Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Рукодельная мастерская»
календарно-тематическое планирование
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая )программа «Рукодельная мастерская» имеет художественную направленность( работа с фетром, изготовление мягких плоских и объемных игрушек), обладает целым рядом возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира учащихся. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа способствует зарождению и развитию интереса у обучающихся к декоративно-прикладному творчеству, развитию творческой активности. В основу программы положена идея развития познавательной и креативной сфер личности, способность образно и нестандартно мыслить и практически воплощать свои замыслы через декоративно-прикладное творчество.
Предлагаемую программу можно использовать в работе объединений (клубов, курсов, кружков и др.), а так же тем, кто ведет углубленное изучение основ декоративно-прикладного творчества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комитет администрации Третьяковского района по образованию
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Третьяковского района Алтайского края
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
художественной направленности
«Рукодельная мастерская»
срок реализации — 1 год.
возраст учащихся 9 — 14 лет
Автор-составитель:
Просветова Ольга Леонидовна
педагог дополнительного образования.
с. Староалейское — 2018г.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая )программа «Рукодельная мастерская» художественной направленности разработана на основе следующих документов:
- Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы»;
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726 — р);
- Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19 ноября 2013 года № 191- 01- 39/ 06 — ГИ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 04.07.2014. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 — 14 «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», зарегистрировано в Министерстве РФ 20.08.2014 № 33660;
- закон Алтайского края от 04.09.2013. № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;
- Постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 № 617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы»;
- Приказ Комитета администрации Третьяковского района от 13.10.2014г. № 206-а «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Третьяковского района».
Возрождая и продолжая традиции мастеров, умевших творить прекрасное, изучив потребности населения, в соответствии с современными образовательными технологиями при условии личностно-ориентированного подхода в воспитании, развитии и обучении, с учетом сохранения заинтересованности в данном виде деятельности (вязание крючком) была разработана дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Рукодельная мастерская».
Направленность.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая )программа «Рукодельная мастерская» имеет художественную направленность( работа с фетром, изготовление мягких плоских и объемных игрушек), обладает целым рядом возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира учащихся. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа способствует зарождению и развитию интереса у обучающихся к декоративно-прикладному творчеству, развитию творческой активности. В основу программы положена идея развития познавательной и креативной сфер личности, способность образно и нестандартно мыслить и практически воплощать свои замыслы через декоративно-прикладное творчество.
Предлагаемую программу можно использовать в работе объединений (клубов, курсов, кружков и др.), а так же тем, кто ведет углубленное изучение основ декоративно-прикладного творчества.
Актуальность дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей ) программы художественной направленности «Рукодельная мастерская» обусловлена ее практической значимостью. Со временем так как веками отточенное мастерство изготовление игрушек из фетра актуально и по сей день. Традиции народного искусства продолжают жить и развиваться. Современные игрушки отличаются яркостью цветов, смелыми авторскими решениями, но в них также остались образность, добродушие, радость, которую они несут людям.
Обучающиеся применяют полученные знания, навыки и практический опыт для изготовления разнообразных игрушек, подарков, аксессуаров.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной направленности «Рукодельная мастерская» заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, приобщению к декоративно-прикладному творчеству, раскрытию лучших человеческих качеств.
В процессе освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной направленности «Рукодельная мастерская» обучающиеся достигают не только мастерства в выполнении изделий, но проявляют и развивают свои творческие способности, фантазию, изобретательность, художественный вкус.
По уровню освоения - общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Игрушки из фетра» является учебной, так как учит мастерству изготовления игрушек, подарков, аксессуаров, создает благоприятные условия для социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.
На занятиях используется педагогика сотрудничества и установка на успех. Работа на успех ребенка, стимулирует процессы саморазвития, самовоспитания и целеустремленности человека, способного свободно действовать в социальном пространстве прав и обязанностей. Значимой составляющей при этом является развитие творчества обучающихся как основной формы самопознания и саморегуляции своего природного предназначения.
Занятия в объединении открывают прекрасный мир искусства, способствуют осмыслению себя в связях не только с настоящим, но и прошлым; художественные представления, воображение, развивают творческие способности, учат видеть и понимать видеть и понимать прекрасное.
Цели и задачи программы.
Цель:
Развивать творческие способности обучающихся через овладение технологическими приемами ручной обработки фетра.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать теоретические знания и практические умения, навыки, способы и приемы по предмету обучения (изготовление игрушек из фетра);
- научить приемам безопасной работы с материалами и инструментами;
- научить экономно расходовать используемые материалы;
- научить применять полученные знания на практике.
Воспитательные:
- привить интерес к истокам народного творчества;
- воспитать трудолюбие, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, аккуратность в выполнении изделий;
- воспитать умение ценить свой и чужой труд;
- соединить обучение с воспитательным процессом;
- сформировать культуру взаимоотношений.
Развивающие:
- развивать фантазию, творческие способности, эстетический и художественный вкус;
- развивать потребность совершенствования своей личности.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Рукодельная мастерская»
ориентирована на обучающихся 9 — 14 лет.
В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора. При зачислении в детское объединение, родители (законные представители) обучающихся предоставляют заявление.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение в группы от 10 до 12 человек.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной направленности «Игрушки из фетра»: 1 год обучения, (216ч. в год).
Аудиторные занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа (45 мин. занятие, 5 мин. перерыв).
Программа предусматривает приобретение знаний по материаловедению; освоение основных видов швов, получение навыков выполнения игрушек, сувениров, украшений из фетра.
Формы и режим проведения занятий.
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную. Каждое занятие по темам программы, как правило, состоит из теоретической части и практической работы.
Форма обучения: очная.
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной (обще развивающей) программы художественной направленности «Игрушки из фетра» предусмотрены следующие формы проведения занятий:
Традиционные:
- учебное занятие;
- групповая работа;
- индивидуальная работа;
- дискуссия;
- экскурсия.
Нетрадиционные:
- презентация (демонстрация) изделия;
- интегрированные занятия;
- занятия с мастерами.
К концу обучения учащиеся:
Знают:
- историю развития игрушки;
- понятие: «эскиз», «шаблон», «нетканый и тканый материал», «выкройка», «лекало»;
- технологию изготовления плоской и объемной игрушки;
- материаловедение;
- правила техники безопасности;
Умеют:
- выполнять выкройки по схемам;
- выполнять простейшие виды ручных швов.
- владеют приемами работы с фетром;
- изготавливать и декорировать различные виды игрушек
- работать как самостоятельно, так и в группе;
- самостоятельно изготовить простейшую игрушку из фетра.
Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:
В процессе учебной, творческой деятельности происходит изучение, усвоение нового материала с помощью словесных методов:
- объяснение;
- рассказ;
- беседа.
Процесс закрепления и совершенствования ЗУН, осуществляется посредством наглядных практических методов:
- повторение и показ;
- демонстрация образцов и изделий;
- изготовление изделий по схемам, шаблонам, выкройкам.
В реализации личностно-ориентированного подхода применяются как групповые, так и индивидуальные формы работы с обучающимися.
Планируемые результаты освоения программы и формы их оценки.
Личностные результаты:
В результате освоения общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Рукодельная мастерская» обучающиеся будут:
- воспринимать знания и умения в изготовлении игрушек из фетра;
- использовать полученные знания на практике;
- проводить самооценку своей деятельности.
Алгоритм самооценки (цель выполнения работы; удалось ли получить результат; выполнено правильно или с ошибкой; самостоятельно или с помощью педагога);
- совместно с педагогом оценивать проделанную работу(словесная оценка).
Мета предметные результаты.
В результате освоения общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Игрушки из фетра» обучающиеся будут способны:
- при поддержке педагога, извлекать, анализировать, синтезировать информацию из различных источников;
- определять перечень необходимого оборудования (источников, материалов, приемов) для выполнения поставленной задачи;
- представлять свои изделия перед аудиторией (демонстрация изделий);
- владеть техникой безопасности на занятиях и поведения в общественных местах.
Предметные результаты.
В результате освоения общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной направленности «Игрушки из фетра» обучающиеся будут
знать:
- историю возникновения игрушки;
- современные виды материала (фетр);
- последние тенденции в изготовлении игрушек из фетра;
- знать правила ухода за изготовленными игрушками.
Уметь:
- уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- подбирать правильные виды швов при выполнении изделий;
- свободно пользоваться схемами из журналов и специальной литературы; - - использовать полученные знания и умения на практике.
На протяжении освоения общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Игрушки из фетра» используются следующие виды контроля.
Входной (осуществляется при приеме учащихся в объединение):
- собеседование;
- наблюдение;
- проверка практических навыков.
Текущий (действует на протяжении всего учебного года):
- выполнение и применение изученных видов швов на практике;
- контрольные задания по выполнению отдельных приемов и видов швов;
- наблюдение.
Промежуточный (осуществляется при переходе от одного раздела к другому):
- владение изученными приемами шитья;
- знание правил техники безопасности;
- самостоятельное выполнение изделий по выкройке;
- выставки работ по темам.
Итоговый ( организуется по окончании учебного года ):
- выставки работ (коллективные и персональные);
- итоговое занятие (с целью выявления уровня полученных знаний, умений, навыков).
Для определения уровня освоения общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Рукодельная мастерская» используются следующие диагностические методы:
1. Наблюдение.
Наблюдение — это организованное восприятие исследуемого учащегося, явления или процесса в естественных условиях, что позволяет педагогу оценить творческую деятельность обучающегося, его мотивированность на выполнение определенного вида деятельности, организованность, волевые качества.
2. Анкетирование.
Анкетирование в начале учебного года, проводится с целью выяснения потребностей обучающихся в овладении искусством изготовления игрушек, сувениров из фетра.
В конце учебного года - с целью удовлетворенности обучающимися полученными знаниями, умениями, навыками.
3. Тестирование.
Важным звеном процесса обучения является контроль знаний и умений обучающихся. Тестирование выполняет три основные функции:
диагностическую, обучающую и воспитательную.
- диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков обучающихся;
- обучающая функция тестирования состоит в мотивации обучающихся к активизации работы по усвоению предложенного материала;
- воспитательная функция проявляется в периодичности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность обучающихся, формирует стремление развивать свои способности. (Приложение 1).
Критерии оценки уровня освоения программы.
- владение теоретическими знаниями и практическими умениями, навыками, способами и приемами по предмету обучения (игрушки из фетра);
- трудолюбие, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, аккуратность в выполнении изделий;
- умение ценить свой и чужой труд;
- демонстрировать культуру взаимоотношений;
- применять полученные знания на практике.
Формы подведения итогов реализации программы.
- участие в районных, краевых выставках декоративно-прикладного творчества;
- демонстрация игрушек;
- итоговое занятие.
Показателем эффективной реализации программы является уровень общего развития обучающихся, стремление к изготовлению игрушек, сувениров, аксессуаров из фетра, самостоятельной творческой деятельности, положительного отношения к окружающей действительности, видение прекрасного.
Методическое обеспечение.
- образцы игрушек, сувениров, аксессуаров из фетра;
- специальная литература;
- книги, журналы по изготовлению изделий из фетра;
- уголок по технике безопасности - «Узелок на память».
Учебно — методический комплекс и его компоненты.
№ | наименование | материалы | Дата разработки |
1. | Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Рукодельная мастерская». | Программа «Рукодельная мастерская». | 2018г. |
2. | Учебно-методические пособия для педагога и учащихся | Наглядные пособия: - образцы изделий; - сменная выставка работ в кабинете; - книги и журналы по изготовлению игрушек из фетра; - уголок техники безопасности. Диагностические материалы: - анкеты удовлетворенности обучающихся образовательного процесса; - анкета уровня воспитанности обучающихся; - мониторинг образовательных результатов; - анкеты контроля ЗУН. | В течение года |
. | Материалы по индивидуальному сопровождению обучающихся. | Индивидуальные задания (выполнение необходимых швов при изготовлении игрушек, сувениров, аксессуаров из фетра). Анкетирование родителей «Изучение потребностей родителей обучающихся». | В течение года |
4. | Материалы по работе с детским коллективом. | - коллективные задания; - правила техники безопасности | В течение года |
5. | Информационные ресурсы. | - интернет-ресурсы; - специальная литература. | В течение года |
Техническое оснащение занятий.
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Рукодельная мастерская», необходимо иметь:
- кабинет, удобные места для работы с фетром;
- инструменты и материалы (фетр, иглы, ножницы, карандаши, бумага для выкроек, игольницы, нитки катушечные, тесьма, сутаж, цветные ленты пуговицы, элементы отделки, картон и т.д, клей ПВА, поролон, синтепон);
Воспитательная работа с коллективом:
- участие в мероприятиях Центра творчества;
- экскурсии в библиотеку, музей;
- беседы на интересующие темы.
№ | ТЕМА | Кол-во часов общее практ. теор. | |||
1. | Вводное занятие. | 3 | - | 3 | |
2. | Основные приемы работы с фетром. Цветоведение. | 9 | 8 | 1 | |
3. | Обучение основным видам ручных швов. | 15 | 14 | 1 | |
4. | Выполнение игрушек из фетра. | 60 | 59 | 1 | |
5. | Плоские комбинированные игрушки - «веселый зоопарк». | 63 | 62 | 1 | |
6. | Сувениры, украшения из фетра. | 60 | 59 | 1 | |
7. | Подготовка к выставкам. | 3 | 3 |
| |
8. | Итоговое занятие. | 3 | - | 3 | |
Итого 216ч. |
|
Содержание программы.
1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство обучающихся с программой обучения; режимом работы объединения; изучение правил техники безопасности; материаловедение.
2. Основные приемы работы с фетром. Цветоведение.
Теория:
Особенности фетра: его недостатки и преимущества. Способы выкраивания и стачивания деталей. Правил хранения выкроек. Цветовое решение при шитье изделия. Различные способы декорирования. Цвета спектра. Цвета круга: теплые и холодные. Цветовой тон и насыщенность. Хроматические и ахроматические цвета. Контраст и гармония цвета.
Практика: определение лицевой и изнаночной сторон тканей, долевой и уточной нити, направление ворса.
3. Обучение основным видам ручных швов, раскраивание по шаблонам.
Теория: Краткая характеристика, разновидность, применение.
Практика: Определение видов ткани из предложенных образцов.
Ручные швы: «Вперед иголку», «Назад иголку», «Петельный шов», «Потайной шов».
Выполнение основных ручных швов.
Изготовление шаблонов.
Выкраивание деталей по выкройкам.
4. Выполнение игрушек из фетра.
Теория: Выбор изделий, выкроек - шаблонов, фетра, украшений.
Практика: Шитье игрушек: сапожок, котенок, лошадка, лисичка, осьминожек, куколка. По выбору.
5. Плоские комбинированные игрушки - «Веселый зоопарк».
Теория: Выбор изделий, выкроек — шаблонов, фетра, украшений.
Практика:
Изготовление игрушек: «веселый зоопарк».
6. Сувениры, украшений из фетра.
Теория: выбор изделий, выкроек — шаблонов, фетра.
Практика: Изготовление сувениров и украшений из фетра.
7. Подготовка к выставкам.
Практика: Оформление изделий для выставки.
8. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов работы за год, анкетирование, тестирование.
Литература.
1. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка. ИД МСП, 2005.
2. Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Валерии С1Щ Малая энциклопедия рукоделия.2001.
3. Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2011.
4. Макарова М.Н. Перспектива: Графические задания и методические рекомендации. М. Д989. 2011.
5. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек — сувениров. М. Просвещение, 1990.
6. Неменский Б.М. Программы. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М. Просвешение, 2009.
7. Фролова Т.О. Мягкая игрушка. АСТ — Сталкер. Подарок своими руками. 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАРМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажное чудо»
Адаптированная общеобразовательная программа «Бумажное чудо» адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индиви...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Арт-студия»
Программа предполагает погружение детей в мир искусства для формирования умения создавать творческие художественные работы в разных видах художественно – продуктивной деятельности. Постепенное в...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская».
Содержание программы построено на выполнении художественно-творческих проектов, в ходе которых ребята учатся строить свою деятельность, искать нужные способы выполнения проекта, материалы, осваи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный скульптор»
Знакомство с пластическими материалами, их свойствами и особенностями выполнения учебных, творческих заданий курса. Изучение закономерностей и правил работы с пластичными материалами. Изучение способо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Детское художественное творчество"
Программа расчитана на 4 года обучения. в содержании присутствуют такие темы как : лепка; рисование; работа с бумагой; Работа с тканью(чердачная игрушка и текстильная кукла)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мастерская творчества"
Актуальность программызаключается в том, что одной из проблем современной жизни является занятость детей в каникулярное время. Данная программа позволяет правильно организовать свой отдых и почувствов...