Современный урок технологии в начальных классах
статья по технологии

Боголюбская Надежда Николаевна
1. Современный урок технологии в начальной школе
2. Методы, приёмы и средства применяющиеся на современном уроке технология в начальной школе
3. Конспект
4. Сравнение структуры
5. Анализ урока
6. Требования к кабинетам и мебели начальной школы, кабинетам технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx43.17 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок технологии

Современный урок подразумевает использование электронных средств и информационно-коммуникативных технологий. Главная идея современного урока: единство обучения, воспитания и развития. Необходимо развивать личность, используя личностно-ориентированный подход к обучению, не забывая реализовывать идеи гуманизации и гуманитаризации образования, а также деятельностный подход к обучению.

Современный урок должен быть динамичен и вариативен, ученик должен быть самостоятелен. Главное требование – использование современного оборудования.

Выделяют пять методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично поисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод.

На уроках технологии используют следующие образовательные педагогические методы:

  • неигровые методы (имитационные упражнения),
  • проектные методы обучения,
  • имитационные игровые занятия (обучающие игры, игровое проектирование и тренинговые упражнения,
  • интегрированные уроки,
  • интегрированные проекты,
  • систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий.

Приёмы используемые на уроках технологии:

1. Внутрипредметные связи. Понятия изучаются в разных классах, их необходимо вспомнить. Для этого применяются разные виды работ: составление опорных конспектов, работа с терминами, с наглядностью.

2. Организация работы учащихся в группах, звеньях, фронтально.

3. Работа с терминами, выявление их этимологии и семантики.

К педагогическим средствам, используемым на уроках технологии, относятся:

  • учебно-лабораторное оборудование;
  • учебно-производственное оборудование;
  • дидактическая техника;
  • учебно-наглядные пособия;
  • технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
  • компьютерные классы;
  • организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия).

Урок остаётся главной формой организации учебного процесса. В первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

У современного учащегося должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Основными методическими принципами современного урока являются:

•        субъективация;

•        метапредметность;

•        деятельностный подход;

•        рефлексивность;

•        импровизационность.

В современном уроке выделяют шесть основных этапов:

•        мобилизация;

•        целеполагание;

•        осознание недостаточности имеющихся знаний;

•        коммуникация;

•        взаимопроверка, взаимоконтроль;

•        рефлексия.

В рамках системно – деятельностного подхода приемы и технологии обучения должны быть нацелены на развитие интереса, мотивации, активность субъекта учения, интерактивность, увеличение самостоятельности школьника, получение реальных речевых продуктов, приращение знаний, навыков и умений. В арсенале подобных средств и методов проблемно – диалогическое обучение рассматривается как один из основных видов деятельности, помогающий обучающимся адаптироваться к современным условиям жизни. Проблемный урок отличается от традиционного именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель.

Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

Первый аспект - Мотивационно – целеполагающий.

Второй аспект – Деятельностный.

В структуру современного урока внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.

•        Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.

•        Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.

•        Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.

•        Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.

•        На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности

•        Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это есть главная задача новых образовательных стандартов.

Названия этапов уроков отличаются:

Мотивационый

Мотивационый

Актуализация знаний

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Выявление затруднения

Выявление места и причины затруднения

Разработка проекта, плана работы

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Реализация выбранного плана. Самостоятельная работа.

Реализация построенного проекта

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Включение в систему знаний и повторение.

Рефлексия. Подведение итогов

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Но содержание этапов урока, в целом очень схоже.

Тема урока: работа с разными материалами. Ангел из перевязочного материала.

Цель: Создание изделия из перевязочного материала.

Задачи: уметь слушать учителя, товарища; работать вместе с учителем, друг с другом, по составленному плану.

В целом структура видео-урока соответствует структуре урока технологии, данной в лекции. Но не проговорена проблемная ситуация.

На уроке учитель использовал такие современные технологии как показ видеоролика.

•        Какие УУД?

Использовала личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД. Формировала УУД на каждом этапе урока:

1 этап - слушать собеседника и понимать речь других.

2 этап - извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц.

3 этап - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); устанавливать закономерности, строить рассуждения; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя.

4 этап- - использовать новую информацию для решения учебных заданий; систематизировать, обобщать изученное.

5 этап – осуществлять действие по образцу и заданному правилу; осуществлять работу в паре (в группе). осуществлять взаимный контроль в парах.

6 этап - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. - анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

По итогу урока дети подарили свои поделки гостям и решили на внеурочной деятельности сделать таких же англов для водителей, которые отвозят гуманитарную помощь на Украину.

Мне понравилось, что урок соответствует направленности учебного заведения. Фотографию можно было показать на электронной доске. Подсказывает, торопит детей с ответом. «Посмотрим рассказ» - учитель должен правильно выражаться.

Требования к кабинетам и мебели начальной школы, кабинетам технологии

Кабинеты начальной школы

Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы.

4.6. Обучающиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.

Рекомендуется учебные помещения для обучающихся 1-х классов размещать не выше 2-го этажа, а для обучающихся 2-4 классов – не выше 3 этажа.

4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

  • не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
  • не менее - 3,5 м² на 1 обучающегося при организации групповых формах работы и индивидуальных занятий.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 м2.

Расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели, в соответствии с разделом V настоящих санитарных правил.

4.27. В помещениях начальных классов устанавливаются умывальные раковины.

Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать, с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1-4 классов. Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца, мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

4.28. Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м., а во вновь строящихся не менее 3,6 м.

4.29. Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой.

Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

4.31. Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредны для здоровья детей.

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений.

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7–15 градусов. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го номера.

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм – 750 мм, 1300-1450 мм – 850 мм и 1450-1600 мм – 950 мм. Угол наклона столешницы составляет – 15-17.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7–10 мин, а для обучающихся П-Ш ступени образования – 15 минут.

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

2. Требования к помещениям кабинетов и мастерских образовательной области «Технология»

2.1. Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов) с учетом «Номенклатуры типов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных школ».

2.2. Площадь рабочих помещений должна соответствовать соотношению — 4 кв. м на одного обучающегося в кабинете художественного труда, 4,5 м² на одного обучающегося в мастерских по обработке металла и древесины, 5,4 м² — для комбинированной мастерской и 4,5 м² для мастерских по обработке ткани и 4,5 м² для кабинета кулинарии в соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 50-86 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования». Площадь кабинетов и мастерских образовательной области «Технология» должна позволять расставить в нем мебель и технологическое оборудование с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

2.3. Объем рабочего помещения на каждого работающего -не менее 15 м³ Высота помещений — не менее 3, 2 м. Если в кабинах занимается более 15 человек, ширина двери должна быть 0,9 м.

2.4. Мастерские по обработке металла и древесины должны быть расположены на первом этаже. Не допускается размещать мастерские в полуподвальном и подвальном помещениях.

2.5. Из мастерских по обработке металла, древесины и конструкционных материалов должен быть предусмотрен дополнительный, утепленный выход.

2.6. Специальные помещения (инструментальная комната, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, должны использоваться для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ. Эти помещения должны быть смежными с помещениями мастерских. Инструментальная должна, иметь два выхода' один -в коридоре, другой — в мастерскую.

2.7. Инструментальная комната должна занимать от 16 до 32 м², а кладовая для хранения сырья и готовой продукции — от 12 до 16 м² в зависимости от вместимости классов-комплектов.

2.8. В специально отведенных мастерских по обработке металла и древесины должны размещаться емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов.

2.9. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.

2.10. Мастерские по технологии обработки пищевых продуктов не допускается размещать под туалетом или использовать подвальные помещения и проходные комнаты.

2.11. В мастерской по технологии обработки пищевых продуктов должны быть выделены две зоны: «кухня-лаборатория» и зона для теоретической подготовки.

2.12. В мастерской по технологии обработки пищевых продуктов должны быть выделены места для первичной обработки продуктов, места для тепловой обработки продуктов и рабочие места бригады.

2.13. В мастерской по обработке ткани должна быть зеркальная стена для проведения примерок.

2.14. Для хранения материалов и незаконченных работ учащихся в мастерской по обработке ткани должно быть лаборантское помещение площадью не менее 18 м²

2.15. Для кабинета технической графики рекомендуется отводить помещение второго этажа и выше.

2.16. Кабинет технической графики должен быть расположен в светлом помещении размером от 60 до 81 м² в зависимости от типа школы.

2.17. При площади кабинета технической графики менее 60 м² должно быть и лаборантское помещение.

2.18. Столы ученические для черчения могут располагаться в три или четыре ряда в зависимости от конфигурации кабинета.

2.19. В кабинетах и мастерских расстояние от классной доски до демонстрационного стола должно быть не менее 1,00 м, а от демонстрационного стола до первого ряда ученических столов -0,9 м.

2.20. Расстояние между столами в ряду — 0,6 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения — 0,5-0, 7 м, от первых столов до передней стены — около 2,6-2, 7 м. Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от классной доски — 8,6 м.

2.21. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска.

2.22. В кабинете технической графики на передней стене разрешается демонстрационный чертежный прибор типа «Кульман».

2.23. Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования от 8-ми до 18-ти секционный в зависимости от площади помещения.

2.24. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиции.

3. Требования к комплекту мебели в мастерских и кабинетах образовательной области «Технология»

3.1. Кабинеты и мастерские образовательной области «Технология» должны быть укомплектованы мебелью и классными досками, соответствующими требованиям стандартов ГОСТ 22046-89, ГОСТ 20064-86.

3.2. Кабинеты и мастерские образовательной области «Технология» должны быть оснащены следующей мебелью (в расчете на наполняемость класса 15 обучающихся — для 5-9 классов и 25 обучающихся — для 1-4 классов):

— столы и стулья для учителя (ГОСТ 18313-93) для кабинетов и мастерских образовательной области «Технология»;

— столы ученические для кабинета художественного труда (1-4 классы), кабинета по обработке пищевых продуктов;

— одноместные ученические столы для черчения (ГОСТ 19549) разных ростовых групп в кабинете технической графики;

— универсальные рабочие столы со встроенной швейной машиной для кабинета по обработке ткани;

— стулья ученические и табуреты (ГОСТ 11016-93);

— верстаки слесарные, столярные, комбинированные (ОСТ 79-1-02-84);

— подставки для технических средств обучения (ГОСТ 22361-95); столы демонстрационные (ГОСТ 18607-86),

— шкафы для учебных пособий, хранения материалов и изделий (ГОСТ 18666-95);

— доски классные (ГОСТ 20064-86);

— гладильные столы или доски.

3.3. Мебель должна иметь гигиенический сертификат и сертификат соответствия.

3.4. Высота столов и стульев должна соответствовать ростовым группам учащихся. В зависимости от роста обучающихся столы и стулья должны маркироваться номером и цветом.

В однокомплектной и двухкомплектной школах, когда в одном кабинете занимаются обучающиеся 5-11 классов, должно быть преобладание средних групп мебели — NN 4,5.

3.5. В кабинете художественного труда высота столов на рабочих местах коллективного пользования должна соответствовать ростовым группам 4-6.

3.6. В кабинете должно быть не менее двух специальных подставок для установки проекционной аппаратуры, выполненных по ГОСТ 22361-95.

3.7. Классная доска должна быть оснащена приспособлениями для крепления и демонстрации таблиц.

4. Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся

4.1. В учебных мастерских оборудуются рабочие места обучающихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных обучающихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики.

4.2. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления У-1Х классов на подгруппы. Подгруппа должна быть не более 15 человек.

4.3. Рабочее место учителя в мастерской должно быть оборудовано столом с емкостью для аппаратуры (ГОСТ 18313-93, тип П), верстаком с набором необходимых инструментов и приспособлений по обработке металла и древесины для демонстрации приемов выполнения работ, классной доской с комплектом классных инструментов.

4.4. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500×1000 мм, откидных щитов: 750×1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.

4.5. Рабочее место обучающегося для индивидуального пользования — верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сиденьем. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

4.6. Для обработки конструкционных материалов, а также для различных занятий во внеурочное время в кабинете должны быть оборудованы 4-6 рабочих мест коллективного пользования.

4.7. Рабочими местами коллективного пользования в мастерских являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки и др. дополнительное оборудование для общественно полезного труда обучающихся.

4.8. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно комплектуются крючками для удаления стружки.

4.9. Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу.

4.10. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к рабочим местам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электро-радиотехнических работ.

4.11. Для немедленного отключения электрических агрегатов на столе учителя монтируют кнопочное устройство, управляющее магнитным пускателем силовой линии, а также пульт дистанционного управления проекционной аппаратурой и затемнением.

4.12. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные рабочие места с обязательной установкой местных вентиляционных отсосов.

4.13. В мастерских по обработке ткани индивидуальные рабочие места должны быть укомплектованы универсальными рабочими столами со встроенной в них швейной машиной с ручным и электрическим приводом.

4.14. В мастерских по обработке ткани должны быть оборудованы рабочие места для влажно-тепловой обработки швейных изделий, для примерки, для обработки срезов.

4.15. Рабочие места обучающихся должны быть оборудованы емкостями для сбора обрезков ткани и других отходов.

4.16. Рабочее место учителя в кабинете по обработке ткани представляет собой демонстрационный стол для кабинета физики из 2-х секций (общая длина — 2400) и стол учителя со стулом.

4.17. Рабочие места в кабинете необходимо оснастить установками индивидуального и локального освещения.

4.18. Рабочее место обучающегося в кабинете технической графики оборудуется специализированным одноместным ученическим столом для черчения и стулом.

4.19. В кабинетах, рассчитанных на 24 обучающихся, могут быть столы следующих ростовых групп: N 4 — 6 шт., N 5 — 18 шт., стулья ученические тех же ростовых групп.

4.20. Индивидуальное рабочее место учащегося в кабинете художественного труда должно быть оснащено универсальным рабочим столом, укомплектованным съемными укладками, в которых находятся комплекты ручных инструментов, а также трафареты разметочные и простые карандаши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку технологии в начальных классах "Мастерим из глины"

Презентация к уроку технологии в начальных классах "Мастерим из глины"...

Техника безопасности на уроках технологии в начальных классах.

Техника безопасности на уроках технологии в начальных классах....

Развитие творческих способностей на уроках технологии в начальных классах

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.  Если учитель имеет только любовь к ученикам,  как отец, мать он будет лучше тогоучителя, который прочел все книги, но не и...

РЕЦЕНЗИЯ на методические рекомендации учителю по теме "Современный урок", созданные учителем начальных классов Лазуренко М.П.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития у учащихся научной грамотности, исследовательских и творческих умений и навыков. Эпоха высоких технологий требует от учащегося не ша...

Использование современных образовательных технологий в начальных классах как средство повышения качества образования

Использование современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достичь лучшего результата в обучении, повышает познавательный интерес к предметам....

Урок технологии в начальных классах по теме «Изготовление новогодней гирлянды без клея» ( 2 класс)

Урок технологии "Изготовление новогодней гирлянды без клея" 2 клаас. Работа с бумагой. Конструирование на основе симметричного вырезанияиз бумаги...