Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающиму миру "Перспективная начальная школа" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3_klass.doc | 409 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторский программы О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л. Г. Кудровой (Сборник программ для начальной школы. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч./Сост. Р. Г. Чуракова – М.: «Академкнига/Учебник", 2011. – Ч. 1 : 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»).
При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма БелИРО «О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2013-2014 учебном году»
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам учебного предмета.
- Общая характеристика учебного предмета
Цели: - формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
Задачи:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации — усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет обучения — вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
Федотова О.Н., Трафимова К.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Федотова О.Н., Трафимова КВ., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы Ч 1, ‚Ч 2. — М.
Академкнига/Учебник,2013.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник,2013.
Дополнительная литература
3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отведено 68 часов (2 часа в неделю).
Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование
Согласно календарному учебному графику работы школы на 2013-2014 учебный год уроки выпадают на праздничные дни 2 ноября, 8, 22 марта, поэтому объединены уроки по темам: «Почва» (1ч), «Природные сообщества»(2ч).
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
- ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)..
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
- характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
- определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
- сравнивать и различать формы земной поверхности;
- находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
- моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
- проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
- называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
- находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
- характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
- ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
- приводить примеры веществ;
- сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- сравнивать свойства воды и воздуха;
- следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
- характеризовать кругооборот воды в природе;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
- характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
- обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
- различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
- проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
- характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
- опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
- называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
- называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
- использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
- осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
- выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
- описывать достопримечательности Московского Кремля;
- различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
- находить место изученного события на ленте времени;
- находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
- находить на ленте времени место изученному историческому событию;
- проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
- использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
- соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
- соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.
6. Содержание курса «Окружающий мир»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Изображение Земли на глобусе | 12 |
2. | Неживая природа | 22 |
3. | Тайна недр пород. Почва | 9 |
4. | Природные сообщества | 7 |
5. | Человек и природные сообщества | 8 |
6. | Путешествие в прошлое | 10 |
По программе | 68ч. |
Контрольных работ- 4
№ п/п | Наименование раздела | Содержание программы |
1. | Изображение Земли на глобусе (12 ч) | Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы. Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте. Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе). План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта. Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас. Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие. Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3–5 названий), моря, реки, озера (3–5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты. Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края. |
2. | Неживая природа (22 ч) | Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ. Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии. Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки. Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде. Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые). Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений. Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых. Практикум: Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Практические работы. Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твердых тел при нагревании. Сравнение минералов по твердости. Изучение свойств воздуха (расширение при нагревании, сжатие при охлаждении и др.). Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололеда. Изготовление модели термометра, компаса. |
3. | Тайна недр пород. Почва (9 ч) | Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Почва — единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края. Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв. Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края». Практические работы: определение примерного состава почвы. |
4. | Природные сообщества (7 ч) | Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы). Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе (на примере своей местности): растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы. Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении. Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем). Практические работы. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями. |
5. | Человек и природные сообщества (8 ч) | |
6. | Путешествие в прошлое (10 ч) | Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения). Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж). Практикум Практические работы: работа с картой — города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени. Экскурсия в краеведческий, художественный музей. |
Темы обозначенные в учебно-тематическом плане раскрываются в течение всего периода обучения в 3 классе.
Формы реализации программы:
-фронтальная;
-парная;
-групповая;
-индивидуальная
Методы реализации программы:
-практический;
-объяснительно-иллюстративный;
-частично- поисковый;
-наблюдение;
-информативный
Способы и средства:
-технические средства;
-модели и таблицы;
-рисунки;
-альбомы по искусству;
-дидактический раздаточный материал;
- Тематическое планирование для 3-го класса (2 ч. в неделю, 68 ч. в год)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Плановые сроки прохожде ния | Примечания | Характеристика основной деятельности ученика |
Изображение Земли на глобусе (4 часа) | ||||
1. | Наш мир знакомый и загадочный | 04.09 | Знать признаки неживой и живой природы. Уметь различать объекты неживой и живой природы | |
Глобус - модель земного шара | 07.09 | Знать, что глобус – модель земного шара; понятия «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор». Уметь находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, Северное и Южное полушария | ||
Материки и океаны на глобусе | 11.09 | Знать термины «материки», «океаны». Уметь находить на глобусе материки и океаны | ||
Формы поверхности Земли | 14.09 | Знать формы поверхности – равнины и горы. Уметь различать равнины и горы на глобусе | ||
О чем рассказала карта (9 часов) | ||||
Географическая карта
| 18.09 | Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте | ||
П/Р Работа с физической и контурной картой Учимся читать карту | 21.09 | Знать карту полушарий, физическую карту России; условные обозначения на карте. Уметь находить и показывать на карте физические объекты | ||
План местности. Экскурсия на географическую площадку | 25.09 | Знать понятие «план местности»; условные обозначения на плане. Иметь представление о масштабе. Уметь называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного | ||
Холмы и овраги | 28.09 | Знать понятия «холмы», «овраги»; способы изображения земной поверхности. Уметь называть части холма (вершина, подошва, склон); определять виды склонов (пологий, крутой); называть части оврага (вершина, устье, дно, склоны); рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними | ||
Стороны горизонта | 02.10 | Знать понятия «горизонт», «линия горизонта»; основные и промежуточные стороны горизонта. Уметь определять стороны горизонта на местности с помощью солнца | ||
Ориентирование на местности. Компас | 05.10 | Знать устройство компаса и правила работы с ним. Уметь находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса | ||
Ориентирование на местности (урок-экскурсия) | 09.10 | Знать правила поведения в природе. Уметь определять формы земной поверхности родного края | ||
Изображение Земли на глобусе и карте. Ориентирование на местности (урок-соревнование) | 12.10 | Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте | ||
Обобщение по теме «О чем рассказала карта». | 16.10 | Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте | ||
Из чего все на свете (4 часа) | ||||
Тела; вещества; частицы | 19.10 | Знать, что каждое тело состоит из веществ. Иметь представления о телах и веществах, о телах искусственных и природных, о телах живой и неживой природы, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах). Уметь ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы | ||
Твердые вещества; жидкости и газы | 23.10 | Знать тела, вещества, частицы (молекулы); в любом теле все частицы находятся в постоянном движении. Уметь проводить опыты; различать тела, вещества, частицы | ||
Вода – необыкновенное вещество | 26.10 | Знать свойства воды; что вода в природе находится в трех состояниях. Уметь определять состояние воды; проводить опыты и наблюдения | ||
Контрольная работа по теме «Из чего все на свете». | 30.10 | Уметь ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы | ||
Вода и ее свойства (5 часов) 2 четверть | ||||
Свойства воды в жидком состоянии (заседание клуба) П/Р Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра | 13.11 | Знать свойства воды при нагревании и охлаждении. Уметь проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде | ||
Термометр и его устройство. П/Р Изготовление термометра | 16.11 | Знать устройство термометра; правила пользования ртутным термометром. Уметь пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую работу | ||
Свойства воды в твердом состоянии (заседание клуба) П/Р Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии. | 20.11 | Знать свойства льда. Уметь делать выводы о свойствах льда, о практическом применении свойств воды | ||
Свойства воды в газообразном состоянии | 23.11 | Знать три состояния воды в природе; свойства водяного пара. Уметь определять свойства водяного пара в опытах и наблюдениях | ||
Обобщение по теме «Вода и ее свойства» | 27.11 | Знать свойства воды при нагревании и охлаждении. Уметь проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде | ||
Чудесные превращения воды в природе (6 часов) | ||||
Круговорот воды в природе | 30.11 | Иметь представление о круговороте воды в природе. Уметь доказывать круговорот воды в природе | ||
Туман и облака. Осадки | 04.12 | Знать превращение воды в туман, облака; разные виды облаков. Иметь представление об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град), и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь). Уметь проводить исследовательскую работу; определять виды облаков | ||
Вода – растворитель (заседание клуба) | 07.12 | Иметь представление о том, что вода – растворитель. Знать растворимые и нерастворимые вещества. Уметь делать фильтр; простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества | ||
Растворы в природе | 11.12 | Знать о значении природных растворов. Уметь проводить опыты; определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли. | ||
Почему воду надо беречь? | 14.12 | Уметь охранять водные богатства Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли. Уметь проводить исследовательскую работу; охранять водные богатства | ||
Контрольная работа по теме «Чудесные превращения воды в природе». | 18.12 | Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли. Уметь проводить исследовательскую работу; охранять водные богатства | ||
Воздух и его свойства (4 часа) | ||||
Океан, которого нет на карте и глобусе | 21.12 | Иметь представления о воздушном океане Земли – атмосфере. Уметь проводить опыты; показывать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и воде | ||
Воздух – это смесь газов | 25.12 | Знать, что воздух – смесь газов, содержащая примеси; свойства кислорода и углекислого газа; что при горении и при дыхании расходуется кислород. Уметь определять свойства кислорода и углекислого газа | ||
3 четверть | ||||
Свойства воздуха (заседание клуба) | 11.01 | Знать о практическом применении свойств воздуха человеком; что теплый воздух легче холодного. Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного | ||
Обобщение по теме «Воздух и его свойства» | 15.01 | Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного | ||
Движение воздуха (4 часа) | ||||
Температура воздуха | 18.01 | Знать, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху. Иметь представление о том, почему земная поверхность нагревается неодинаково. Уметь измерять температуру воздуха с помощью термометра | ||
Ветер | 22.01 | Знать причину движения воздуха вдоль поверхности Земли; о созидательной и разрушительной работе ветра в природе и жизни; приборы «флюгер» и «анемометр». Уметь пользоваться флюгером и анемометром. | ||
Что такое погода? П/Р Доклады для первоклассников о безопасном поведении во время гололеда | 25.01 | Иметь представление о погоде. Знать, от чего зависит погода, почему погода непостоянна; как изучают погоду. Уметь вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений | ||
Обобщение по теме «Движение воздуха». | 29.01 | Знать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека. | ||
Тайны недр Земли (7 часов) | ||||
Горные породы | 01.02 | Знать, что горные породы – природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов; виды горных пород; происхождение магматических и осадочных горных пород | ||
Разрушение горных пород | 05.02 | Знать, что осадочные горные породы образуются из вулканических при выветривании. Уметь наблюдать за проведением учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды | ||
Что такое минералы? | 08.02 | Иметь представление о минералах как составных частях горных пород. Знать, из каких минералов состоит гранит; разнообразие минералов, их практическое использование человеком. Уметь выполнять практическую работу | ||
Полезные ископаемые П/Р Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). | 12.02 | Знать понятия «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение», «руда»; горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. Уметь называть свойства песка, глины, мрамора, гранита | ||
Свойства полезных ископаемых (заседание клуба) | 15.02 | Знать свойства полезных ископаемых. Уметь в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану | ||
Почему надо беречь полезные ископаемые | 19.02 | Уметь охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы; работать с учебными текстами | ||
Обобщение по теме «Тайны недр Земли» П/Р Расширение твердых тел при нагревании | 21.02 | Знать свойства полезных ископаемых. Уметь в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану | ||
Почва (4 часа) | ||||
Как образуется почва | 26.02 | Знать горные породы; процесс почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов); понятие «цепь питания». Уметь работать с оглавлением учебника, учебными текстами; составлять цепи питания | ||
Почва и её свойства (заседание клуба) П/Р Определение примерного состава почвы. | 01.03 | Знать, что почва – продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; что такое цепи питания; состав почвы (минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина); что такое плодородие почвы. Уметь изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы | ||
Зачем и как люди заботятся о почве (заседание клуба) | 05.03 | Объед. за 08.03 | Знать правила поведения на экскурсии. Уметь изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы | |
Контрольная работа по теме «Почва» | 05.03 | 08.03 | Знать значение почвы; мероприятия по охране почв в родном крае. Уметь договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; обсуждать проблему | |
Природные сообщества (7часов) | ||||
Лес и его обитатели П/Р Подкормка птиц | 12.03 | Объед. за 22.03 | Иметь представление о природном сообществе. Знать многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания. | |
Лес и его обитатели | 12.03 | Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания, существующие в сообществе – лес | ||
Луг и его обитатели | 15.03 | Знать многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, существующие в сообществе – луг | ||
Поле и его обитатели | 19.03 | Знать, что поле – искусственно созданное человеком природное сообщество для выращивания культурных растений; многообразие растительного и животного мира поля и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями поля; составлять цепи питании, существующие в сообществе – поле | ||
Пресные водоемы и его обитатели | 21.03 | Доп. урок за 2 ноября | Знать искусственные и естественные водоемы; многообразие растительного и животного мира пресного водоема и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоема; составлять цепи питания, существующие в сообществе – пресный водоем | |
4 четверть | ||||
Болото и его обитатели | 02.04 | Знать многообразие растительного и животного мира болота и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания, существующие в сообществе – болото | ||
Обобщение по теме «Природные сообщества» | 05.04 | Знать понятие «природное сообщество». Уметь анализировать связи в каждом из изученных природных сообществ | ||
Человек и природные сообщества (9 часов) | ||||
Значение лесов | 09.04 | Знать значение леса для природы и для жизни человека. Уметь охранять природные богатства | ||
Безопасное поведение в лесу (заседание клуба) | 12.04 | Знать опасности, возникающие при неправильном поведении в лесу; правила безопасного поведения в лесу. Уметь выполнять правила безопасного поведения в лесу | ||
Луг и человек | 16.04 | Знать о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по охране лугов; о многообразии растительного и животного мира луга и возможности их совместного обитания Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, присущие сообществу луга | ||
Надо ли охранять болота? | 19.04 | Знать об опасности прогулок около болот; о значении болот в природе и жизни человека Уметь выполнять правила безопасного поведения на болотах | ||
Дары рек и озёр | 23.04 | Знать реки и озера России и родного края. Уметь показывать на карте реки и озера; выполнять правила поведения у водоемов | ||
Безопасное поведение у водоемов (заседание клуба) | 26. 04 | Знать правила безопасного поведения у водоемов в разное время года. Уметь выполнять правила безопасного поведения Знать значение леса, луга, болота, водоема для природы и для жизни человека. Уметь охранять природные богатства | ||
Человек-защитник природы | 30.04 | Знать мероприятия, связанные с охраной природы родного края. Уметь называть растения и животных из Красной книги родного края | ||
Природа будет жить | 03.05 | Знать о развитии (размножении) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Уметь называть детенышей животных | ||
Контрольная работа по теме «Человек и природные сообщества» | 07.05 | Знать значение леса, луга, болота, водоема для природы и для жизни человека. Уметь охранять природные богатства | ||
Путешествие в прошлое (5 часов) | ||||
Лента времени | 10.05 | Иметь представлении о ленте времени. Знать понятия «месяц», «год», «век»; основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век. Уметь ориентироваться по ленте времени | ||
Золотое кольцо | 14.05 | Знать города России. Уметь называть города России, их достопримечательности; показывать на карте города России | ||
Итоговая комплексная контрольная работа | 17.05 | Уметь применять изученный материал на практике | ||
Путешествие по Санкт-Петербургу (заседание клуба) | 21.05 | Знать историческое значение и основные достопримечательности Санкт-Петербурга. Уметь показывать Санкт-Петербург на карте; рассказывать об основных достопримечательностях города | ||
Экскурсия в краеведческий музей | 24.05 | Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края. Уметь показывать родной город (поселок) на карте; рассказывать о его основных достопримечательностях |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная литература
- Федотова О.Н., Трафимова К.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
- Федотова О.Н., Трафимова КВ., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы Ч 1,
Ч 2. — М. Академкнига/Учебник,2013.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник,2013.
Дополнительная литература
3класс: Методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/Учебник, 2013.
Н.А. Чуракова, Н.М. Лаврова, С. Н. Ямшинина, Итоговая комплексная работа. Методические указания по организации и проведению
К — комплект
Д — демонстрационный
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Окружающий мир»
№ | Наименование | Количество |
Глобус | Д | |
Гербарий для начальной школы (природоведение) | Д | |
Набор муляжей «Фрукты» | К | |
Набор муляжей «Овощи» | К | |
Коробка для хранения насекомых с лупой | К | |
Компас | К | |
Таблица. Строение солнечной системы | Д | |
Демонстрационный раздаточный материал «Семена и плоды» | Д | |
Гербарий растительные сообщества раздаточный материал | К | |
Коллекция семян к гербарию для начальной школы | Д | |
Таблица. Насекомые и паукообразные. | Д | |
Таблица. Пресмыкающиеся и земноводные | Д | |
Строение тела человека | Д | |
Гимн России | Д | |
Герб России | Д | |
Настенные карты по окружающему миру | ||
Удивительные объекты неживой природы мира | Д | |
Острова мира | Д | |
Карта полушарий | Д | |
Физическая карта России | Д | |
Наша Родина - Россия | Д | |
Крупнейшие озера мира | Д | |
Уникальные объекты природы России | Д | |
Российская Федерация | Д | |
Крупнейшие реки мира | Д | |
Удивительные растения и животные мира | Д | |
Российская империя в XVIII веке | Д | |
Россия в начале ХХ века. Русско-Японская война. Первая Мировая война | Д | |
Историческое наследие России | Д | |
Россия в начале ХХ века на рубеже XX-XXI века | Д | |
Москва сквозь века | Д | |
Образование и расширение Российского государства в XIV-XVI веках | Д | |
Собирание земель вокруг Москвы в XIV -XV веках | Д | |
Великая Отечественная война 1941-1945 гг | Д | |
Гражданская война и иностранная интервенция в России(1918-1922год) | Д | |
Россия в XVII веке | Д |
Технические средства обучения (средства ИКТ) | % | |||
Сканер | Д | 1 | 1 | 100 |
PS компьютер | Д | 1 | 1 | 100 |
Проектор | Д | 1 | 1 | 100 |
Принтер | Д | 1 | 1 | 100 |
Экран | Д | 1 | 1 | 100 |
Оборудование кабинета | ||||
Стол ученический | 13 шт. | 13шт. | 100 | |
Стол компьютерный | 1 шт. | 1 шт. | 100 | |
Стол учительский | 1 шт. | 1 шт. | 100 | |
Стулья ученические | 26 шт. | 26 шт. | 100 | |
Стул учительский | 2 шт. | 2 шт. | 100 | |
Доска ученическая | 1 шт. | 1шт. | 100 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса. УМК "Классическая начальная школа"
Рабочие программы включают в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование уроков. В КТП указан дополнительный материал к урокам....
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 1 класса по УМК " Перспективная начальная школа"
В рабочую программу входят пояснительные записки,содержание программ и тематическое планирование по предметам: обучение грамоте( русский язык литературное чтение,математика, окружающий мир,физическая ...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
Рабочая программа. Начального общего образования по литературному чтению для 2 класса, автор-составитель: учитель начальных классов Телюкова С.В.
КТП 2 класс, литературное чтение Э. Э.Кац...
Рабочая программа. Начального общего образования по окружающему миру для 2 класса, автор-составитель: учитель начальных классов Телюкова С.В.
КТП 2 класс, окружающий мир И. В. Патапова,Г. Г. Ивченковой, Е. В. Саплиной...
Рабочая программа начальной школы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной
Содержание рабочей программы курса....