Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская»
рабочая программа по технологии
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Так же дети осваивают новые техники рисования, выражают свои фантазии в полной мере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация управления и образования городского округа г. Бор
Нижегородской области
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Кантауровская средняя школа
УТВЕРЖДАЮ: Приказ №223-о от 30..08.2017 Директор ____ В.А.Кашин |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Творческая мастерская»
Возраст детей с 7 до 9 лет
Срок реализации программы 1 год
Составитель: учитель начальных классов Кашина Светлана Павловна
с. Кантаурово
2017г.
Оглавление
- Пояснительная записка …………………………………..2-3
- Содержание программы ………………………………….4-8
- Календарно-тематический план …………………………9-11
- Календарно-учебный график ………………………….....12-13
- Учебно-тематический план ………………………………14-16
- Оценочный материал ……………………………………..17
- Список литературы ……………………………………….18
- Пояснительная записка
Данная программа разработана на основании авторской программы «Умелые ручки». Автор-составитель: Шабельник Елена Николаевна(Педагог дополнительного образования)
Декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, декоративно-прикладное искусство, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
Данный курс содержит в себе блок «Нетрадиционных техник рисования». Он введен для того, чтобы развивать все компоненты творческих способностей: творческое мышление, творческое воображение и применение методов организации творческой деятельности
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи и основы художественного изображения. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Так же дети осваивают новые техники рисования, выражают свои фантазии в полной мере. У обучающихся возникает желание к самовыражению, вырабатывается умение видеть образы в сочетании цветовых пятен и линий, оформление изображений. Процесс детского творчества происходит ненавязчиво, так как дети очень заинтересованы в получении результата их деятельности, будь то поделка, проект или рисунок.
- Содержание программы
Цель программы –Развитие художественно-творческой активности учащихся, а так же творческих способностей в целом.
Задачи программы
- Познакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- Сформировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- Приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
- Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, нетрадиционного рисования;
- Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- Сформировать творческие способности, духовную культуру;
- Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- Добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Организация деятельности кружка.
Программа работы творческого объединения рассчитана на 1 год обучения. Объединение комплектуется из учащихся 1-2 класса .Количество детей в группе для освоения программы - 15 человек.
Режим работы кружка – 2 занятие в неделю по 1 часу.
Структура программы
Программа кружка «Творческая мастерская» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала для детей с разным уровнем развития творческих способностей. А именно дети с низким уровнем развития творческих способностей занимаются по шаблону, эскизу, для них я сама выбираю форму изделия, цветовые решения, композиционные решения и т.д. Ребята со средним уровнем- так же выполняют действия по шаблону, эскизу, только эти шаблоны незакончены, либо недостаточно декорированы, т.е им приходится по средствам своего воображения и фантазии дорисовывать, доделывать, «доводить до целого». Дети с высоким уровнем развития творческих способностей соответственно разрабатывают свой собственный шаблон, эскиз, выбирают тему рисунков, составляют композицию, практически без помощи учителя
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
- Работа с бумагой
- Ниточная страна
- Нетрадиционное рисование
- Роспись
- Лепка
- Работа с тканью
- Работа с бисером
- Работа с природным материалом.
- Творческий проект
- Выставки, экскурсии, праздники.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
- Исторический аспект
- Связь с современностью
- Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
- Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
- Эскиз (доработка эскиза либо разработка)
- воплощение в материале
- выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.
Формы работы и методы преподавания:
Формы:
- Индивидуальные
- Групповые
- Коллективные.
Работа с детьми проходит в форме занятий, совместной работы с педагогом, а так же самостоятельной творческой деятельности, а именно:
- Определение назначения своего изделия
- Создание творческого проекта по теме декоративно-прикладного искусства
- Поиск композиционных решений
- Выбор способа приготовления поделок
- Участие в школьных выставках
Методы:
- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, нестандартное рисование.
Условия реализации программы
- Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
- Занятия будут проходить в после урочное время в кабинете начальных классов.
- Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.
- Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы, презентации, видео уроки, технологические карты.
Дидактический материал:
журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из лоскутов и техник вышивания. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить знания:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись.);
- о видах нетрадиционного рисования (клаксография, монотипия, диатипия, фроттаж, клише)
- в области композиции, формообразовании, цветоведения;
- о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Дымковская роспись;
- об особенностях лепных игрушек;
- о способах аппликации (ткань, бумага, кожа, солома), сочетание аппликации с вышивкой;
- о вышивке лентами;
- о проектной деятельности.
умения:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента и.тд.)
- лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;
- создавать свой шаблон, эскиз;
- декорировать получившееся изделие;
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно
обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
6. Максимум поощрения, минимум наказания.
7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения
- Учебно-тематический план
2 часа в неделю( 34 недели) 72 часа
№ п/п | Раздел | Темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теоретич. часы | Практич. часы | ||||
1 | |||||
1-2 | Вводное занятие | Беседа. Знакомство. Рисование Страны Мастеров. | 2 | 1 | 1 |
3-8 | «В чудесном лесу» | Работа с природным материалом | 6 |
| 6 |
9-13 | «Бумажный город»
| a) Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация; б). Узоры из бумажных лент (квилинг); в) бумажная мозаика. г). оригами | 5 | 1 | 4 |
14-19 | «Ниточная страна»
| а).Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические б). аппликация из нитяной крошки; в). ниткопись (изонить) | 6 | 1 | 5 |
20-24 | Нетрадиционное рисование
| Презентация, беседа а)кляксография б)монотипия, диатипия. в)клише г)фроттаж | 5 | 1 | 4 |
25-26 | «Лебединое озеро»
| Знакомство с новым материалом для детского творчества- яичной скорлупой. Объёмная игрушка из яичной скорлупы. | 2 | 2 | |
27-28 | Лоскутной город |
a)Аппликация из ткани; Б) аппликация из кожи; | 2 | 2 | |
29-32 | Вышивка лентами | Панно ЦВЕТЫ | 4 | 1 | 3 |
33-35 | Лепка. Глина.Пластилин | a)Дымковская игрушки | 3 |
| 3
|
36-42 | Работа с соленым тестом | Произведения Г.Тукая
| 7 | 1 | 6 |
43-52 | Работа с макаронными изделиями, крупой | Изделия с использованием крупы и макарон | 10 | 1 | 9 |
53-62 | Бисероплетение | Техника выполнения браслетов, брелков, картин | 10 | 1 | 9 |
63-69 | Открытки к праздникам | Открытки своими руками из «пройденных» материалов. | 7 | 7 | |
70-71 | Творческий проект | Этапы проекта. Требования к мультимедийному проекту. Проект «Подарок» | 2 | 1 | 1 |
72 | Выставка, экскурсия. | Игра-путешествие по стране Мастеров. Экскурсия в школьный музей. | 1 |
| 1
|
| ИТОГО: | 72 | 9 | 63
|
- Календарно-тематический план
72 часа
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | |||
теор | практ | Дата | |||
1(1) | Вводное занятие. Беседа. Знакомство | 1 | 06.09 | ||
2(2) | Рисование Страны Мастеров. | 1 | 08.09 | ||
«В чудесном лесу» Работа с природным материалом( 6 ч) | |||||
1(3) | Поделка «Цветок для мамы» | 1 | 13.09 | ||
2(4) | Поделка «Цветок для мамы» | 1 | 15.09 | ||
3(5) | Поделка «Медвежонок» | 1 | 20.09 | ||
4(6) | Поделка «Ёжик» | 1 | 22.09 | ||
5(7) | «Кленовые розы» | 1 | 27.09 | ||
6(8) | «Зайчик» | 1 | 29.09 | ||
«Бумажный город» (5 ч.) | |||||
1(9) | Плоскостные композиции из бумаги. Квилинг. Оригами. | 1 | 04.10 | ||
2(10) | Обрывная аппликация «Момантёнок» | 1 | 06.10 | ||
3(11) | Цветы в технике квилинг | 1 | 11.10 | ||
4(12) | Бумажная мозаика «Зоопарк» | 1 | 13.10 | ||
5(13) | Оригами.( Звери) | 1 | 18.10 | ||
«Ниточная страна»( 6 ч.) | |||||
1(14) | Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические | 1 | 20.10 | ||
2(15) | Апликация из нитяной крошки | 1 | 25.10 | ||
3(16) | Апликация из нитяной крошки | 1 | 27.10 | ||
4(17) | Ниткопись (изонить) | 1 | 01.11 | ||
5(18) | Ниткопись (изонить)\ | 1 | 03.11 | ||
6(19) | Коробочка украшенная шелковой лентой. | 1 | 08.11 | ||
«Техники нетрадиционного рисования»(5 ч.) | |||||
1(20) | Презентация, беседа . | 1 | 10.11 | ||
2(21) | Рисунок в технике «Кляксография» | 1 | 15.11 | ||
3(22) | Рисунок в технике «Монотипия» или «Диатипия» | 1 | 17.11 | ||
4(23) | Рисунок в технике «Фроттаж» | 1 | 22.11 | ||
5(24) | Обёрточная бумага для подарка в технике «Клише» | 1 | 24.11 | ||
«Лебединое озеро»( 2ч) | |||||
1(25) | Объёмная игрушка из яичной скорлупы. | 1 | 29.11 | ||
2(26) | Объёмная игрушка из яичной скорлупы. | 1 | 01.12 | ||
«Лоскутный город» (2ч.) | |||||
1(27) | Апликация из ткани «Кот в сапогах» | 1 | 06.12 | ||
2(28) | Апликация из кожи «Крокодил Гена» | 1 | 08.12 | ||
Вышивка лентами (4 ч.) | |||||
1(29) | Презентация «Вышивка лентами» | 1 | 13.12 | ||
2(30) | Панно «Корзина с цветами» | 1 | 15.12 | ||
3(31) | Панно «Корзина с цветами» | 1 | 20.12 | ||
4(32) | Панно «Корзина с цветами» | 1 | 22.12 | ||
Лепка (пластилин)(3 ч.) | |||||
1(33) | Дымковская игрушка | 1 | 27.12 | ||
2(34) | Городецкая игрушка | 1 | 29.12 | ||
3(35) | Композиция на диске сд | 1 | 10.01 | ||
Работа с соленым тестом (7 ч) | |||||
1(36) | Как работать с солёным тестом? | 1 | 12.01 | ||
2(37) | «Озорные фрукты» | 1 | 17.01 | ||
3(38) | «Озорные фрукты»( окраска) | 1 | 19.01 | ||
4(39) | «Часы с кукушкой» | 1 | 24.01 | ||
5(40) | «Часы с кукушкой»(окраска) | 1 | 26.01 | ||
6(41) | «Мой любимец» | 1 | 31.01 | ||
7(42) | «Мой любимец» Промежуточная аттестация | 1 | 02.02 | ||
Работа с макаронными изделиями, крупами( 10 ч.) | |||||
1(43) | Как правильно работать с макаронными изделиями и крупами. | 1 | 07.02 | ||
2(44) | «Волшебная банка желаний» | 1 | 09.02 | ||
3(45) | «Волшебная банка желаний»(окраска) | 1 | 14.02 | ||
4(46) | «Лев» | 1 | 16.02 | ||
5(47) | «Лев (окраска) | 1 | 21.02 | ||
6(48) | «Барашек Шон» | 1 | 23.02 | ||
7(49) | «Барашек Шон»(окраска) | 1 | 28.02 | ||
8(50) | «Узоры» | 1 | 02.03 | ||
9(51) | «Узоры» (окраска) | 1 | 07.03 | ||
10(52) | Чаяпитие. | 1 | 09.03 | ||
Бисероплетение(10 ч.) | |||||
1(53) | Виды и номера бисера. История бисероплетения. Презентация изделий | 1 | 14.03 | ||
2(54) | Подарочная вязанная лента | 1 | 16.03 | ||
3(55) | Подарочная вязанная лента | 1 | 21.03 | ||
4(56) | Браслет | 1 | 23.03 | ||
5(57) | Браслет | 1 | 04.04 | ||
6(58) | «Крокодил»(брелок) | 1 | 06.04 | ||
7(59) | «Крокодил» (брелок) | 1 | 11.04 | ||
8(60) | Картина из бисера | 1 | 13.04 | ||
9(61) | Картина из бисера | 1 | 18.04 | ||
10(62) | Картина из бисера | 1 | 20.04 | ||
Открытки к праздникам (7 ч) | |||||
1(63) | «с 1 сентября!» | 1 | 25.04 | ||
2(64) | «с днём рождения» | 1 | 27.04 | ||
3(65) | «с новым годом» | 1 | 02.05 | ||
4(66) | «с днём ангела» | 1 | 04.05 | ||
5(67) | «с 8 марта» | 1 | 09.05 | ||
6(68) | «с 23 февраля» | 1 | 11.05 | ||
7(69) | «с рождеством» | 1 | 16.05 | ||
Творческие проекты. (2ч.) | |||||
1(70) | Этапы проекта. Требования к мультимедийному проекту. | 1 | 18.05 | ||
2(71) | Проект «Подарок» Итоговая аттестация | 1 | 23.05 | ||
Выставка работ (1 ч.) | |||||
1(72) | Экскурсия на школьную выставку | 1 | 25.05 |
- Оценочный материал
Форма аттестации (промежуточная и итоговая)– школьные выставки, презентации
Уровень усвоения знаний и умений оценивается следующим образом:
Критерии оценивания:
Высокий уровень – обучающийся овладел на 80-100% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; самостоятельно побирает и работает с любым видом материалов, не испытывает особых трудностей.
Срений уровень – у обучающихся объем усвоенных творческих умений и навыков составляет 50-70%, подбирает и работает с материалом с помощью педагога, в основном выполняет задания на основе образца.
Низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных творческих умений и навыков, испытывает серьезные затруднения при работе с материалом; ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
- Список литературы
- Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение», Москва, 1988 г.
- Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001
- Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
- Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990
- Журнал «Делаем сами» 2010год №1-24
- Журнал «Девчонки и мальчишки» 2010год №6-12
- Мир игрушек и поделок. О. В. Парулина. 2000.
- 8. М. Федотова Цветы из ткани.
- Бисероплетение
- Нетрадиционное рисование для младших школьников (http://kladraz.ru )
- Журнал «Педагог» (zhurnalpedagog.ru ).
- http://games-for-kids.ru «Веселые уроки рисования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/09/picture-437664-1725914157.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская».
Содержание программы построено на выполнении художественно-творческих проектов, в ходе которых ребята учатся строить свою деятельность, искать нужные способы выполнения проекта, материалы, осваи...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/13/picture-1115994-1550032248.jpg)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Рукодельная мастерская»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая )программа «Рукодельная мастерская» имеет художественную направленность( работа с фетром, изготовление мягких плоских и объемных игрушек...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Начальное техническое моделирование» разработана в соответствии с «Законом об образовании...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/12/picture-1243650-1642000114.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творческая мастерская" (Объединение "Ориентир")
Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творческая мастерская" предназначена для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/30/picture-1206861-1617076199.png)
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб
Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мастерская творчества"
Актуальность программызаключается в том, что одной из проблем современной жизни является занятость детей в каникулярное время. Данная программа позволяет правильно организовать свой отдых и почувствов...