Использование современных образовательных технологий в начальных классах как средство повышения качества образования
статья
Использование современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достичь лучшего результата в обучении, повышает познавательный интерес к предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_tehnologiy_v_nachalnyh_klassah.docx | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий в начальных классах как средство повышения качества образования
Вакулко Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №8»
г. Сафоново Смоленской области
Требования к нынешнему образованию побуждают учителей к поиску новейших современных технологий преподавания, разрешающих добиться более высоких результатов обучения и воспитания.
Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Развитие у учащихся внимания к учению, творчеству – одна из главных задач учебного процесса. Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике, сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо – ученик?
Эту задачу можно решить, только применяя современные обучающие технологии. В образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности.
Педагогическая технология – это проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:
Личностно ориентированная технология обучения
Данная технология помогает в организации творческой атмосферы на уроке, а также создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.
При технологии личностно-ориентированной направленности применяются следующие формы урока и методы.
Формы: урок-дискуссия, игра, урок-КВН, урок-беседа, урок-экскурсия и т.д.
Методы: проблемный метод, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, работа в группах, парах, работа с портфолио.
Технология уровневой дифференциации
Дифференциация содействует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разные задания по уровню сложности облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. При дифференцированной работе с учащимися видно, что их внимание не пропадает на уроке, так как каждому есть задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ученики постоянно заняты посильным трудом. У учителя появляется возможность помогать слабым, которые в результате испытывают учебный успех, а у сильных учащихся реализуется желание быстрее и глубже продвигаться в образовании, они утверждаются в своих способностях. Организовать работу учащихся помогает дидактический материал в виде разноуровневых карточек, которые позволяют обеспечить индивидуальную работу каждого в зависимости от подготовленности.
Технология проблемного обучения
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания Возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. На основе анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация по их разрешению способствует творческому овладению знаниями, умениями, навыками, развитию мыслительных способностей. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Проблемные ситуации можно использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
Таким образом, проблемное обучение позволяет направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.
Исследовательская работа
Такой вид деятельности позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.
Исследование – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, собирать информацию, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать обобщения и выводы.
Проектная деятельность
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые будут развивать у учащихся их творческие способности. Ведущее место среди них занимает метод проектов. Цель проектной деятельности: создавать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться полученными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения; развивают исследовательские умения.
Игровые технологии
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Процесс обучения делается интересным, у учащихся создается хорошее настроение, легче преодолеваются трудности.
Игры могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. На уроках можно использовать игры познавательного характера, ролевые, драматизации, игры на развитие внимания, памяти, воображения, а также кроссворды, шарады, ребусы, синквейны.
С помощью игр можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности.
Игровая деятельность может использоваться для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»); в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.
Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.
Тестовые технологии
Тесты получили широкое распространение в практике преподавания. Учитель может использовать их на различных этапах урока, при проведении занятий различных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Сегодня существуют разные варианты тестов. Тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее четко выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляются с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест развивает у учащихся логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов.
Групповая технология
Эта технология позволяет организовать самостоятельную активную работу на уроке. Работа учащихся в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала позволяет в короткий срок опросить всех. При этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего. После выполнения самостоятельной работы можно организовать взаимопроверку. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый может проверить, оценить, исправить, что создает комфортную обстановку.
Группа может включать и по 5-6 человек. Такая созданная группа является единым целым, каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Критик – выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.
Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).
На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.
Информационно-коммуникационные технологии
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии занимают все более значимое место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на нее очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:
- быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- усиливает воздействие выступления.
Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.
Применение ИКТ активизирует познавательную деятельность учащихся, делает обучение более эффективным, способствует индивидуализации обучения, повышает мотивацию обучения (подмечено, что учащиеся проявляют живой интерес к теме урока, когда при объяснении нового материала применяются презентации), помогает разнообразить формы учебной деятельности, оптимизировать учебный процесс.
Здоровьесберегающие технологии
Использование таких технологий позволяют равномерно распределять во время урока разные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитывается дозировка учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований, наличие оздоровительных моментов (физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, двигательно-речевые упражнения, танцевально-ритмические паузы, точечный массаж и самомассаж, упражнения для рук и пальцев, упражнения для осанки, «минутки покоя»), смена видов деятельности на уроке, соблюдение организации учебного труда.
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достичь лучшего результата в обучении, повышает познавательный интерес к предметам.
Задача учителя – организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные учащимися знания на уроке были результатом их собственных поисков.
Литература:
- Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. – С.107-114
- Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. – №4. – С. 3-5
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.-М., 2010
- Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе.- М., 2012
- Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация инновационной деятельности кафедры учителей начальных классов как средство повышения качества образования
В настоящее время в условиях введения ФГОС НОО, постоянной модернизации системы образования, усложнения выполняемых задач, развития профилизации и вариативности, возрастает роль методической деятельно...
«Использование современных образовательных технологий в начальной школе как средства формирования ключевых компетенций обучающихся».
Аналитический отчет за 2010-2015 учебный год...
«Использование информационных технологий в начальной школе, как средство повышения качества работы ученика и учителя.»
Выступление на конференции учителей начальных классов...
Из опыта работы. Мастер-класс:«Инновационная технология: педагогика-сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как средство повышения качества образования».
Педагогическая разработка мастер-класс предназначена учителям, работающим по инновационной технологии: педагогика-сотрудничества. Данной технология продемонстрирована на уроке окружающий мир...
Использование современных образовательных технологий в начальной школе для повышения качества образования
По данной теме на заседании ШМО учителей начальных классов были рассмотрены основные педагогические образовательные технологии, их признаки и классификация, использование в урочной и во внеурочной дея...
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Успешное применение цифровых технологий-важнейшая задача образования ХХІ века, с которым сегодня связано обучение, развитие, построение успешной жизненной траектории. Учитывая это, важным направлением...
Организация инновационной деятельности методического объединения учителей начальных классов как средство повышения качества образования
Возникает проблема: как организовать инновационную деятельность МО, чтобы повыситькачество образования младших школьников.Качество в этом случае трактуется как нормативная результативность образовател...