Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Заблоцкая Елена Владимировна

Рабочая программа по окружающиму миру "Перспективная начальная школа" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_3_klass.doc409 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторский программы О. Н. Федотовой,  Г. В. Трафимовой,  Л. Г. Кудровой  (Сборник программ для начальной школы. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч./Сост. Р. Г. Чуракова – М.: «Академкнига/Учебник", 2011. – Ч. 1 : 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»).

При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма БелИРО «О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2013-2014 учебном году»

 Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам учебного предмета.      

  1. Общая характеристика учебного предмета

         Цели: - формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

 Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.

Задачи:

- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

-  развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции  с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации — усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет обучения — вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».

Для реализации программы используется учебно-методический комплект:

Федотова О.Н., Трафимова К.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник,       2013.

Федотова О.Н., Трафимова КВ., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы Ч 1, ‚Ч 2. — М.

Академкнига/Учебник,2013.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник,2013.

Дополнительная литература

3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

           В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение   предмета «Окружающий мир» в 3 классе  отведено 68 часов (2 часа в неделю).  

Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование

Согласно календарному учебному графику работы школы на 2013-2014 учебный год уроки выпадают на праздничные дни 2 ноября, 8, 22 марта, поэтому объединены уроки по темам: «Почва» (1ч), «Природные сообщества»(2ч).

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

              Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и  воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно -  и социально – нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

     Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3  классе является формирование следующих умений:

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)..
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

  • характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
  • находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
  • определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
  • сравнивать и различать формы земной поверхности;
  • находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
  • моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
  • называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
  • находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
  • характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
  • ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
  • приводить примеры веществ;
  • сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства  воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • сравнивать свойства воды и воздуха;
  • следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
  • характеризовать кругооборот воды в природе;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
  • характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;

  • различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
  • проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
  • характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
  • опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой  и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
  • называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
  • называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
  • использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
  • извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
  • осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);

  • выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

  • описывать достопримечательности Московского Кремля;
  • различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
  • находить место изученного события на ленте времени;
  • находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
  • описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
  • находить на ленте времени место изученному историческому событию;
  • проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
  • использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
  • соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
  • соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.

6. Содержание курса «Окружающий мир»

             

  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Тема

Кол-во

часов

1.

Изображение Земли на глобусе

12

2.

Неживая природа

22

3.

Тайна недр пород. Почва

9

4.

Природные сообщества

7

5.

Человек и природные сообщества

8

6.

Путешествие в прошлое

10

По  программе

68ч.


Контрольных работ- 4

№ п/п

Наименование раздела

                Содержание программы

1.

Изображение Земли на глобусе (12 ч)

Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.

Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.

Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).

План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта.

Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас.

Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие.

Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом

местности. Крупные равнины и горы (3–5 названий), моря, реки, озера (3–5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты.

Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края.

2.

Неживая природа (22 ч)

Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ.

Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель.

Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии.

Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки.

Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде.

Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые).

Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.

Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых.

Практикум: Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.

Практические работы. Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твердых тел при нагревании.

Сравнение минералов по твердости. Изучение свойств воздуха (расширение при нагревании, сжатие при охлаждении и др.). Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололеда. Изготовление модели термометра, компаса.

3.

Тайна недр пород. Почва (9 ч)

Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.

Почва — единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края.

Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.

Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края».

Практические работы: определение примерного состава почвы.

4.

Природные сообщества (7 ч)

Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы).

Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе (на примере своей местности): растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы.

Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении.

Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем).

Практические работы. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.

5.

Человек и природные сообщества (8 ч)

6.

Путешествие в прошлое (10 ч)

Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения).

Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).

Практикум

Практические работы: работа с картой — города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени.

Экскурсия в краеведческий, художественный музей.

Темы обозначенные  в учебно-тематическом плане раскрываются в течение всего периода обучения в 3 классе.

Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная

Методы реализации программы:

-практический;

-объяснительно-иллюстративный;

-частично- поисковый;

-наблюдение;

-информативный

Способы и средства:

-технические средства;

-модели и таблицы;

-рисунки;

-альбомы по искусству;

-дидактический раздаточный материал;

  1. Тематическое планирование для 3-го класса  (2 ч. в неделю, 68 ч. в год)

п/п

Наименование раздела и тем

Плановые сроки прохожде

ния

Примечания

Характеристика основной деятельности ученика

Изображение Земли на глобусе (4 часа)

      1.

Наш мир знакомый и загадочный  

04.09

Знать признаки неживой и живой природы.

Уметь различать объекты неживой и живой природы

Глобус - модель земного шара

07.09

Знать, что глобус – модель земного шара; понятия «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор».

Уметь находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, Северное и Южное полушария

Материки и океаны на глобусе

11.09

Знать термины «материки», «океаны».

Уметь находить на глобусе материки и океаны

Формы поверхности Земли

14.09

Знать формы поверхности – равнины и горы.

Уметь различать равнины и горы на глобусе

О чем рассказала карта (9 часов)

Географическая карта

 

18.09

Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении.

Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте

П/Р Работа с физической и контурной картой 

Учимся читать карту

21.09

Знать карту полушарий, физическую карту России; условные обозначения на карте.

Уметь находить и показывать на карте физические объекты

План местности.

 Экскурсия на географическую площадку

25.09

Знать понятие «план местности»; условные обозначения на плане. Иметь представление о масштабе.

Уметь называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного

Холмы и овраги

28.09

Знать понятия «холмы», «овраги»; способы изображения земной поверхности.

Уметь называть части холма (вершина, подошва, склон); определять виды склонов (пологий, крутой); называть части оврага (вершина, устье, дно, склоны); рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними

Стороны горизонта

02.10

Знать понятия «горизонт», «линия горизонта»; основные

и промежуточные стороны горизонта.

Уметь определять стороны горизонта на местности с помощью солнца

Ориентирование на местности.

Компас

05.10

Знать устройство компаса и правила работы с ним.

Уметь находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса

Ориентирование на местности

(урок-экскурсия)

09.10

Знать правила поведения в природе.

Уметь определять формы земной поверхности родного края

Изображение Земли на глобусе

и карте. Ориентирование на местности (урок-соревнование)

12.10

Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении.

Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте

Обобщение по теме «О чем рассказала карта».

16.10

Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении.

Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте

Из чего все на свете (4 часа)

Тела; вещества; частицы

19.10

Знать, что каждое тело состоит из веществ. Иметь представления о телах и веществах, о телах искусственных и природных, о телах живой и неживой природы, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах).

Уметь ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы

Твердые вещества; жидкости и газы

23.10

Знать тела, вещества, частицы (молекулы); в любом теле все частицы находятся в постоянном движении.

Уметь проводить опыты; различать тела, вещества, частицы

Вода – необыкновенное вещество

26.10

Знать свойства воды; что вода в природе находится в трех состояниях.

Уметь определять состояние воды; проводить опыты и наблюдения

Контрольная работа по теме «Из чего все на свете».

30.10

Уметь ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы

        Вода и ее свойства (5 часов)

2 четверть

Свойства воды в жидком состоянии

(заседание клуба) 

П/Р Измерение температуры воды  и воздуха с помощью термометра

13.11

Знать свойства воды при нагревании и охлаждении.

Уметь проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде

Термометр и его устройство.

П/Р Изготовление термометра

16.11

Знать устройство термометра; правила пользования ртутным термометром.

Уметь пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую работу

Свойства воды в твердом состоянии

(заседание клуба) 

П/Р Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии.

20.11

Знать свойства льда.

Уметь делать выводы

о свойствах льда, о практическом применении свойств воды

Свойства воды в газообразном

 состоянии

23.11

Знать три состояния воды в природе; свойства водяного пара.

Уметь определять свойства водяного пара в опытах и наблюдениях

Обобщение по теме «Вода и ее свойства»

27.11

Знать свойства воды при нагревании и охлаждении.

Уметь проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде

Чудесные превращения воды в природе (6 часов)

Круговорот воды в природе

30.11

Иметь представление о круговороте воды в природе.

Уметь доказывать круговорот воды в природе

Туман и облака. Осадки

04.12

Знать превращение воды

в туман, облака; разные виды облаков. Иметь представление об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град), и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха

(туман, роса, иней, изморозь).

Уметь проводить исследовательскую работу; определять виды облаков

Вода – растворитель (заседание клуба)

07.12

Иметь представление о том, что вода – растворитель.

Знать растворимые и нерастворимые вещества.

Уметь делать фильтр; простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества

Растворы в природе

11.12

Знать о значении природных растворов.

Уметь проводить опыты; определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды

Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли.

Почему воду надо беречь?

14.12

Уметь охранять водные богатства

Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли.

Уметь проводить исследовательскую работу; охранять водные богатства

Контрольная работа по теме «Чудесные превращения воды в природе».

18.12

Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли.

Уметь проводить исследовательскую работу; охранять водные богатства

Воздух и его свойства (4 часа)

Океан, которого нет на карте и глобусе

21.12

Иметь представления о воздушном океане Земли – атмосфере.

Уметь проводить опыты; показывать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и  воде

Воздух – это смесь газов

25.12

Знать, что воздух – смесь газов, содержащая примеси; свойства кислорода и углекислого газа; что при горении

и при дыхании расходуется кислород.

Уметь определять свойства кислорода и углекислого газа

3 четверть

Свойства воздуха (заседание клуба)

11.01

Знать о практическом применении свойств воздуха человеком; что теплый воздух легче холодного.

Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного

Обобщение по теме «Воздух и его свойства»

15.01

Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного

Движение воздуха (4 часа)

Температура воздуха

18.01

Знать, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху. Иметь представление о том, почему земная поверхность нагревается неодинаково.

Уметь измерять температуру воздуха с помощью термометра

Ветер

22.01

Знать причину движения воздуха вдоль поверхности Земли; о созидательной и разрушительной работе ветра

в природе и жизни; приборы «флюгер» и «анемометр».

Уметь пользоваться флюгером и анемометром.

Что такое погода?

П/Р Доклады для первоклассников о безопасном поведении во время гололеда

25.01

Иметь представление о погоде. Знать, от чего зависит погода, почему погода непостоянна; как изучают погоду.

Уметь вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений

Обобщение по теме «Движение воздуха».

29.01

Знать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека.

Тайны недр Земли (7 часов)

Горные породы

01.02

Знать, что горные породы – природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли

и дно океанов; виды горных пород; происхождение магматических и осадочных горных пород

Разрушение горных пород

05.02

Знать, что осадочные горные породы образуются из вулканических при выветривании.

Уметь наблюдать за проведением учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды

Что такое минералы?

08.02

Иметь представление о минералах как составных частях горных пород.

Знать, из каких минералов состоит гранит; разнообразие минералов, их практическое использование человеком.

Уметь выполнять практическую работу

Полезные ископаемые 

П/Р Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). 

12.02

Знать понятия «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение», «руда»; горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

Уметь называть свойства песка, глины, мрамора, гранита

Свойства полезных ископаемых

(заседание клуба)

15.02

Знать свойства полезных ископаемых.

Уметь в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану

Почему надо беречь

полезные ископаемые

19.02

Уметь охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы; работать с учебными текстами

Обобщение по теме «Тайны недр Земли»

 П/Р Расширение твердых тел при нагревании

21.02

Знать свойства полезных ископаемых.

Уметь в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану

        Почва (4 часа)

Как образуется почва

26.02

Знать горные породы; процесс почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов); понятие «цепь питания».

Уметь работать с оглавлением учебника, учебными текстами; составлять цепи питания

Почва и её свойства (заседание клуба)

П/Р Определение примерного состава почвы.

01.03

Знать, что почва – продукт взаимодействия факторов

живой и неживой природы; что такое цепи питания; состав почвы (минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина); что такое плодородие почвы.

Уметь изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы

Зачем и как люди заботятся о почве

(заседание клуба)

05.03

Объед. за 08.03

Знать правила поведения на экскурсии.

Уметь изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы

Контрольная работа по теме «Почва»

05.03

08.03

Знать значение почвы; мероприятия по охране почв

 в родном крае.

Уметь договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; обсуждать проблему

Природные сообщества (7часов)

Лес и его обитатели

П/Р Подкормка птиц

12.03

Объед. за

22.03

Иметь представление о природном сообществе.

Знать многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания.

Лес и его обитатели

12.03

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания, существующие в сообществе – лес

Луг и его обитатели

15.03

Знать многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания.

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, существующие в сообществе – луг

Поле и его обитатели

19.03

Знать, что поле – искусственно созданное человеком природное сообщество для выращивания культурных растений; многообразие растительного и животного мира поля и возможность их совместного обитания.

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями поля; составлять цепи питании, существующие

в сообществе – поле

Пресные водоемы и его обитатели

21.03

Доп. урок за 2 ноября

Знать искусственные и естественные водоемы; многообразие растительного и животного мира пресного водоема и возможность их совместного обитания.

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоема; составлять цепи питания, существующие в сообществе – пресный водоем

4 четверть

Болото и его обитатели

02.04

Знать многообразие растительного и животного мира болота и возможность их совместного обитания.

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания, существующие в сообществе – болото

Обобщение по теме «Природные сообщества»

05.04

Знать понятие «природное сообщество».

Уметь анализировать связи в каждом из изученных природных сообществ

Человек и природные сообщества (9 часов)

Значение лесов

09.04

Знать значение леса для природы и для жизни человека.

Уметь охранять природные богатства

Безопасное поведение в лесу

(заседание клуба)

12.04

Знать опасности, возникающие при  неправильном поведении в лесу; правила безопасного поведения в лесу.

Уметь выполнять правила безопасного поведения в лесу

Луг и человек

16.04

Знать о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по охране лугов; о многообразии растительного и животного мира луга и возможности их совместного обитания 

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, присущие сообществу луга

Надо ли охранять болота?

19.04

Знать об опасности прогулок около болот; о значении болот в природе и жизни человека

Уметь выполнять правила безопасного поведения на

болотах

Дары рек и озёр

23.04

Знать реки и озера России и родного края.

Уметь показывать на карте реки и озера; выполнять правила поведения у водоемов

Безопасное поведение у водоемов

(заседание клуба)

26. 04

Знать правила безопасного поведения у водоемов в разное время года.

Уметь выполнять правила безопасного поведения

Знать значение леса, луга, болота, водоема для природы

и для жизни человека.

Уметь охранять природные богатства

Человек-защитник природы

30.04

Знать мероприятия, связанные с охраной природы родного края.

Уметь называть растения и животных из Красной книги родного края

Природа будет жить

03.05

Знать о развитии (размножении) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Уметь называть детенышей животных

Контрольная работа по теме «Человек

и природные сообщества»

07.05

Знать значение леса, луга, болота, водоема для природы

и для жизни человека.

Уметь охранять природные богатства

Путешествие в прошлое (5 часов)

Лента времени

10.05

Иметь представлении о ленте времени. Знать понятия «месяц», «год», «век»; основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век. Уметь ориентироваться по ленте времени

Золотое кольцо

14.05

Знать города России.

Уметь называть города России, их достопримечательности; показывать на карте города России

Итоговая комплексная контрольная работа

17.05

Уметь применять изученный материал на практике

Путешествие по Санкт-Петербургу

(заседание клуба)

21.05

Знать историческое значение и основные достопримечательности Санкт-Петербурга.

Уметь показывать Санкт-Петербург на карте; рассказывать об основных достопримечательностях города

Экскурсия

в краеведческий музей

24.05

Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края.

Уметь показывать родной город (поселок) на карте; рассказывать о его основных достопримечательностях

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Основная литература

  1. Федотова О.Н., Трафимова К.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
  2. Федотова О.Н., Трафимова КВ., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы Ч 1,

Ч 2. — М. Академкнига/Учебник,2013.

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник,2013.

Дополнительная литература

3класс: Методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/Учебник, 2013.

Н.А. Чуракова, Н.М. Лаврова, С. Н. Ямшинина, Итоговая комплексная работа. Методические указания по организации  и проведению

К — комплект

Д — демонстрационный

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Окружающий мир»

Наименование

Количество

Глобус

Д

Гербарий для начальной школы (природоведение)

Д

Набор муляжей «Фрукты»

К

Набор муляжей «Овощи»

К

Коробка для хранения насекомых с лупой

К

Компас

К

Таблица. Строение солнечной системы

Д

Демонстрационный раздаточный материал «Семена и плоды»

Д

Гербарий растительные сообщества раздаточный материал

К

Коллекция семян к гербарию для начальной школы

Д

Таблица. Насекомые и паукообразные.

Д

Таблица. Пресмыкающиеся и земноводные

Д

Строение тела человека

Д

Гимн России

Д

Герб России

Д

Настенные карты по окружающему миру

Удивительные объекты неживой природы мира

Д

Острова мира

Д

Карта полушарий

Д

Физическая карта России

Д

Наша Родина - Россия

Д

Крупнейшие озера мира

Д

Уникальные объекты природы России

Д

Российская Федерация

Д

Крупнейшие реки мира

Д

Удивительные растения и животные мира

Д

Российская империя в XVIII веке

Д

Россия в начале ХХ века. Русско-Японская война. Первая Мировая война

Д

Историческое наследие России

Д

Россия в начале ХХ века на рубеже XX-XXI века

Д

Москва сквозь века

Д

Образование и расширение Российского государства в XIV-XVI веках

Д

Собирание земель вокруг Москвы в XIV -XV веках

Д

Великая Отечественная война 1941-1945 гг

Д

Гражданская война и иностранная интервенция в России(1918-1922год)

Д

Россия в XVII веке

Д

 Технические средства обучения (средства ИКТ)

%

Сканер

Д

1

1

100

PS компьютер

Д

1

1

100

Проектор

Д

1

1

100

Принтер

Д

1

1

100

Экран

Д

1

1

100

Оборудование кабинета

Стол ученический

13 шт.

13шт.

100

Стол компьютерный

1 шт.

1 шт.

100

Стол учительский

1 шт.

1 шт.

100

Стулья ученические

26 шт.

26 шт.

100

Стул учительский

2 шт.

2 шт.

100

Доска ученическая

1 шт.

1шт.

100

Resource id #3004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса. УМК "Классическая начальная школа"

Рабочие программы включают в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование уроков. В КТП указан дополнительный материал к урокам....

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 1 класса по УМК " Перспективная начальная школа"

В рабочую программу входят пояснительные записки,содержание программ и тематическое планирование по предметам: обучение грамоте( русский язык литературное чтение,математика, окружающий мир,физическая ...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...