Рабочая программа по предмету «Технология»
рабочая программа по технологии (2 класс)

Доржиева Жаргалма Сырен-Доржеевна

образовательная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_tehnologiya.docx86.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Рабочая программа по предмету «Технология» для 1–4 классов  общеобразовательной школы составлена на основе:

- Федерального закона №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

-приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373»;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов по ФГОС МОУ «СОШ Хойтобэе»;

-основной общеобразовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ Хойтобэе»

- пособия для учителей общеобразовательных организации «Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Основными целями начального обучения технологии являются:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

  • духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
  • внутреннего плана деятельности, включающего целеполага- ние, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
  • коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
  • первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
  • первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
  • творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

В МОУ «СОШ Хойтобэе» на изучение технологии в начальной школе выделяется 135 часов.

В 1 классе – 33 ч. (1 час в неделю, 33 учебные недели).

Во 2 - 4 классах на уроки технологии отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты

Личностные результаты

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

  • Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
  • Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
  • Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.
  • Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
  • Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания,
умения и способы деятельности). Основы культуры
труда, самообслуживания

  • Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия разных народов.
  • Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
  • Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
  • Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
  • Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.

Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.

Практика работы на компьютере

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной  детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

1 класс (33 ч)

Содержание курса

Давайте познакомимся (3 ч)

Как работать с учебником. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям. Я и мои друзья Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты.

Материалы и инструменты. Знакомство с понятиями: материалы, инструменты. Организация рабочего места Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места.

Что такое технология. Знакомство со значением слова «технология» (названия предмета и процесса изготовления изделия). Осмысление освоенных умений. Понятие: технология.

Человек и земля (21 ч)

Природный материал. Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приёмы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу.

Понятия: аппликация, пресс, природные материалы, план выполнения работы.

Изделие: «Аппликация из листьев».

Пластилин Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приёмы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности и её рефлексии. Понятия: эскиз, сборка. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». Изготовление изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции.

Растения. Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями, связанными с земледелием. Получение и сушка семян. Понятие: земледелие. Изделие: «Получение и сушка семян».

Проект «Осенний урожай» Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне). Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приёмов работы с пластилином, навыков использования инструментов. Понятие: проект. Изделие: «Овощи из пластилина»

Бумага. Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приёмы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей изделия при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур.

Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного её расходования. Понятия: шаблон, симметрия, правила безопасной работы.

Изделия: «Волшебные фигуры», «Закладка из бумаги».

Насекомые. Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчёл. Составление плана изготовления изделия по образцу на слайдах. Изготовление изделия из различных материалов (природные, бросовые материалы, пластилин, краски). Изделие: «Пчёлы и соты»

Дикие животные. Виды диких животных. Знакомство с техникой коллаж. Изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре. Проект «Дикие животные» Изделие: «Коллаж».

Новый год. Проект «Украшаем класс к Новому году» Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия.

Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Изготовление ёлочной игрушки из полосок цветной бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу. Изделия: «Украшение на ёлку», «Украшение на окно».

Домашние животные. Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Изготовление фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином. Изделие: «Котёнок»

Такие разные дома. Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Изготовление макета дома с использованием гофрированного картона и природных материалов. Понятия: макет, гофрированный картон. Изделие: «Домик из веток»

Посуда. Знакомство с видами посуды и материалами, из которых её изготавливают. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом при чаепитии. Понятия: сервировка, сервиз. Проект «Чайный сервиз» Изготовление разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при изготовлении изделий для чайного сервиза. Изделия: «Чашка», «Чайник», «Сахарница».

Свет в доме. Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнение старинных и современных способов освещения жилища. Изготовление модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы шилом. Изделие: «Торшер».

Мебель. Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для её изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и уход за мебелью). Изготовление модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу. Изделие: «Стул»

Одежда, ткань, нитки. Знакомство с видами одежды, её назначением и материалами, из которых её изготавливают. Способы создания одежды. Виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии. Понятия: выкройка, модель. Изделие: «Кукла из ниток».

Учимся шить. Знакомство с правилами работы иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления изделия. Оформление игрушки при помощи пуговиц. Изделия: «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой», «Строчка стежков с перевивом спиралью», «Закладка с вышивкой», «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», «Медвежонок».

Передвижение по земле. Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения в жизни человека. Знакомство с конструктором, его деталями и приёмами соединения деталей. Изготовление из конструктора модели тачки. Изделие: «Тачка».

Вода в жизни человека. Вода в жизни растений Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян. Понятие: рассада. Изделие: «Проращивание семян».

Питьевая вода. Изготовление макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели параллелепипеда при помощи шаблона развёртки и природного материала (палочек). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца. Изделие: «Колодец».

Передвижение по воде Знакомство со значением водного транспорта для жизнедеятельности человека.

Проект «Речной флот» Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота. Создание фигуры цилиндрической формы из бумаги. Исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приёмами изготовления изделий в технике оригами. Сравнение способов изготовления плавательных средств (кораблика и плота) из различных материалов. Понятие: оригами. Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот».

Человек и воздух (3 ч)

Использование ветра Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки при помощи линейки (вычерчивание диагонали). Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление изделия по самостоятельному замыслу. Понятие: флюгер. Изделие: «Вертушка».

Полёты птиц. Знакомство с видами птиц. Закрепление навыков работы с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования материала при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе. Понятие: мозаика. Изделие: «Попугай»

Полёты человека. Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Изготовление моделей самолёта и парашюта. Понятие: летательный аппарат. Изделия: «Самолёт», «Парашют»

Человек и информация (3 ч)

Способы общения. Изучение способов общения и получения информации. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование, шифрование). Изделия: «Письмо на глиняной дощечке», «Зашифрованное письмо».

Важные телефонные номера. Правила движения. Знакомство со способами передачи информации. Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Определение безопасного маршрута от дома до школы, его графическое отображение. Изделие: «Важные телефонные номера».

Компьютер. Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером. Понятия: компьютер, Интернет.


Календарно-тематическое планирование по учебному предмету

Наименование

 разделов и тем

Кол-во

часов

Дата

Домашнее задание

план

факт

ПРИРОДНАЯ  МАСТЕРСКАЯ (8 часов)

1

Рукотворный и природный  мир города и села.

1

2

На земле, на воде и в воздухе.

1

3

Природа и творчество. Природные материалы.

1

4

Листья   и  фантазии.

1

5

Семена и фантазии.

1

6

Композиция из листьев. Что такое композиция?

1

7

Орнамент из листьев. Что такое орнамент?

1

8

Природные материалы. Как их соединить?

1

ПЛАСТИЛИНОВАЯ МАСТЕРСКАЯ (4 часа)

9

Материалы для лепки. Что может пластилин?

1

3.12

10

В  мастерской  кондитера. Как работает мастер?

1

11

В море. Какие цвета и формы у морских обитателей?

1

10.12

12

Наши проекты. Аквариум.

1

БУМАЖНАЯ  МАСТЕРСКАЯ  (16 часов)

13

 Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

1

14

Наши проекты. Скоро Новый год!

1

15

Бумага. Какие у неё есть секреты?

1

16

Бумага и картон. Какие секреты у картона?

1

17

Оригами. Как сгибать и складывать бумагу?

1

18

Обитатели пруда. Какие секреты у оригами?

1

19

Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок?

1

20

Наша  армия  родная.

1

21

Ножницы. Что ты о них знаешь?

1

22

Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет.

1

23

Шаблон. Для чего он нужен?

1

24

Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги?

1

25

Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?

1

26

Образы весны. Какие краски у весны?

1

27

Настроение весны. Что такое колорит?

1

28

Праздники и традиции весны. Какие они?

1

ТЕКСТИЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ  (5 часов)

29

Мир тканей. Для чего нужны ткани?

1

30

Игла-труженица. Что умеет игла?

1

31

Вышивка. Для чего она нужна?

1

32

Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны?

1

33

Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе.

1

Национально-региональный компонент

№ урока

Тема урока

Инструментарий

1

Рукотворный и природный  мир города и села.

Видеоматериал о рукотворном мире города и села .

7

Орнамент из листьев. Что такое орнамент?

Орнамент в деталях национальной одежды. Модели и эскизы бурятских , а также семейских костюмов.

10

В  мастерской  кондитера. Как работает мастер?

Коробки от кондитерских изделий.Видеоматериал о ведущей  кондитерской фабрике «Амта»

25

Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?

Картины с изображением  орнаментов  на костюмах народов  Бурятии.

Видеоматериалы.

2 класс

Содержание курса

Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником (1ч.) Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям. Материалы и инструменты. Рубрика «Вопросы юного технолога».

Человек и земля (23 ч)

Земледелие. Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивания овощных культур. Значение овощных культур для человека. Технология выращивания лука в домашних условиях. Наблюдение за ростом растения и оформление записей о происходящих изменениях. Профессии: садовод, овощевод. Понятие: земледелие. Практическая работа: «Выращивание лука».

Посуда.  Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Способы изготовления посуды из глины и оформление её при помощи глазури. Назначение посуды. Способы хранения продуктов. Плетение корзин. Профессии: гончар, мастер-корзинщик. Понятия: керамика, глазурь. Изделие: «Корзина с цветами».

Закрепление приёмов работы с пластилином. Составление плана работы по слайдам. Оформление композиции с использованием природных материалов. Изделие: «Семейка грибов на поляне». Практические работы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Плоды лесные и садовые».

Знакомство с новой техникой изготовления изделий — тестопластикой. Сравнение приёмов работы с солёным тестом и приёмов работы с пластилином. Знакомство с профессиями пекаря, кондитера. Инструменты, используемые пекарем и кондитером. Национальные блюда, приготовленные из теста. Профессии: пекарь, кондитер. Понятие: тестопластика. Изделие: «Игрушка из теста».

Проект «Праздничный стол» Изготовление изделий из пластичных материалов (по выбору учителя). Сравнение свойств солёного теста, глины и пластилина (по внешним признакам, составу, приёмам работы, применению). Анализ формы и вида изделия, определение последовательности выполнения работы.

Народные промыслы Народный промысел хохломская роспись. Технология создания хохломского растительного орнамента. Способы нанесения орнамента на объёмное изделие. Техника: папье-маше, грунтовка. Понятия: народно-прикладное искусство, орнамент. Изделие: «Золотая хохлома».

Особенности народного промысла городецкая роспись. Особенности создания городецкой росписи. Выполнение аппликации из бумаги. Понятия: имитация, роспись, подмалёвок. Изделие: «Городецкая роспись».

Особенности народного промысла дымковская игрушка. Особенности создания дымковской игрушки. Закрепление навыков работы с пластилином. Самостоятельное составление плана работы по изготовлению изделия. Изделие: «Дымковская игрушка».

История матрёшки. Работа резчика по дереву и игрушечника (выбор дерева, вытачивание формы, подготовка формы под роспись, роспись, лакировка). Разные способы росписи матрёшек: семёновская, вятская, загорская (сергиево-посадская), полховско-майдановская, авторская. Анализ изготовления изделия согласно заданной последовательности. Разметка деталей на ткани по шаблону. Соединение деталей из разных материалов при помощи клея. Профессии: игрушечник, резчик по дереву. Изделие: «Матрёшка».

Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Закрепление умений работать с пластилином и составлять тематическую композицию. Приём получения новых оттенков пластилина. Понятия: рельеф, пейзаж. Изделие: пейзаж «Деревня».

Домашние животные и птицы. Значение лошади в жизни человека. Как человек ухаживает за лошадьми. Конструирование из бумаги движущейся игрушки лошадка. Создание движущейся конструкции. Закрепление навыков разметки деталей по шаблону, раскроя при помощи ножниц. Подвижное соединение деталей изделия при помощи иглы и ниток, скрепок. Профессии: животновод, коневод, конюх. Понятия: лицевая сторона, изнаночная сторона. Изделие: «Лошадка».

Практическая работа: «Домашние животные». Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена и т.д. Свойства природных материалов и приёмы работы с этими материалами. Аппликация из природного материала. Приём нанесения разметки при помощи кальки. Понятия: инкубатор, калька, курятник, птичник, птицефабрика. Изделия: «Курочка из крупы», «Цыплёнок», «Петушок» (по выбору учителя).

Календарно - тематическое планирование

Наименование темы, раздела

Кол-во часов

Дата

Домашнее задание

План

Факт

1

Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником.

1

2

Земледелие.

1

3

Посуда.

1

4

Работа с пластичными материалами (пластилин).

1

5

Работа с пластичными материалами (тестопластика).

1

6

Посуда. Работа с пластичными материалами (глина или пластилин)

1

7

Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше

1

8

Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы

1

9

Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин)

1

10

Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплицирование)

1

11

Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы

1

12

Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование

1

13

Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика.

1

14

Работа с бумагой. Конструирование

1

15

Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика.

1

16

В доме. Работа с волокнистыми материалами. 

Помпон.

1

17

Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц

1

18

Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка.

1

19

Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение.

1

20

Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование.

1

21

Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение.

1

22

Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы.

1

23

Работа с ткаными материалами. Шитье.

1

24

Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами.

1

25

Работа с бумагой. Аппликационные работы.

1

26

Работа с бумагой и волокнистыми материалами

1

27

Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание.

1

28

Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование.

1

29

Использование ветра. Работа с фольгой.

1

30

Ищем клад. Работа с пластичными материалами (глина). Рельефные работы.

1

31

Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном

1

32

Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете.

1

33

Правила набора текста. Поиск информации в Интернете.

1

34

Конференция для обучающихся «Что я узнал во 2 классе?»

1

Использование национально-регионального компонента

Тема урока

Инструментарий

3

Посуда.

Выставка. Бурятские  орнаменты

18

Внутреннее убранство избы (Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка.

Сообщение .Юрта- жилище бурят.  

21

Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение.

Сообщение. Бурятский национальный костюм

3 класс

Содержание

Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу (1 ч) Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника для 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии оценки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде. Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод.

Человек и земля (21 ч)

Архитектура Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу. Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб. Понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линии чертежа. Изделие: «Дом»

Городские постройки Назначение городских построек, их архитектурные особенности. Проволока: свойства и способы работы (скручивание, сгибание, откусывание). Правила безопасной работы плоскогубцами, острогубцами. Объёмная модель телебашни из проволоки. Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня. Изделие: «Телебашня».

Парк Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией. Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник. Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор. Изделие: «Городской парк».

Проект «Детская площадка» Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции). Понятия: технологическая карта, защита проекта. Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели».

Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья. Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды — вышивка, монограмма. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Техника выполнения стебельчатого шва. Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков.

Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации. Профессии: модельер, закройщик, портной, швея. Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликации, монограмма, шов. Изделия: «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков», «Украшение платочка монограммой», «Украшение фартука». Практическая работа: «Коллекция тканей».

Изготовление тканей. Технологический процесс производства тканей. Производство полотна ручным способом. Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток). Гобелен, технологический процесс его создания. Изготовление гобелена по образцу. Сочетание цветов в композиции.

Профессии: прядильщица, ткач. Понятия: ткачество, ткацкий станок, гобелен. Изделие: «Гобелен».

Вязание. Новый технологический процесс — вязание. История вязания. Способы вязания. Виды и назначение вязаных вещей. Инструменты для ручного вязания — крючок и спицы. Правила работы вязальным крючком. Приёмы вязания крючком. Понятия: вязание, крючок, воздушные петли. Изделие: «Воздушные петли».

Одежда для карнавала. Карнавал. Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов. Создание карнавальных костюмов из подручных материалов. Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. Работа с тканью. Изготовление карнавального костюма для мальчика и девочки с использованием одной технологии. Понятия: карнавал, крахмал, кулиска. Изделия: «Кавалер», «Дама».

Бисероплетение. Знакомство с новым материалом — бисером. Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Леска, её свойства и особенности. Использование лески при изготовлении изделий из бисера. Освоение способов бисероплетения. Понятия: бисер, бисероплетение. Изделия: «Браслетик «Цветочки», «Браслетик «Подковки». Практическая работа: «Кроссворд «Ателье мод».

Кафе. Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок. Работа с бумагой, конструирование модели весов. Профессии: повар, кулинар, официант. Понятия: порция, меню. Изделие: «Весы». Практическая работа: «Тест «Кухонные принадлежности».

Фруктовый завтрак. Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи. Рецепты блюд. Освоение способов приготовления пищи. Приготовление блюда по рецепту и определение его стоимости. Понятия: рецепт, ингредиенты, стоимость. Изделие: «Фруктовый завтрак», «Солнышко в тарелке» (по выбору учителя). Практическая работа: «Таблица «Стоимость завтрака».

Колпачок-цыплёнок.  Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюда тёплым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц. Понятия: синтепон, сантиметровая лента. Изделие: «Колпачок-цыплёнок».

Бутерброды. Блюда, не требующие тепловой обработки, — холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов. Простейшая сервировка стола. Приготовление блюд по одной технологии с использованием разных ингредиентов. Изделие: «Бутерброды», «Радуга на шпажке» (по выбору учителя).

Салфетница. Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола с использованием симметрии. Понятия: салфетница, сервировка. Изделия: «Салфетница», «Способы складывания салфеток».

Магазин подарков. Виды магазинов. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер). Информация об изделии (продукте) на ярлыке. Изготовление подарка ко Дню защитника Отечества. Работа с пластичным материалом (тестопластика). Профессии: товаровед, бухгалтер, кассир, кладовщик, оформитель витрин. Понятия: магазин, консультировать, витрина, этикетка, брелок. Изделия: «Солёное тесто», «Брелок для ключей».

Золотистая соломка. Работа с природными материалами. Знакомство с новым видом природного материала — соломкой. Свойства соломки. Её использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки — холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки. Учёт цвета, фактуры соломки при создании композиции . Понятия: соломка, междоузлия. Изделие «золотистая соломка»

Упаковка подарков. Значение подарка для человека. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен (взрослому или ребёнку, мальчику или девочке). Учёт при выборе оформления подарка его габаритных размеров и назначения. Работа с бумагой и картоном. Изготовление коробки для подарка.

Понятия: упаковка, контрастностность, тональность. Изделие: «Упаковка  подарков».

Автомастерская. Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Работа с картоном. Построение развёртки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объёмных фигур. Создание объёмной модели грузовика из бумаги. Тематическое оформление изделия. Профессии: инженер-конструктор, автослесарь. Понятия: пассажирский транспорт, двигатель, экипаж, упряжка, конструкция, объёмная фигура, грань. Изделие: «Фургон «Мороженое»

Грузовик (1 ч) Работа с металлическим конструктором. Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора. Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное). Сборка изделия. Презентация. Понятия: подвижное соединение, неподвижное соединение. Изделия: «Грузовик», «Автомобиль». Практическая работа: «Человек и земля».

 Мосты. Мост, путепровод, виадук. Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки и пр.). Новый вид соединения деталей — натягивание нитей. Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция. Изделие: модель «Мост».

Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция. Изделие: модель «Мост»

Водный транспорт. Водный транспорт. Виды водного транспорта. Проект «Водный транспорт» Проектная деятельность. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование. Заполнение технологической карты. Профессия: кораблестроитель. Понятия: верфь, баржа, контргайка. Изделия: «Яхта», «Баржа» (по выбору учителя).

Океанариум. Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой. Технология создания мягкой игрушки из подручных материалов.

Проект «Океанариум» Работа с текстильными материалами. Изготовление упрощённого варианта мягкой игрушки. Закрепление навыков выполнения стежков и швов.

Профессия: ихтиолог. Понятия: мягкая игрушка, океанариум. Изделие: «Осьминоги и рыбки». Практическая работа: «Мягкая игрушка».

Фонтаны. Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу. Понятия: фонтан, декоративный водоём. Изделие: «Фонтан». Практическая работа: «Человек и вода»

Человек и воздух (3 ч)

Зоопарк (1 ч) Знакомство с историей возникновения зоопарков в России. Бионика. История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами. Работа с бумагой. Изготовление изделия в технике оригами по условным обозначениям.

Вертолётная площадка (1 ч) Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий лётчика, штурмана, авиаконструктора. Конструирование модели вертолёта. Знакомство с новым материалом — пробкой. Профессии: лётчик, штурман, авиаконструктор.

Вертолётная площадка (1 ч) Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий лётчика, штурмана, авиаконструктора. Конструирование модели вертолёта. Знакомство с новым материалом — пробкой. Профессии: лётчик, штурман, авиаконструктор.

Человек и информация (5 ч)

Переплётная мастерская (1 ч) Книгопечатание. Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика. Переплёт книги и его назначение. Декорирование изделия. Освоение элементов переплётных работ (переплёт листов в книжный блок) при изготовлении «Папки достижений».

Профессии: печатник, переплётчик. Понятие: переплёт.

Почта (1 ч) Способы общения и передачи информации. Почта. Телеграф. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления. Профессии: почтальон, почтовый служащий. Понятия: корреспонденция, бланк.

Кукольный театр (2 ч) Театр. Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Спектакль. Осмысление способов передачи информации при помощи книги, письма, телеграммы, афиши, театральной программки, спектакля. Проект «Готовим спектакль» Проектная деятельность. Заполнение технологических карт. Изготовление пальчиковых кукол для спектакля. Работа с тканью, шитьё. Колпачок. Работа с бумагой по шаблону. Презентация, работа с технологической картой, расчёт стоимости изделия. Профессии: кукольник, художник-декоратор, кукловод. Понятия: театр, театр кукол, программа. Изделие: «Кукольный театр».

Афиша (1 ч) Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа Microsoft Word Document.doc. Сохранение документа, форматирование и печать. Создание афиши и программки на компьютере. Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор. Изделие: «Афиша»

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема урока.

Кол-во часов

Дата.

Домаш. задание

по плану

по факту

Знакомство с учебником

1

Как работать с учебником. Стартовая контрольная работа.

1

Человек и земля

2

Архитектура.

1

3

 Городские постройки.

1

4

Парк.

1

5

Проект «Детская площадка».

1

6

Ателье мод.

1

7

 НРК. Бурятский национальный костюм.

1

8

Изготовление тканей. НРК.  Текстиль Республики Бурятия

1

9

 Вязание.

1

10

 Одежда для карнавала.

1

11

Бисероплетение. НРК Бурятский орнамент.

1

12

Кафе «Кулинарная сказка». НРК Белая пища.

1

13

Фруктовый завтрак.

1

14

 Сервировка стола. НРК. Бурятская пища.

1

15

Бутерброды.

1

16

Сервировка стола. Промежуточная контрольная работа.

1

17

Магазин подарков. НРК Сувениры Бурятии.

1

18

Работа с природными материалами

Золотистая соломка

1

19

Работа с бумагой и картоном. Упаковка подарков

1

20

Автомастерская. Работа с картоном. Конструирование

1

21

Работа с конструктором. НРК. Изготовление Юрты 

1

Человек и вода

22

Мосты. Изделие «Мост»

1

23

Водный транспорт.

1

24

Океанариум.

1

25

Фонтаны.

1

Человек и воздух

26

Зоопарк.

1

27

Вертолётная площадка.

1

28

Работа с бумагой. Папье-маше. НРК Бурятский сапог

1

Человек и информация

29

Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё

1

30

Работа с различными материалами. Конструирование и моделирование

1

31

Переплётная мастерская

1

32

Почта

1

33

Интернет. Работа на компьютере

1

34

Итоговый урок Итоговый тест

1

Нациoнально - региональный компонент

№ урока

Тема урока.

Инструментарий

7

Бурятский национальный костюм

Образцы узоров, модели костюмов, картины бурятских художников

8

Изготовление тканей.                                 Текстиль Республики Бурятия

Образцы тканей. Народные костюмы. Предметы народного творчества.

12

Бисероплетение. Бурятский орнамент.

Изделия с бурятским орнаментом.                             Изделия из бисера.

12

Кафе "Кулинарная сказка". Белая пища.

Книга «Бурятская кухня»

Видеоматериалы о бурятских традиционных блюдах.

14

Сервировка стола. Бурятская пища.

17

Магазин подарков. Сувениры Бурятии.

Картины бурятских художников.                        Изделия бурятских мастеров.                         Предметы материальной культуры бурятского народа

21

Работа с конструктором. Изготовление Юрты

Модель юрты.


4 класс

Содержание

Как работать с учебником (1 ч) Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы. Понятия: технология, материалы, инструменты.

Человек и земля (21 ч)

Вагоностроительный завод (2 ч) Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона. Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развёртки вагона, чертёж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона. Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон».

Полезные ископаемые (2 ч) Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Проектная работа. Понятия: полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга. Профессии: геолог, буровик. Изделие: «Буровая вышка».

Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов (малахитовых плашек) учащимися. Профессия: мастер по камню. Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика. Изделие: «Малахитовая шкатулка».

Автомобильный завод (2 ч) Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия). Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Совершенствование навыков работы с различными видами конструкторов. Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция. Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика».

Монетный двор (2 ч) Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладение новым приёмом — тиснением по фольге. Совершенствование умения заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой — фольгой. Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литьё, тиснение. Изделия: «Стороны медали», «Медаль».

Фаянсовый завод (2 ч) Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать с пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса. Профессии: скульптор, художник. Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». Тест: «Как создаётся фаянс».

Швейная фабрика (2 ч) Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы иглой, ножницами, циркулем.

Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик. Понятия: кустарное производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортир, мерка, размер. Изделие: «Прихватка».

Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размеры деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдение правил работы иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Изготовление разных видов изделий с использованием одной технологии. Понятие: мягкая игрушка. Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка».

Обувное производство (2 ч) Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знаний о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви. Изделие: «Модель детской летней обуви».

Деревообрабатывающее производство (2 ч) Знакомство с новым материалом — древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование.

Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, ножкосяк. Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений».

Кондитерская фабрика (2 ч) Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «Картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тёртое, какао-масло, конширование. Изделия: «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье». Практическая работа: «Тест «Кондитерские изделия».

Бытовая техника (2 ч) Знакомство с понятием «бытовая техника» и её значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приёмов работы в технике «витраж». Абажур-плафон для настольной лампы. Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтёр. Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы». Практическая работа: «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов»

Тепличное хозяйство (1 ч) Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.

Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника. Изделие: «Цветы для школьной клумбы»

Человек и вода (3 ч)

Водоканал (1 ч) Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Знакомство со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера. Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи. Изделие: «Фильтр для очистки воды».

Порт (1 ч) Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел. Изделие: «Канатная лестница». Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы».

Узелковое плетение (1 ч) Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике макраме. Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике макраме. Понятие: макраме. Изделие: «Браслет».

Человек и воздух (3 ч)

Самолётостроение. Ракетостроение (1 ч) Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, о конструкции самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором. Профессии: лётчик, космонавт. Понятия: самолёт, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета. Изделие: «Самолёт».

Ракета-носитель (1 ч) Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа. Изделие: «Ракета-носитель».

Летательный аппарат. Воздушный змей (1 ч) Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. Понятия: каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор. Изделие: «Воздушный змей».

Человек и информация (6 ч)

Создание титульного листа (1 ч) Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании. Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник. Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист. Изделие: «Титульный лист».

Работа с таблицами (1 ч) Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word. Понятия: таблица, строка, столбец. Изделие: работа с таблицами.

Создание содержания книги (1 ч) ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаём книгу». Практическая работа: «Содержание».

Переплётные работы (2 ч) Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Понятия: шитьё втачку, форзац, переплётная крышка, книжный блок. Изделие: «Книга «Дневник путешественника».

Итоговый урок (1 ч) Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол. часов

Дата

Домашнее задание

По плану

По факту

Как работать с учебником (1 час)

1.

Как работать с учебником. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.

1

Человек и земля (21 час)

2.

Вагоностроительный завод. Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона.

1

3.

Вагоностроительный завод. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона. Самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны.

1

4.

Полезные ископаемые. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора.

1

5.

Малахитовая шкатулка. Новая техника работы с пластилином (техника лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики (малахитовая шкатулка).

1

6.

Автомобильный завод. Самостоятельное составление плана изготовления изделия с технологическим процессом сборки автомобиля «Камаз».

1

7.

Совершенствование навыков работы с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное изготовление «кузова грузовика».

1

8.

Монетный двор. Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладение новым приемом – тиснение по фольге. Изделие «Стороны медали».

1

9.

История возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции. Работа с металлизированной бумагой – фольгой. Изделие «Медаль».

1

10.

Фаянсовый завод. Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия «Основа для вазы».

1

11.

Приемы и способы работы с пластичными материалами для создания и декорирования вазы по собственному эскизу. Изделие «Ваза»

1

12.

Швейная фабрика. Создание лекала и изготовление изделия «Прихватка» с повторением элементов технологического процесса швейного производства.

1

13.

Освоение технологии создания мягкой игрушки. Самостоятельное составление плана изготовления, разметка деталей и раскрой изделия «Птичка». Выполнение изделия.

1

14.

Обувное производство. История создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Создание модели детской летней обуви из бумаги (имитация производственного процесса).

1

15.

Виды обуви и ее назначение. Снятие мерок с ноги и определение по таблице размера обуви. Изделие «Модель детской летней обуви из бумаги»

1

16.

Деревообрабатывающее производство. Знакомство с новым материалом – древесиной. Свойства древесины. Технический рисунок лесенки – опоры для растений.

1

17.

Значение древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование лесенки – опоры для растений.

1

18.

Кондитерская фабрика. История и технология производства кондитерских изделий, технология производства шоколада из какао-бобов. Приготовление  пирожного «картошка».

1

19.

Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Приготовление шоколадного печенья. Тест «Кондитерские изделия»

1

20.

Бытовая техника. Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. знакомство с действием простой электрической цепи и ее сборка.

1

21.

Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством.  Работа с батарейкой. Освоение приемов работы в технике «витраж». Абажур. Сборка настольной лампы.

1

22.

Тепличное хозяйство. Виды и конструкции теплиц. Значение теплиц, для жизнедеятельности человека. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов.

1

Человек и вода (3 часа)

23.

Водоканал. Знакомство с системой водоснабжения города. Способы фильтрации и способы экономного расходования воды. Изготовление фильтра для очистки воды.  

1

24.

Порт. Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами.  

1

25.

Узелковое плетение. Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Изделие «Браслет».

1

Человек и воздух (3 часа)

26.

Самолётостроение. История развития самолетостроения, виды и назначение самолетов. Самостоятельное изготовление модели самолета из конструктора.

1

27.

Ракетостроение. Ракета-носитель. Закрепление знаний о конструкции самолета и ракеты. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.

1

28.

Летательный аппарат. Воздушный змей. История возникновения воздушного змея и его конструкция. Оформление изделия по собственному эскизу.

1

Человек и информация (6 часов)

29.

Создание титульного листа. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги. Изделие «Титульный лист».

1

30.

Работа с таблицами. Повторение правил работы на компьютере. Создание  таблицы в программе Microsoft Word.

1

31.

ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Практическая работа на компьютере. Создание содержания книги «Дневник путешественника»

1

32.

Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками втачку (в пять проколов). Книга «Дневник путешественника».

1

33.

Изготовление переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Оценка этапов работы, последовательность и качество изготовления изделия.

1

34.

Итоговый урок. Анализ работы на уроках технологии за год. Подведение итогов. Презентация работ, выбор лучших. Выставка работ.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Технология" в 4 классе

Технология4 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРазвернутое тематическое планирование составлено на основе:- Федерального компонента образовательного стандарта для начального образования по техноло...

Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс с учётом требований ФГОС НОО программа обучения Занкова Л.В., автор учебника Проснякова Т.Н.

Курс состоит из модуля «Информатика и ИКТ» автор Горячев А.В. (32 часа) и модуля «Технология» автор Проснякова Т.Н.. (38 часов). Программа составлена на основе авторских программ Цирулик Н.А., планиро...

Рабочая программа по предмету Технология

Рабочая программа разработана  на основе Программы по технологии (1-4 классы), автор – Е.А. Лутцева (УМК «Начальная школа XXI века»,  Издательский центр  «Вентана-Граф» 2012г.,  Мо...

Рабочая программа по предмету "Технология", 4 класс.

Программа содержит развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков по учебнику Т.Н.Просняковой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова  (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Изда...

Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс программа "Планета знаний"

Программа по технологии разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно – методический комплект «Планета Знаний»: английский язык, музыка, изобрази...

Рабочая программа учебного предмета Технология базовый уровень На основе программы «Перспектива» под ред. Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой

Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и мет...