выбор рационального пути решения. | Научатся выбирать рациональные пути решения. | 18.04 | ||
Разные задачи. | Получат возможности в решении текстовых задач. | 22.04 | ||
Разные задачи. | Формирование навыков решения задач. С. Р. | 23.04 | ||
Учимся формулировать и решать задачи. | Формирование умений формулировать и решать задачи. | 24.04 | ||
Контрольная работа № 7 | 25.04 | |||
Анализ к/р. Увеличение и уменьшение в одно то же число раз. | Познакомятся с увеличением и уменьшением в одно то же число раз. | 29.04 | ||
Деление « круглых» десятков на число 10 | Научатся делить «круглые» десятки на 10. | 30.04 | ||
Деление «круглых» сотен на число 100 | Научатся делить «круглые» сотни на число 100. | 06.05 | ||
Контрольный математический диктант № 4 Деление «круглых» тысяч на число 1000. | Научатся делить «круглые» тысячи на число 1000. | 07.05 | ||
Устное деление двузначного числа на однозначное. | Познакомятся со случаями устного деления двузначного числа на однозначное. | 08.05 | За 9 мая | |
Устное деление двузначного числа на двузначное. | Научатся приемам устного деления двузначного числа на двузначное. | 08.05 | ||
Построение симметричных фигур. | Научатся строить симметричные фигуры с помощью чертежных инструментов и бумаги в клетку. | 13.05 | ||
Составление и разрезание фигур. | Научатся составлять и разрезать фигуры. | 14.05 | За 1 мая | |
Равновеликие и равносоставленные фигуры. Высота треугольника. | Познакомятся с понятиями равновеликие и равносоставленные фигуры. Познакомятся с новым понятием «высота треугольника» | 14.05 | ||
Комплексная итоговая контрольная работа | Применять на практике полученные знания | 15.05 | ||
Счет до 1 000 000. | Научатся считать до 1 000 000. | 16.05 | ||
Итоговая контрольная работа №8. | 20.05 | |||
Анализ к/р. Действия первой и второй ступени. | Повторят способы выполнения всех четырех арифметических действий, а также правила их выполнения. | 21.05 | ||
Измеряем, вычисляем, сравниваем. Геометрия на бумаге в клетку. | Повторят вопросы, связанные с измерением и вычислением изученных величин. | 22.05 | ||
Формулировка и решение задач. Числовые последовательности. Работа с данными. | Формирование навыков работы с геометрическим материалом. | 23.05 |
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основная литература
- Чекин А.Л. Математика. 3 класс: Учебник. В 2 ч.-М.: Академкнига/Учебник, -2013.
- Захарова О.В., Юдина Е.П. Математика: Тетради для самостоятельной работы №1, 2 -М.: Академкнига/Учебник, 2013
- Программа «Перспективная начальная школа» - М.: Академкнига/Учебник, 2011 г.
Дополнительная литература
- Чекин Математика: Методическое пособие для учителя. 3 класс- М.: Академкнига/Учебник, 2013.
- Захарова О. А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся (1 – 4 классы). Методическое пособие – М.: Академкнига/Учебник, 2013 г.
К — комплект
Д — демонстрационный
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Математика»
№ | Наименование | Технические характеристики | Кол-во |
Приборы и инструменты | |||
Линейка классная 1 м. деревянная | Предназначен для работы у доски | Д | |
Транспортир классный пластмассовый | Предназначен для работы у доски | Д | |
Угольник классный пластмассовый (45 и 45 градусов) | Предназначен для работы у доски | Д | |
Циркуль классный пластмассовый | Предназначен для работы у доски | Д | |
Раздаточный материал | |||
«Учусь считать» | Раздаточный материал: фишки диаметром 1,5 см. Демонстрационный материал: фишки диаметром 1,5 см. | К | |
Касса цифр | Демонстрационный материал: касса с кармашками, цифры величиной 15 X 10 см Раздаточный материал: цифры от 0 до 9 и знаки. | К | |
Демонстрационные пособия | |||
Модель циферблата часов | Д | ||
Комплект дидактических раздаточных пособий для начальной школы «Математика». | Средства обратной связи (веера). Геометрические формы. Доли и дроби. Устный счёт. | К | |
Набор чертежный | К | ||
Лабораторный набор для изготовления моделей по математике | К | ||
Набор «цветные палочки» | К | ||
Набор «Умные кубики + тренажер для письма» | К | ||
Перекидное табло для устного счета -25 штук | К | ||
Наглядные пособия (таблицы) | |||
Плакат с цифрами | Демонстрационный плакат размером 1 м X 1 м | Д | |
Комплект таблиц "Устные приемы сложения и вычитания в пределах сотни" | Комплект таблиц из 4 листов. Таблицы отпечатаны на плотном полиграфическом картоне 250-280 гр./м2, форматом 68x98 см. Печать односторонняя. Мелование одностороннее. Красочность 4+0 (полноцвет). В комплект альбома входит брошюра с методическими рекомендациями для учителя (1 экз.). Содержание комплекта: | Д | |
Комплект таблиц "Простые задачи" | Комплект таблиц из 2 листов и 128 карточек. Таблицы отпечатаны на плотном полиграфическом картоне 250-280 гр./м2, форматом 68x98 см. Печать односторонняя. Мелование одностороннее. Красочность 4+0(полноцвет). В комплект альбома входит брошюра с методическими рекомендациями для учителя (1 экз.). | Д | |
Комплект таблиц "Математические таблицы для начальной школы" | Комплект таблиц из 9 листов. Таблицы отпечатаны на плотном полиграфическом картоне 250-280 гр./м2, форматом 68x98 см. Печать односторонняя. Мелование одностороннее. Красочность 4+0(полноцвет). В комплект альбома входит брошюра с методическими рекомендациями для учителя (1 экз.). Содержание комплекта: | Д | |
Плакат «Сложение» | Демонстрационный плакат размером 1 м X 1 м | Д | |
Плакат «Вычитание» | Демонстрационный плакат размером 1 м X 1 м | Д | |
Набор геометрических тел | Д |
Технические средства обучения (средства ИКТ) | % | |||
Сканер | Д | 1 | 1 | 100 |
PS компьютер | Д | 1 | 1 | 100 |
Проектор | Д | 1 | 1 | 100 |
Принтер | Д | 1 | 1 | 100 |
Экран | Д | 1 | 1 | 100 |
Оборудование кабинета | ||||
Стол ученический | 13 шт. | 13шт. | 100 | |
Стол компьютерный | 1 шт. | 1 шт. | 100 | |
Стол учительский | 1 шт. | 1 шт. | 100 | |
Стулья ученические | 26 шт. | 26 шт. | 100 | |
Стул учительский | 2 шт. | 2 шт. | 100 | |
Доска ученическая | 1 шт. | 1шт. | 100 |
Контрольи оценка знаний учащихся
О. А. Захарова «Проверочные работы по математике и технология коррекции знаний учащихся» методическое пособие 1-4 класс Москва Академкнига/Учебник 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса. УМК "Классическая начальная школа"
Рабочие программы включают в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование уроков. В КТП указан дополнительный материал к урокам....
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 1 класса по УМК " Перспективная начальная школа"
В рабочую программу входят пояснительные записки,содержание программ и тематическое планирование по предметам: обучение грамоте( русский язык литературное чтение,математика, окружающий мир,физическая ...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
Рабочая программа. Начального общего образования по литературному чтению для 2 класса, автор-составитель: учитель начальных классов Телюкова С.В.
КТП 2 класс, литературное чтение Э. Э.Кац...
Рабочая программа. Начального общего образования по окружающему миру для 2 класса, автор-составитель: учитель начальных классов Телюкова С.В.
КТП 2 класс, окружающий мир И. В. Патапова,Г. Г. Ивченковой, Е. В. Саплиной...
Рабочая программа начальной школы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной
Содержание рабочей программы курса....